- 3.4. Химические реактивы и их хранение
- Квалификация чистоты химических реактивов.
- 3.5. Правила работы с химическими реактивами.
- 4. Чистые вещества и смеси. Методы разделения и очистки веществ.
- Группы хранения реактивов методическая разработка по химии по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Реактивы способы их хранения
- 1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ХИМИЧЕСКИМ РЕАКТИВАМ, ПРИМЕНЯЕМЫМ В ЛАБОРАТОРИЯХ САНЭПИДСТАНЦИЙ
- 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ХРАНЕНИЮ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКТИВОВ
- 3. ОСОБЕННОСТИ ХРАНЕНИЯ РЕАКТИВОВ С УЧЕТОМ ИХ СВОЙСТВ*
- 4. ПРИГОТОВЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ТОЧНЫХ РАБОЧИХ РАСТВОРОВ
- 5. УЧЕТ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКТИВОВ
3.4. Химические реактивы и их хранение
Химические реактивы представляют собой индивидуальные вещества, их растворы или смеси строго регламентированного состава, предназначенные, например, для лабораторных работ, научных исследований, химического анализа и др. Химические реактивы могут использоваться в твердом, жидком или газообразном состояниях (в виде паров). Их принято разделять по степени чистоты на несколько квалификаций, характеристики которых приведены в таблице.
Квалификация чистоты химических реактивов.
Содержание основных веществ, масс.%
Содержание отдельных примесей, масс.%
Чистый для анализа
Твердые реактивы хранят в стеклянных и полиэтиленовых банках, а жидкие — в склянках. В зависимости от свойств веществ банки и склянки закрывают стеклянными, полиэтиленовыми, резиновыми или корковыми пробками.
Гигроскопичные вещества хранят в бюксах, эксикаторах, запаянных ампулах, склянках с хлоркальциевыми трубками и банках с притертыми пробками. Пробки банок можно заливать парафином. Реактивы, изменяющиеся под действием света, хранят только в темных склянках. Газообразные химические реактивы в больших количествах хранят в баллонах, а в небольших — в газовых бюретках и газометрах.
3.5. Правила работы с химическими реактивами.
1. При работе с химическими реактивами следует оберегать их от загрязнения. Не следует сливать излишки растворов и ссыпать твердые вещества обратно в емкости, из которых они взяты. После употребления реактива склянку нужно тотчас закрыть пробкой и поставить на место. Важно не путать пробки разных склянок.
2. На всех склянках с реактивами всегда должны быть этикетки с названием вещества или химической формулой.
3. Брать реактивы следует в возможно малых количествах.
4. Твердые вещества следует брать при помощи стеклянных, фарфоровых, пластмассовых шпателей, лопаточек, а жидкие — с помощью пипеток.
5. При отборе жидкого реактива склянку следует брать этикеткой в ладонь и последнюю каплю реактива удалять о край сосуда, в который жидкий реактив наливают.
4. Чистые вещества и смеси. Методы разделения и очистки веществ.
Чистое вещество содержит частицы только одного вида. Примерами могут служить серебро (содержит только атомы серебра), серная кислота и оксид углерода (IV) (содержат только молекулы соответствующих веществ). Все чистые вещества имеют постоянные физические свойства, например, температуру плавления (Тпл) и температуру кипения (Ткип).
Вещество не является чистым, если содержит какое-либо количество одного или нескольких других веществ – примесей. Загрязнения понижают температуру замерзания и повышают температуру кипения чистой жидкости. Например, если в воду добавить соль, температура замерзания раствора понизится.
Смеси состоят из двух или более веществ. Почва, морская вода, воздух – все это примеры различных смесей. Многие смеси могут быть разделены на составные части – компоненты – на основании различия их физических свойств.
Традиционными методами, которые используются в лабораторной практике с целью разделения смесей на отдельные компоненты, являются:
отстаивание с последующей декантацией,
разделение с помощью делительной воронки,
перегонка (в том числе фракционная перегонка),
Фильтрование. Для отделения жидкостей от взвешенных в ней мелких твердых частиц применяют фильтрование (рис.37), т.е. процеживание жидкости через мелкопористые материалы – фильтры, которые пропускают жидкость и задерживают на своей поверхности твердые частицы. Жидкость, прошедшая через фильтр и освобожденная от находившихся в ней твердых примесей, называется фильтратом. Фильтрующими материалами могут быть бумага, вата, стекловата, ткань и др.
