Разветвленная рельсовая цепь с параллельным способом изоляции

Рельсовые цепи

Уральский Государственный Университет

Лабораторная работа №3.

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВЕТВЛЕННЫХ РЕЛЬСОВЫХ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВЕТВЛЕННЫХ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ

Ознакомиться с типами и аппаратурой станционных рельсовых цепей.

Изучить схемы изоляции стрелочных переводов.

Исследовать причины отказов разветвленных рельсовых цепей.

На станциях при введении электрической централизации произ­водится полная изоляция путей, стрелочных и бесстрелочных участков в горловинах с целью оборудования их электрическими рельсовыми цепями. Станционные рельсовые цепи обеспечивают:

контроль свободности изолированных участков (путей и секций);

исключение возможности перевода стрелок под составом;

автоматическую разделку освободившихся в маршруте секций;

смену разрешающего сигнального показания станционных светофоров на запрещающее в случае появления занятости какой-либо секции маршрута;

работу устройств АЛС в пределах станции;

контроль свободности или занятости путей и стрелочных секций на табло ДСП.

Путевые реле станционных рельсовых цепей размещают, как правило, на посту ЭЦ, расположенном на значительном расстоянии от самой рельсовой цепи. В связи с этим станционные рельсовые цепи питают только переменным током, позволяющим за счет трансформации компенсировать падение напряжения в кабеле.

На станциях различают неразветвленные и разветвленные рельсовые цепи. Неразветвленные рельсовые цепи устраивает на приемо-отправочных путях и бесстрелочных секциях в горловинах станции. Разветвленными рельсовыми цепями оборудуются только стрелочные секции в горловинах станции.

На станциях с автономной тягой применяются рельсовые цепи постоянного тока, а при новом строительстве рекомендуется использовать рельсовые цепи переменного тока частотой 50 Гц. При электротяге переменного и постоянного тока используют рельсовые цепи 25 Гц.

В разветвленных рельсовых цепях для обеспечения протекания контрольного тока по стрелочному переводу производится:

изоляция перевода от примыкающих путей;

установка изолирующих стыков на рамных рельсах внутри перевода для исключения короткого замыкания через крестовину;

изоляция металлических полос и тяг, соединяющих рамные рельсы;

изоляция остряковых ушек от остряков с целью исключения короткого замыкания через стрелочную гарнитуру;

установка длинных рельсовых соединителей для пропуска, контрольного тока в обход внутренних стыков;

установка коротких соединителей между корнем остряка и переходным рельсом для получения надежного электрического контакта.

Разветвленные рельсовые цепи выполняются с параллельным или последовательным способом изоляции. При параллельном способе изоляции контрольный ток протекает только по рельсовым нитям одного пути, а рельсовые нити другого пути находятся под напряжением. Параллельный способ изоляции прост и экономичен, так как требует меньшего числа изолирующих стыков и соединителей, но имеет значительный недостаток: при нахождении на ответвлении стрелочной секции подвижной единицы и в случав излома рельса между подвижным составом и стрелкой путевое реле не обесточится и не дает контроля занятости секции, что является опасным отказом.

При последовательном способе изоляции контролируются почти все рельсовые нити и соединители за счет обтекания их контрольным током, но в этом случае требуется большее количество стыков и соединителей. В связи с этим последовательный способ изоляции находит применение только на малых станциях, где нет постоянного контроля со стороны эксплуатационного штата со состоянием верхнего строения пути.

Чаще используется параллельный способ изоляции, а для контроля ответвлений на одиночных стрелках применяют схему с включением дополнительных путевых реле по этим ответвлениям (рис. 1).

Рисунок 1 – Схема изоляции стрелочных переводов

Источник

РАЗВЕТВЛЕННЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ ЦЕПИ

На станциях в зоне стрелочных переводов устраиваются разветвленные РЦ. Они кроме изолирую­щих стыков по границам рельсовой цепи имеют дополнительные изолирующие стыки 4 (рис. 4.12, а) на рамных рельсах, исключаю­щие замыкание рельсовых нитей крестовиной стрелочного перево­да. Для образования электрической цепи устанавливаются стрелоч­ные рельсовые соединители: 3 — между рамными рельсами и остряками и переводными кривыми, 5 — между крайними рельсо­выми нитями, б — на крестовине стрелочного перевода.

Основной задачей изоляции разветвленных рельсовых цепей яв­ляется обеспечение контроля наличия подвижных единиц на ответвлен­ных рельсовых нитях. Для осуществления такого контроля наиболее распространен параллельный способ изоляции (см. рис. 4.12, а и б), при котором сигнальный ток протекает только по рельсовым нитям од­ного пути А, где включено путевое реле СП, а рельсовые нити от­ветвления Б находятся лишь под напряжением. При свободной РЦ сигнальный ток протекает по цепи (см. 4.12, а) плюс батареи ПБ, рельсовые нити 1, 9, обмотка реле СП, рельсовая нить 10, рельсовый соединитель 5, рельсовая нить 2 и минус батареи ПБ.

