Развитие речи детей способами моделирования

Использование схем-моделей в развитии речи дошкольников

Овакимян Татьяна
Использование схем-моделей в развитии речи дошкольников

«Использование схем-моделей в развитии речи дошкольник ов»

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются интеллектуальные и практические действия.

Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.

Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения.

Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

По мнению Л. А. Венгера, «Моделирование — это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности». Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

«МОДЕЛИРОВАНИЕ» — исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.

«МОДЕЛЬ» — это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели, используемый в качестве заместителя.

Взрослый не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и обучает способам обследования, наблюдения, умению выделять суть, устанавливать взаимосвязи. Процесс познания мира не прост для ребёнка и успешно помогают, являются очень полезными в этом процессе опорные схемы, символы, наглядные модели, обозначающие явления и объекты.

В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Оно происходит с помощью:

опорных схем,

Использование наглядного моделирования в раннем детстве способствует развитию мышления ребёнка: схематические (контурные, теневые) изображения знакомых предметов, животных, людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей произведений по какому-либо характерному признаку, приучают детей мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет. В конечном счёте развивается речь ребёнка: обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи.

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Для активизации умственной работы детей можно использовать различные виды моделей,придерживаясь ряда требований к ним:

— аналогичность модели предмету познания в знакомых ребёнку признаках;

— доступность для познания;

— расчленённость элементов объекта;

Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности:

1. замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

2. использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет);

3.построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет).

Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Схемы, символы, модели — это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Они должны «рождаться» на глазах детей в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

Моделирование рекомендуется использовать при чтении художественной литературы. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаётся картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности. Читаемый ребенку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. Это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами.

Читайте также:  Способ бурения бурового станка

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных — условными). При чтении произведений замещёнными объектами становятся их герои (люди, звери, гномы, волшебники, а также предметы, с которыми они взаимодействуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача — научить ребёнка правильно использовать заместители. Замещение основывается на одном различии между персонажами (крокодил — зелёный кружок, солнце — жёлтый) или двух (волк — большой серый кружок, заяц — маленький белый кружок). Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребёнку взрослый. От ребёнка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, крокодил, а какой — солнышко.

Первоначально число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем можно вводить лишние кружки, чтобы ребёнок выбирал нужные. Когда выбор освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. Например, в сказке «Колобок» колобок — жёлтый кружок, волк — серый, медведь — коричневый, лиса — оранжевый. В сказке «Волк и козлята» волк — большой серый кружок, коза — большой белый, козлята— маленькие белые. К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз. В зависимости от того, насколько ребёнок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.

При знакомстве со сказкой «Рукавичка» можно выбрать заместители не по цвету, а по величине. В центр прикрепить бумажную рукавичку, в угол семь полосок разной длины, ребенок подбирает заместители ко всем персонажам сказки,обосновывая свой выбор: маленькая полоска — это мышка, полоска побольше — зайчик, самая большая — медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступает наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).

При пересказе сказки «Заюшкина избушка» можно предложить детям использовать для моделирования заместители — круги разного цвета и размера, затем договориться, какой заместитель будет соответствовать герою сказки. В ходе обсуждения ставить перед ребенком проблемные вопросы.

— Для зайца круг выбрали белый. Почему? Круг по размеру должен быть какой — большой, средний или маленький? Средний — потому что заяц среднего размера по сравнению с волком и лисой.

— Лиса — какой круг, почему? (Оранжевый.)

— Волк — какой круг, почему?

— Медведь — коричневый, почему?

Последний из героев — петушок может вызвать затруднение, каким цветом его обозначить? На помощь прочитать стихотворение, где о петушке говорится, что у него красный гребешок, красная бородушка, красные сапожки. Совместно с ребенком принять решение, что петушок будет красного цвета.

«Но на столе остались еще два круга — голубого и коричневого цвета. Почему?Потому что есть еще две избушки: лубяная или деревянная — значит коричневого цвета, и ледяная — значит, голубого. А лес. Как думаешь, каким цветом мы его обозначим? Зеленым. Почему?»

