Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Рита Борбай-оол
Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Доклад: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Воспитатель Борбай-оол Рита Дадар-ооловна
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваютсятакже специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Поэтому тему свою считаю актуальной.
Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.
Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
— способствует снятию детских страхов;
— развивает уверенность в своих силах;
— развивает пространственное мышление;
— учит детей свободно выражать свой замысел;
— побуждает детей к творческим поискам и решениям;
— учит детей работать с разнообразным материалом;
— развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
— развивает мелкую моторику рук;
— развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
— во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.
Составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты занятий для детей разного дошкольного возраста. И выбрала тему для самообразования «Нетрадиционная техника рисования в детском саду».
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду»,я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
— сформировать у детей технические навыки рисования.
— познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
— научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники.
— развивать воображение и творческие способности детей.
— обогащать и расширять художественный опыт детей.
— побуждать ребенка экспериментировать.
— поощрять и поддерживать творческие находки.
— развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
— воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
— способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала в младшей группы с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.Такими стимулами могут быть:
— игра, которая является основным видом деятельности детей;
— сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
— живая, эмоциональная речь воспитателя.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.
Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.
Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
Творческий процесс — это настоящее чудо. Я люблю наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
С детьми младшего дошкольного возрастарекомендуется использовать:
— рисование пальчиками;
— оттиск печатками из картофеля;
— рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
— тычок жесткой полусухой кистью.
— восковые мелки + акварель;
— рисунки из ладошки;
— рисование ватными палочками;
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
— рисование песком;
— рисование мыльными пузырями;
— рисование мятой бумагой;
— кляксография с трубочкой;
— печать по трафарету;
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Я придаю большое значение общению с родителями, т. к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Провожу с родителями консультации, беседы по данной теме. В очень интересной непринуждённой обстановке прошёл мастер – класс «Необычными вещами мы рисуем без труда». С огромным удовольствием родители включились в работу по освоению различных техник нетрадиционного рисования, а затем с гордостью делились своими успехами с детьми.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
«Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» …Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.
Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста. Шокурова Н. Ю., воспитатель.
Источник
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИХ ДОУ»
методическая разработка
Помимо традиционных методов развития речи дошкольников, таких как заучивание наизусть, пересказ, беседа, могут использоваться и другие, не менее эффективные и по-своему интересные.
Я бы хотела подробнее рассказать о некоторых из них (мнемотехника, сопряженная гимнастика, ТРИЗ, синквейн).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_sposoby_razvitiya.docx | 39.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ
РЕЧИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИХ ДОУ»
В первые годы своей жизни ребенок овладевает уникальным сокровищем — речью, что дает ему возможность называться человеком, обеспечивает общение, понимание, взаимодействие с другими людьми и с ближайшим окружением.
Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед современной системой образования согласно ФГОС ДО, является речевое развитие детей.
Помимо традиционных методов развития речи дошкольников, таких как заучивание наизусть, пересказ, беседа, могут использоваться и другие, не менее эффективные и по-своему интересные.
Я бы хотела подробнее рассказать о некоторых из них (мнемотехника, сопряженная гимнастика, ТРИЗ, синквейн).
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций.
Всем нам с детства известна мнемоническия фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая задает порядок цветов спектра.
В речевом развитии детей мнемотехника помогает решить следующие задачи:
- развитие связной и диалогической речи у детей;
- развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
- обучение детей правильному звукопроизношению;
Рассмотрим, как использование мнемотаблиц значительно упрощает и ускоряет процесс запоминания стихов в дошкольном детстве.
Каждое слово или маленькое словосочетание представляем в виде картинки . Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Наглядный материал усваивается лучше вербального: ведущим мышлением ребенка дошкольного возраста является наглядно-образное.
Этапы работы над стихотворением:
1. Педагог выразительно читает стихотворение.
2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая
ребенку уяснить основную мысль.
4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их
значение в доступной для ребенка форме.
5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок
повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
7. Ребенок рассказывает стихотворение без помощи картинок.
Для воспитанников средних групп в качестве мнемотаблицы могут выступать готовые картинки по содержанию стихотворения:
Воспитанникам старших и подготовительных групп можно предложить «нарисовать» стихотворение – самостоятельно или с помощью педагога выбрать символ для изображения того или иного образа и действия. Затем последовательно изложить данные символы.
Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.
Мнемотехника строится от простого к сложному.
Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам и позже — к мнемотаблицам.
Детям младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуются цветные мнемотаблицы, т. к. у них остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная.
Детям старшего возраста предлагаются монохромные схемы, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Использование данной технологии в работе даёт устойчивые результаты обучения и развития дошкольников. Практика показывает, что большинство детей при заучивании стихотворения наизусть запоминают, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Развитию речи через упражнения для одновременной работы пальцев и языка способствует сопряженная гимнастика. Все упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.
Сопряженная гимнастика это:
- одновременная работа над всеми нарушенными звуками;
- имитация руками артикуляционных упражнений;
- обыгрывание артикуляционных упражнений;
- опора на кинестетические ощущения ребёнка;
- использование нетрадиционной су-джок-терапии, пальчиковой гимнастики;
- использование метода искусственной локальной гипотеррапии;
- воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.
Упражнения сопряжённой гимнастики, выполняемые детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением, со сменой поз (сидя на полу или на стульях, сидя на фитболах, стоя в кругу и т.д.), можно использовать как психогимнастику или разминку.
Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине учебного года, когда у детей уже сформировались устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Текст произносит взрослый.
Для детей младшего дошкольного возраста гимнастика состоит из одного предложения.
Движения или статическая поза рук
Движения или статическая поза языка
Ходьба указательными и средними пальцами
Движения вверх и вниз
Воспитанники средней группы способны выполнить последовательность некоторых действий.
Движения или статическая поза рук
Движения или статическая поза языка
На скамейки у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Соединить большой палец с безымянным и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец.
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние резцы.
Сопряженная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста может легко «вписаться» в изучаемую лексическую тему, например «Транспорт»
Движения или статическая поза рук
Движения или статическая поза языка
Две ладошки я прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, –
Это лодочка моя.
Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками.
Рот открыт. Широкий язык положить на нижнюю губу. Боковые края языка загнуть вверх.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву,
А по буйным волнам
Плывут рыбки тут и там.
Поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.
Подуть. По середине языка проходит тёплая воздушная струя.
Сопряженную гимнастику можно использовать и на музыкальных занятиях, включив одноименную композицию Е. Железновой.
Движения или статическая поза рук
Движения или статическая поза языка
На двери висит замок.
Пальцы сцепить в «Замок»
Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке, чтобы были видны верхние и нижние резцы
Кто открыть его бы смог?
Губы сомкнуть. Изобразить удивление.
Постучать одной ладонью по другой.
Втянуть губы, потом разжать с произнесением звука [п]
Потереть одну ладонь о другую. Повернуть ладони в разные стороны.
Вытянуть губы «трубочкой» и выполнять движения влево – вправо.
Потянуть ладони в разные стороны.
Растянуть губы в улыбке.
Развести руки в разные стороны.
Широко открыть рот.
И конечно, данная гимнастика рекомендована детям с ОВЗ.
Дошкольное детство – это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательных задач ) успешно помогает развить у дошкольников изобретательную смекалку, творческое воображение, связную речь.
У младших дошкольников данная технология эффективна при формировании элементарного речевого творчества, а в группах среднего и старшего дошкольного возраста при формировании навыка составления описательных загадок, сравнений, сравнительных оборотов, метафор, образных выражений и т. д.
В своей практике в рамках данного метода я активно использую игру «Да/нет». Существует множество вариантов данной игры, в т. ч. на основе пособия «Волшебный поясок».
Суть ее в следующем: педагог загадывает какой либо предмет окружающего мира или явление, а дети с помощью наводящих вопросов должны его отгадать. Главное правило – педагог может давать только два варианта ответа на вопрос «Да» или «Нет». При этом запрещено задавать прямой вопрос (это яблоко?)
Детям среднего дошкольного возраста можно предложить угадать картинку из предложенного ряда, в т. ч. по определенной теме.
Воспитанники старшего возраста способны найти загаданный предмет в помещении группы.
Данный вариант игры может способствовать формированию:
- сенсорных представлений (это мягкое?);
- пространственных представлений (это над чайником?);
- математических представлений (это число больше 5?);
- мыслительных операций (это музыкальный инструмент?)
Таким образом, игра способствует развитию речи и попутно развивает другие интеллектуальные умения: наблюдать, видеть проблему, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, сравнивать, структурировать, классифицировать, наблюдать, делать выводы, доказывать и защищать идеи.
Не менее эффективным и интересным методом развития образной речи воспитанников ДОУ является сочинение синквейнов.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Что пишется в каждой строке?
1 строка: существительное или местоимение (отвечает на вопросы кто? что?)
2 строка: прилагательные, описывающие признак предмета или его свойств (отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)
3 строка: глаголы (отвечают на вопросы что делает? что делают?)
4 строка: фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.
5 строка: вывод, итог; только одно слово, существительное (отвечает на вопрос кто? что?)
Синквейн можно сочинить про любой предмет живого или неживого мира или событие.
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно.
Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Что растет на лужайке?
Какой он? Большой, красивый, желтый.
Что делает цветок – цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.
Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом.
2. Cерый, колючий
3. Фыркает, спит, сворачивается
4. Мне нравится маленький ежик
Синквейн для дошкольников – это:
• средство творческого самовыражения ребёнка;
• игровой способ обогащения словарного запаса;
• подготовка к краткому пересказу;
• умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;
• увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.
Таким образом, нетрадиционные методы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени. Что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему и свидетельствует и концепция модернизации образования. Когда используешь в работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видный результат – это интересно и увлекательно вдвойне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как способ развития речи детей в условиях ДОУ»
Есть множество методик обучения детей раннего возраста, детей дошкольного возраста и подготовки их к учебной деятельности. Считаю, что полноценную учебную деятельность можно сформировать л.
«Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста ».
Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста.Содержание.ВведениеОсновная частьЗаключениеЛитератураПриложенияВведение. Одним из показателей хорошего физического и.
Презентация опыта: «Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста»
Важно развивать мелкую моторику рук ребенка – развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Театрализованная деятельность как способ развития речи детей
Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема современного общества. Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способнос.
Проект «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста».
Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:1. Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности ( на занятиях по лепки, рисо.
Коммуникативная деятельность как способ развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС
Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как к уникальному периоду развития личности определяют задачу расширения возможностей каждого ребенка в установлении .
Конспект нетрадиционного родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:1. Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.2. Поз.
Источник