Реле СП, находясь в возбужденном состоянии, контролирует свободность стрелочного участка и исправность стрелочного соеди­нителя. В случае обрыва рельсового соединителя реле СП отпускает якорь и дает контроль неисправности рельсовой цепи. Если дополнительные изолирующие стыки установлены по боковому ответвлению (см. 4.12, о), то рельсовый соединитель становится неконтролируемым и для надежности дублируется. При занятии рельсовой цепи поездом происходит шунтирование рельсовых нитей 1—2, или 7—8, или 9—10 малым сопротивлением скатов поезда. Реле СП, лишаясь питания, от­пускает якорь и контролирует занятость стрелочного участка.

В разветвленной РЦ в случае обрыва рельсовой нити бокового пути Б и нахождении подвижной единицы на ответвлении путевое реле СП остается возбужденным и дает ложный контроль свобод­ного стрелочного участка, что отрицательно влияет на безопасность движения поездов. Для повышения надежности действия таких РЦ на всех неконтролируемых ответвлениях устанавливаются допол­нительные реле (БСП на рис. 4.12, в).

Используются разветвленные РЦ с непрерывным питанием переменным током частотой 50 Гц с реле типа АНВШ (при автоном­ной тяге), частотой 25 Гц с реле типа ДСШ (при электротяге) или тональной частоты при лю­бом виде тяги. Примерная схе­ма разветвленной РЦ при элек­тротяге показана на рис. 4.13.

Свободность и исправность стрелочного участка определя­ются возбуждением реле АСП и БСП. Общее путевое реле СП возбуждается через после­довательно включенные фрон­товые контакты путевых реле АСП и БСП, включенных по концам ответвлений. Пропадание тока в любом из путевых реле расценивается как занятость изоли­рованного участка.

Рисунок 4.12 – Устройство разветвлённой рельсовой цепи

Рисунок 4.13 – Схема разветвлённой рельсовой цепи

Источник

Различные типы и схемы перегонных рельсовых цепей

Тональные рельсовые цепи

Надежность работы существующих РЦ в большой степени зависит от состояния изолирующих стыков и балласта. Из-за нарушения нормальной работы изолирующих стыков происходит большое количество отказов работы РЦ. Кроме этого, из-за снижения сопротивления балласта на некоторых участках железных дорог до величины 0,2. 0,3 Ом*км (при норме минимального сопротивления балласта 1 Ом*км) нарушается нормальная работа рассмотренных выше типов РЦ. В настоящее время разработаны и внедряются тональные РЦ. Такие РЦ работают в случае низкого сопротивления балласта без изолирующих стыков при любом виде тяги поездов. Аппаратура тональных рельсовых цепей (ТРЦ) обеспечивает формирование и прием амплитудно-модулированных сигналов с частотами манипуляции (модуляции) 8 и 12 Гц и несущими частотами в диапазоне 420. 780 Гц. Особенностью устройства ТРЦ является то, что в такой РЦ устанавливается один источник питания на две РЦ, а передающая и приемная аппаратура располагается на станциях, примыкаемых к перегону. Рассмотрим схемы смежных РЦ с несущими и модулированными частотами 480/8 и 580/12 (каждая из которых с двумя приемниками), расположенные на одном пути перегона при электротяге постоянного тока (рис. 6). Схема каждой РЦ имеет передающую и приемную аппаратуру, а также согласующие элементы передающих устройств АЛС. Передающая аппаратура ТРЦ состоит из генератора ГП и путевого фильтра ФПМ. Генератор обеспечивает формирование амплитудно-модулированных сигналов тональной частоты требуемого уровня. уровня. Путевой фильтр обеспечивает защиту выходных цепей генератора от влияния токов АЛС, тягового тока и атмосферных перенапряжений и формирует требуемое по условиям работы РЦ обратное входное сопротивление питающего конца, а также служит для гальванического разделения выходной цепи генератора от кабеля и получения на нем требуемых напряжений. Последовательно с выходом путевого фильтра включен конденсатор Срц, который является согласующим элементом передающих устройств АЛС. Амплитудно-модулированный сигнал от генератора поступает в кабельную линию, а затем на первичную обмотку путевого трансформатора ПТ. Со вторичной обмотки ПТ он поступает в рельсовую линию 9П и 8П, а затем на ПТ релейного конца 9П. Далее сигнал поступает в кабельную линию, а пройдя ее, на путевой приемник ПП 9/8, который принимает амплитудно-модулированный сигнал и возбуждает путевое реле 9П при свободном состоянии РЦ. Аналогично происходит работа тональной РЦ 10П.

