- Сущность развивающего обучения
- «Технология развивающего обучения» статья
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Организация развивающего обучения:
- 1. Психологический комфорт на уроке.
- 2. Творческие задания составляют основу учебной деятельности учащихся с первого урока до последнего по теме.
- 3. Усвоению подлежит не вся информация, а только теоретические закономерности — общенаучные, общепредметные и тематические понятия.
- 4. Теоретические закономерности не предлагаются учащимся в готовом виде, а формулируются через существенные признаки учащимися самостоятельно или с помощью учителя в процессе анализа и систематизации научной информации, решения проблем, проведения исследований и экспертиз, проектной и прогностической деятельности.
- 5. Выполнение творческих заданий и работ осуществляется с помощью алгоритмов, часть из которых разрабатывается самими учащимися и в последующей учебной деятельности.
- 6. Структура учебного материала составлена таким образом, что в процессе изучения новых тем происходит развитие основных — общенаучных и общепредметных понятий ранее изученных тем.
- 7. В процессе образования учащиеся постепенно осваивают методы научной творческой деятельности.
- 8. Освоение нового метода и технологии творческой деятельности на первом этапе осуществляется в групповой форме, затем через парную работу постепенно переходит в индивидуальную форму работы.
- 9. Контроль и анализ результатов образования по теме включают в себя не только теоретические закономерности, но и методы и технологии творческой деятельности, анализ самого процесса деятельности на теоретическом, методологическом уровнях, а также составление заданий самостоятельно.
- Технологию обучения в системе развивающего обучения можно представить следующей схемой:
- 1. Мотивационно-ориентированная часть
- — Актуализация знаний. Целью данного этапа является повторение опорных знаний, создание ситуации успеха для последующей деятельности. Итогом данного этапа является ответ ученика на вопрос «Готов ли я к изучению нового?»
- — Мотивация. На данном этапе учитель предлагает учащимся конкретную учебно-практическую задачу, однако её решение приводит к определённым трудностям.
- — Постановка учебной задачи. На этапе постановки учебной задачи учащиеся сами должны себе ответить на вопрос «Что же мы должны узнать, чтобы решить поставленную задачу»?
- 2. Операционно-исполнительная часть
- — Преобразование модели. Выявляются принципиально различные случаи на применение модели.
- 3. Рефлексивно-оценочная часть
- Естественно, что реализовать на одном уроке все перечисленные этапы невозможно. Всё это — дело времени нескольких уроков. Структура этапов учебной деятельности может варьироваться, несколько меняться в своей последовательности. Первым этапом может быть и проблематизация, и творческая работа, но выполнение этих заданий и работ потребует обязательного формулирования теоретических понятий. Главное заключается в том, что учебная деятельность на каждом из этапов предполагает работу с теоретическими понятиями, методами и технологиями научной деятельности, что обеспечивает формирование теоретического мышления и технологической культуры учащихся. Умение видеть научно — теоретические основы своей деятельности, умение создать новые технологии и продукты профессиональной деятельности и являются важнейшими условиями достижения профессионального успеха в технологическом обществе.
- На уроках в системе развивающего обучения основное внимание уделяется развитию мышления и речи ученика. Причём в лучших моделях развивающего обучения даже на отдельных уроках можно увидеть, что развитие мышления и речи носит систематический характер. Учащимся предлагаются творческие задания, для выполнения которых необходимо прежде всего составить алгоритмы. Эта деятельность требует мыслительных усилий, поэтому на уроках в системе развивающего обучения преобладают групповые и парные формы работы, в рамках которых можно организовать конструктивное общение и сотрудничество. Соответственно речь является не только средством развития мышления, но и важнейшим условием успешной учебной деятельности. Обсуждая алгоритм, процесс выполнения заданий и получаемые ответы учащиеся предельно эффективно развиваются. В процессе обсуждения у учащихся формируется не только учебная, но и социальная самостоятельность. Память в развивающем обучении формируется непроизвольно. Ежеурочная работа с теоретическими понятиями, анализ и преобразование их существенных признаков приводит к тому, что определения основных теоретических понятий учащиеся запоминают без особых усилий, при этом они способны не только воспроизводить формулировки понятий, но и анализировать и преобразовывать их, чего не удаётся достичь в системе информационно — репродуктивного образования.
