- Типы подчинительной связи в словосочетаниях
- Основные понятия
- Какие сочетания слов нельзя назвать словосочетанием
- Типы подчинительной связи
- Согласование
- Управление
- Примыкание
- Трудные случаи
- Синонимы к словосочетанию «развивать свои способности»
- Связанные слова и выражения
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Связанные слова (по тематикам)
- Ассоциации к слову «развивать»
- Ассоциации к слову «способность»
- Предложения со словосочетанием «развивать свои способности»
- Цитаты из русской классики со словосочетанием «развивать свои способности»
- Сочетаемость слова «развивать»
- Сочетаемость слова «способность»
- Значение слова «развивать»
- Значение слова «способность»
- Афоризмы русских писателей со словом «развивать»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение слова «развивать»
- Значение слова «способность»
- Предложения со словосочетанием «развивать свои способности»
- Словосочетание. Виды подчинительной связи
- Согласование
Типы подчинительной связи в словосочетаниях
Основные понятия
- Словосочетание — это сочетание самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.
- Подчинительная связь — это способ связи слов в словосочетании, когда одно слово главное, а другое — зависимое. От главного к зависимому всегда можно поставить вопрос.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Например: Сергей вовремя сдал свою работу.
Найдем все словосочетания:
- сдал работу – сдал (кого? что?) работу; сдал – главное слово, работу – зависимое;
- вовремя сдал – сдал (когда?) вовремя; сдал – главное слово, вовремя – зависимое;
- свою работу – работу (какую? чью?) свою; работу – главное слово, свою – зависимое.
Остались два слова: Сергей сдал. Это грамматическая основа, оба слова — главные члены предложения, ни одно из них не является главнее другого. Получается, что подлежащее и сказуемое нельзя назвать словосочетанием.
Какие сочетания слов нельзя назвать словосочетанием
- Главные члены предложения.
- Равноправные сочетания — в предложении это однородные члены (красные и синие, задумался и понял, родные и близкие). Они связаны не подчинительной, а сочинительной (равноправной) связью.
- Самостоятельное слово (существительное, прилагательное, местоимение, глагол и другие знаменательные части речи) со служебным словом, чаще это предлог, реже – частица (на тренировку, в рассказе, не согласился, пусть подумает). Между самостоятельным и вспомогательным словом смысловая связь не оформляется вопросом. Нельзя задать вопрос от глагола «согласился» к частице «не» или от существительного «тренировку» к предлогу «на». Такие сочетания необходимы для грамматической связи слов в предложении.
- Составные формы слов – будущее время глагола (будет + инфинитив), сравнительная или превосходная степень прилагательных, наречий (более успешный, самый интересный, менее сильно).
- Неразделимые лексические единицы – фразеологизмы (ни рыба ни мясо, спустя рукава).
Типы подчинительной связи
Согласование
Согласование — это тип подчинительной связи, при котором форма зависимого слова полностью соответствует форме главного слова. При согласовании главное слово выражено существительным, зависимое — прилагательным, причастием, местоимением, числительным, род число и падеж которых согласуется с родом, числом и падежом главного слова:
- серьезное испытание: испытание (какое?) серьезное – падеж, род, число совпадают;
- серьезными испытаниями: испытаниями (какими?) серьезными – падеж, число зависимого слова изменились вслед за изменением падежа и числа главного слова;
- для серьезных испытаний: для испытаний (каких?) серьезных – очередное изменение падежного окончания.
Сколько бы вы ни изменяли главное слово, зависимое тут же примет форму слова-лидера. Такой тип подчинения называется согласование.
Управление
Управление — это подчинительная связь, при которой главное слово требует, чтобы зависимое при нем стояло в определенном падеже:
- услышать (инфинитив) друга: услышать (кого?) друга (Вин. п);
- услышу (я) друга (Вин. п);
- услышите (вы) друга (Вин. п);
- услышат (они) друга (Вин. п);
- услышал бы (условное) друга (Вин. п);
- услышьте (повелительное) друга (Вин. п).
Спряжение глагола, изменение его наклонений никак не влияют на форму зависимого слова: при глаголе «услышать» существительное «друг» употребляется только в винительном падеже.
Главным словом может быть существительное, но принцип связи тот же:
фигуры из песка – для фигур из песка – о фигурах их песка.