Читайте также:  Способы выделиться от конкурентов

Рис. 6 Схема тональных рельсовых цепей

Разветвленные рельсовые цепи

На станциях в зоне стрелочных переводов устраиваются разветвленные РЦ. Они кроме изолирующих стыков по границам рельсовой цепи имеют дополнительные изолирующие стыки 4 (рис. 7, а) на рамных рельсах, исключающие замыкание рельсовых нитей крестовиной стрелочного перевода. Для образования электрической цепи устанавливаются стрелочные рельсовые соединители: 3 — между рамными рельсами и остряками и переводными кривыми, 5 — между крайними рельсовыми нитями, 6 — на крестовине стрелочного перевода. Основной задачей изоляции разветвленных рельсовых цепей является обеспечение контроля наличия подвижных единиц на ответвленных рельсовых нитях. Для осуществления такого контроля наиболее распространен параллельный способ изоляции (см. рис. 7, а и б), при котором сигнальный ток протекает только по рельсовым нитям одного пути А, где включено путевое реле СП, а рельсовые нити ответвления Б находятся лишь под напряжением.

При свободной РЦ сигнальный ток протекает по цепи (см. 7, а) плюс батареи ПБ, рельсовые нити 1, 9, обмотка реле СП, рельсовая нить 10, рельсовый соединитель 5, рельсовая нить 2 и минус бата- реи ПБ. Реле СП, находясь в возбужденном состоянии, контролирует свободность стрелочного участка и исправность стрелочного соединителя. В случае обрыва рельсового соединителя реле СП отпускает якорь и дает контроль неисправности рельсовой цепи. Если дополнительные изолирующие стыки установлены по боковому ответвлению (см. 7, б), то рельсовый соединитель становится неконтролируемым и для надежности дублируется. При занятии рельсовой цепи поездом происходит шунтирование рельсовых нитей 12, или 78, или 910 малым сопротивлением скатов поезда. Реле СП, лишаясь питания, отпускает якорь и контролирует занятость стрелочного участка.

Рис. 7 Устройство разветвленной рельсовой цепи

В разветвленной РЦ в случае обрыва рельсовой нити бокового пути Б и нахождении подвижной единицы на ответвлении путевое реле СП остается возбужденным и дает ложный контроль свободного стрелочного участка, что отрицательно влияет на безопасность движения поездов. Для повышения надежности действия таких РЦ на всех неконтролируемых ответвлениях устанавливаются дополнительные реле (БСП на рис. 7, в). Используются разветвленные РЦ с непрерывным питанием переменным током частотой 50 Гц с реле типа АНВШ (при автономной тяге), частотой 25 Гц с реле типа ДСШ (при электротяге) или тональной частоты при любом виде тяги. Примерная схема разветвленной РЦ при электротяге показана на рис. 8. Свободность и исправность стрелочного участка определяются возбуждением реле АСП и БСП. Общее путевое реле СП возбуждается через последовательно включенные фронтовые контакты путевых реле АСП и БСП, включенных по концам ответвлений. Пропадание тока в любом из путевых реле расценивается как занятость изолированного участка.

Рис.8 Схема разветвленной рельсовой цепи

Источник

Реферат: Станционные разветвленные рельсовые цепи

СТАНЦИОННЫЕ РАЗВЕТВЛЕННЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ ЦЕПИ

Содержание

1. Особенности и условия применения. 3

2. Изоляция рельсовых цепей на стрелках. 5

3. Изоляция рельсовых цепей на перекрестном съезде. 8

4. Общие требования. 10

5. Схемы включения рельсовых цепей без наложения сигнальных частот АРС 14

6. Схемы включения разветвленных рельсовых цепей с наложением сигнальных частот АРС.. 15

7. Особенности применения рельсовых цепей на аппаратуре БРЦ.. 19

1. Особенности и условия применения

Разветвленные рельсовые цепи применяют для контроля свободности стрелочных участков (секций) при установке маршрутов в системе электрической централизации.

Как правило, в разветвленную РЦ включается одна или две одиночных стрелки, а на парковых путях до трех стрелок или одна или две стрелки перекрестного съезда. Разветвленные РЦ изолируются друг от друга стыками для точной фиксации местонахождения поезда. Изолирующие стыки, определяющие одну границу участка, располагаются на расстоянии не менее 3,5 м за предельной рейкой (столбиком), а стыки, определяющие другую границу, размещают у концов рамных рельсов на неразветвленной части (рис.4.1, а).

Рис.4.1 Схемы разделения на изолированные участки станции

Стыки относят от предельной рейки или столбика для того, чтобы при остановке у стыков первой колесной пары подвижного состава его свешивающаяся часть не выходила за предельную рейку.

В условиях метрополитена во многих случаях изолирующие стыки на стрелочных участках не удается расположить с учетом вышеуказанного расстояния. В таких случаях стрелку и часть соединительных путей выделяют в самостоятельный негабаритный стрелочный участок с помощью негабаритных изолирующих стыков (рис.4.1, б). Свободность негабаритного участка проверяется при установке маршрутов по путям, для которых стрелочный участок является негабаритным.