Таким образом, ребенок сам составит сказку, заменив ее персонажей, на геометрические фигуры. Будет очень интересно!

Так можно использовать схемы для пересказа и рассказывания. В начале схема может быть подробной, но когда ребенок будет очень легко справляться с заданиями, необходимо постепенно схемы сокращать, чтобы ребенок мог проектировать свой рассказ. Сами схемы можно рисовать вместе с ребенком и тут же предложить ему объяснить, что нарисовано, догадаться по знакомым символам.

Важную роль в развитии связной речидетей играют дидактические игры на описание предметов: «Скажи, какой», «Кто больше узнает и назовёт», «Угадай по описанию», «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек». Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия; побуждают к активному участию детей высказывать своё мнение; формируют умение связно и последовательно описывать предмет.

Дидактические игры на формирование представлений о последовательности действий персонажей путём разгадывания соответствующих картинок-схем: «Расскажи сказку по картинкам», «Скажи, что сначала, что потом», «Я начну, а ты закончишь», «Кто знает, тот дальше продолжает». Такие игры способствуют связному рассказыванию, последовательному описанию сюжета произведения.

Читайте также:  Ангина герпетическая способы лечения

Для формирования понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т. е. строится по определенной схеме, можно использовать игры: «Кто знает, тот дальше продолжает», «Свари компот», «Готовим винегрет», «Начинаем дежурить». К этим играм дается схема высказывания, а дети «наполнят» ее различным содержанием. Совместно составленный рассказ закрепить повторяющимися вопросами, чтобы дети смогли выделить основные связи между его частями,например: «Куда пошла козочка? Почему закричала козочка? Кто ей помог?»Такие игры учат детей: рассказывать о содержании каждой сюжетной картинки, связывая их в один рассказ; последовательно, логически связывать одно событие с другим; овладевать структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец.

Таким образом, использование наглядного моделирования заметно облегчает детям овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными. Наглядно-пространственные модели сериационного или двигательного типа помогают ребёнку определять главные структурные компоненты текста при пересказах.

Усвоение дошкольниками различных форм символизации и приемов наглядного моделирования помогают ребенку выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служат основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей.

Использование дидактических игр в развитии связной речи у старших дошкольников Автор – составитель Ольхина Надежда Петровна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 61 Приморского района г. Санкт – Петербурга. Развитие связной.

Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников старшего возраста Владение родным языком — это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления.

Использование мнемотаблиц, схем в познавательно-речевом развитии дошкольников Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, он.

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников с помощью игрового пособия «Круги Луллия» Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,.

Использование образовательных технологий в развитии связной речи старших дошкольников Готовность или неготовность старших дошкольников к школе определяется речью. Именно при помощи письменной и устной речи будущему школьнику.

Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит.

Консультация для родителей «Использование мнемотехнике в развитии речи дошкольников» Консультация для родителей : Тема : Использование мнемотехнике в развитии речи дошкольников Цель: Ознакомление родителей с методом мнемотехники.

Консультация «Использование речи в развитии мыслительных навыков дошкольников 2–4 лет с нарушением зрения» Разработала: Урядова Анна Дмитриевна, МДОУ «детский сад №210» Консультация: «Использование речи в развитии мыслительных навыков дошкольников.

Использование мнемотехники в развитии связной речи младших дошкольников Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и как мы применяем в работе эту технологию для развития связной речи детей. Слайд Мнемотехника.

Опыт работы «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Источник

Обучение детей дошкольного возраста способом наглядного моделирования в процессе связной речи

Корнеева Ирина Евгеньевна
Обучение детей дошкольного возраста способом наглядного моделирования в процессе связной речи

«Обучение детей дошкольного возраста способом наглядного моделирования в процессе связной речи«.

Цель — обучение детей способам наглядного моделирования

* Развивать мышление и воображение, память при использовании схем, моделей, заместителей.

* Учить создавать воображаемые образы и узнавать некоторые ситуации по схеме.

* Развивать умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки, загадки, сюжета рассказа.