- 1. Подготовка к восприятию:
- 2. Восприятие:
- 3. Осознание и осмысление информации.
- 4. Закрепление, применение.
- Учебная программа по предмету для развивающего обучения имеет принципиальные отличия от содержания программы для информационно — репродуктивного образования.
- 2. В рамках каждой темы выделяются основные информационные вопросы и теоретические понятия. Такое разделение позволяет самому учителю выделить то главное, для которого будут подбираться творческие задания и работы.
- 3. Указываются виды заданий для формулирования теоретических понятий.
- 4. Указываются методы решения проблем и по возможности сами проблемы.
- 5. Указываются виды творческих работ по данной теме.
- Но в развивающем обучении есть свои проблемы, однако они несколько иного характера. Например: «Где взять время, чтобы проанализировать все идеи, предложенные учащимися?», «Где взять ещё более сложные задания?».
- Особенность технологии развивающего обучения заключается в том, что она выстраивается в совместных действиях учащих и учащихся. Методы работы и приемы могут создаваться прямо на уроке, учащиеся имеют возможность выбора определенных форм взаимодействия. Все это делает технологию развивающего обучения многофункциональной.
- Несмотря на существующие проблемы, система развивающего обучения, я думаю, актуальна и перспективна. Многие школы приступили к освоению данной системы. С целью решения научно-практических задач развивающего обучения создана Ассоциация «Развивающее обучение», которая объединяет ученых, педагогов, психологов России, Украины и других стран. Можно полагать, что достижения отечественной педагогики и психологии создания принципиально новой системы развивающего обучения будут способствовать становлению национальных систем образования, отвечающих реалиям XXI века.
- Новый век требует новой личности: свободной, высокоразвитой интеллектуально, способной самостоятельно принимать решения. То есть, создать такую личность можно, используя систему обучения развивающего.
Сущность развивающего обучения
Светлана Курик
Сущность развивающего обучения
Развивающее обучение — это современный, активно-деятельностный способ обучения, который пришел на смену объяснительно-иллюстративному способу. Воспитанник становится субъектом познания, то есть играет роль познающего мир. Воспитанник действует не «в зоне актуального», а в зоне «ближайшего развития». Механизм, который позволяет ребенку прорваться вперед, может быть зафиксирован воспитателем и возвращен ребенку как способность. Педагог помогает ребенку сформировать еще не сформированные способности [30, c.63].
В основе технологий развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в разработках И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др. Научное обоснование теории она получила в трудах Л. С. Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно этой гипотезе, знания являются не целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся.
Идеи Л. С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным и др. В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности.
Дальнейшее развитие теория развивающего обучения получила в экспериментальных работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается движущей силой психического развития ребенка, становления у него всех качеств личности. В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики.
Под развивающим обучением, по мнению В. В. Давыдова, понимается активно-деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающим миром и средой.Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Принципы, лежащие в основе технологии развивающего обучения:
— вне деятельности нет развития;
— знание воспитанниками их собственных возможностей и результатов учения есть обязательные условия их дальнейшего психического развития;
— воспитанник становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.
— Построение образовательного пространства как пространства ориентировочной деятельности воспитанника за счет движения от замысла — к опробованию — достраиванию — к решению — к действию;
— Создание условий для индивидуализации обучения через предоставление воспитанниками возможности свободного выбора способов и средств для решения самостоятельно поставленных перед собой задач, выбора «пространства» деятельности;
— Активное использование в педагогической практике интерактивных технологий: методов продуктивного диалога и проектной деятельности, информационных компьютерных технологий;
— Использование в образовательном процессе различных источников информации, в том числе материалов разных авторов, создание собственных методических средств, позволяющих организовать продуктивную индивидуальную и самостоятельную деятельность воспитанников.