При разделении станции на стрелочные и путевые изолированные участки исходят из условия одновременных передвижений по невраждебным маршрутам, а также с учетом рационального использования и обеспечения надежности работы устройств РЦ.

Расстановка изолирующих стыков, осуществленная по однониточному плану, переносится в схему полной изоляции путей, изображаемую в виде двухниточного плана станции. Двухниточный план разрабатывается для получения чередования мгновенных полярностей тока в смежных РЦ и обеспечения прохождения тягового тока по двух — и однониточным РЦ.

На примерной схеме полной изоляции путевых и стрелочных участков, расположенных по главным путям в зоне промежуточной станции с примыкающей ветвью (рис.4.2), показаны элементы двухниточного плана. Показаны изолирующие стыки, определяющие границы РЦ, а также стыки, устанавливаемые в разветвленных РЦ внутри стрелочного перевода и определяющие совместно со стрелочными соединителями схему изоляции ответвлений. Буквами Р и Т (или П) обозначены приемные (релейные) и питающие концы РЦ; показано подключение к рельсовой линии дроссель-трансформаторов и соединение средних выводов основных обмоток дроссель-трансформаторов смежных РЦ для пропуска тягового тока в обход изолирующих стыков, подключение междупутных рельсовых соединений (перемычек), а также чередование полярностей тока по каждую сторону изолирующих стыков в смежных РЦ и внутри каждой РЦ. Положительная полярность условно изображена утолщенной линией, отрицательная — тонкой.

Рис.4.2 Элементы двухниточного плана

На метрополитене в разветвленных РЦ применяют параллельную схему изоляции ответвлений. При использовании параллельной схемы изоляции изолирующие стыки устанавливают так, чтобы стрелочные соединители обтекались сигнальным током, что гарантирует контроль их исправности. Для этого приемник (путевое реле) РЦ следует подключать к рельсам, в которых имеются изолирующие стыки соединительных путей стрелочного перевода. На примерах разветвленных РЦ 13, 68 и 77 показаны варианты схемы изоляции, в которых обтекаемость стрелочных соединителей сигнальным током обеспечивается, когда путевые реле и изолирующие стыки внутри стрелочных переводов установлены по главному пути.

2. Изоляция рельсовых цепей на стрелках

Изоляция на стрелочных участках включает в себя изоляцию: остряков и рамных рельсов стрелки от деталей стрелочной гарнитуры, между соединительными путями стрелочного перевода, ответвлений с использованием параллельной схемы, а также изоляцию, определяющую границы стрелочного участка.

Изоляцию остряков стрелки от соединительных тяг стрелочной гарнитуры выполняют изолированием прикрепляемых к острию каждого остряка серег с помощью фибровых прокладок, втулок и шайб. Фундаментные угольники и крепежные угольники, прикрепляющие их к рамному рельсу, изолируют друг от друга также с помощью фибровых прокладок и надеваемых на болты фибровых втулок и шайб.

Для изоляции рельсов, связанных соединительными путями, на последних устанавливают изолирующие стыки. Для реализации параллельной схемы изоляции ответвлений к наружным рельсам соединительных путей подключают двух — или трехпроводный стрелочный соединитель. На примере схемы простейшей разветвленной РЦ, в которую входит только одна стрелка (рис.4.3), показаны варианты параллельной схемы изоляции, которые достигаются различной установкой изолирующих стыков внутри стрелочного перевода (по прямому или по боковому пути). Каждый вариант имеет особенности по обеспечению контроля исправности рельсовых нитей стрелочного участка.

Как правило, в разветвленных РЦ источник питания и приемник тока (путевое реле) включают по более «ответственному», т.е. главному пути. Если изолирующие стыки внутри стрелочного перевода устанавливаются по главному пути и цепь сигнального тока проходит через стрелочный соединитель, то обеспечивается контроль целостности рельсовых нитей ответвления А (главного пути), а ответвление Б (боковой путь), на котором отсутствует приемник, не контролируется (см. рис.4.3, а). Сигнальный ток в нитях ответвления Б не течет. Эти нити находятся под напряжением, и поэтому приемник ответвления А не фиксирует их обрыв. Для исключения этого недостатка на ответвлениях (см. рис.4.3,

6) устанавливают дополнительные приемники (путевые реле).

Дополнительные приемники устанавливают на ответвлениях, длина которых превышает 3 м, считая от центра стрелочного перевода до изолирующего стыка, а также на ответвлениях стрелочных участков, входящих в маршруты приема и отправления, кроме ответвления съездов и глухих пересечений.