* Развивать понимание текста на основе построения наглядной модели.

* Учить составлять по схеме, мнемотаблице связные, последовательные рассказы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)

«речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

Читайте также:  Тождественные преобразования алгебраических выражений различные способы тождественных преобразований

Задачи развития связной речи

— овладение связной диалогической речью;

— овладение связной монологической речью;

— формирование элементарных знаний о структуре текста, о способах связи между структурными частями и предложениями;

— строить разные по типу высказывания: описание, повествование, рассуждение.

Средства наглядного моделирования:

* символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

* планы и условные обозначения, используемые в них;

* мнемотаблицы, сенсорно-графические схемы; опорные схемы; карточки — символы.

Этапы реализации образовательного проекта

I этап- подготовительный

II этап- активного обучения

III итоговый этап -общение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности

I Этап образовательного проекта

* Подобрать и изучить методическую литературу по обучению детей с помощью моделей, схем, знаков и символов.

* Составить тематический план работы с детьми (определить виды деятельности, содержание, методы и приёмы).

* Изготовить схемы, модели, мнемотаблицы, знаки, символы и др.

* Подобрать дидактические игры.

* Выявить и проанализировать уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

* Разработать серию занятий с использованием методики обучения составлению описательных рассказов и пересказа при помощи моделей и схем.

Задачи обучения связной речи на первом этапе обучения:

* Составление простых распространенных предложений по схемам.

* Обучение детей умению задавать вопросы, опираясь на модель и отвечать на вопросы полным ответом.

* Обучение детейпересказу и составлению коротких описательных рассказов по мнемотаблицам по темам: «Фрукты», «Овощи» и т. д.

* Обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов по схемам и моделям.

* Заучивать стихотворения по схеме, модели.

Элементами моделиописательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

1. Принадлежность к родовидовому понятию;

5. Составляющие детали;

6. Качество поверхности;

7. Материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

8. Как он используется (какую пользу приносит?

9. За что нравится (не нравится).

Задачи обучения связной речи на втором этапе обучения:

* Учить составлять простые предложения, распространенные однородными членами, сложные предложения с союзными словами «сначала и потом» по схемам и мнемотаблицам.

* Учить составлять описательные рассказы по непосредственному восприятию.

* Обучать пересказу сказки, рассказа и составлению рассказа по картине и серии картин.

* Придумывать загадки по моделям, схемам.

Задачи обучения связной речи на третьем этапе обучения:

* Закрепление умения самостоятельно составлять описательные и сравнительные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта (в соответствии с лексическими темами).

* Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

* Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

Творческий рассказ последовательность работы:

* Ребёнку предлагают придумать ситуацию (персонаж, место, модель рассказа).

* Предлагается персонаж, а оформление модели ребенок придумывает сам.

* Конкретные персонажи заменяются силуэтными изображениями.

* Составление рассказа по модели с неопределенными заместителями (геометрические фигуры).

* Самостоятельный выбор темы и героев рассказа.

1. Александрова, О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О. В. Александрова. — М. : Эксмо, 2013.

2. Большева,Т. В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольниковс помощью мнемотехники: Учеб. -метод. пособие / Т. В. Большева.-Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2001.

3. Белоусова, Л. Е. Веселые встречи: Конспекты занятий по развитию речис использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. –Издательство: Детство-Пресс, 2003.

4. Гомзяк, О. С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О. С. Гомзяк. — М. : ТЦ Сфера, 2007.

5. Носенко, И. П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах): Учебное пособие / И. П. Носенко. — М. : ЦПО, 2009.

6. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп. занят., метод. рекомендации (по ФГОС, дополн. / О. С. Ушакова. — М. : ТЦ Сфера, 2015.

7. Ушакова, О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод. реком., мониторинг / О. С. Ушакова. — М. : ТЦ Сфера, 2015.

8. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. — М. : ТЦ Сфера, 2015.

9. Шадрина, Л. Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л. Г. Шадрина, Л. В. Семенова. — М. : ТЦ Сфера, 2012.

Источник

Оцените статью
Разные способы