Технологии развивающего обучения используют в качестве основы мотивации различные потребности, способности и другие качества личности, такие, как познавательный интерес, потребность самосовершенствоваться, индивидуальный опыт личности, творческие потребности, социальные инстинкты. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности — знаний, умений и навыков, способов умственных действий, самоуправляющих механизмов личности, эмоционально-нравственной сферы, деятельностно-практической сферы.
Способ развивающего обучения — такая технология, которая вызывает включение внутренних механизмов развития личности ребенка.
В ходе решения определенной задачи может возникнуть ситуация, когда все имеющиеся у детей способы действий оказались непригодными. Требуется особое искусство педагога, чтобы создать ситуацию, в которой найдется хотя бы один догадливый воспитанник. Педагог задает наводящие вопросы, но не дает прямого ответа. Педагог строит целую серию ситуаций, требующих догадки. Каждый ребенок за счет рефлексии догадок «упражняется в прорывах».
Диалог-полилог — основная форма работы. Развивающее обучение нетехнологизируемо: нельзя продемонстрировать, алгоритмизировать догадку, мысль. Если ребенок не думает, не догадывается, никакие призывы «думай!» не помогут [16. C.87].
Таким образом, отметим,что:
1. Цель развивающего обучения — сформировать у ребенка способности к самоусовершенствованию (анализ, планирование, рефлексия, воспитывать учебную самостоятельность. Знания – не самоцель, а средство развития. Позиция ребенка — позиция человека, совершенствующего самого себя.
2. Ориентация на завтрашний день развития ребенка: необходимо вызвать к жизни те процессы, которые лежат в зоне ближайшего развития.
3. Ребенок — субъект обучения, партнер воспитателя.
4. Цель деятельности- усвоение способа действий, усвоение теоретического основания, на котором строятся способы действий, то есть усвоение принципа построения действий.
5. Овладение способом решения важнее, чем факт овладения материалом. Общий принцип действия не усвоить через показ и проверку. Его нужно извлечь из способов и обобщить, то есть провести элементарное исследование, формирующее теоретическое мышление.
6. В развивающем обучении основные методы связаны с организацией деятельности детей.
7. В развивающем обучении основной формой является коллективно-распределительная деятельность
8. Способ действия — важнейший компонент преобразования и усвоения системы понятий.
9. Процесс обучения построен на принципе сотрудничества.Широко используется все три вида общения:
а) сотрудничество детей между собой;
б) детей с воспитателем;
в) ребенка с самим собой, меняющимся в процессе обучения.
Таким образом, весь процесс познавательной деятельности в развивающем обучении основан на организации радостных переживаний познания, на коллективном труде, на самопознании и самореализации, на организации успеха.
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развивайся и играй» Конспект коррекционно-развивающего занятия. «Развивайся и играй» Автор: Шлокина Ольга Сергеевна, Педагог-психолог МБОУ «Бейская школа-интернат».
Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.
Консультация «Организация развивающего пространства логопедического кабинета» Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете группы компенсирующей направленности заслуживает особого внимания и требует.
Мастер-класс по изготовлению развивающего кубика из фетра Развивающий кубик для музыкальных занятий с дошкольниками Около года я начала работать с фетром. Хочу рассказать вам про те игрушки, которые.
Мастер-класс по изготовлению стороны «Птичка» для развивающего кубика Для изготовления мягкого развивающего кубика понадобятся поролоновый кубик 1515 см, 6 тканевых квадратиков 1515см,.
Применение развивающего куба из фетра в музыкальной НОД Музыкально-дидактические игры с развивающими игрушками из фетра Недавно я изготовила развивающий куб из фетра. Представляю вашему вниманию.
Программы и технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОО компенсирующего вида В статье указан перечень программ и технологий для организации коррекционно-развивающей работы в ДОО компенсирующего вида. Адресная направленность:.
Сидим дома. Мастер-класс «Чашка и чайник» по технологии развивающего обучения «Пластилинография» Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.
Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.
Источник
«Технология развивающего обучения»
статья
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.