В случаях примыкания разветвленной РЦ к главному пути, оборудованному рельсовыми цепями с наложением кодовых сигналов АРС, изолирующие стыки внутри стрелочного перевода устанавливают не по главному пути, а по ответвлению, к которому подключается дополнительный приемник (см. рис.4.3, в). Этим обеспечивается надежность действия устройств АРС по главному пути (ответвление А), а также контроль исправности рельсовых нитей ответвления Б и целостности стрелочного соединителя.

Рис.4.3 Схемы разветвленной рельсовой цепи а) – с одним приемником, установленным по главному пути;

б) – с приемниками на каждом ответвлении, изолирующие стыки внутри стрелочного перевода установлены по главному пути;

в) – с приемниками на каждом ответвлении, изолирующие стыки внутри стрелочного перевода установлены по ответвлению

В приведенных схемах изоляции разветвленных РЦ на стрелках обтекаемость сигнальным током рельсовой линии достигается не по всей длине рельсов, составляющих стрелочный перевод. Независимо от варианта подключения приемников РЦ к рельсовым нитям ответвлений не контролируется исправность отдельных рельсов соединительных путей и крестовины стрелочного перевода. Например, при наличии приемников на каждом ответвлении один из рельсов, уложенных между корнями остряков и усовиками крестовины, при любом построении внутренней изоляции стрелочного перевода оказывается не обтекаемым током. Рельсы соединительных путей, к которым прикреплены контррельсы крестовины, обтекаются током, однако вследствие указанного крепления также не имеют контроля повреждения. Неконтролируемость отдельных рельсов стрелочного перевода требует постоянного наблюдения за состоянием рельсов в его зоне.

3. Изоляция рельсовых цепей на перекрестном съезде

Изоляцию разветвленных РЦ, расположенных в зоне перекрестного съезда, выполняют в соответствии с правилами, которым следуют при изоляции РЦ на простых (одиночных) стрелках.

Остряки стрелок и рамные рельсы перекрестного съезда изолируют от деталей стрелочных гарнитур аналогично одиночным стрелкам. На ответвлениях съезда также применяют параллельную схему изоляции аналогично схеме изоляции одиночных стрелочных переводов.

Изоляция съезда имеет и свои особенности. На глухом пересечении (ромбе) устанавливают изолирующие стыки для разделения сходящихся в этом месте рельсовых нитей секций, которые примыкают к разным путям. Изоляцию внутри стрелочных переводов осуществляют одной и двумя парами изолирующих стыков.

На примерном перекрестном съезде, по которому организуются маршруты передвижения в оборотные тупики и обратно (рис.4.4, а), показан один из вариантов установки изолирующих стыков.

Рис.4.4 а. Схема изоляции разветвленных рельсовых цепей на перекрестном съезде с разбивкой на четыре секции

Внутри одних стрелочных переводов (стрелок 5 и 6) изолирующие стыки установлены только по боковому пути, а на других переводах (стрелках 3 и 4) одна пара стыков размещена по прямому пути, а другая — по боковому. При такой расстановке стыков на базе стрелок съезда получают четыре изолированных секции (5, 5а, 6 и 6а). Секции 5 и 6 включают в себя по два стрелочных перевода (соответственно стрелки 3, 5 и 4,6), а секции 5а и 6а представляют собой негабаритные стрелочные участки.

Секции 5а и 6а оборудуют двухниточными РЦ, секции 5 и 6 — однониточными. При подключении приемников РЦ в секциях 5 и 6 к рельсовым нитям по прямому пути отсутствует цепь обтекаемости сигнальным током стрелочных соединителей на приемных концах РЦ, а значит контроль исправности этих соединителей. Указанный вариант изоляции разветвленных РЦ съезда требует дублирования стрелочных соединителей.

Поскольку изоляция внутри двух переводов (стрелки 3 и 4) выполнена по двум направлениям, чередование мгновенных полярностей тока между негабаритными стрелочными участками 5а и 6а и секциями, смежными с ними (соответственно 5 и 6), по прямому пути не обеспечивается. Однако такое чередование полярностей в РЦ съезда допускают исходя из отсутствия требования по обеспечению контроля короткого замыкания изолирующих стыков, разграничивающих смежные секции, которые расположены по прямому пути (5 и 5а, а также 6 и 6а).

В РЦ съезда используют и другой вариант изоляции (рис.4.4,

Рис.4.4 б. Схема изоляции разветвленных рельсовых цепей на перекрестном съезде с разбивкой на четыре секции

Подключением аппаратуры питающего и приемного концов РЦ к рельсовым нитям боковых путей достигается обтекаемость всех стрелочных соединителей сигнальным током. При таком варианте изоляции в зоне съезда организуют шесть изолированных секций. Из них секции, расположенные по границам съезда (секции 5, 5б, 6, 6б), оборудуют двухниточными РЦ, и секции, находящиеся в зоне съезда (5а и 6а), — однониточными.

