Тема №4. Мировоззрение, его виды и формы
ЗАДАНИЯ К ТЕМАМ №1-3. РАЗДЕЛ 1 (С ОТВЕТАМИ)
1.Сознательное участие человека в общественной жизни характеризует его как
1) индивидуальность 2) индивида
3) творца 4) личность
2.Отличительным признаком понятия «личность» является(-ются)
1) членораздельная речь 2) наличие физических потребностей
3) способность брать ответственность на себя 4) сознание и мышление
3.Для характеристики человека как субъекта социальных отношений в науке используется понятие
1) индивид2) личность
3) гражданин 4) индивидуальность
4.Верны ли следующие суждения о личности?
А. Развитие личности — процесс, обеспечивающий развитие биологической природы человека.
Б. Способом самореализации личности является творчество.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5.Личность в отличие от индивида обладает
1) рациональным мышлением 2) членораздельной речью
3) способностью делать нравственный выбор 4) чувственным познанием
6.Общим качеством и человека, и высших животных является
1) представления о сверхъестественных силах 2) способность обучать потомство
3) целенаправленная деятельность 4) создание нового, не имеющего аналогов в природе
7.Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личностью можно считать только выдающегося представителя человеческого рода.
Б. Понятие «личность» традиционно используется для обозначения социально значимых качеств человека.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
8.К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится
1) способность создавать новые орудия труда 2) общение при помощи членораздельной речи
3) возможность абстрактно мыслить 4) обладание инстинктом самосохранения
9.Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Все поступки человека по своей природе рациональны, сообразуются с разумом.
Б. На поведение человека влияют подсознание, природные инстинкты и влечения.
1) верно только А2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10.Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психологической и социальной. Социально обусловлены
1) духовные идеалы и ценности2) возрастные физические особенности
3) расовые отличия 4) проявления наследственности и изменчивости
11.В отличие от поведения животных, деятельность человека имеет
1) активный характер2) преобразовательный характер
3) индивидуальный характер 4) приспособительный характер
12.Верны ли следующие суждения?
А. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как синонимы.
Б. В отличие от понятия «индивид», термин «индивидуальность» подчёркивает неповторимое своеобразие проявлений человека, его исключительность, личностные особенности.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны
13.Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. К биологической составляющей относятся
1) особенности строения тела человека2) знания и умения
3) ценностные ориентации 4) навыки поведения
14.В отличие от поведения животного, деятельность человека
1) обусловлена видовой специализацией 2) побуждается инстинктами
3) связана с работой органов чувств 4) направляется сознательно выдвигаемой целью
15.Развитие человека, в отличие от эволюции животных, в частности, характеризуется
1) совершенством руки как производящего орудия2) приспособлением к окружающему миру
3) наличием условных рефлексов 4) использованием предметов, данных природой
16.Верны ли следующие суждения об отличиях человека от животного?
А. Человек отличается от животного способностью преобразовывать своим трудом окружающую среду.
Б. Человек отличается от животного способностью мыслить.
1) верно только А2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
17.Какая черта свойственна и человеку, и животному?
1) способность к целеполаганию
2) наличие психики
3) следование нормам поведения
4) накопление знаний
18.Что из перечисленного относится к социальным качествам человека?
1) генетически наследуемые качества 2) ориентация на определённые ценности
3) принадлежность к человеческому роду 4) тип темперамента
19.Верны ли следующие суждения о биологическом и социальном в человеке?
А. Проявления биологических качеств человека могут быть социально обусловлены.
Б. Социальные качества человека формируются в процессе воспитания, образования, общения с другими людьми.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
20.Личность в отличие от индивида обладает
1) рациональным мышлением 2) членораздельной речью
3) способностью делать нравственный выбор 4) чувственным познанием
21.Одарённый мальчик, родившийся в рабочей семье, стал известным учёным благодаря не только своим математическим способностям, но и целеустремлённости, силе воли, стремлению к знаниям. В этом в первую очередь проявились его качества как
1) индивида 2) общественного деятеля
3) гражданина 4) личности
22.Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек — это существо, которое участвует в создании самого себя.
Б. Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
23.Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) способность к совместной преобразовательной деятельности2) стремление к самореализации
3) умение приспосабливаться к природным условиям 4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) потребность в воде, пище, отдыхе 6 )потребность в отдыхе
24.Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой 2) способность к целеполаганию
3) забота о потомстве 4) приспособление к условиям окружающей среды
5) стремление понять окружающий мир 6) общение с помощью членораздельной речи
25. Кириллу 16 лет. Найдите в приведённом списке социальные характеристики Кирилла. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) у Кирилла голубые глаза 2) рост Кирилла 180 см
3) Кирилл помогает ухаживать за больной бабушкой 4) Кирилл – сангвиник по темпераменту
5) Кирилл – отзывчивый и добрый человек 6) Кирилл хорошо учится в школе
26.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) биологическая природа человека | 2) инстинктивное поведение | 3) физиологические потребности |
4) физическое развитие | 5) возрастные особенности развития психики |
27. Установите соответствие между проявлениями способностей человека и природой этих способностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА | ПРИРОДА СПОСОБНОСТЕЙ |
A) расти и физически развиваться Б) оценивать себя и свои поступки B) видеть цель своих действий Г) к воспроизводству своего рода Д) формировать свои взгляды на мир | 1) социальная 2) биологическая |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
28.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (Б) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (В) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (Г) Все действия человека продуманы и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
29. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о личности.
— человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни
— процесс становления и развития личности продолжается всю жизнь человека;
— на формирование личности большое влияние оказывает семья, школа, ближайшее окружение человека
30.Приведите три примера проявления человека как личности.
— школьник, поставив себе задачу поступить в университет, начал усиленно готовиться к экзаменам, отложив традиционную воскресную игру в футбол с друзьями, просмотр развлекательных телевизионных передач, продемонстрировав нацеленность на поступление;
— человек, оказавшийся на берегу реки весной, бросился спасать рыбака, провалившегося под лед;
— несмотря на атеистическое воспитание в школе, скептическое отношение к религии родителей, Дмитрий И. принял крещение, стал посещать богослужения в храме.
Тема №5. ВИДЫ ЗНАНИЙ
ЗАДАНИЯ К ТЕМАМ № 4, 5, 6 (С ОТВЕТАМИ)
Истинное знание
1) обычно практически применимо 2) может получить только наука
3) соответствует предмету познания 4) всегда представлено в форме теории
ОТВЕТ: Эмпирический
22.Запишите слово, пропущенное в схеме:
ОТВЕТ: способности
23.Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПЕРАЦИИ | ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ | ||||
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета | 1) чувственное | ||||
Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа | 2) логическое | ||||
B) фиксация существенных свойств предмета | |||||
Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета | |||||
Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств | |||||
Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся | |||||
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 |
ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 7
(С ОТВЕТАМИ)
В отличие от учебы, труд
1) осуществляется как индивидуально, так и сообща 2) позволяет удовлетворять материальные потребности
3) способствует познанию мира 4) предполагает использование специального оборудования
Одарённый мальчик, родившийся в рабочей семье, стал известным учёным благодаря не только своим математическим способностям, но и целеустремлённости, силе воли, стремлению к знаниям. В этом в первую очередь проявились его качества как
1) индивида 2) общественного деятеля
3) гражданина 4) личности
23.Гражданка В. очень любит ходить на продуктовый рынок около своего дома. Она подолгу беседует на различные темы с продавцами. Между тем продукты для семьи приобретает, как правило, её супруг в супермаркете. Какие потребности в первую очередь реализуются в действиях гражданки В.?
1) эстетические 2) идеальные
3) экономические 4) социальные
ОТВЕТ: труд
Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе?
1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств
3) нацеленность на приобретение новых знаний 4) нацеленность на развитие физических возможностей
5) нацеленность на овладение определенными умениями 6) нацеленность на приобщение к опыту человечества
Игра 5) общество 6) задатки
Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся. С опорой на курс обществоведения и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.
1) с развитием общества меняются и игры (например, родители сегодняшних школьников не играли в детстве в компьютерные игры);
2) игры можно выдумать, т. е. игра как проявление творчества;
3) можно изменять правила игры, в результате чего игра фактически меняется;
4) в игре может проявляться выдумка и фантазия в выборе средств, целей игры.
44.Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность человека». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1. Деятельность как способ существования людей.
2. Структура деятельности. а) субъект деятельности б) объект деятельности в) цель г) методы и средства д)процесс е) результат
3. Виды деятельности а) игра б) общение в) учение г) труд
4. Классификация деятельности: а) по объектам и результатам (материальная и духовная);
б) по субъекту деятельности (индивидуальная и коллективная)
в) по характеру деятельности (репродуктивная и творческая)
г) в зависимости от сфер общества (экономическая, социальная, политическая, духовная);
4. Характерные черты деятельности: а) сознательный характер; б) преобразующий характер; в) продуктивный характер;
ЗАДАНИЯ К ТЕМАМ №1-3. РАЗДЕЛ 1 (С ОТВЕТАМИ)
1.Сознательное участие человека в общественной жизни характеризует его как
1) индивидуальность 2) индивида
3) творца 4) личность
2.Отличительным признаком понятия «личность» является(-ются)
1) членораздельная речь 2) наличие физических потребностей
3) способность брать ответственность на себя 4) сознание и мышление
3.Для характеристики человека как субъекта социальных отношений в науке используется понятие
1) индивид2) личность
3) гражданин 4) индивидуальность
4.Верны ли следующие суждения о личности?
А. Развитие личности — процесс, обеспечивающий развитие биологической природы человека.
Б. Способом самореализации личности является творчество.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5.Личность в отличие от индивида обладает
1) рациональным мышлением 2) членораздельной речью
3) способностью делать нравственный выбор 4) чувственным познанием
6.Общим качеством и человека, и высших животных является
1) представления о сверхъестественных силах 2) способность обучать потомство
3) целенаправленная деятельность 4) создание нового, не имеющего аналогов в природе
7.Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личностью можно считать только выдающегося представителя человеческого рода.
Б. Понятие «личность» традиционно используется для обозначения социально значимых качеств человека.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
8.К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится
1) способность создавать новые орудия труда 2) общение при помощи членораздельной речи
3) возможность абстрактно мыслить 4) обладание инстинктом самосохранения
9.Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Все поступки человека по своей природе рациональны, сообразуются с разумом.
Б. На поведение человека влияют подсознание, природные инстинкты и влечения.
1) верно только А2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10.Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психологической и социальной. Социально обусловлены
1) духовные идеалы и ценности2) возрастные физические особенности
3) расовые отличия 4) проявления наследственности и изменчивости
11.В отличие от поведения животных, деятельность человека имеет
1) активный характер2) преобразовательный характер
3) индивидуальный характер 4) приспособительный характер
12.Верны ли следующие суждения?
А. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как синонимы.
Б. В отличие от понятия «индивид», термин «индивидуальность» подчёркивает неповторимое своеобразие проявлений человека, его исключительность, личностные особенности.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны
13.Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. К биологической составляющей относятся
1) особенности строения тела человека2) знания и умения
3) ценностные ориентации 4) навыки поведения
14.В отличие от поведения животного, деятельность человека
1) обусловлена видовой специализацией 2) побуждается инстинктами
3) связана с работой органов чувств 4) направляется сознательно выдвигаемой целью
15.Развитие человека, в отличие от эволюции животных, в частности, характеризуется
1) совершенством руки как производящего орудия2) приспособлением к окружающему миру
3) наличием условных рефлексов 4) использованием предметов, данных природой
16.Верны ли следующие суждения об отличиях человека от животного?
А. Человек отличается от животного способностью преобразовывать своим трудом окружающую среду.
Б. Человек отличается от животного способностью мыслить.
1) верно только А2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
17.Какая черта свойственна и человеку, и животному?
1) способность к целеполаганию
2) наличие психики
3) следование нормам поведения
4) накопление знаний
18.Что из перечисленного относится к социальным качествам человека?
1) генетически наследуемые качества 2) ориентация на определённые ценности
3) принадлежность к человеческому роду 4) тип темперамента
19.Верны ли следующие суждения о биологическом и социальном в человеке?
А. Проявления биологических качеств человека могут быть социально обусловлены.
Б. Социальные качества человека формируются в процессе воспитания, образования, общения с другими людьми.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
20.Личность в отличие от индивида обладает
1) рациональным мышлением 2) членораздельной речью
3) способностью делать нравственный выбор 4) чувственным познанием
21.Одарённый мальчик, родившийся в рабочей семье, стал известным учёным благодаря не только своим математическим способностям, но и целеустремлённости, силе воли, стремлению к знаниям. В этом в первую очередь проявились его качества как
1) индивида 2) общественного деятеля
3) гражданина 4) личности
22.Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек — это существо, которое участвует в создании самого себя.
Б. Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
23.Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) способность к совместной преобразовательной деятельности2) стремление к самореализации
3) умение приспосабливаться к природным условиям 4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) потребность в воде, пище, отдыхе 6 )потребность в отдыхе
24.Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой 2) способность к целеполаганию
3) забота о потомстве 4) приспособление к условиям окружающей среды
5) стремление понять окружающий мир 6) общение с помощью членораздельной речи
25. Кириллу 16 лет. Найдите в приведённом списке социальные характеристики Кирилла. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) у Кирилла голубые глаза 2) рост Кирилла 180 см
3) Кирилл помогает ухаживать за больной бабушкой 4) Кирилл – сангвиник по темпераменту
5) Кирилл – отзывчивый и добрый человек 6) Кирилл хорошо учится в школе
26.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) биологическая природа человека | 2) инстинктивное поведение | 3) физиологические потребности |
4) физическое развитие | 5) возрастные особенности развития психики |
27. Установите соответствие между проявлениями способностей человека и природой этих способностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА | ПРИРОДА СПОСОБНОСТЕЙ |
A) расти и физически развиваться Б) оценивать себя и свои поступки B) видеть цель своих действий Г) к воспроизводству своего рода Д) формировать свои взгляды на мир | 1) социальная 2) биологическая |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
28.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (Б) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (В) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (Г) Все действия человека продуманы и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
29. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о личности.
— человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни
— процесс становления и развития личности продолжается всю жизнь человека;
— на формирование личности большое влияние оказывает семья, школа, ближайшее окружение человека
30.Приведите три примера проявления человека как личности.
— школьник, поставив себе задачу поступить в университет, начал усиленно готовиться к экзаменам, отложив традиционную воскресную игру в футбол с друзьями, просмотр развлекательных телевизионных передач, продемонстрировав нацеленность на поступление;
— человек, оказавшийся на берегу реки весной, бросился спасать рыбака, провалившегося под лед;
— несмотря на атеистическое воспитание в школе, скептическое отношение к религии родителей, Дмитрий И. принял крещение, стал посещать богослужения в храме.
Тема №4. Мировоззрение, его виды и формы
1. Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
2. Структура внутреннего мира:
· познание (интеллект) — потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего, способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
· эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)
· чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)
3. Мировоззрение– система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:
1. Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности
2. Пути формирования: стихийный, осознанный.
3. Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;
4. Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.
5. Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.
6. Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.
4. Типы мировоззрения:
· Обыденное (житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
· Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)
· Философское – связано с теоретическим обоснованием содержания и способов достижения обобщенных знаний о действительности, о нормах, ценностях и идеалах.
· Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.
5. Убеждения– устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.
Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.
Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
Источник