Для фильтрования горячих растворов (например, с целью перекристаллизации солей), применяют специальную воронку для горячего фильтрования (рис.39) с электрическим или водяным обогревом).
Часто применяют фильтрование под вакуумом. Фильтрование под вакуумом используют для ускорения фильтрования и более полного освобождения осадка от раствора. Для этой цели собирают прибор для фильтрования под вакуумом (рис.40). Он состоит из колбы Бунзена, фарфоровой воронки Бюхнера, предохранительной склянки и вакуум-насоса (обычно водоструйного).
В случае фильтрования суспензии малорастворимой соли кристаллы последней могут быть промыты дистиллированной водой на воронке Бюхнера для удаления с их поверхности исходного раствора. Для этой цели используют промывалку (рис.41).
Декантация. Жидкости могут быть отделены от нерастворимых твердых частиц декантацией (рис.42). Этот метод можно применять, если твердое вещество имеет большую плотность, чем жидкость. Например, если речной песок добавить в стакан с водой, то при отстаивании он осядет на дно стакана, потому что плотность песка больше, чем воды. Тогда вода может быть отделена от песка просто сливанием. Такой метод отстаивания и последующего сливания фильтрата и называется декантацией.
Центрифугирование. Для ускорения процесса отделения очень мелких частиц, образующих в жидкости устойчивые суспензии или эмульсии, используют метод центрифугирования. Этим методом можно разделить смеси жидких и твердых веществ, различающихся по плотности. Разделение проводится в ручных или электрических центрифугах (рис.43).
Разделение двух несмешивающихся жидкостей, имеющих различную плотность и не образующих устойчивых эмульсий, можно осуществить с помощью делительной воронки (рис.44). Так можно разделить, например, смесь бензола и воды. Слой бензола (плотность = 0,879 г/см 3 ) располагается над слоем воды, которая имеет большую плотность ( = 1,0 г/см 3 ). Открыв кран делительной воронки, можно аккуратно слить нижний слой и отделить одну жидкость от другой.
Выпаривание (рис.45) – этот метод предусматривает удаление растворителя, например, воды из раствора в процессе нагревания его в выпарительной фарфоровой чашке. При этом выпариваемая жидкость удаляется, а растворенное вещество остается в выпарительной чашке.
Кристаллизация – это процесс выделения кристаллов твердого вещества при охлаждении раствора, например, после его упаривания. Следует иметь в виду, что при медленном охлаждении раствора образуются крупные кристаллы. При быстром охлаждении (например, при охлаждении проточной водой) образуются мелкие кристаллы.
Перегонка — метод очистки вещества основанный на испарении жидкости при нагревании с последующей конденсацией образовавшихся паров. Очистка воды от растворенных в ней солей (или других веществ, например, красящих) перегонкой называется дистилляцией, а сама очищенная вода – дистиллированной.
Фракционная перегонка (рис.46) применяется для разделения смесей жидкостей с различными температурами кипения. Жидкость с меньшей температурой кипения закипает быстрее и раньше проходит через фракционную колонку (или дефлегматор). Когда эта жидкость достигает верха фракционной колонки, то попадает в холодильник, охлаждается водой и через алонж собирается в приемник (колбу или пробирку). Фракционной перегонкой можно разделить, например, смесь этанола и воды. Температура кипения этанола 78 0 С, а воды 100 0 С. Этанол испаряется легче и первым попадает через холодильник в приемник.
Возгонка – метод применяется для очистки веществ, способных при нагревании переходить из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое состояние. Далее пары очищаемого вещества конденсируются, а примеси, не способные возгоняться, отделяются.
