Движение и развитие как атрибуты бытия. Диалектика и синергетика
Первым вопросом, с которого начинается Ф., является вопрос о бытии. Вопрос бытия обсуждается в 1 разделе философского знания, называемом онтология. «Онтология» образовано из греческих слов «ontos» (бытие) и logos (слово) и переводится как учение о бытии. Понятие «бытие» может рассматриваться как синоним «действительность», «реальность», «существование».
Вместе с тем бытие есть интегральная хар-ка мира, утверждающая целостность его через его существование. Существуют (находятся в бытии) не только предметы природы, но и мысли, разные психич. состояния. Бытие связано с их гл. чертой – существованием. По способу существование бытие разделяется на 2 мира, 2 способа существования или 2 реальности; мир физич. состояний, или материальный природный мир, и мир психич. состояний, мир сознания, внутренний мир человека.
Мир природы и мир сознания могут характеризоваться понятием бытия, но способы их существования различны. Физич., природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Мир человеческого сознания существует субъективно, т.к. зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов.
Любые взаимодействия и изменения состояния объектов связаны в философии с понятием движения. Движение — это любое изменение. В обыденном сознании движение представляется как пространственное перемещение тел. В Ф. такое движение называется механическим. Существуют и другие формы движения: физич., химич., биологич., соц. и т.д. Все формы движения материи взаимосвязаны между собой. Движение — неотъемлемый атрибут материи.
В эпоху Возрождения философы были уверены, что всякая единица бытия, от Вселенной до мельчайшей частицы, приводится в движение присущей ей душой. Они исходили из установки панпсихизма, одухотворения всей Вселенной. Преимущественное развитие механики в Новое время привело к тому, что движение стали рассматривать в узком смысле-как механическое движение. В соврем. Ф. понятие движения истолковывается в широком смысле — как изменение вообще.
Под развитием в общем случае понимаются качественные изменения. Развитие — это не элементарный процесс количественного увеличения или уменьшения. В процессе развития элементы возникают и исчезают, а видимые качественные изменения могут иметь место и без изменения числа элементов, за счет трансформации взаимоотношений между ними. В соврем. методологии выделяются 3 типа изменений:
1) переход объекта из качественного состояния одной степени сложности в другое качественное состояние той же степени сложности (одноплоскостное развитие);
2) переход объекта в новое качественное состояние меньшей степени сложности (регрессивное развитие);
3) переход объекта в состояние большей степени сложности (прогрессивное развитие).
Суть развития может быть выражена в следующем. Как бы ни сочетались регрессивные, одноплоскостные и прогрессивные изменения, любой объект либо сам проходит стадию прогрессивного развития, либо входит в другой объект, проходящий такую стадию. Таким образом, развитие мира отличается прогрессивной направленностью и является бесконечным движением по восходящей спирали. Оно включает в себя отступления и возвращения назад, но в целом это движение от примитивных к высокоорганизованным системам. Развитие понимается как самодвижение, т. е. процесс, источники которого заложены в самом развивающемся объекте.
Диалектика— признанная в современной философии теория развития всего сущегои основанный на ней философский метод.Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:
• законы диалектики;• категории;• принципы.
Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие— общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов,причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие — высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития.
СИНЕРГЕТИКА – междисциплинарное направление научных исследований и ставящее в качестве своей осн. задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы: физич., химич., биологич., технических, эконом., соц.
Синергетика предполагает качественно иную картину мира не только по сравнению с той, которая лежала в основании классич. науки, но и той, которую принято называть квантово-релятивистской картиной неклассического естествознания 1-й пол. 20 в. Происходит отказ от образа мира как построенного из элементарных частиц – кирпичиков материи – в пользу картины мира как совокупности нелинейных процессов. Синергетика внутренне плюралистична, как плюралистичен тот интегральный образ мира, который ею предполагается. Она включает в себя многообразие подходов, формулировок. Наиболее известный из них теория диссипативных структур, связанная с именем Пригожина, и концепция немецкого физика Хакена, от которой идет само название «синергетика». В формулировке Пригожина становление синергетики рассматривается в общем контексте начавшегося во 2-й пол. 20 в. процесса фундаментального пересмотра взглядов на науку и научную рациональность. Суть этого процесса состоит в «возрождении времени» в соврем. естествознании и начале «нового диалога человека с природой».
Источник
Движение и развитие как способы существования материи.
Существование любой материи возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Так атом существует лишь потому, что происходит взаимодействие между ядром и электроном, живые организмы существуют благодаря взаимодействию составляющих их молекул, клеток; общество существует благодаря обмену деятельностью между людьми.
Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Изменение в ф. обозначается понятием движения. Д – любое изменение материей форм, свойств, внутреннее неотъемлемое свойство материи (ее атрибут). Понимание Д, как атрибута материи появляется уже в 17 в., но Д понимается как перемещение (механистический материализм) – механическое движение, которое вызывается внешней силой. Т.е. материя должна была быть приведена чем-либо или кем-либо в движение, и материалисты прибегали к идее Бога (Бог – часовщик, который запустил часы и умер). Т.е. Бог вводится как первотолчек (деизм). Если предположить, что где-то существует материя отдельно от энергии, то мир трактуется исходя из объективного идеализма; если же допустить существование движения без материи, что мир трактуется исходя из субъективного идеализма. После открытия дефекта массы, а также определении зависимости энергии от массы и скорости (E=m*c^2), получалось, что масса, которую считали мерой материи, переходит в энергию, т.е. материи нет, есть энергия. Это привело к появлению нового направления – энергетизм (Освальд).
Но с позиции ДМ, масса является лишь одним из свойств материи. Д. – способ существования материи, быть – значить быть в движении, изменении. В мире нет неизменных вещей, свойств и отношений. Д несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Движение материи есть самодвижение, в том смысле что тенденция к изменению состояния присущи самой реальности. Движение и абсолютно и относительно сразу. Абсолютно оно во всеобщности, в том, что оно не имеет ни начала, ни конца. Любое конкретное движение относительно. Д внутренне противоречиво: оно есть единство изменчивости и устойчивости, движения и покоя. Любое изменение структурных элементов, свойств, отношений осуществляется при сохранении определенных моментов, а каждое сохранение происходит через Д. В потоке не прекращающегося движения присутствуют моменты устойчивости, проявляющиеся в сохранении состояния Д. Обрести абсолютный покой означает перестать существовать. Все относительно покоящееся причастно к какому-либо движению. Покой всегда имеет только видимый и относительный характер. Тела могут покоиться только по отношению к какой-либо системе отчета. Покой – это не отсутствие движения, это сохранение определенного ритма движения. В соотношении покоя и движения, устойчивости и изменчивости, ведущим является движение, изменчивость. Это проявляется в том, что состояние покоя создается предыдущим движением и ликвидируется процессом движения.
Выделяют два основных типа движения:
1) Д, при сохранении устойчивости, качества предмета. Все предметы изменяются (Гераклит: «в одну и туже реку нельзя войти дважды, ибо на входящего каждый раз текут новые воды»), но при этом может сохранятся, воспроизводиться некоторый набор признаков, который позволяет говорить о данном предмете, как определенном предмете, т.е. сохраняющем свое качество (качество – характеристика предмета, процесса, представляющего определенность данного предмета или явления со стороны его существенных свойств).
2) Д, связанное с переходом от одного качества к другому. Это м.б. и разрушение предмета, либо его усложнение. Процессы, связанные с преобразованием качества, которые развертывают потенциальные возможности характеризуются как развитие.
Первая классификация дана Энгельсом. Он выделил 5 форм:
1. Химическое – процессы взаимодействия веществ.
2. Физическое (тепловое) – хаотическое движение молекул
3. Механическое – перемещение тел в системе координат.
4. Биологическое – все процессы от возникновения мира включая развитие видов.
5. Социальное – все процессы от возникновения человека, включая весь исторический процесс.
Но Энгельс не знал микромира. Поэтому добавляется ещё один вид движения – Движение элементарных частиц, вследствие которого образуются атомы.
Классификация дается по принципу усложнения в строгой последовательности. Формы движения возникают друг на друге. Основные связи – структурная и генетическая. Заключается в том, что высшие формы Д включают в себя низшие. Высшие формы могут возникнуть только там и тогда, когда есть все низшие. Высшие формы состоят из низших, но объяснить высшие низшими невозможно. Высшие – это новая система, в которой появляются новые законы.
Источник
Развитие как атрибуты бытия
Важнейшим положением философского материализма является признание органического единства материи и движения. Материи свойственна внутренняя активность, движение. Быть — значит пребывать, находиться в движении. Материя предстаёт бесконечной, как в своих проявлениях, свойствах, так и в своих изменениях, взаимопереходах от одного состояния к другому, взаимодействиях. Такие переходы, а в общем движение, есть коренной способ существования материи, её сущностной атрибут. Движение несотворимо и неуничтожимо, как и сама материя. Ни одна частица материи, ни один эрг энергии не могут возникнуть из ничего и не могут исчезнуть бесследно. Проблемы неразрывности материи и движения всегда волновала учёных и философов. устойчивой оказалась концепция энергетизма, отрывающей движение от материи. Оствальд, в частности, заявлял, что в мире нет материи, а существует лишь энергия. В наши дни утверждается превращение материи в энергию, что в частности доказывает Гейзенберг, ссылаясь на известное уравнение Эйнштейна. Однако в действительности Эйнштейн указал лишь на пропорциональное соотношение массы и энергии. Энергия — это мера движения материи. Переходить друг в друга они не могут. На самом деле происходит переход массы, связанной с веществом, в массу, связанную с полем. Энергия служит мерой этого перехода.