Примыкание
Примыкание — это тип связи, когда между главным и зависимым слово нет грамматической связи, только смысловая. Зависимым словом является неизменяемая часть речи — наречие, деепричастие. Инфинитив (неопределенная форма глагола) и притяжательные местоимения (его, ее, их – отвечают на вопрос чей?), входят в состав словосочетаний, примыкая к главному слову.
- прыгнул вверх: прыгнул (куда?) вверх; зависимое слово — наречие;
- стоит облокотившись: стоит (как?) облокотившись; зависимое слово — деепричастие;
- ударишь сильнее: ударишь (как?) сильнее — сравнительная степень наречия тоже не изменяется;
- любитель пожаловаться: любитель (какой? чего?) пожаловаться — инфинитив примыкает к главному существительному;
- распоряжение сверху: распоряжение (какое? откуда?) сверху — неизменяемое наречие;
- её просьба: просьба (чья?) её — притяжательные местоимения примыкают к главному слову.
Трудные случаи
Важно помнить о существовании производных предлогов (образованы от самостоятельных частей речи — в течение, насчет, ввиду), чтобы правильно найти словосочетание и определить тип подчинения. Наречия, которые образованы таким же способом (навек, сначала, вглубь), также могут сбить с толку:
- Вышел навстречу машине: вышел (куда?) навстречу машине – управление. Производный предлог «навстречу» можно заменить обычным предлогом «К»: вышел к машине.
- Решился прийти на встречу с журналистами: прийти (куда?) на встречу (управление); на встречу (какую?) с журналистами (управление).
- Парус растаял в дали океана: растаял (где?) в дали (сущ. с предлогом) — управление, в дали (какой?) океана — управление. Чтобы убедиться, что в предложении существительное с предлогом, а не наречие, можно изменить тип подчинения — в океанской дали (согласование).
- Вдали показался велосипедист: показался (где?) вдали (наречие) — примыкание.
- Мы поговорим с тобой после: поговорим (когда?) после (наречие) — примыкание.
- Поговорим после собрания: поговорим (когда?) после собрания (сущ. с предлогом) — управление.
Источник
Синонимы к словосочетанию «развивать свои способности»
Связанные слова и выражения
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: спорхнуть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Связанные слова (по тематикам)
- Люди: гений, уникум, профессионал, индивидуум, импровизатор
- Места: разведшкола, промышленность, страна, агломерация, сокровищница
- Предметы: уникум, начинающий, том, самородок, смог
- Действия: самообучение, овладение, оттачивание, обучение, саморазвитие
- Абстрактные понятия: способность, умение, талант, одарённость, навык
Ассоциации к слову «развивать»
Ассоциации к слову «способность»
Предложения со словосочетанием «развивать свои способности»
- Их смело можно называть талантливыми людьми, и если они станут развивать свои способности, то достигнут высот, о каких и не мечтали.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «развивать свои способности»
- Клим усердно старался развить в себе способность создания своих слов, но почти всегда чувствовал, что его слова звучат отдаленным эхом чужих.
Сочетаемость слова «развивать»
Сочетаемость слова «способность»
Значение слова «развивать»
РАЗВИВА́ТЬ , —а́ю, —а́ешь. Несов. к развить. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «способность»
СПОСО́БНОСТЬ , -и, ж. 1. Возможность осуществлять какую-л. деятельность, умение делать что-л., вести себя каким-л. образом и т. п. Мыслительная способность. Способность к размножению. Способность двигаться. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «развивать»
- Образование только развивает нравственные силы человека, но не дает их: дает их человеку природа.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «развивать»
Значение слова «способность»
СПОСО́БНОСТЬ , -и, ж. 1. Возможность осуществлять какую-л. деятельность, умение делать что-л., вести себя каким-л. образом и т. п. Мыслительная способность. Способность к размножению. Способность двигаться.
Предложения со словосочетанием «развивать свои способности»
Их смело можно называть талантливыми людьми, и если они станут развивать свои способности, то достигнут высот, о каких и не мечтали.
Если у сотрудника нет никакой возможности развивать свои способности, и его таланты не признаются, это приводит к демотивации.
В частности, им следует развивать свою способность использования эмоций, чтобы содействовать мышлению, понимать значения эмоций, проявлять эмпатию и влиять на общий уровень эмоционального интеллекта.
Источник
Словосочетание. Виды подчинительной связи
Изучите материал, выполните задания по теме
Видеоурок «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний»
Словосочетание — это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Словосочетание называет предметы, действия, признаки в их отношениях.