На перекрестном съезде имеются рельсы, которые при разбивке съезда на изолированные стрелочные участки и установке по их концам питающей и приемной аппаратуры РЦ остаются вне контроля их повреждения. К ним относятся отдельные рельсы соединительных путей и крестовин стрелочных переводов, также рельсы и цельнолитые треугольники глухого пересечения.

4. Общие требования

В разветвленных РЦ размещение изолирующих стыков внутри стрелочных переводов и установка приборов по концам РЦ должны выполняться с учетом обтекания сигнальным током рамных рельсов стрелок и наибольшего числа рельсовых соединителей, а также уменьшения числа ответвлений, не обтекаемых током.

На стрелочных участках применяют те же типы РЦ, что и на путевых. Стрелочные участки, где ответвление примыкает к главным путям, должны быть оборудованы двухниточными РЦ и путевыми устройствами АРС. Двухниточные РЦ обеспечивают надежность действия устройств РЦ и АРС в условиях протекания по рельсовым нитям тягового тока. Применение на стрелочных участках однониточных РЦ допускается на парковых путях электродепо и на перекрестных съездах. При оборудовании разветвленных РЦ устройствами АРС изолирующие стыки внутри стрелочного перевода следует устанавливать в направлении движения с более низкими скоростями.

Питание двухниточных разветвленных РЦ осуществляют сигнальным током частотой 50 Гц. На приемных концах РЦ устанавливают фазочувствительные путевые реле.

На линиях, оборудованных БРЦ, в двухниточных разветвленных РЦ на приемных и питающих концах устанавливают соответствующую аппаратуру БРЦ.

Общее число приемников (путевых реле) в одной разветвленной РЦ не должно быть больше трех.

Для пропуска тягового тока в обход изолирующих стыков в двухниточных разветвленных РЦ должны включаться путевые дроссель-трансформаторы. В разветвленной РЦ допускается установка до трех дроссель-трансформаторов. При наличии в РЦ только двух дроссель-трансформаторов пропуск тягового тока со смежной РЦ, которая примыкает к не имеющему дроссель-трансформатор ответвлению, должен осуществляться по силовому кабелю большого сечения (тяговому соединителю) между средними выводами дроссель-трансформаторов РЦ двух путей (рис.4.5).

При переходе с одно — на двухниточную РЦ тяговый соединитель должен включаться между средним выводом дроссель-трансформатора (или дросселя) и тяговой нитью однониточной РЦ.

Особенности построения разветвленных РЦ, заключающиеся в наличии ответвлений, стрелочных соединителей и расположенных внутри стрелочных переводов изолирующих стыков, учитываются при регулировке основных режимов работы РЦ.

В нормальном режиме разветвленной РЦ, в которой путевое реле установлено на каждом ответвлении, напряжения на путевых обмотках путевых реле должны быть примерно равны. Напряжения могут быть выравнены путевыми регулируемыми резисторами, подключенными в ряде случаев на приемных концах РЦ. Такая регулировка вызывает изменение напряжений (по модулю и фазе) на всех путевых реле. Изменение сопротивления резистора приводит к изменению входного сопротивления приемного конца, что ведет, в свою очередь, к изменению шунтовой чувствительности РЦ. Некоторое неравенство напряжений на путевых реле можно допустить, если значение напряжения на каждом путевом реле находится в нормативных пределах, установленных для нормального режима рассматриваемой РЦ.

В шунтовом режиме разветвленной РЦ зависимость шунтовой чувствительности к нормативному шунту проявляется не только по ее длине, но и по нахождению шунта на ответвлениях. В разветвленной РЦ с одним путевым реле при нахождении поездного шунта на конце ответвления, не имеющего реле, шунтовой эффект ослабляется. Это происходит из-за того, что шунтирующее РЦ сопротивление является в данном случае суммарным сопротивлением поездного шунта и рельсовой линии указанного ответвления. При достаточно большой протяженности ответвления может не обеспечиться отпускание сектора путевого реле. При проверке шунтовой чувствительности разветвленной РЦ испытательный нормативный шунт следует обязательно накладывать на концы ответвлений, чтобы убедиться в исправном состоянии всех стыковых и стрелочных соединителей.

Для повышения надежности действия разветвленной РЦ путевые реле включают на всех ответвлениях. Общее путевое реле запитывается через последовательно соединенные фронтовые контакты всех индивидуальных путевых реле, включенных по концам ответвлений.

Повышается требование к значению сигнального тока АРС в рельсовой линии кодируемой разветвленной РЦ. Это вызвано тем, что на отдельных рельсовых участках ток АРС при прохождении подвижного состава по стрелке отсутствует или значительно снижается. Значение сигнального тока АРС в рельсовой линии должно быть на 30% выше нормативного.

На линиях, оборудованных системой АРС, при неустановленных маршрутах по разветвленным РЦ путевые генераторы сигналов АРС должны быть отключены от рельсовых цепей. В рельсовых линиях этих цепей сигнальные частоты АРС должны отсутствовать, а отключенные от РЦ генераторы должны вырабатывать ток сигнальной частоты 275 Гц. Передача в рельсовую линию РЦ одной из нескольких разрешающих сигнальных частот должна обеспечиваться при установке маршрута. При этом схемы разветвленных РЦ должны предусматривать подачу сигнала АРС во всех возможных направлениях движения поездов.

5. Схемы включения рельсовых цепей без наложения сигнальных частот АРС

Простая разветвленная (стрелочная) РЦ с путевыми дроссель-трансформаторами ДТМ-0,17 и путевыми реле ДСР-2мп (рис.4.6) применяется на стрелочных участках, не оборудованных системой АРС.

Рис.4.6 Схема разветвленной двухниточной рельсовой цепи

Благодаря последовательному включению путевых обмоток реле П1 и П2 в РЦ достигается повышенное входное сопротивление приемного конца, что способствует улучшению шунтовой чувствительности РЦ. Местная обмотка реле П1 включена параллельно местной обмотке реле П2 через собственный фронтовой контакт, к которому параллельно подключены последовательно соединенные тыловой контакт линейного реле и фронтовой контакт огневого реле красного огня светофора. Местные обмотки с указанными зависимостями включаются в схемах разветвленных РЦ в связи с наличием светофоров, ограждающих стрелочные участки. При вступлении поезда на РЦ и обесточивании путевых обмоток реле П1 и П2 разомкнутым фронтовым контактом реле П1 размыкается цепь местной обмотки этого реле, что обеспечивает надежное отпускание сектора. В результате размыкания фронтового контакта реле П1 отключается питание линейного реле (на рис.4.6 не показано), управляющего лампами светофора, ограждающего данную РЦ, и переключающего светофор при проходе за него первой колесной пары с разрешающего показания на запрещающее. Сектор реле П1 не переходит в положение, соответствующее свободности пути при уходе поезда с РЦ до тех пор, пока не отпустит сектор линейное реле и не притянется якорь реле красного огня светофора, ограждающего следующий за данной РЦ участок маршрута движения. Выполнение этого условия необходимо для восстановления нормального, притянутого положения якорей путевых реле. Таким образом путевые реле контролируют работу линейных реле и при повреждении последних сами осуществляют ограждение поезда, выполняя функции линейного реле.

В схемах разветвленных РЦ, как и в неразветвленных РЦ, используется ряд отличающихся друг от друга способов включения местных и путевых обмоток путевых реле. Общим для разветвленных РЦ является включение конденсаторных блоков на питающем конце в качестве емкостного ограничителя тока и на приемном конце для компенсации индуктивного сопротивления и создания резонанса токов. В приведенной разветвленной РЦ на питающем и релейном концах включены конденсаторные блоки КБ-2. В качестве питающего трансформатора применен трансформатор СОБС-3АУ3.

Нормативное значение напряжения на путевых обмотках реле в нормальном режиме РЦ (55 В) должно устанавливаться переключением выводов (зажимов) на вторичной обмотке трансформатора ПТ.

6. Схемы включения разветвленных рельсовых цепей с наложением сигнальных частот АРС

В разветвленной рельсовой цепи с наложением кодовых сигналов АРС на питающем конце в качестве путевого генератора сигналов АРС используется генератор ГАСМ-66 (рис.4.7). Кодирование осуществляется по главному пути с питающего конца РЦ. Для согласования аппаратуры рельсовой цепи с рельсовой линией на питающем конце установлен согласующий трансформатор СТП типа ПОБС-2А, включенный по схеме автотрансформатора с коэффициентом трансформации 2.

Рис.4.7 Схема разветвленной двухниточной РЦ с наложением сигналов АРС на питающем конце

Отличительной особенностью схемы является наличие дополнительных фильтров Ф1 и Ф2. Фильтр Ф1 типа ФР-1 представляет собой параллельный контур, создающий резонанс тока и имеющий достаточно большое сопротивление на частоте 50 Гц. Он состоит из реактора РОБС-3А и конденсаторного блока емкостью 70 мкФ, включенных параллельно. Фильтр Ф1 снижает утечку тока частотой 50 Гц во вторичную обмотку трансформатора ВТ. Д.ля сигнальных частот АРС фильтр Ф1 имеет малое сопротивление. Резистор R1, представляющий собой последовательное соединение четырех резисторов сопротивлением по 10 Ом, ограничивает ток в цепи вторичной обмотки трансформатора ВТ в шунтовом режиме РЦ.

Конденсаторный блок емкостью 30 мкФ фильтра Ф2, реактор РОБС-3А фильтра Ф2, катушки индуктивности путевого согласующего трансформатора СПТ и дополнительная обмотка дроссель-трансформатора ДТп типа ДТМ-0,17 составляют контур питающего конца РЦ, который создает резонанс напряжений для тока частотой 50 Гц. Этот контур повышает в 2-4 раза напряжение, поступающее со вторичной обмотки трансформатора ПТ. Реактор фильтра Ф2 уменьшает утечку тока сигнальной частоты АРС во вторичную обмотку трансформатора ПТ.

