Глава 3
Психическое развитие детей дошкольного возраста
Тестовые задания
1. Инструкция. Выберите правильный ответ. Сенсорное развитие это:
а) развитие анализаторов;
б) ознакомление с эталонами;
в) овладение способами обследования;
г) развитие анализаторов, ознакомление с эталонами;
д) развитие анализаторов, усвоение способов обследования, ознакомление с эталонами.
2. Основным условием сенсорного развития ребенка является:
а) специальные тренировочные упражнения;
б) показ взрослыми способов действий;
в) активная деятельность ребенка;
г) манипулирование с предметом.
3. Первые попытки специальных приемов запоминания отмечаются в возрасте:
4. Взаимозависимость обучения и мышления:
а) состоит в расширении объема знаний;
б) состоит в обучении способам действий;
в) состоит в передаче новых способов действий, знаний в готовом виде;
г) состоит в активной деятельности ребенка по овладению знаниями, способами действий;
д) не прослеживается, развитие мышления не зависит от обучения;
5. Изменения в умственном развитии дошкольника являются результатом усвоения:
а) готовой системы знаний, отражающей существенные связи;
б) способов общения со взрослыми;
в) системы знаний, приобретенных ребенком;
г) способов действий;
д) отдельных знаний, умений.
6. Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления:
7. Положительные эмоции у детей вызывает:
а) свободная деятельность ребенка, насыщенная переживаниями;
б) ожидание начала обучения в школе;
в) незаслуженная награда;
8. Инструкция. Выберите основные условия, способствующие развитию общения дошкольника:
а) содержание общения;
б) общение взрослых;
в) потребности ребенка;
д) индивидуальные особенности;
9. Инструкция. Выберите правильный ответ.
Этапы формирования личности в дошкольном возрасте:
а) соподчинение мотивов;
б) отделение от взрослого;
в) усвоение нравственных норм;
д) самосознание и самооценка;
е) формирование произвольного поведения.
10. Инструкция. Выберите правильный ответ.
Основными предпосылками учебной деятельности дошкольника являются:
а) познавательный интерес;
в) здоровье ребенка;
д) принятие задачи;
е) овладение общими способами действий.
11. Компоненты учебной деятельности дошкольника:
б) контроль, самоконтроль;
в) достижение результата;
д) принятие задачи;
е) воображаемая ситуация;
ж) действия для выполнения задачи.
12. Функции речи дошкольника:
13. Основным содержанием игры в старшем дошкольном возрасте является:
а) освоение способов действий;
б) получение удовольствия;
в) высвобождение лишней энергии;
г) воспроизведение человеческих отношений.
14. Ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте является:
15. Феномен «горькая конфета» иллюстрирует:
а) осознание незаслуженной награды;
б) неразвитость абстрактного мышления;
в) соподчиненность мотивов.
16. Инструкция. Установите соответствие.
Изменение видов деятельности с возрастом:
17. Инструкция. Установите соответствие.
18. Инструкция. Установите соответствие.
19. Инструкция. Установите соответствие.
20. Инструкция. Установите соответствие.
21. Инструкция. Установите соответствие.
22. Инструкция. Установите соответствие.
23. Инструкция. Установите соответствие.
Инструкция. Добавьте пропущенные слова.
24. На протяжении дошкольного возраста изменяется содержание
мотивов, появляются новые их виды, формируется___________________мотивов.
25. Ребенок в рисовании проходит от___графических образов к изображению___предметов.
26. Развитие___образов в детском рисовании сталкивается с тенденцией превращения их в графические__.
27. Цель учебной деятельности ___знаний, умений, навыков, а не получение__результата.
28. Трудовая деятельность дошкольника, связанная с__, не имеет___результата, служит средством для____личности ребенка.
29. Дошкольный возраст особенно сензитивен к обучению, направленному на развитие__мышления.
30. Произвольное внимание у дошкольника формируется в связи с общим возрастанием роли__в регуляции поведения ребенка.
31. Наиболее продуктивное запоминание в дошкольном возрасте, связанное с активной умственной работой, – это запоминание_.
32. У детей ограниченный жизненный опыт, поэтому их воображение ___, чем воображение взрослых.
33. Инструкция. Установите правильную последовательность. Овладение сенсорными эталонами:
а) овладение сенсорными эталонами;
в) переход к собственно эталонам.