Зависимое слово уточняет, конкретизирует смысл главного.
заря (явление) — утренняя заря (явление и его признак) — любоваться зарёй (действие и явление, на которое оно направлено).
В словосочетании может быть выражено не одно, а два значения, и можно задать два вопроса.
лететь (Где?) над морем и лететь (Над чем?) над морем.
В языке существуют строгие правила сочетаемости слов различных частей речи. Глагол может распространяться именем существительным, количественным числительным, местоимением, наречием, но не может присоединить к себе в качестве зависимого слова имя прилагательное.
думать о сыне, узнать о нём, равнодушно встретить.
Имя существительное свободно сочетается с другим существительным, прилагательным, причастием, глаголом в неопределённой форме, но не может распространяться глаголом в спрягаемой форме.
летний зной, разбушевавшийся ветер, первый класс, желание петь.
В зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи выделяются глагольные , именные и наречные словосочетания.
поздно проснулся, говорил улыбаясь — глагольные словосочетания;
седьмое ноября, усталая мать — именные ;
очень близко, весьма удивительно — наречные .
Синтаксические связи слов в словосочетаниях
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Связь, при которой одно слово зависит от другого, называется подчинительной .
Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются.
Согласование — это вид связи, при которой зависимое слово согласуется с формой главного слова в роде, числе и падеже. Это такой вид связи, при котором при изменении формы главного слова меняется форма зависимого.
весёл ый ребёнок — весёл ого ребёнк а — весёл ым ребёнк ом .
При согласовании главное слово чаще всего выражено именем существительным или словом, замещающим его, а зависимое слово — именем прилагательным, порядковым числительным, причастием.
плавающий (прич.) лебедь (сущ.); опытный (прил.) врач (сущ.); на седьмой (числ.) день (сущ.).
Управление — это вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного.
люблю земляник у — любить земляник у — любил земляник у .
В словосочетаниях с управлением главное слово может быть выражено любой самостоятельной частью речи, зависимое — существительным, местоимением в косвенном падеже.
развивать (гл.) способности, развивающий (прич.) способности, развитие (сущ.) способностей, развивая (дееприч.) способности.
Если слова в словосочетаниях с управлением связываются посредством окончания, то это беспредложное управление , если при помощи окончаний и предлогов — предложное управление .
каникулы в деревн е , смотреть за квартир ой — предложное ;
читать письм о , спросить подруг у — беспредложное .
Примыкание — вид связи, при которой зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному только по смыслу.
хорошо учиться, вовремя проснуться, весьма посредственно.
Главное слово может быть выражено практически любой самостоятельной частью речи, зависимое — деепричастием, наречием, инфинитивом.
зашёл (гл.) спросить (инф.); яйцо (сущ.) всмятку (нареч.); желающие (прич.) учиться (инф.).
Синтаксический разбор словосочетания
1. вычленить словосочетание из предложения.
2. Указать главное и зависимое слово.
3. Задать вопрос от главного слова к зависимому.
4. Определить, какими частями речи они выражены и какими средствами связи соединены (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
5. Определить вид словосочетания по главному слову (глагольное, именное или наречное).
6. Указать вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
образец устного разбора
«Алая роза лежала на столе».
1. Алая роза — словосочетание.
Главное слово — роза . Роза (Какая?) алая . Это зависимое слово.
Главное слово выражено существительным, зависимое — прилагательным.
Связь между словами выражена с помощью окончания зависимого слова [-ая].
Вид подчинительной связи — согласование.
Выполните тренировочные и контрольные задания по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании»
Источник
Согласование
Информация о работе
- Тема: Согласование
- Количество скачиваний: 18
- Тип: Шпоры и тесты
- Предмет: Русский язык
- Количество страниц: 13
- Язык работы: Русский язык
- Дата загрузки: 2015-01-21 00:45:07
- Размер файла: 15.6 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
- Согласование [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sesiya.ru/shpory-i-testy/russkiy-yazyk/1319-soglasovanie/ (дата обращения: 20.11.2021).
- Согласование // https://www.sesiya.ru/shpory-i-testy/russkiy-yazyk/1319-soglasovanie/.
Есть ненужная работа?
Добавь её на сайт, помоги студентам и школьникам выполнять работы самостоятельно
Информация о документе
Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.
Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»
Можно ли скачать документ с работой
Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:
Источник