Развитие теоретического мышления обучающихся способы развития

Развитие теоретического мышления обучающихся способы развития

РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 1–4-Х КЛАССОВ

Семина М.А., педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением английского языка»

Возникновение и развитие теоретического мышления является одним из первых и важнейших результатов развивающего обучения.

Своим содержанием, методами, формами организации развивающее обучение ориентированно на закономерности развития ребенка. В процессе развивающего обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы личности. А начинается эта перестройка с интеллектуальной сферы, прежде всего, с мышления.

Мышление нацеливается на раскрытие закономерностей происхождения и развития предметов.

Теоретическое мышление — развернутый в пространстве и времени процесс воспроизводства законов и принципов объективного существования предметов, поиск и раскрытие условий их происхождения. Это — обобщенный способ действия.

Теоретическое мышление включает в себя следующие компоненты: содержательный анализ, планирование, рефлексию.

Эти мыслительные действия, ориентированы на существенные и всеобщие особенности предметов.

Содержательный анализ направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения.

Содержательное планирование заключается в поиске и построении системы потенциально возможных действий, соответствующих главным условиям задачи.

Содержательная рефлексия связана с поиском и рассмотрением
человеком существенных оснований собственных действий.

Все эти мыслительные действия взаимосвязаны. Планирование тесно связано с анализом и рефлексией, а анализ опирается на рефлексию. Их выполнение позволяет строить содержательные абстракции и обобщения.

Возникновение и развитие содержательных мыслительных действий связано с тем, что ребенок в процессе обучения сталкивается с принципиально новым для него типом знания — научным понятием. За каждым понятием скрыто особое действие или система таких действий, без выявления которого нельзя раскрыть механизм возникновения и функционирования данного понятия.

Теоретические знания являются основой развивающего обучения. Их усвоение происходит на основе понимания существенных связей между явлениями, которые ребенок устанавливает сам в специально организованной поисковой деятельности.

Формирование научно-теоретических понятий происходит посредством выполнения учащимися учебной деятельности. В младшем школьном возрасте учебная деятельность является основной и ведущей среди других видов деятельности. В нее входят следующие компоненты: учебно-познавательный интерес, целепологание (постановка и осознание познавательной цели), учебные действия, действие контроля, оценки.

Сохранение данной структуры на уроке и целенаправленное формирование каждого из компонентов определяет развитие теоретического мышления.

У детей, приходящих в 1 класс, целостной структуры учебной деятельности еще нет. В благоприятных условиях она развивается в течение нескольких лет школьной жизни, особенно интенсивно в начальных классах.

Чтобы у учащихся развивалась полноценная учебная деятельность и теоретическое мышление, они должны систематически решать учебные задачи. Главная особенность учебной задачи состоит в том, что при ее решении ребенок ищет и находит общий способ подхода ко многим частным задачам определенного класса, которые в дальнейшем не представляют для него особых трудностей.

Учебная задача решается посредством системы учебных действий (принятие учебной задачи, преобразование ситуации, моделирование, контроль, оценка процесса решения учебной задачи). Отдельные учебные действия связаны с рефлексией, анализом, планированием содержательного характера. Контроль основывается на содержательной рефлексии. Осуществление действия преобразования условий учебной задачи и моделирования связано с содержательным анализом предметного материала. Выполнение учебного действия, направленного на построение системы частных задач на основе общего способа их решения, предполагает содержательное планирование этого действия.

Для более эффективного развития мыслительных действий целесообразно использовать на уроках следующие задания и приемы.

Для развития содержательного анализа можно применять:

  • задачи с недостающими или избыточными данными — как в условии, так и в требовании задачи (для привлечения внимания детей к наличию в этих задачах разного рода данных полезно организовать коллективное обсуждение их условий и требований);
  • самостоятельное придумывание детьми задач с недостающими и избыточными данными, чтобы учащимся стала понятна необходимость тех или иных данных для построения проблемной ситуации;
  • превращение детьми обычных задач в задачи с недостающими и избыточными данными и наоборот (это способствует развитию умения детально и последовательно разбираться в материале разных задач);
  • исследование в классе изучаемых правил (способы получения правила, возможные следствия, особенности применения в разных условиях, связь с другими правилами).

Для развития содержательной рефлексии большое значение имеют обращения детей в процессе учебной работы к собственным действиям. Следует использовать разные виды такого обращения, а именно:

  • отчет о ходе уже проведенного решения задачи (это способствует, с одной стороны, развитию у детей умения планировать решение, а с другой — умению соотносить способ решения задачи с характерными особенностями ее типа);
  • предварительное обсуждение разных способов решения, когда эти способы сопоставляются по общности (это поможет детям научиться контролировать основание своих действий и оценивать их правильность);
  • рассмотрение действий с точки зрения особенностей результата, к которому они привели (это создает необходимые условия для того, чтобы обеспечить объективную оценку этих действий);
  • выяснение, к одному или разным типам принадлежат решаемые задачи, сходны или различны способы их решения, по каким особенностям совпадают или не совпадают их условия;
  • составление задач по предлагаемому образцу (например, придумать наиболее непохожую на образец, но родственную ему задачу, а также наиболее похожую, но решаемую на основе другого принципа).
Читайте также:  Способ применения милдроната таблетки

Для развития внутреннего планирования:

  • целесообразно ставить детей в ситуацию, где необходимо объяснять, рассказывать способ решения задачи после ее практического решения (это лучше всего проводить в форме парной работы);
  • можно использовать устные задания:
    1. решение легких задач с постепенным увеличением количества данных в условиях и требуемых действий для решения;
    2. придумывание задач по данным условиям или требованию, а также задач, где известны лишь общие характеристики данных («Придумайте задачу, где известно одно слагаемое и сумма, а второе слагаемое неизвестно» или «Придумайте задачу, где два слагаемых неизвестны, но известны их сумма и разность»);
    3. задания, опирающиеся на знания разрядности числа («Какое число будет, если в числе 427 число десятков увеличить на 4, а число единиц уменьшить на 2?»);
    4. ступенчатый устный счет как в прямом, так и в обратном порядке;
    5. задания на мысленное преобразование слов («Какое слово получится, если в слове «взгляд» убрать четыре буквы?»);
    6. мысленное чтение слов наоборот;
    7. мысленное преобразование фигур из палочек.

Такая работа предполагает разные способы взаимодействия детей между собой и учителем (диалог, дискуссия) и разные формы организации совместных действий.

Развивающее обучение специально рассчитано на формирование теоретического мышления, поэтому его наличие или отсутствие у учащихся – показатель того, достигнута ли одна из главных целей обучения.

Процесс развития теоретического мышления развернут во времени, и наиболее четкие его итоги могут быть зафиксированы к концу начальной школы. Но для эффективного развития мышления важно видеть каждого ученика и управлять развитием каждого из них. В течение всего периода обучения необходимо изучать особенности и уровень развития каждого ученика и класса в целом.

Для исследования теоретического мышления целесообразно использовать методики Л. И. Аршавиной, В. В. Давыдова и А. З. Зака. На основе особенностей решения детьми диагностических задач (в предметно-действенной и наглядно-образной форме) выявляется их уровень развития анализа, планирования и рефлексии.

Каждому возрасту соответствуют задачи своего уровня сложности.

По результатам диагностики можно констатировать, что мышление учеников (из одного класса) может находиться на разных стадиях своего развития.

Обучение создает все необходимые предпосылки и условия для развития теоретического мышления, но реализует их каждый ученик в меру своих возможностей. Развитие — процесс индивидуальный, поэтому его результаты не могут и не должны быть одинаковы у разных учеников. Главное, чтобы у каждого из них наблюдалась положительная динамика в развитии теоретического мышления. К четвертому классу большинство учащихся должны овладеть теоретическим способом решения задач.

Развитое теоретическое мышление позволяет осуществлять разумный выбор целей, средств, способов их достижения на основе понимания реальной ситуации, учета объективных условий и своих возможностей, критической оценки собственной деятельности и ее результатов.

Развивающее обучение задает такое направление интеллектуальному развитию, которое, в конечном счете, позволяет каждому стать подлинным субъектом сначала учения, а потом и всей своей жизни в целом.

Источник

Статьи для р о дителей

О чем эта статья:

Что такое мышление

Каждый день мы принимаем множество решений: как быстрее добраться из пункта А до пункта Б, что подарить другу на день рождения, как решить сложную задачу в школе или в обычной жизни. И хотя мир полон неопределенностей, то, как мы рассуждаем, все же частично влияет на результат.

Мышление — это когда мы что-то познаем: систематизируем и анализируем информацию, строим связи, выделяем важное, откидываем лишнее и делаем выводы.

Чтобы понять, как развивать мышление, важно уточнить: само мышление бывает разным — все зависит от того, какую именно работу проделывает наш мозг.

Наглядно-действенное — это когда мы принимаем решение прямо внутри ситуации, которая постоянно меняется. Шахматы и головоломки — отличный пример. Очень полезный навык для мира, который меняется каждый день — да что уж там, порой и несколько раз за день.

Наглядно-образное — это представить какую-то ситуацию или образ, но фактически ничего с ними руками не делать. Например, увидеть в случайном прохожем что-то знакомое и подумать, с чем это связано: может, он похож на соседа или на знаменитого актера (или он и есть тот самый актер)?

Словесно-логическое — мы применяем этот тип мышления, когда группируем предметы по признакам (смартфон, фитнес-браслет, беспроводная колонка — гаджеты), что-то утверждаем или отрицаем (на улице хорошая погода, светит солнце и тепло / на улице ужасная погода, светит солнце и очень жарко) или делаем выводы на основе суждений (мама сказала, что вечером занята работой — значит она не придет на родительское собрание).

Теоретическое мышление — любимое занятие ученых! Когда они проводят эксперименты, то выделяют и анализируют разные характеристики явлений. Все это помогает мысленно изменить объект и изучить его в деталях. Например, надо решить, что лучше взять на перекус в школу: банан или яблоко. Анализируем: банан мягкий и может испортить тетрадки в рюкзаке, яблоко твердое и занимает меньше места. Выбор очевиден!

Читайте также:  Формула амортизационных отчислений способом списания стоимости пропорционально

Практическое мышление — поставить цель выучить английский и придумать под это дело план, чтобы была мотивация продолжать.

Творческое мышление — это когда мы нестандартно решаем простые задачи: используем воображение, систематизируем и анализируем. Например, нужно придумать, как не волноваться на семейной фотосессии. Можно предложить родителям изображать разных животных и общаться друг другом на их языках. Тогда и кадры получатся с улыбками, и в процессе будет весело.

Зачем развивать самостоятельно, если есть школа

Школьные программы развивают мышление, но заниматься с ребенком дома не менее важно. И вот почему: уроки в школе дают детям новые знания, но закрепить и усвоить их помогает как раз домашняя работа — с упражнениями на развитие мышления та же история.

Кроме того, дома ребенок чувствует себя комфортнее — в кругу семьи ему проще делиться мыслями, ошибаться и пробовать снова. Вот еще несколько причин в пользу развития мышления:

  • Антистресс. С развитым мышлением проще справляться с эмоциями и решать непростые ситуации.
  • Экономия времени. Дети с развитым мышлением умеют расставлять приоритеты и стремятся сами управлять своим временем.
  • Креативность. Нестандартные идеи и новые решения востребованы как в школе, так и за ее пределами. Развитое мышление помогает увидеть, где лежит граница стереотипов и нормы — и когда уместно выйти за ее пределы.
  • Социальная реализация. Недостаточно развитое мышление ограничивает потенциал. Чтобы стать физиком, кроме хороших отметок в школе нужно еще усердие и мотивация, чтобы поступить в вуз и доучиться до конца. Так же и с работой — у специалистов с гибким умом больше возможностей по сравнению с теми, у кого есть только знания и опыт, но нет нужных навыков.

Как развивать мышление младших школьников

Школьники с 1 по 3 класс часто неусидчивы. Они живут «здесь и сейчас» и еще не умеют логически мыслить. Поэтому ключ к их развитию — игровой формат. Никакая мотивация и «кем станешь, когда вырастешь» тут не работают. Только игра сможет по-настоящему увлечь ребенка.

Детям в этом возрасте сложно (и даже невозможно) просто что-то выучить. Поэтому их обучение не должно быть похоже на обучение. Многократное повторение, интересный сюжет, яркая картинка — вот что привлечет внимание и даст результат. Чем разнообразнее игры, тем дольше получится сохранять интерес ребенка. Рассмотрим пять приемов на развитие мышления младших школьников.

Разложить картинки на группы

Распечатайте набор картинок с изображением простых предметов из разных областей и предложите ребенку рассмотреть их и разложить на группы. Например: кухонная посуда, одежда, гаджеты, котики, фрукты.

Отделяя одни предметы от других, ребенок учится видеть общее и разное — тем самым развивает словесно-логическое мышление за счет группировки предметов по признакам.

Собрать конструктор

Предложите ребенку составить разные фигурки из конструктора — в том числе такие, которых нет в инструкции. Чем больше деталей, тем лучше.

В процессе подбора фигурок без инструкции, ребенок учится ошибаться и пробовать снова и развивает наглядно-действенное мышление.

Чтобы ребенок не скучал над конструктором и с любопытством исследовал мир, его нужно на это вдохновить. Как это сделать — расскажет психолог и эксперт Skysmart Екатерина Мурашова на бесплатном курсе «Учеба без слез». На курсе обсудим, как современным родителям не сойти с ума, постоянно контролируя ребенка и что сделать, чтобы разжечь в школьниках тягу к знаниям.

Отметить общий признак

Перечислите слова из одной категории и попросите ребенка назвать одно слово, которое их объединяет. Например:

  • огурец, брокколи, кабачок, редис — овощи;
  • мухомор, подберезовик, лисичка — грибы;
  • береза, дуб, сосна — деревья.

Когда ребенок ищет общее между разными объектами, он учится визуализировать и анализировать их свойства и развивает наглядно-образное мышление за счет активного воображения и обработки прошлого опыта.

Поиграть в «Слова наоборот»

Назовите слово и предложите ребенку найти слово с противоположным значением. Можно использовать разные части речи:

  • существительные (смелость — трусость);
  • прилагательные (смешной — грустный);
  • глаголы (открыл — закрыл).

Подбирая антоним, ребенок учится выделять противоположные признаки при совпадении других компонентов — за счет анализа и смекалки развивается словесно-логическое мышление.

Поиграть в «Угадайку»

Назовите разные части одного объекта и предложите ребенку угадать, какой объект вы загадали. Например:

  • цифры, стрелки — часы;
  • уши, хвост, хобот — слон;
  • буквы, картинки, бумага — книга.

Можно усложнить задание: кроме частей называть еще и характеристики объекта. Например: маленький, колючий, живет в лесу — еж.

Когда ребенок соединяет разные части в целое, он учится рисовать воображаемые картинки — отличная тренировка для прокачки словесно-логическое мышление.

Как развивать мышление средних школьников

Нарисовать эмоции на лице

Предложите ребенку нарисовать мордашки с разными эмоциями. Вы можете называть эмоции сами или попросить ребенка вспомнить разные ситуации за день и нарисовать то, что он чувствовал в те моменты.

Рисуя грустные, веселые и сердитые рожицы, ребенок учится распознавать внешние сигналы эмоций — что как раз помогает укреплять теоретическое мышление и вместе с ним эмоциональный интеллект. Это происходит благодаря тому, что ребенок анализирует свои чувства и реакции других людей.

Сочинить историю

Сочините вместе с ребенком историю. Начните с простого предложения, например: «Жил-был кот. ». Пусть ребенок продолжит и скажет следующее предложение, и так по очереди. Постарайтесь развить историю по всем правилам драматургии, с завязкой, кульминацией и заключением.

Читайте также:  Самый эффективный способ избавиться от грибка ногтей

Выбирая продолжение истории, ребенок учится смело озвучивать свои фантазии. Он развивает творческое и системное мышление за счет последовательного проговаривания своих идей с сохранением общего смысла.

Поиграть в «Правду или вымысел»

Придумайте предложение с реалистичным смыслом (мама готовит ужин) и спросите ребенка: правда это или вымысел. Затем скажите что-то нереальное (книга идет домой) и задайте тот же вопрос. Предложите ребенку самому называть вам правдивые и ложные предложения.

Так ребенок учится сопоставлять реальность и фантазии. Благодаря этому происходит развитие словесно-логического мышления за счет анализа слов и предложений.

Поиграть в «Нереальное действие»

Возьмите любой предмет и попросите ребенка изобразить такое действие, которое мы обычно не делаем с этим предметом: сыграть на швабре, как на гитаре, нести мяч на голове, как корону. Угадывайте, что изображает ребенок, задавайте ему уточняющие вопросы.