34. Инструкция. Установите правильную последовательность при обследовании предмета:
а) вычленение основных частей;
б) первичное восприятие;
в) определение взаимоотношений между частями;
г) целостное восприятие;
д) выделение более мелких частей.
35. Произвольные формы памяти в дошкольном возрасте:
в) использование специальных действий.
36. Вид общения взрослого с ребенком дошкольного возраста:
37. Формирование осознанности правил поведения дошкольника:
а) сознательное выполнение правил;
б) строгое выполнение знакомых правил;
в) выполнение правил по привычке;
г) требование выполнения правил другими детьми и взрослыми.
Читайте еще:
«Когда я не умела отстраняться от проблем своего мужа и моей дочери, – говорит выздоравливающая созависимая Ирина, – я чувствовала себя. недочеловеком. Но это было какое-то состояние. Я была как будто придаток другого человека. Сейчас я впервые стала попасться в центре собственного сознания».
Мало склонные к теоретическим рассуждениям, массы зато очень склонны к действию. Благодаря своей теперешней организации, толпа получила огромную силу. Догматы, только что нарождающиеся, скоро получат силу старых догматов, т. е. ту тираническую верховную силу, которая не допускает никаких.
Поступая таким образом, вы вполне сможете избежать упреков в готовности «пойти, куда позовет первый(ая) встречный(ая)» в последующем. Исходя из этого, не встречайтесь в день знакомства еще раз! Вам достаточно обменяться номерами телефонов и отделаться туманно-неопределенной фразой типа: «Давай.
Вот потому-то мы остаемся на месте, хотя и трясемся, как осиновый лист. А мышцы-то напрягаются и остаются в этом положении слишком долго — и уже после того, как страсти утихли, мышечный тонус не спадает. Чтобы немного понизить его, расслабить мускулатуру, мы стискиваем зубы, вонзаем ногти в.
Окончательное соблазнение объединяет в себе все предыдущие методы. Вот как можно внедрить в мозг того, кого ты хочешь соблазнить, непреодолимое желание
Davis J., McCourt F., Solomon P., Effect of Visual Stimulation on Hallucination and other Mental Experiences during Sensory Deprivation, «American J. of Psychiatry», I960, 116.
Уже вечером я узнала от Милагроса, как Ритими объяснила толпе, что нашла меня в лесу. Поначалу она приняла меня за лесного духа и боялась ко мне подойти.
2. Будьте доступны для вашего друга. Для людей которые страдают, любовь — это, прежде всего, ВРЕМЯ. Шон например, выделил время на то, чтобы покататься с Кевином на роликовых коньках и пообщаться с ним. Ищите любую возможность провести время со своим другом, для того чтобы созидать ваши.
Здесь несведущий читатель резонно мог бы подумать, зачем же в таком случае мы продолжаем использовать метод исследования, который если и не аморален, то ненадежен, а возможно, характеризуется и тем, и другим. Я и сама так думала, пока не сообразила, что все эти скорбные перечисления пороков и.
деятельности. Свобода есть возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели, и реализуется она тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем больше избранная цель и средства ее достижения соответствуют объективным.
Другая техника защиты от страданий пользуется смещениями либидо, доступными нашему душевному аппарату. Благодаря этому его функционирование становится более гибким. Задача состоит в такого рода смещении целей влечений, чтобы они не сталкивались с отказом со стороны внешнего мира, чему.
Дисфункции хромосом оценивали по внешним маркёрам (Аминев Г. А., Аминев Э. Г., 1996). Тест адаптирует к нормальной выборке клинические данные (Бадалян Л. О., Таболин В. А., Вельтищев Ю. Е., 1974, Петрухин А. С., Никонов В. П., 1984 и др.). Для изучения склонности к шахидзму применяли методики.
Источник
Развитие анализаторов усвоение эталонов овладение способами обследования
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Сенсорное развитие играет огромную роль в полноценном развитии личности ребенка.