Теория развивающего обучения берет своё начало в работах И.Г. Песталоцци,
А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvivayushchego_obucheniya.docx | 38.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология развивающего обучения»
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.
Теория развивающего обучения берет своё начало в работах И.Г. Песталоцци,
А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.
Выделяют следующие признаки технологии обучения:
1) процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности
преподавателя и учащихся, т. е. совместная деятельность преподавателя и
2) совокупность приемов, методов;
3) проектирование и организация процесса обучения;
4) наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития
личностного потенциала учащихся.
Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.
Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции: технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);
технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;
поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;
органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Основные характеристики педагогической технологии
Развитие личности и ее способностей
Ориентация учебного процесса
На потенциальные возможности человека и их реализацию
Вовлечение учеников в различные виды деятельности
В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.
Принципы, лежащие в основе технологии развивающего обучения:
- вне деятельности нет развития;
- знание учениками их собственных возможностей и результатов учения есть обязательные условия их дальнейшего психического развития;
- ученик становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.
- Организация учебного пространства на основе ведущих понятий теории развивающего обучения «учебная деятельность и её субъект»; Построение образовательного пространства как пространства ориентировочной деятельности ученика за счет движения от замысла – к опробованию – достраиванию – к решению – к действию;
- Создание условий для индивидуализации обучения через предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и средств для решения самостоятельно поставленных перед собой учебных задач, выбора «пространства» деятельности;
- Активное использование в педагогической практике интерактивных технологий: методов продуктивного диалога и проектной деятельности, информационных компьютерных технологий;
- Освоение новой педагогической позиции «педагогического менеджера»;
- Использование в образовательном процессе различных источников информации, в том числе учебников разных авторов, создание собственных методических средств, позволяющих организовать продуктивную индивидуальную и самостоятельную деятельность учащихся;
- Слияние учебной и внеурочной деятельности.
Современный этап педагогической практики это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Организация учебной деятельности в рамках технологии развивающего обучения
При организации учебной деятельности надо помнить, что ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Учебный процесс строиться таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.
Урок начинается с оценки учениками того, что они могут, знают. Создается ситуация успеха, но в определенное время ребенок должен столкнуться с трудностью, с проблемой, для решения которой имеющихся знаний явно не хватает (ситуация продуктивного конфликта). Учащиеся определяют для себя, что именно они не знают, то есть ставят перед собой учебную задачу. Методические приемы:
- Использование специально отобранного дидактического материла
- Сопоставление разных точек зрения на языковое явление (привлечение разных источников информации).
- Создание ситуаций, способствующих введению учебной задачи: реальные речевые или языковые трудности (ошибки в речи, использование «лишних” вопросов, заданных на предыдущих уроках).
- Исследовательский проект
Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии. Они возникают тогда, когда:
— ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;
— он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;
— он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.
В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению.
Реализация дидактического принципа «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности» требует так отбирать и структурировать содержание, чтобы при работе с ним учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение. Мера трудности варьируется в зависимости от возможностей каждого школьника, вплоть до прямой помощи. Но сначала школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса.
Следовательно, обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время само опирается на актуальное развитие. Поэтому обучение должно ориентироваться “на завтрашний день детского развития”.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития.
Организация развивающего обучения:
1. Психологический комфорт на уроке.
2. Творческие задания составляют основу учебной деятельности учащихся с первого урока до последнего по теме.
3. Усвоению подлежит не вся информация, а только теоретические закономерности — общенаучные, общепредметные и тематические понятия.
4. Теоретические закономерности не предлагаются учащимся в готовом виде, а формулируются через существенные признаки учащимися самостоятельно или с помощью учителя в процессе анализа и систематизации научной информации, решения проблем, проведения исследований и экспертиз, проектной и прогностической деятельности.
5. Выполнение творческих заданий и работ осуществляется с помощью алгоритмов, часть из которых разрабатывается самими учащимися и в последующей учебной деятельности.
6. Структура учебного материала составлена таким образом, что в процессе изучения новых тем происходит развитие основных — общенаучных и общепредметных понятий ранее изученных тем.
7. В процессе образования учащиеся постепенно осваивают методы научной творческой деятельности.
8. Освоение нового метода и технологии творческой деятельности на первом этапе осуществляется в групповой форме, затем через парную работу постепенно переходит в индивидуальную форму работы.
9. Контроль и анализ результатов образования по теме включают в себя не только теоретические закономерности, но и методы и технологии творческой деятельности, анализ самого процесса деятельности на теоретическом, методологическом уровнях, а также составление заданий самостоятельно.
Технологию обучения в системе развивающего обучения можно представить следующей схемой:
1. Мотивационно-ориентированная часть
— Актуализация знаний. Целью данного этапа является повторение опорных знаний, создание ситуации успеха для последующей деятельности. Итогом данного этапа является ответ ученика на вопрос «Готов ли я к изучению нового?»
— Мотивация. На данном этапе учитель предлагает учащимся конкретную учебно-практическую задачу, однако её решение приводит к определённым трудностям.
— Постановка учебной задачи. На этапе постановки учебной задачи учащиеся сами должны себе ответить на вопрос «Что же мы должны узнать, чтобы решить поставленную задачу»?
— Планирование решения учебной задачи
2. Операционно-исполнительная часть
— Преобразование условия задания. Устанавливается связь между характеристическими свойствами данных и искомых объектов.
— Моделирование правила. Данные выявленные свойства фиксируются в виде некоторой модели. Каждая группа (уместна групповая форма работы) создаёт свою модель, а затем в ходе межгрупповой дискуссии выявляется лучшая модель или вырабатывается совместно, если модель не создана..
— Преобразование модели. Выявляются принципиально различные случаи на применение модели.
— Отработка правила. Проводится с помощью специальной системы упражнений.
3. Рефлексивно-оценочная часть
Направлена на определение усвоения модели, выявление очечных затруднений.
Естественно, что реализовать на одном уроке все перечисленные этапы невозможно. Всё это — дело времени нескольких уроков. Структура этапов учебной деятельности может варьироваться, несколько меняться в своей последовательности. Первым этапом может быть и проблематизация, и творческая работа, но выполнение этих заданий и работ потребует обязательного формулирования теоретических понятий. Главное заключается в том, что учебная деятельность на каждом из этапов предполагает работу с теоретическими понятиями, методами и технологиями научной деятельности, что обеспечивает формирование теоретического мышления и технологической культуры учащихся. Умение видеть научно — теоретические основы своей деятельности, умение создать новые технологии и продукты профессиональной деятельности и являются важнейшими условиями достижения профессионального успеха в технологическом обществе.
На уроках в системе развивающего обучения основное внимание уделяется развитию мышления и речи ученика. Причём в лучших моделях развивающего обучения даже на отдельных уроках можно увидеть, что развитие мышления и речи носит систематический характер. Учащимся предлагаются творческие задания, для выполнения которых необходимо прежде всего составить алгоритмы. Эта деятельность требует мыслительных усилий, поэтому на уроках в системе развивающего обучения преобладают групповые и парные формы работы, в рамках которых можно организовать конструктивное общение и сотрудничество. Соответственно речь является не только средством развития мышления, но и важнейшим условием успешной учебной деятельности. Обсуждая алгоритм, процесс выполнения заданий и получаемые ответы учащиеся предельно эффективно развиваются. В процессе обсуждения у учащихся формируется не только учебная, но и социальная самостоятельность. Память в развивающем обучении формируется непроизвольно. Ежеурочная работа с теоретическими понятиями, анализ и преобразование их существенных признаков приводит к тому, что определения основных теоретических понятий учащиеся запоминают без особых усилий, при этом они способны не только воспроизводить формулировки понятий, но и анализировать и преобразовывать их, чего не удаётся достичь в системе информационно — репродуктивного образования.
Для разработки технологии развивающего обучения важно учитывать то, как происходит процесс усвоения. Педагогическая технология выделяет в этом процессе ряд последовательных этапов, прохождение каждого из которых является необходимым.