Источник
Группы хранения реактивов
методическая разработка по химии по теме
В помощь учителю химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himreaktivy.doc | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
Группы хранения реактивов
Общие свойства веществ данной группы
Условия хранения в школе
В «Типовых перечнях» не значатся
Вносить в здание школы запрещено
Выделяют при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы
Литий, натрий, кальций, магний металлические; карбид кальция
В лаборантской, в шкафу под замком или вместе с ЛВЖ
Самовозгораются на воздухе при неправильном хранении
В «Типовых перечнях» не значатся
Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ)
Диэтиловый эфир, ацетон,
бензол, кислота аминоуксусная, нефть сырая,
В лаборантской в металлическом ящике или в специальной заводской укладке
Легковоспламеняющиеся твердые вещества
Сера черенковая, фосфор красный, кислота бензойная,
кислота пальмитиновая, кислота олеиновая, кислота стеариновая, активированный уголь, графит, парафин,
В лаборантской, в шкафу под замком
Воспламеняющие (окисляющие) реактивы
Перманганат калия, азотная кислота, нитраты калия, натрия, оксид марганца (IV), пероксид водорода, нитрат алюминия, нитрат аммония
В лаборантской, в шкафу, отдельно от
Повышенной физиологической активности
Бром, аммиак, бария оксид,
гидроксид калия, гидроксид натрия, оксид кальция,
гидроксид кальция, оксид свинца (II ), дихромат аммония, нитрат бария,
В лаборантской в сейфе
Малоопасные вещества и практически безопасные
В классе в запирающихся шкафах или в лаборантской в шкафах
Сведения об особых свойствах и группах хранения веществ
Для всех веществ ниже даются следующие характеристики:
- Особая отметка (графа 2). Если здесь стоит знак *, то в формах, предусмотренных «Типовыми перечнями» вещество используется только учителем. Учащимся можно выдавать вещества в виде разбавленных растворов.
Если в этой графе поставлен знак ** , то вещество требует особого обращения из-за того, что у него высока физиологическая активность в относительно малых дозах, повышенная пожароопасность или возможны тяжелые отдаленные последствия воздействия на организм. Учащимся в исходных формах не выдается.
Если особой отметки нет, то вещество при соблюдении правил техники безопасности используется всеми без ограничения.
2. Группы хранения веществ определяются в первую очередь их химической совместимостью: при случайном смещении веществ одной и той же группы между ними не должно быть взаимодействия или, если таковое произойдет, продукты реакции и тепловой эффект не должны представлять опасности (графа 3).
3. Действие на организм указывается в графе 4. Если вещество не
представляет опасности ни при кратковременном, ни при длительном
воздействии, в графе ставится прочерк.
4. Знаком « + » возле названия обозначены вещества, проникающие в
организм в капельно-жидком состоянии через кожу.
Источник
Реактивы способы их хранения
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ХРАНЕНИЯ, УЧЕТА И ПРИМЕНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКТИВОВ В ЛАБОРАТОРИЯХ САНЭПИДСТАНЦИЙ
Настоящие методические рекомендации разработаны Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР (Ю.И.Савельева) и Отделом перспективного планирования санэпидслужбы ИМПиТМ им. Е.И.Марциновского (Н.В.Русаков, А.Н.Быков, А.И.Чернышенко, Н.В.Кожока, Р.И.Зеленкина).
Начальник Главного эпидемиологического управления Минздрава СССР В.Е.Ковшило 10 марта 1983 г. N 2674-83
В настоящее время в лабораториях санитарно-эпидемиологических станций и других санэпидучреждений используется большой ассортимент химических реактивов. Знание квалификации, классификации, условий хранения, учета и использования химических реактивов, а также опасных их свойств являются основой качественного, метрологически обеспеченного получения результатов исследований (определений), используемых при осуществлении Государственного санитарного надзора.
Методические рекомендации предназначены для лабораторий санэпидстанций.
1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ХИМИЧЕСКИМ РЕАКТИВАМ, ПРИМЕНЯЕМЫМ В ЛАБОРАТОРИЯХ САНЭПИДСТАНЦИЙ
Химическим реактивом называется вещество, с помощью которого можно качественно обнаружить или количественно определить другое вещество. Основное требование, предъявляемое к химическому реактиву, — это его чистота. В зависимости от содержания основного вещества и допустимых примесей для химических реактивов установлены следующие квалификации: чистый «ч», чистый для анализа «чда», химически чистый «хч». Кроме квалификаций, характеризующих реактивы по содержанию основного вещества и сопутствующим примесям, имеется квалификация по областям применения реактива или препарата: индикатор «инд», краситель для микроскопии «кдм», для хроматографии «дхф», фармакопейный препарат «фарм» и т.д.