Статья:
Сенсорное развитие играет огромную роль в полноценном развитии личности ребенка. От того, как хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно он может оперировать этой информацией, настолько точнее ребенок сможет выразить все эти знания в речи. Сенсорное воспитание отражает развитие всех видов восприятия ребенка: зрительного, слухового, тактильного. На основе восприятия формируются представления о свойствах предметов, их форме, величине, цвете, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д., то есть происходит работа по усвоению сенсорных эталонов.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Например, в области цвета – это 7 цветов спектра, белый и черный цвета. Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Восприятие детей раннего возраста очень не устойчиво. Чаще всего ребенок раннего возраста в предмете выделяет какое-либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств. Поэтому, основное содержание сенсорного восприятия в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.
Важно, чтобы ознакомление с эталонами происходило не просто путем их показа и называния, а включало действия детей, направленные на сопоставления разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами дети запоминают и начинают использовать их названия.
Для успешного овладения сенсорными эталонами детьми третьего года жизни используются различные средства. К важнейшим средствам ознакомления детей раннего возраста с сенсорными эталонами относится создание оптимальной предметно-развивающей среды.
При организации предметно-развивающей среды группы необходимо учитывать безопасность оборудования (отсутствие острых углов, выступов; оборудование, стоящее у стен, должно быть хорошо закреплено), а также создание психологического комфорта каждому ребенку.
Для развития сенсорных способностей, прежде всего, необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими материалами. По мнению В.С. Мухиной [5, с.64], при подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и оранжевый, и желтый, и зеленый, и синий и фиолетовый. В противном случае ребенок с нарушением цветового зрения может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность, тогда светло-красный и светло-зеленый предметы дети объединяют вместе, а темно-красные группируют с темно-синими и темно-зелеными.
Особое значение в сенсорном развитии детей третьего года жизни имеют продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. В процессе этих видов деятельности дети знакомятся с отдельными геометрическими фигурами и цветами в соответствии с программой детского сада. Даже если ребенка специально не обучают выделять разновидности свойств, соответствующие общепринятым эталонам, то сам материал, с которым ребенок действует при рисовании, конструировании, выкладывании мозаики, аппликации, содержит необходимые образцы. Так, рисуя, ребенок пользуется красками, цвета которых подобраны в соответствии с цветами спектра; конструируя из кубиков, он пользуется треугольными, прямоугольными, квадратными элементами разной величины, в мозаиках, материалах для аппликации представлены разноцветные круги, треугольники, квадраты и т. д.
При проведении работы по формированию сенсорных эталонов необходимо побуждать детей выполнять поисково-примерочные предметно-специфические действия, подсказываемые свойствами предметов: втыкать, вынимать, нанизывать, накладывать, открывать, закрывать; перекладывать предметы в мисочки, ведра, открывать и закрывать коробки. Если ребенок усвоил действие, необходимо способствовать его применению в несколько измененных условиях. В таких упражнениях ребенок усваивает правильные способы выполнения игровых действий: большой вкладыш невозможно втиснуть в маленькое отверстие; маленький кружок в большое отверстие положить можно, но тогда «окошко» закрыто не до конца, и остается большой вкладыш, который некуда девать.
Обогащают сенсорный опыт детей игры со строительными материалами. Они способствуют появлению у детей элементарных представлений о форме, величине предметов, ориентировке в пространстве. Так, воспитатель, показывая 2-3 резко контрастные по форме и величине детали из строительного побуждает детей не только узнавать эти детали, но и развивать более тонкую дифференциацию, например, различать прямоугольник, треугольник и призму.
Эффективным средством сенсорного воспитания детей третьего года жизни является природа, т.к. познание природного окружения осуществляется чувственным путем: при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Игры с природным материалом, с песком и водой, а также организация труда в природе обогащают сенсорный опыт ребенка.
Однако, доминирующим средством в формировании сенсорных эталонов на третьем году жизни играет дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Л. А. Венгер [3,c.31] разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения, такие как цвет, форма, величина, расположение в пространстве.
Рассмотрим более подробно освоение каждого из этих сенсорных эталонов.
Основная цель освоения этого сенсорного эталона — научить ребенка различать геометрические фигуры по форме. Для этого ребенку надо освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины.
Это такие практические действия, как:
– сопоставление элементов фигур;
– обведение пальцем контура;
После освоения практических действий ребенок может узнать любую фигуру, выполняя эти же действия в уме. За весь дошкольный период ребенок осваивает шесть основных форм: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник и трапеция.
