Мастер-класс «Развитие мелкой моторики пальцев рук при помощи нетрадиционного оборудования»
Светлана Валерьевна Тихонова
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики пальцев рук при помощи нетрадиционного оборудования»
Мастер-класс
«Развитие мелкой моторики пальцев рук при помощи нетрадиционного оборудования (в рамках родительского собрания)
Цель: развитие мелкой моторики нетрадиционными способами.
Задачи: познакомить родителей с различными способами массажа при помощи вспомогательных предметов (карандаша, массажного мячика, бельевых скрепок, набор шариков «су-джок».
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, к взрослым, но и детям. Неуклонно растёт объём знаний, который нужно им передать. Мало того, мы, педагоги, хотим, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того, что бы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует сделать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя, что бы малыш рос существом социальным?
Сегодня известно, что все функции ЦНС поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью.
Для речи таким критическим периодом развития являются первые три года жизни ребёнка: ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.
Если же в первые три года к речи ребёнка не было уделено внимание, то в дальнейшем потребуется много усилий, что бы наверстать упущенное.
Учёные доказали, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, если больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связано с речью. Функция руки и речь развивается параллельно.
Руку нужно разработать со всеми детьми и особенно с теми у которых имеются различные нарушения развития речи.
Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Мелкая моторика – это согласование движения пальцев рук, руки и артикуляционного аппарата связаны между собой тесным образом. Ребёнок со скованными движениями пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционнымиспользованием различных предметов:
Больше всего на свете ребёнок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Игры должны сопровождаться стихами – это та основа на которой формируется и сопровождается чувство ритма. Речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной.
Так мы учим все стихи с детьми, придумываем под них движения рук. Дети так запоминают их гораздо быстрее и рассказывают их чётче и выразительнее. Таким образом развивается память детей, их мышление, воображение.
ИГРЫ с предметами
Пальцы щиплет он спросонок;
Дай, хозяйка, корма мне
Раньше чем моей родне.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала,
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
Кружим мы с тобой давно,
Это толстое бревно.
Вы ошиблись, это наш,
Тонкий, лёгкий карандаш.
Бежит ёжик по дорожке,
У него кривые ножки,
Весь иголками оброс,
Жалко ёжика до слёз.
Я пальчик первый и большой!
Третий пальчик – средний,
А пятый — мизинчик,
Он самый маленький – румяный.
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
Здравствуй мой любимый мячик!
Скажет утром каждый пальчик.
Крепко пальчик обнимает,
Никуда не выпускает,
Только брату отдаёт:
Брат у брата мяч берёт.
Игра на развитие мелкой моторики пальцев рук «Застежки». Эта игра приносит детям много радости, удовольствия, а так же навык самообслуживания (расстёгивание и застегивание пуговиц. Научить детей.
Игры с использованием нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста О том, что развивать мелкую моторику рук детей слышали многие. Также многие знают традиционные способы ее развития. Я же предлагаю вашему.
Книга для развития мелкой моторики пальцев рук для детей с ОВЗ Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная.
Конспект занятия «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» во второй группе раннего возраста Цель: Активизировать двигательную и познавательную деятельность детей, развивая мелкую моторику рук с использованием нестандартного оборудования.
Мастер-класс по изготовлению нестандартного оборудования для развития мелкой моторики. Массажёр «Чудо-ёжик» Мастер-класс по изготовлению массажёра «Чудо ёжик» С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым,.
Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования» Актуальность. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует.
Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС до) Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС ДО) Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А.
Развитие мелкой моторики пальцев рук (из опыта работы) В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционного рисования «Рисуем зиму пальчиками и ладошками» Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционное рисование. Одним из способов развития мелкой моторики является нетрадиционное рисование.
Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.
Источник
Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики у детей в дошкольном возрасте
ольга фомичева
Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики у детей в дошкольном возрасте
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Мелкая (тонкая) моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обучения ребенка. Именно поэтому при диагностике готовности к школе большое внимание обращают на то, как развита мелкая моторика дошкольников.
В быту нам ежеминутно приходится совершать действия мелкой моторики: застегивать пуговицы, завязывать шнурки, держать столовые приборы. Навыки мелкой моторикиважны при обучении письму и рисованию: от степени развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга. Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторикиследует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности.
Диагностика уровня развития мелкой моторики детей
Существуют специальные задания, по мере выполнения которых педагог или психолог определяет уровень владения моторикой рук. Для каждого возраста сложность таких упражнений разная. Как правило, начинают диагностировать детей с трёхлетнего возраста.
Упражнения для 3–4 лет
Собери монеты в коробку. Малышу предлагается коробка небольшого размера и вокруг неё в хаотичном порядке разложены двадцать монеток. По сигналу он должен как можно быстрее собрать все их в коробку. Задание нужно выполнить сначала одной рукой, затем другой. В норме ребёнок складывает все копеечки активной рукой за 15 секунд, другой — за 20 секунд.
Рисуем в воздухе. Ребёнок должен в течение десяти секунд рисовать пальцами круги в воздухе приблизительно одного размера, при это руки движутся одна по часовой стрелке, другая — против. Если малыш вращает пальцами в одну сторону, или круги сильно отличаются по размеру — задание считается невыполненным.
Нарисовать на бумаге круг, горизонтальные и вертикальные линии.
Упражнения со шнуровкой и пуговицами: ребёнок должен зашнуровать макет ботинка, расстегнуть и застегнуть пуговицы.
Упражнения для 4–5 лет
Колечко. Нужно соединить указательный и большой пальцы в виде кружочка, а остальные поднять вверх. Ребёнку предлагают удержать пальцы в таком положении в течение 10 секунд.
Проверяют, как ребёнок умеет рисовать прямые, изогнутые линии, волны.
Вырезание ножницами: ребёнок должен уметь вырезать по контуру простые геометрические фигуры.
Согнуть лист пополам: малыш должен как можно ровнее сложить лист бумаги А4.
Упражнения для 5–7 лет
Рисовать прямые, ломаные, волнистые линии. Нарисовать человека.
На каждой руке поочерёдно вытянуть одновременно указательный палец и мизинец, продержать их в таком положении пять секунд.
Вырезать из квадрата круг.
Попросить ребёнка как бы посолить суп, чтобы малыш медленно растирал кусочки соли между пальцами.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук
Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:
1. Массаж ладошек
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.
3. Разрывание бумаги
Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
4. Перелистывание страниц
После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
8. Баночки с крупами
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
9. Рисование на песке
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.
11. Завинчивание крышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.
12. Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
14. Рисование и раскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы.Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.
15. Собирание мозаик и паззлов
Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.
Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т. п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.
17. Упражнение с пипеткой
Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
18. Упражнение с пинцетом
В емкость пинцетом дети накладывают бусинки, горох, пуговицы.
Сортировка мелких предметов. Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок, пуговиц.
19. Помпоны и щипцы
Требуется сложить при помощи щипцов помпоны в бутылку.
20. Кукольная одежда на прищепках
Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики. Данный вид деятельности популярен не только у девочек, но и у мальчиков.
21. Коробочка с прищепками
Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей я использовала коробку из-под обуви. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным я вырезала из картона геометрические фигуры и к ним цепляем прищепки.
22. Упражнение с дыроколом
Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.
23. Трубочки для коктейля
Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.
Малоизвестные нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук
К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, иглотерапия, пуговичная терапия.
Массажер “Су-Джок”– это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.
Прямолинейные движения колючего шарика:
– по тыльной и ладонной стороне кисти рук (предварительно попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки). Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
Круговые движения по ладони:
– сначала одной руки, потом другой руки.
– по тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).
– по ладоням обеих рук (можно использовать игровой образ в общении с детьми: обратить внимание ребенка на то,что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).