1.1. В лабораториях санэпидстанций следует применять реактивы квалификации, указанной в НТД на методику определения. В случае отсутствия указания на квалификацию применяются реактивы «чда».
1.2. Химические продукты особой чистоты «осч» и эталонно чистые «вэч» не должны применяться (методики, используемые лабораториями санэпидстанций, не предъявляют таких требований).
1.3. Запрещается использование в практике лабораторий санэпидстанций химических продуктов квалификации «сырые продукты», «технические продукты».
2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ХРАНЕНИЮ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКТИВОВ
2.2. Хранить химические реактивы и препараты следует в отдельном помещении, ориентированном на север, имеющем отопление, вентиляцию, искусственное освещение.
2.3. Реактивы должны храниться на стеллажах или в шкафах и быть доступны только для ответственного за них лица (назначенного приказом главного врача СЭС).
2.4. Температура воздуха в помещении для хранения реактивов должна быть от +8° до +20 °С, относительная влажность 60-70%.
2.5. Хранение реактивов следует систематизировать по их классам: неорганические вещества — простые вещества (металлы и неметаллы); оксиды, основания, соли (расставлять по катионам); органические вещества (расставлять по алфавиту). Кислоты хранить отдельно. Над каждым классом реактивов должна быть надпись.
2.6. При хранении сыпучих, твердых веществ, растворителей, жидких реактивов не рекомендуется их перемещать в другую емкость и следует хранить в таре завода-изготовителя с этикеткой предприятия или расфасовщика. В исключительных случаях допускается их розлив в меньшие емкости при соблюдении правил техники безопасности и условий, гарантирующих сохранение химических свойств реактивов.
2.7. Химические реактивы, используемые в каждодневной работе лабораторий, допускается хранить в специальных шкафах в помещении лаборатории. Ассортимент и количество их должны быть минимальными. Лабораторным подразделениям необходимо иметь список таких реактивов.
2.8. Республиканским, краевым, областным санэпидстанциям для организации соблюдения правил и сроков хранения химических реактивов в лабораториях нижестоящих санэпидстанций следует иметь фонд государственных стандартов и другой НТД на применяемые в работе химические реактивы.
2.9. Работу с фондом необходимо проводить в соответствии с «Методическими указаниями по организации работы санэпидстанций по стандартизации и метрологическому обеспечению лабораторного контроля», утв. 12.09.79 г. N 2956-79.
2.10. При организации хранения необходимо учитывать основные опасные свойства* химических реактивов, в том числе влагочувствительность, светочувствительность, термочувствительность, пожароопасность, токсичность.
* Свойства, существенно влияющие на стабильность качественных показателей химических соединений, а также способных послужить причиной пожара, взрыва, отравления или заболевания персонала.
2.11. Во всех помещениях для хранения реактивов следует поддерживать чистоту и порядок, возможность свободного доступа ко всем стеллажам.
3. ОСОБЕННОСТИ ХРАНЕНИЯ РЕАКТИВОВ С УЧЕТОМ ИХ СВОЙСТВ*
* См. приложение 1. Список реактивов наиболее часто применяемых в лабораториях санэпидстанций.
3.1. Хранение влагочувствительных реактивов
Влагочувствительные реактивы — реактивы, которые при контакте с водой или влагой могут изменять свои свойства и состояния, переходят в кристаллы, воспламеняются, выделяют газы и т.п.
3.1.1. Влагочувствительные реактивы следует хранить в герметичной упаковке; особо гигроскопические и влагочувствительные реактивы сохранять в дополнительной упаковке, герметически жестком футляре или полиэтиленовом мешочке.
3.2. Хранение светочувствительных реактивов
Светочувствительные реактивы — реактивы, которые под действием света могут изменять свои свойства — окисляться, восстанавливаться, изомерироваться, разлагаться и менять свой цвет.
3.2.1. Светочувствительные реактивы необходимо хранить в таре из оранжевого стекла или светонепроницаемого материала. Допускается хранение некоторых светочувствительных реактивов в таре из бесцветного стекла, но с обязательной упаковкой в черную бумагу.
3.2.2. Перемещение светочувствительных реактивов необходимо проводить осторожно, не допускать нарушения герметичности упаковки и разрыва светонепроницаемой обертки (фотохимические реакции ускоряются в присутствии воздуха, особенно влажного).