На каждом приемном конце включено путевое (П1, П2) реле ДСШ-2 с подключенным параллельно путевой обмотке конденсаторным блоком (Ср1 или Ср2). Конденсаторный блок и путевая обмотка реле создают контур резонанса токов. При свободности стрелочного участка значитёльно повышаются ток в путевой обмотке реле и сопротивление приемного конца. Благодаря увеличению сопротивления конца РЦ возрастает шунтовая чувствительность РЦ, что обеспечивает надежность работы РЦ в шунтовом режиме.

Путевое реле П1, установленное по главному пути, подключено к рельсовой линии через дроссель-трансформатор ДТр. Путевое реле П2 установлено по ответвлению для проверки свободности пути и целостности рельсовых нитей ответвления. Оно связано с рельсовыми нитями через путевой согласующий трансформатор СТР типа ПОБС-2АУЗ с коэффициентом трансформации 40. Вторичная обмотка трансформатора СТР подключена к рельсам через ограничивающий регулируемый резистор R2 сопротивлением 2,2 Ом и предохранитель FU на ток 10 А. Резистор R2 вместе с предохранителем FU служат для предотвращения намагничивания сердечника трансформатора СТР при асимметрии тягового тока и для выравнивания напряжений на путевых реле в нормальном режиме.

При централизованном размещении аппаратуры РЦ комплект путевых передающих устройств АРС дополняется фильтром сигналов АРС, состоящим из реактора РОБС-3А и набора конденсаторов С1 — С5 (рис.4.8).

Рис.4.8 Схема разветвленной двухниточной рельсовой цепи при централизованном размещении аппаратуры

Фильтр настраивается в резонанс по каждой частоте АРС в результате изменения емкости набора конденсаторов контактами частотно-управляющих реле У75, У125, У175, У225. Фильтр включен в качестве нагрузки на выходе усилителя У сигналов АРС типа ПУ1 как последовательный контур, создающий резонанс напряжений на одной из передаваемых частот. Напряжение кодового сигнала АРС снимается с реактора РОБС-3А. В контур фильтра последовательно с его элементами включен фильтр Ф225, настроенный на частоту 225 Гц для предотвращения попадания в рельсовую линию третьей гармоники сигнала частотой 75 Гц. При передаче сигнала другой частоты фильтр Ф225 шунтируется резистором Rш через тыловой контакт реле У75. Резистор Rш сопротивлением 10 Ом служит для искрогашения при переключениях контакта частотно-управляющего реле.

На вход усилителя У сигналы поступают от групповых устройств АРС, которые содержат путевые генераторы, настраиваемые с помощью схемы коммутации сигналов АРС на сигнальную частоту, соответствующую поездной ситуации на линии (на рис.4.8 генераторы и схема коммутации не показаны). При отсутствии групповых устройств усилитель У заменяется генератором ГАЛСМ-66, настраиваемым контактами частотно-управляющих реле У75, У125, У175 и У225. Нагрузочная цепь усилителя У подключается к одному из концов РЦ через контакты реле направления движения ЧУР, НУР.

Кодирование с приемного конца (что соответствует неправильному направлению движения) осуществляется на частоте не ниже 175 Гц.

Конденсатор С1 емкостью 8 мкФ, представляющий собой емкостный ограничитель тока на питающем конце при шунтировании рельсовой линии поездом, служит также для обеспечения оптимального входного сопротивления питающего конца и получения требуемых фазовых соотношений на путевых реле ДСШ-2. Конденсаторы С2 и С3 предназначены для настройки в резонанс на частоту 50 Гц приемных концов для достижения максимального входного сопротивления конца, составляющего не менее 0,2 Ом, что обеспечивает нормативную шунтовую чувствительность РЦ. Конденсаторы С1, С2 осуществляют, кроме того, пропуск сигнальных токов АРС при кодировании РЦ с соответствующих концов.

Суммарное сопротивление кабельной линии и регулируемых резисторов Rд должно быть не менее 100 Ом. При длине кабеля более 2 км резисторы выключаются. Сопротивление регулируемого резистора Rо (типа 7157 с полным сопротивлением 0,6 Ом), служащего для ограничения ответвляющегося в аппаратуру РЦ тягового тока, составляет 0,15 Ом.

Источник

Читайте также:  Разрешение правовых конфликтов негосударственными способами
Оцените статью
Разные способы
Название: Станционные разветвленные рельсовые цепи
Раздел: Рефераты по транспорту
Тип: реферат Добавлен 00:33:16 30 марта 2009 Похожие работы
Просмотров: 2003 Комментариев: 20 Оценило: 3 человек Средний балл: 4.7 Оценка: неизвестно Скачать