Слабое покалывание всех пальцев:
– подушечек одной руки;
– подушечек другой руки
Термин «Иглотерапия» дословно обозначает лечение с помощью игл. Иглотерапия с детьми провожу с помощью аппликатора Кузнецова – игольчатого лечебно-профилактического массажера, который разработан в виде сборной конструкции, простейшим элементом которой является модуль, представляющий собой пластмассовую пластину с рабочей игольчатой поверхностью.
Техника игольчатого массажа: в игровой форме предлагаю ребенку положить руки на аппликатор. Причем такая игра должна содержать задания,при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера: то полной ладошкой, то одним пальчиком, то еле-еле, то со значительным усилием.
Так же можно разнообразить эту деятельность:
-предлагать прошагать по дорожке;
-искать отдельные модули в сухом бассейне, в песке, емкости с водой,
-использовать как фишки в настольно-печатных играх, жетоны в соревнованиях;
-закреплять знание цвета, счета, предложно-падежных конструкций, делить слова ни слоги и звуки, выкладывая схемы на столе из модулей массажера, играть в шашки.
Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия,так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.
Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться.
С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки
на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди).Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки.Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц?
Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик.Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно.
Положите пуговицу на указательный палец ребенка. Задача его товарища будет в том, чтобы переложить пуговицу на свой палец без использования других. Проигрывает тот, кто уронил предмет. Если детей достаточно много, можно разделить их на команды и устроить соревнования.
Передавать пуговицу из рук в руки по кругу.Усложнение: менять способ передачи пуговицы.
Подобрать пуговицу по размеру и цвету к соответствующему ей месту на картинке – шаблоне.
Криотерапия дословно — это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т. е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия.
От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи. Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику.
Противопоказания. Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом; осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.
Криотерапия проводится в три этапа
1. Криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
Эту работу можно разнообразить, добавив в лед аромомасло, цвет.
2. Пальчиковая гимнастика (в основном на растягивание мышц).
3. Развитиетактильной чувствительности:
— массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.
Эти методы изначально имеют медицинскую направленность. А это значит, что положительный эффект от их использования подтвержден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований.
Консультация «Развитие мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных техник, в младшем дошкольном возрасте» Заседание родительского клуба «Малыш» на тему «Развитие мелкой моторики рук, с использованием нетрадиционных техник, в младшем дошкольном.
Опыт работы «Нетрадиционные игры для развития сенсомоторных навыков и мелкой моторики рук дошкольников» Авторская разработка: «Нетрадиционные игры на развитие сенсомоторных навыков и мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста» Автор.
Консультация для родителей «Приемы развития мелкой моторики» Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая.
НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте по теме «Деревья» Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема:.
Нетрадиционные игры и упражнения для развития мелкой моторики для детей среднего и старшего возраста в логопедической группе По словам В. А. Сухомлинского «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Развивая руку ребенка, мы развиваем его мозг.
Нетрадиционные методы аппликации как средство развития мелкой моторики рук Нетрадиционные методы аппликации, как средство развития мелкой моторики рук Одной из актуальных проблем подготовки ребенка к школе является.
Нетрадиционные техники рисования в процессе развития мелкой моторики рук детей 3–4 лет 1 слайд. Вашему вниманию представляется презентация воспитателя «МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Родничок» Валиевой Линоры Рустамовны.
Семинар-практикум для родителей «Нетрадиционные приемы и материалы для развития мелкой моторики рук» Семинар-практикум для родителей «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СТИМУЛА РАЗВИТИЯ РЕЧИ» Подготовила.
Самообразование «Методы и приемы развития мелкой моторики на занятиях продуктивной деятельности» Тема самообразования: «Методы и приемы развития мелкой моторики на занятиях продуктивной деятельности». Воспитатель: Погонышева Марина.
Взаимосвязь развития речевых функций и мелкой моторики. Приемы формирования речи посредством пальчиковой гимнастики у детей Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга.
Источник