3.2.3. Светочувствительные реактивы следует хранить в темном месте, исключающем попадание на реактивы прямых солнечных лучей.
3.2.4. Каждую новую полученную партию светочувствительных реактивов помещают на стеллаже позади имеющейся в наличии партии светочувствительных реактивов.
3.3. Хранение термочувствительных реактивов
Термочувствительные реактивы — реактивы, изменяющие свои свойства под действием температуры окружающей среды; низкоплавящиеся, низкозатвердевающие, низкокипящие; кипящие до 20 °С, от 20 до 40 °С, от 40 до 60 °С и т.п.
3.3.1. Термочувствительные реактивы следует хранить в прохладных затемненных помещениях, вдали от отопительных приборов при температуре ниже «критической», при которой реактив разлагается.
3.3.2. Реактивы с низкой температурой плавления необходимо хранить в прохладном месте, вдали от отопительных элементов, в условиях, обеспечивающих температуру окружающей среды ниже температуры плавления реактива. Хранение их на открытом месте не допускается.
3.3.3. Реактивы с низкой температурой затвердения следует хранить при температуре не выше температуры затвердения реактива.
3.3.4. Низкокипящие реактивы в зависимости от их температуры кипения необходимо хранить в металлических баллонах, запаянных в стеклянных ампулах, в герметически укупоренной таре из стекла, металла или полимерного материала при температуре ниже температуры кипения.
3.3.5. Термолабильные реактивы должны храниться в холодильнике при температуре от +4 до -20 °С с соблюдением указаний на этикетках по условию их хранения.
3.4. Хранение пожароопасных реактивов
Пожароопасные реактивы — реактивы, способные к самопроизвольному воспламенению, загоранию, к взрыву или от воздействия тепла, электрической искры, удара, трения, сжатия, при соединении с водой и т.п.
3.4.1. Пожароопасные реактивы необходимо хранить в отдельном помещении вдали от нагревательных приборов, учитывая возможность их самопроизвольного зажигания или взрыва.
3.5. Хранение токсичных реактивов
Токсичные реактивы — реактивы, которые при попадании в организм, на кожу или слизистые человека, оказывают особо вредное воздействие, нарушая деятельность органов и тканей, или приводя к их гибели.
3.5.1. Токсичные реактивы группы сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) хранятся по правилам, указанным в п.5.2.
4. ПРИГОТОВЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ТОЧНЫХ РАБОЧИХ РАСТВОРОВ
4.1. При приготовлении растворов для колориметрического, нефелометрического и других методов исследования, а также для приготовления вспомогательных растворов, применяемых при исследованиях (определениях), необходимо руководствоваться действующими стандартами на приготовление растворов химических реактивов (ГОСТ 4517-75, ГОСТ 4212-76, ГОСТ 4919.1-77, ГОСТ 4912-77, СТ.СЭВ 435-77, СТ.СЭВ 810-77 и др.), а также специальными прописями в методиках исследования, если способы приготовления не изложены в стандартах.
4.2. Приготовленные растворы должны помещаться в посуду с притертыми пробками или в полиэтиленовые флаконы с привинчивающимися крышками (если в НТД нет других указаний).
4.3. На посуду, в которую помещен приготовленный раствор, необходимо наклеить этикетку с четким названием раствора и даты его приготовления. Допускается хранение приготовленных растворов в посуде, в которой они изготовлялись только в случае их полного расходования в день приготовления. На указанной посуде должна быть этикетка с четким названием приготовленного раствора и даты приготовления.
4.4. Приготовленные растворы должны храниться при температуре от +15 до +25 °С в соответствии с установленным сроком хранения.
4.5. Допускается приготовление точных и отдельных вспомогательных растворов в лабораториях вышестоящих санэпидстанций для лабораторий нижестоящих СЭС. Учет приготовления и расхода их в этом случае следует вести отдельно.
5. УЧЕТ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКТИВОВ
5.1. Учет реактивов должен вестись по форме N М-17 (таблица 1), утвержденной Министерством финансов СССР 27.12.1973 г. N 323 «Книга складского учета материалов», с указанием материально-ответственного лица.
Источник