Развитие речи детей в процессе рисования
Алла Мокрецова
Развитие речи детей в процессе рисования
Рисование очень тесно связано с работой по развитию речи детей. В процессе рисования, как и в процессе работы по развитию речи развиваются художественно-образные представления, мышление и речь, совершенствуются внимание и память.
Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Во время рисования решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи.
Рисование способствует воспитанию правильного движения, расширяет графические возможности детей. В этом виде деятельности задействованы различные группы мышц кисти руки.
Всем известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Вспомним такие детские игры как «Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза рогатая» и другие, ведь в них не только развлекательное, а и развивающее воздействие. Дети выполняют движения руками и запоминают потешку.
Основной задачей обучения изобразительному искусству является воспитание у детей чувства прекрасного, понимания красоты в окружающей жизни, потребности в изображении предметов и явлений окружающей действительности, развитии изобразительных навыков, основанных на использовании различных способов выразительности -цвета, линии, формы, композиции, разнообразных материалов. Рисование позволяет решать коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность.
Первым шагом в развитии понимания речи в процессе рисования является усвоение номинативной (назывательной) функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и, как делает, получает название.
Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Слово помогает ребенку в осмыслении процессов изображения.
При подготовке любой деятельности педагог думает: как её организовать так, чтобы достичь поставленной цели и задач, пробудить в детях стремление к знаниям, активности, самостоятельности, воспитывать у них трудолюбие и при этом не утратить интереса на протяжении процесса и не утомить?
Игровые упражнения, используемые в процессе рисования и тесно связанные с развитием речи.
Перед рисованием овощей и фруктов дети учатся различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов: «У меня огурец – зеленый, овальный. У меня капуста – зеленая, круглая».
«Слово на ладошке» — Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю.
Дети проходят лексическую тему «Осень». Перед тем, как рисовать дерево, дети могут «сложить на ладошку» красивые слова об осенних листьях: багряные, золотые, легкие, воздушные, разноцветные, листопадные.
Детям читается произведение, ведётся беседа по прочитанному, закрепляются цвета и оттенки, услышанные в тексте, а затем дети сами выбирают какую страничку какого цвета они будут рисовать.
Дети рисуют различных зверей. При этом повторяются и уточняются названия животных, обсуждаются их повадки, внешний вид, среда обитания.
Рассматривание жанровых картин и заучивание стихов с использованием схемы.
Дети разбирают картины по жанрам и должны составить описательные рассказы из чего состоит натюрморт (портрет, пейзаж).
«Узнай и назови сказку».
Перед рисованием по сказкам детям сначала читают сказку, проводят беседу по содержанию, загадываю загадки.
Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин. Картину можно «купить» в том случае, если сумели рассказать, как называется произведение, почему картина понравилась.
Как писала Н. К. Крупская «Ребёнок очень рано начинает стремится самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: движениями, словами, мимикой. Надо только дать ему возможность расширить область выражения складывающихся у него образов».
Литература:С. А. Миронова. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». – М. ; Просвещение, 19991год.
Н. В. Шайдуровна «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста». М. : – 2010.
Активизация мыслительной деятельности детей в процессе ознакомления с природой Из опыта работы воспитателя по познавательно-речевому развитию. Если в процесс организации работы по совершенствованию умственного воспитания.
Значение рисования для детей дошкольного возраста. Подготовка руки к письму[/b]. Важной задачей подготовки ребенка к школе является развитие у него так называемой ручной умелости. Такое развитие.
Источник
Значение нетрадиционных техник рисования для развития речи детей
Татьяна кривоносова
Значение нетрадиционных техник рисования для развития речи детей
«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадовать миру» (М. Шклярова)
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования и к взрослым,и к детям: неуклонно растёт объём знаний, и чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным, создаются новые программы дошкольного образования и программы обучения в школе.
Необходимо помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами – позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения, т. к. речь – главное средство выражения мыслей.
В школе детям предстоит оперировать понятиями, делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти с достаточными знаниями об окружающем мире, о людях, с понятиями о красоте, о добре и зле, о правде и лжи. И всё это становится доступно детям только посредством речи.