Придумывая, как изобразить необычное действие с определенным предметом, ребенок учится реализовывать нестандартные идеи. В этот момент его гибкий ум вместе с активным воображением развивают наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Нарисовать интеллект-карту

По центру листа напишите любое слово или идею. Например, город. От него нарисуйте несколько стрелок и отметьте, что есть в городе: дома, люди, дороги. Дальше проведите стрелки от каждого слова и определите категории: какие бывают дома (школы, жилые дома, заводы, магазины), какие бывают люди (взрослые и дети, мужчины и женщины). На следующих стрелках отметьте, что есть в этих домах (классы в школах, прилавки и примерочные в магазинах), чем занимаются горожане (гуляют, работают). Продолжайте до самых мелких деталей.

Это упражнение учит видеть целое, его части и закономерности. Оно дает положительный заряд творческому и системному мышлению за счет работы обоих полушарий мозга.

Как развивать мышление подростков

Составить список

Предложите подростку составить список (чек-лист) чего-то важного для всей семьи или конкретно для него: список желанных подарков, покупок, фильмов для просмотра. Затем обсудите, чем полезны списки и как он может их использовать в учебе.

Составляя список, подросток учится систематизировать свои мысли, желания, планы — тем самым развивает практическое и системное мышление за счет придания формы тому, что до этого было только в голове.

Назвать различия

Спросите об отличиях между кораблем и лодкой, травой и газоном, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.

Когда подросток замечает различия похожих объектов, то задействует словесно-логическое мышление: анализирует характеристики, выделяет главное от второстепенного, вспоминает свой прошлый опыт.

Придумать название предмету

Покажите фотографии таких гаджетов и предметов, которые подросток еще не видел: это может быть что-то суперсовременное (датчик осанки) или наоборот что-то давно забытое (стационарный телефон с пружинкой). Предложите придумать название и описать функционал этих предметов.

В этом упражнении подросток учится смело выражать свои мысли и отказываться от скучных и неподходящих идей. Как следствие, это помогает развивать творческое мышление за счет создания новых сочетаний слов.

Поиграть в «Придумай сценарий»

Покажите фотографию, на которой изображена неоднозначная ситуация (собака застряла в вазе) и попросите предположить, что произошло до этого момента.

В момент создания своей истории, подросток анализирует ситуацию и видит ее объемнее — тем самым развивает творческое мышление за счет выражения своих гипотез и фантазий.

Поиграть в «Странные вопросы»

Задайте подростку странные и неожиданные вопросы. Например:

  • Что лучше: яблоко или дыня?
  • Что мягче: рука или нога?
  • В чем польза жирафа?

В ответе должно быть как минимум три аргумента.

Когда подросток отвечает на нестандартные вопросы, он размышляет в состоянии неопределенности и укрепляет словесно-логическое мышление — то самое, которым пользуются ученые.

Как не утомить ребенка постоянным развитием

Если ходить в зал на тренировки каждый день (особенно с непривычки), можно быстро перегореть и отказаться от желания стать спортивным. То же самое и с развивающими упражнениями — выполнять их нон-стоп точно не стоит, иначе возникнет сопротивление. Лучше всего внедрять их между делом, постепенно, в виде игры.

старший методист Skysmart English Content

«Вот, о чем стоит помнить родителям, чтобы помочь детям развивать мышление:

Использовать с пользой время, которое обычно считается потраченным впустую: поездки в транспорте, прогулка из школы домой и обратно, очереди в магазинах и поликлиниках. На ходу можно легко делать несложные упражнения. Например: «Слова наоборот», «Правда или вымысел».

Не превращать развитие мышления в обучение — этого формата ребенку более, чем достаточно. Покажите, что это может быть весело и интересно на приемах, о которых мы рассказали.

Заниматься мало, но регулярно. 15 минут каждый день — всегда лучше, чем 2 часа за раз.

Не делать задания за ребенка. Делайте вместе с ним».

Внедрить эти приемы просто: играйте по пути в школу, когда готовите ужин или на выходных. Не относитесь к заданиями слишком серьезно, иначе ребенок может излишне стараться, переживать — делу это не поможет.

Если ребенок не знает, как ответить — порассуждайте вместе с ним: задавайте вопросы или подарите подсказку. Наслаждайтесь процессом вместе, и все получится!

Источник

Оцените статью
Разные способы