В то же время нельзя смешивать понятие “движение” с понятием “развитие”. Если движение есть всякое изменение, то развитие — направленное движение, изменение. Развитие — это переход вещей из одних состояний в другие, в новые качественные состояния, из одних состояний в другие, в новые качественные состояния, с новыми свойствами.
Развитие является основным предметом изучения диалектики. Нацеленность на развитие является главным критерием диалектики. Развитие не развитие «вообще», «всего», «всей материи». Развитие связано только с конкретными материальными или духовными системами. Развивающейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т.п. Вне конкретных систем нет никакого развития.
Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Но из развития должны быть исключены моменты возникновения и распада системы, её ликвидации, прекращения существования, т.к. например, возникновение системы хотя и связано с развитием, однако не есть ещё собственно развитие, оно представляет собой взаимодействие элементов, рождающих новую структуру.
Признаками развития принято считать следующие из них:
1. Неотрывность от движения, изменения. Но это не отдельные изменения, а множество изменений в структуре, т.е. развитие связано с качественным характером изменений.
2. Развитие характеризуется не разовым качественным преобразованием, а комплексом, связью ряда таких преобразований. В этом плане развитие есть связь качественных преобразований системы. Для этой связи характерна необратимость.
3. Развитие есть особого рода связь состояний. Развитие показывает наличие преемственности между качественными изменениями на уровне системы. Иначе говоря, развитие соотносится с направленными преобразованиями.
Таким образом, развитие — это направленные, необратимые качественные изменения системы, обусловленные противоречиями самой системы.
Основные концепции развития, выдвигаемые современной наукой и философией:
рационалистическая, логико-гносеологическая модель диалектики. К этому типу концепций относятся диалектические учения Канта, Шеллинга, Гегеля;
диалектико-материалистическая диалектика, составляющая основу марксистско-ленинского учения;
24.Понятие диалектики. Исторические формы диалектики
Диалектика — учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия.
Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.
Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:
1) Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.
2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.
3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики.
В историческом плане принято выделять три формы диалектики: стихийная диалектика Древней Греции, идеалистическая диалектика немецкой классической философии и материалистическая диалектика XIX века.
Само понятие диалектика родилось в древнегреческой философии, где с развитием античной демократии стало высоко цениться умение полемизировать, убеждать, обосновывать свою точку зрения. Под диалектикой понимали искусство спора, умение находить противоречия в мыслях собеседника, плодотворно развивать обсуждаемую тему, искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.
Выдающимся диалектиком является Гераклит. Диалектика у него — это концепция непрерывного изменения, которое мыслится им в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий — огня, воздуха, воды и земли. Все течет, все изменяется, в одну реку нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая и новая.
Диалектике Гераклита присущи идеи становления, единства и борьбы противоположностей, совпадения абсолютного и относительного.
Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона. Он противопоставил мышление чувственно-воспринимаемому, подметил неустойчивость, текучесть человеческих ощущений и чувственного бытия. Он отводил главную роль в познании мышлению. Зенон впервые попытались выработать понятие единого бытия и сделали его основой философствования. Единое бытие понимается у него как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присущее в каждом мельчайшем элементе действительности. Оно исключает любую множественность вещей в их движении. Зенон разработал сорок апорий, направленных против движения и против множественности вещей. Он указал на противоречивость конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного.
Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий. Понятия возникают не как итог обобщения чувственных данных, а в результате вспоминания душой идей, которые она когда-то созерцала в сверхчувственном мире, еще не будучи связанной с человеческим телом. У Платона диалектика не только метод отыскания истины, но и учение о мире истинного бытия как сферы вечных и неизменных идей.
В средние века диалектика становится одной из теологических дисциплин, включавших в себя логику и силлогистику. Несмотря на господство в целом метафизического мировоззрения, философия Нового времени также выдвигает целый ряд замечательных диалектических идей (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
Особое место диалектика приобретает в работах представителей немецкой классической философии, т.к. именно здесь впервые в истории философии была разработана целостная диалектическая концепция развития, поколебавшая господство метафизического метода. Самой развитой формой этой диалектики явилась диалектика Гегеля. Однако, у истоков этого метода, предлагая порой не менее интересные и неортодоксальные ее разновидности, стоит все же Кант с его антиномикой чистого разума. Диалектический метод пронизывает все разделы гегелевской системы философии.