Многим известно о важности развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
В последние годы всё большей популярностью в дошкольных учреждениях пользуются нетрадиционные техники и способы рисования. Они интересны своим разнообразием и основываются на творческой фантазии детей. Практика показала, что включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования даёт им возможность попробовать разнообразные способы передачи изображения, даёт толчок к исследованиям и эксперименту, обогащает знания детей о предметах, материалах, их свойствах и способах применения. Кроме этого, развивается сенсорная сфера, эстетическое мировосприятие, совершенствуются графические навыки и умения. Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизируется самостоятельная мыслительная и речевая деятельность детей.
Различные изобразительные материалы, новые технические приёмы требуют точности движений, но не ограничивают пальцы ребёнка фиксированным положением, и тем самым создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, пальчики, гелевые ручки, различные печатки, трафареты, крупу, нитки, а вместо бумаги – картон, ткань различной фактуры, стеклянную или деревянную поверхность.
Такие необычные техники и методы рисования, как всё новое, вызывают интерес у детей, позволяют ощутить незабываемые положительные эмоции, дают толчок к проявлению самостоятельности, развивают творчество и воображение. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся самостоятельно думать и решать, какими способами получить тот или иной образ, чтобы он получился необычным, выразительным.
Уже с младшего возраста можно использовать на занятиях рисование пальчиками, ладошками, нитью, печать поролоном, картофелем.
Детей среднего возраста можно познакомить с техниками рисования тычком, ватным тампоном, восковыми мелками и акварелью, печать листьями.
Дети старшего дошкольного возраста в состоянии освоить более сложные методы и техники: рисование на мятой и бархатной бумаге, кляксография, рисование штрихом, пластилином, солью, пейзажная и предметная монотипия, граттаж, батик, витражная техника.
В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи. Формированию психофизиологической основы речи способствует совместная деятельность педагога и детей. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи: развитие артикуляционного аппарата и правильного речевого дыхания. Например, создавая изображения с помощью выдувания красок (рисование мыльными пузырями, кляксография, дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ и осуществляют своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счёт использования слов, обозначающих предметы, действия и признаки с учётом грамматически правильного согласования слов в роде, числе и падеже, что способствует коррекции грамматического строя речи.
Таким образом, используя нетрадиционные техники рисования в работе с детьми, мы решаем целый комплекс задач речевого развития дошкольников.
От педагога, в свою очередь, требуется умение создать на занятии творческую непринуждённую атмосферу, живо и эмоционально объяснить и показать детям новые способы действий и приемы изображения. Ведь детям сложно научиться чему-либо у педагога, который сам не умеет и не любит творить.
Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей. Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей. Долгосрочный проект (январь – май 2015г.).
Конспект занятия с использованием нетрадиционных техник рисования «Снегурочка» для детей 4–5 лет Тема: «Снегурочка» Программное содержание: — Уточнить и обобщить знания детей о зиме; — Учить детей создавать выразительный образ снегурочки,.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования Мастер-класс для педагогов-участников районного фестиваля педагогического мастерства Место проведения: МКДОУ «Куртамышский детский сад №.
Педагогический проект «Формирование творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования» Тип проекта: исследовательско – творческий. Продолжительность проекта : средней продолжительности. Участники проекта: дети старшей группы,.
Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования Воспитатель спец. группы: Курбатова Любовь Алексеевна. Участники проекта: Воспитатели группы, дети группы ЗПР, родители. Актуальность проблемы:.
Развитие речи дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования Все дети очень любят рисовать. Для них рисования это своеобразная игра. В рисунках ребенок передает свое мироощущение, восприятие, личное.
Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования Сегодня я выступаю в качестве руководителя кружка по нетрадиционному рисованию. Тема моего опыта работы: «Развитие творческих способностей.
Развитие творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник рисования Цель моего опыта — развитие творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник рисования. Свою работу строю на следующих принципах:.
Совместное занятие детей и родителей с применением нетрадиционных техник рисования «Веселые ладошки» Тема занятия: «Веселые ладошки». Цель: Выполнить отпечаток ладонью и задекорировать картинку. Задачи: • Познакомить детей и родителей с.
Источник
Речевое развитие и развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных техник рисования
Александра Крылова
Речевое развитие и развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных техник рисования
«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо
Одно из основных условий нормального развития ребенка — своевременное и полноценное формирование речи. Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивается и активизируется словарь. В процессе развития речи у детей появляется интерес к звучащему слову, что существенно влияет на понимание обращённой к ребёнку речи и на развитие его собственной.
Ребёнок младшего дошкольного возраста охотно вовлекается в предметно — познавательную деятельность. Одним из видов такой деятельности является рисование.
Рисование – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Оно приносит малышу много радости. В рисовании ребёнок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы, включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует себя в качестве исследователя техник рисования. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.
Младших дошкольников необходимо знакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Чтобы создать психофизиологическую базу для развития речи, а также разнообразить изобразительную деятельность вообще и представить детям больше шансов для развития мелкой моторики, способствовать преодолению моторной неловкости.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства,в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
В процессе рисования развитиеречи осуществляется в нескольких направлениях:
1. Обогащается словарь.
2. Происходит становление речи как средства общения.
3. Совершенствуются все функции речи.
Обогащение словаря происходит в процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним.Объем словаря увеличивается постепенно: от слов, обозначающих предметы и явления, до словосочетаний и предложений, обозначающих действия и сюжеты.
Кроме того во время практических действий ведется непрерывный разговор с детьми о способе и последовательности выполнения работы. Игровая организация занятий стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует возникновению диалога с персонажами, с взрослым и между детьми.
Доступность использования нетрадиционных технологий рисования так же определяется возрастными особенностями детей. Начинать работу в этом направлении нужно с более доступных технологий постепенно усложняя их.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Также в процессе изображения значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознание речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности. Ребёнок опирается одновременно на несколько анализаторов – зрение, слух, тактильное восприятие, что также положительно влияет на речь.
С младшими дошкольниками целесообразно проводить специальную работу по развитию моторики рук именно с помощью нетрадиционной техники рисования.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу детей не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. При этом осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают его каждый день в новом ракурсе — можно изображать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки ватную палочку или просто кусочек ваты. Так же происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления детей, активизация их самостоятельной мыслительной деятельности (Чем еще я могу рисовать? Что я могу этими материалами изобразить)
Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности. Он уже не боится, что у него что-то не получится. Немного нетрадиционной техники (доступной ребенку, и пятно на листе превращается в розового слона, белого медведя, бабочку, осенний лес и т. д. Ребенок остается доволен результатом, а, следовательно, становится уверенным, умелым, совершенствуется моторика его рук и состояние речи.
Дети с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У детей с дизартрией, нарушения речи сочетаются с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности. С задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию. Отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений руки и пальцев. Наблюдается замедленное формирование пространственных представлений. При рисовании тех или иных предметов опускаются значимые для их опознания детали (например, носик у чайника, гребешок у петуха и т. д.). Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета. Они с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их, обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов.
У детей с общим недоразвитием речи страдают не только все разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции: зрительное восприятие, внимание, память, воображение, – все то, что необходимо для овладения навыками рисования. Как правило, сенсорные функции развиваются у них с задержкой. Многие дети не различают и не могут назвать основные цвета, форму и размер предметов. При наблюдении за живой и неживой природой они не могут выделить основные качественные характеристики предмета и объекта.
В целом, у детей с различными речевыми нарушениями наблюдается несформированность техники рисования. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.
На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография», дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, тем самым осуществляется дыхательная гимнастика, необходимая при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.
Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими речевые нарушения.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
• рисование пальчиками
• рисование ватными палочками
• тычок жесткой полусухой кистью
• рисование ладошками
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
• печать по трафарету
• свеча и акварель
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:
• кляксография с трубочкой
• рисование зубочисткой
• монотипия-рисование нитками
Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты (овощи, фрукты, цветы, игрушки). Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости, помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.
Каждая из нетрадиционных техник рисования — это маленькая игра. Основная цель — развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, формирует у детей потребность делиться впечатлениями.
Развитие мелкой моторики рук дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования Хотелось бы начать со слов В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут.
Развитие речи дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования Все дети очень любят рисовать. Для них рисования это своеобразная игра. В рисунках ребенок передает свое мироощущение, восприятие, личное.
Источник