1. Подготовка к восприятию:
— повторение опорного материала;
2. Восприятие:
— поиск истинности, доказательства;
— оформление истинности, доказательства.
3. Осознание и осмысление информации.
4. Закрепление, применение.
Учебная программа по предмету для развивающего обучения имеет принципиальные отличия от содержания программы для информационно — репродуктивного образования.
1. Вводная тема всегда посвящена формулированию основных общепредметных понятий предмета на эмпирическом уровне. В каждом предмете есть свои основные понятия, например, в математике — аксиома, теорема, величина, в химии — вещество, реакция, в физике — тело, вещество.
2. В рамках каждой темы выделяются основные информационные вопросы и теоретические понятия. Такое разделение позволяет самому учителю выделить то главное, для которого будут подбираться творческие задания и работы.
3. Указываются виды заданий для формулирования теоретических понятий.
4. Указываются методы решения проблем и по возможности сами проблемы.
5. Указываются виды творческих работ по данной теме.
Но в развивающем обучении есть свои проблемы, однако они несколько иного характера. Например: «Где взять время, чтобы проанализировать все идеи, предложенные учащимися?», «Где взять ещё более сложные задания?».
Готовые знания нельзя передать обучаемому, как материальный объект. Они должны быть открыты ими самостоятельно.
Сравнение традиционного и развивающего обучения
Дать ребенку определенные знания, умения, навыки.
Сформировать у ребенка определенные способности по самосовершенствованию, обеспечить условия для развития как самоизменяющегося субъекта обучения (иметь потребность в самоизменении и удовлетворять ее посредством обучения).
Знания, умения и навыки, объем которых регламентирован учителем.
Система научных понятий, обеспечивающих осмысленность ученических исследований и практических умений и определяющая принципы построения тех действий, способами осуществления которых предстоит овладеть ученику.
Формы организации и взаимодействия педагога и учащихся
Последовательное разделение функций управления и исполнения, каждая из которых закрепляется за одной из взаимодействующих сторон.
Организация коллективно-распределительной деятельности между учителем и учениками в процессе поиска способов решения учебно-исследовательских задач. Основная форма работы — учебный диалог в ходе поисковой исследовательской деятельности.
Объяснительно-иллюстративный метод, который опирается на ассоциативно-рефлекторную психологическую теорию обучения. Пересказ понятий, трансляция общих принципов решения большого круга учебных задач.
Поисково-исследовательский метод, основанный на деятельностном подходе, направленный на преобразование предмета исследования, открытие общего и выведение из него частного через решение учебных задач.
Особенность технологии развивающего обучения заключается в том, что она выстраивается в совместных действиях учащих и учащихся. Методы работы и приемы могут создаваться прямо на уроке, учащиеся имеют возможность выбора определенных форм взаимодействия. Все это делает технологию развивающего обучения многофункциональной.
Несмотря на существующие проблемы, система развивающего обучения, я думаю, актуальна и перспективна. Многие школы приступили к освоению данной системы. С целью решения научно-практических задач развивающего обучения создана Ассоциация «Развивающее обучение», которая объединяет ученых, педагогов, психологов России, Украины и других стран. Можно полагать, что достижения отечественной педагогики и психологии создания принципиально новой системы развивающего обучения будут способствовать становлению национальных систем образования, отвечающих реалиям XXI века.
Новый век требует новой личности: свободной, высокоразвитой интеллектуально, способной самостоятельно принимать решения. То есть, создать такую личность можно, используя систему обучения развивающего.
Список используемой литературы
1. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения — М., 1998.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения — М.: Педагогика. — 1986.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
4. Давыдов В.В. и др. Организация развивающего обучения в V-IX классах средней школы //Психологическая наука и образование. — 1997 — № 1.
5. Обучение и развитие /Под ред. Л.В. Занкова — М., 1975
6. Репкин Н.В. Что такое развивающее обучение? — Томск, 1993
7. Эльконин Д.Б. Из книги: «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков» — М., журнал «Феникс» 1995, №4.
8. Якиманская И.С. Развивающее обучение — М., 1979.
Источник