Л.А. Венгер [4,с. 25] предлагает использовать следующие группы игр:
1. предложить найти ребенку предметы по образцу, которые имеют такую же форму, как: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и другие;
2. в игровой форме подбирать геометрические фигуры одинаковые с образцом по форме и цвету, форме и величине;
3. формировать умение находить геометрические фигуры по их названию.
Восприятие различных параметров величины осуществляется с помощью таких практических действий, как:
– группировка предметов по одинаковому признаку.
Каждый параметр величины (длина, ширина, высота и толщина) осваивается самостоятельно, но на основе предыдущего параметра. При восприятии каждого параметра осуществляются действия, которые сначала выполняются с реальными предметами (например, большая кукла и маленькая и т.п.), затем с геометрическими фигурами, а затем осуществляются в уме с опорой на рисунок.
Для каждого параметра величины предлагаются игры:
– с объемными фигурами;
– с плоскими фигурами.
Как отмечает М.И. Богомолова [2,с.79], для правильного определения величины у детей формируют следующие представления:
– подбор одинаковых величин по образцу;
– различие между предметами по величине путем прикладывания и наложения, расположения по возрастающей и убывающей величине (ряды от маленького к большому и наоборот);
– закрепление названий за предметами разной величины: «самый большой», «большой», «маленький», «самый маленький», больше, меньше;
– использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов;
– аналитическое сопоставление предметов с помощью зрения;
– сопоставление частей и деталей предмета по величине.
В играх по определению величины используются различные предметы и игрушки.
Для восприятия цвета ребенка учат различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов. По мнению Э.Г. Пилюгиной [6,с.57], работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.
На первом этапе ребенка учат сличению цветов: «Найди такой же». На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции: «Дай мне красный», «Скажи, какого цвета?» Если ребёнок не повторяет за педагогом, то взрослый побуждает его повторить название цвета. На третьем этапе ребёнок в ответ на вопрос: «Это какой цвет?» сам называет тот или иной цвет.
В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в такой последовательности, которая соответствует возрастным особенностям детей.
– сначала дети осваивают действия с предметами, которые помогают выделить цвет в предмете.
– потом осваивают понятие (слово) «цвет» на примере 2-3 наиболее контрастных основных цветов (красный, желтый, синий).
Восприятие целостного предмета
По мнению С.А. Бахтигузиной [1, с.54], самая главная функция восприятия: восприятие целостного предмета или явления в совокупности всех их свойств. Для этого ребенку надо освоить более сложные действия с предметами:
– конструирование предметов из составных элементов (конструкторы; картинки, разрезанные на несколько частей);
– узнавание предмета по нескольким элементам или его назначению (картинки с нарисованной частью предмета, животного, по которым ребенок должен узнать – кто это?);
– обнаружение похожего и различного в предметах (например, чем похожи: лиса, волк, молоток топор и т.д.?);
– словесное описание предметов (например, игра «Угадай кто» — ребенок описывает задуманное, а Вы угадываете);
– узнавание предметов по словесному описанию (та же игра, но поменяйтесь ролями с ребенком, загадки).
Игры, в которых вырабатываются эти умения, опираются на манипулирование свойствами и частями предметов сначала в практических действиях, а затем в словесной и умственной форме.
При целенаправленном сенсорном воспитании у ребенка третьего года жизни наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы, цвета. Систематическое и планомерное использование всех средств формирования сенсорных эталонов ведет к прочному усвоению их детьми третьего года жизни, что является прочным фундаментом для успешного освоения программы детского сада и способствует интеллектуальному и речевому развитию детей.
Бахтигузина, С.А. Связь сенсорного и речевого развития. думаю, чувствую и говорю [Текст] / С.А. Бахтигузина // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2013. — № 4. — С. 53-57.
Богомолова, М.И. Формирование у дошкольников сенсорной культуры в практических действиях [Текст] / М.И. Богомолова // Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 12 (36). — С. 074-081.
Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 158 с.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 1978. — 46 с.
Мухина, В.С. Сенсорное развитие дошкольника [Текст]: Учебное пособие / В.С. Мухина; Под ред. Л.А. Венгер. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. – 350 с.
Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста [Текст] / Э. Г. Пилюгина. — М.: 1983. – 126 с.
Источник