Диалектику, или метод развития, согласно Гегелю, следует понимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Сами противоречия Гегель понимал как столкновение противоположных определений и разрешение их путем объединения.
В философии наших дней воспроизводятся и различные модификации иного понимания диалектики. Каждая из них акцентирует и абсолютизирует какое-то реальное качество бытия и сознания человека в его проекции на всю окружающую действительность.
25. Диалектика и синергетика.
Диалектика — логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления.
Синергетика междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем . Диалектика и синергетика являются двумя взаимосвязанными ветвями единой методологии. 1.Объектом диалектики и синергетики является весь мир во всех его проявлениях.
2. Предметом диалектики служат всеобщие законы мироздания так же, как предметом синергетики – законы самоорганизации мира.
3. Диалектика и синергетика рассматривают мир как единое целое, как самоорганизующуюся систему.Диалектика и синергетика имеют как общее начало – понятие числа, так и общий предел – синергетика в своем предельном развитии приходит к тем же философским проблемам начала и предела развития мира и диалектическим способам их решения.Таким образом, синергетика является конкретизацией диалектики и возникла как втораяветвь в ядре научного познания. Синергетика взаимосвязана с диалектикой и выступает посредником между всеобщими диалектическими законами и конкретно-научным знанием.
26.Системная организация бытия. Структурная организация всего сущего означает,что любое материальное явление представляет собой систему определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруппировать в некоторые классы, а, следовательно, определить их структурные уровни в системной организации Универсума. Выявление системы структурных организаций Универсума требует разработки совокупности критериев, с помощью которых можно показать разнообразие систем в мире. Такими критериями являются: Общность материального носителя, который указывает на сферу материального сущного. Выведение одинакового принципа построения структур, которые входят в данный уровень. Общий принцип построения, позволяющий расположить материальные системы в порядке их исторической эволюции. Согласно данным критериям выделяют следующую иерархию Универсума: В неживой природе: физический вакуум – элементарные частицы – атомы – молекулы – макротела – планеты – звезды – галактики – мегагалактики. В живой природе: протоплазма (живые молекулы) – клетка – организм (особь) – вид (популяция) – биоценоз – биогеоценоз. В рамках биосферы формируется специфический тип материальной системы – человеческое общество, в котором выделяют специфические подсистемы: семья – класс – нация и так далее.
Основные формы бытия
Основные формы бытия | Структурное деление |
1. Бытие вещей (тел) и процессов | 1.1 Бытие природы как целого (бытие «первой природы») 1.2 Бытие вещей и процессов, произведенных человеком («бытие второй природы») |
2. Бытие человека | 2.1 Бытие человека в мире вещей 2.2 Специфически человеческое бытие |
3. Бытие духовного (идеального) | 3.1 Индивидуализированное духовное бытие 3.2 Объективированное духовное бытие (внеиндивидуальное) |
4. Бытие социального | 4.1 Индивидуальное бытие (бытие отдельного человека) в обществе и в истории 4.2 Бытие общества |
Несмотря на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек – это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком.
Однако множество вещей произведены людьми. Это «вторая природа», которая соединяет в себе материал «первой природы» и знания и труд человека, поэтому это уже совершенно новая реальность – комплексная, культурно-цивилизационная.
Анализируя «бытие человека», его надо отличать от «человеческого бытия». Бытие человека – это бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы. Человеческое бытие – это бытие его тела вместе с духовным существом человека: чувствами, разумом, страстями, переживаниями.
Индивидуализированное духовное бытие – это сознание и самосознание человека, то есть осознание человеком своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, и также осознание своего тела (оценка тела, умение его изменить, оформить).
Бытие объективированного духовного подразумевает совокупность идеалов, норм, ценностей, которые так или иначе воспроизводятся человеком и, вместе с тем, управляют его поведением, деятельностью.
Бытие социального, или общественное бытие – это: 1)материальная жизнь людей; 2) те условия, без которых невозможно общественное производство: географическая среда, народонаселение; 3) материализация семейных, национальных и других отношений.
Бытие общества означает, что общество является носителем жизненных потребностей людей и средством их удовлетворения, а также – это носитель (субъект) культуры, творчества во всех сферах жизни общества. Таким образом, проблема бытия – одна из самых главных в философии
Дата добавления: 2015-07-22 ; просмотров: 2106 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник