Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности педагога
презентация
Данная презентация является дополнением и иллюстрацией к стаье по психологии с одноименным названием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_stategiy.pptx | 111.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности педагога Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Презентацию подготовила педагог-психолог Лохвицкая Е. Б. 2019 г .
Три пути есть у человека, чтобы поступать разумно: первый самый благородный — размышление; второй — самый легкий — подражание; третий — самый горький — опыт. Счастье — на стороне того, кто доволен. Аристотель
У представителей педагогической профессии деформированность личности может проявляться на трех уровнях. Общепедагогические деформации Типологические деформации Индивидуальные деформации Наличие этих деформаций делает педагогов с разным темпераментом и характером, похожими друг на друга. В результате в личности педагогов появляются такие черты, как назидательность, завышенная самооценка, излишняя самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости и пр. с вязаны слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. В соответствии с полученными данными в педагогической профессии существуют четыре типологических комплекса: коммуникатор, организатор, интеллигент, предмтник . определяются изменениями личности, которые внешне связаны с процессом педагогической деятельности. Происходит развитие качеств, не имеющих отношения к педагогической профессии.
Эмоциональное сгорание – это состояние изнеможения, ощущение собственной бесполезности, дегуманизация, негативное самовосприятие в профессиональном плане. Это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности.
Е. Махер разработал симптомокомплекс качеств, характеризующих состояние и поведение человека, подверженного синдрому «эмоционального выгорания»: Усталость, утомление, истощение, бессонница; Негативное отношение к собеседнику; Негативное отношение к работе; Скудность репертуара рабочих действий; Отсутствие аппетита или переедание; Негативная «Я-концепция»; Агрессивные чувства; Тревожность, раздражительность; Упаднические настроения и связанные с этим эмоции: цинизм, пессимизм, апатия, депрессия; Переживание чувства вины.
Н аиболее часто встречающиеся причины «синдрома сгорания»: Напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег; Нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций; Однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе; Вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки; Работа без перспективы невозможности выстроить профессиональную карьеру; Неразрешенные личные конфликты.
Результаты экспресс-диагностики : Полученные данные: Баллы: Возраст: 0 — 1 2 — 6 7 — 9 10 Итого человек: До 30 лет 30-40 40-50 50-60 Старше 60 10% 3 22% 7 16% 16% 10 13% 6% 6 13% 3% 5 Итого: 74% 26% 31 Стаж работы: До 5 лет До 10 лет До 15 лет До 20 лет Больше 20 л 10% 6% 5 10% 3 13% 4 6% 3% 13 35% 16% 16 Итого: 74% 26% 31 Где з а каждый ответ «да» начислялся 1 балл. Результаты: 0-1 балл. Синдром выгорания на данный момент у отсутствует. 2-6 баллов . Есть некоторые признаки выгорания. 7-9 баллов. Высокая степень эмоционального выгорания. 10 баллов. Положение весьма серьезное, эмоциональное выгорание. Анализ полученных данных:
Тест на определение эмоционального состояния: Инструкция : обведите кружочком номера тех вопросов, на которые отвечаете положительно. 1) Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынуждена наверстывать упущенное. 2) Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице. 3) На работе и дома – сплошные неприятности. 4) Я очень часто раздражаюсь по мелочам. 5) Меня беспокоит будущее. 6) Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом. Хорошо бы, если бы все не так стремительно менялось. 7) Мне трудно расслабиться после напряженного дня . 8) Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними я чувствую скуку и пустоту. 9) В жизни я ничего не достигла и часто испытываю разочарование в самой себе .
Обработка результатов . Количество положительных ответов показывает уровень стресса у человека. Если набирается 0-4 балла , значит, человек ведет себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеет регулировать свои собственные эмоции, не раздражается на других и не склонен винить себя . Если в сумме получается 5-7 баллов , человек ведет себя в стрессовой ситуации правильно. Иногда умеет сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда заводится из-за пустяка и потом об этом жалеет. В такой ситуации необходимо заняться выработкой своих индивидуальных приемов самоконтроля в стрессе . Если набирается 8-9 баллов , человек переутомлен и истощен, часто теряет самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеет владеть собой. Вследствие этого страдает и он сам, и окружающие люди. Развитие умений саморегуляции в стрессе – очень важная задача для этого человека.
Рекомендации для профилактики и устранения «выгорания »: — научитесь разделять профессиональную деятельность и частную жизнью ; — научитесь эффективно использовать Ваше время. Составляйте план дел на день, старайтесь ничего не оставлять на потом, выполнять все в срок . — анализируйте свои чувства и ощущения; — делитесь своими чувствами с коллегами и ищите у них социальной поддержки; — сохраняйте положительную точку зрения; — старайтесь контролировать эмоции; — поддерживайте хорошую спортивную форму; — старайтесь правильно питаться.
Дыхательные упражнения Вдыхайте и выдыхайте медленно и глубоко через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Такое упражнение очень легко делать, а особо оно действенно, если вы не можете уснуть. Сосчитайте от 1 до 10 и обратно. Упражнение «Мгновенная релаксация » . Делая вдох, мысленно произносить «Я» , задержать дыхание, досчитав до 5, и выдыхая мысленно сказать «расслабляюсь» . Эффективная техника снятия напряжения , включающая как дыхательное упражнение, так и элемент медитации. Когда чувствуешь, что сильно испугался или теряешь контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать подобным образом две-три минуты, и станет гораздо легче.
Звуковая гимнастика Звук «А» заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем его клеточкам настроиться на работу. Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности. Звук «В» исправляет неполадки в нервной системе. Звук «Е» — создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения. Звуки «Р» помогают снять стрессы, страхи, заикания. Звуки «Т» очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему.
У чимся расслабляться • делаем «маску релаксанта » — поочередное напряжение и расслабление мышц лица. • применяем антистрессовое дыхание : задержка дыхания перед глубоким выдохом • перефразируем негативные мысли на позитивные : «Плохой, злой человек» — «У этого человека, что-то болит. Мне его жаль» • счет в обратном порядке «от десяти» , и назад : «до десяти» • прослушиваем расслабляющую музыку • выговариваемся : «разговор с попутчиком» • учимся улыбаться, даже в сложных ситуациях.
Дополнительные рекомендации: 1. Регулярно высыпайтесь. 2. Попробуйте говорить и ходить медленнее. 3. Больше гуляйте на свежем воздухе. 4. Ставьте перед собой только реальные цели. 5 . Выделяйте в день хотя бы один час для себя. 6 . Улыбайтесь и говорите себе комплименты , смотрясь в зеркало. 7 . Избегайте лишних обещаний. 8 . Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя. 9 . Не старайтесь угодить всем – это не реально. 10. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки . 11. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь . 12. Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ОТЛИЧНОГО ВСЕМ НАСТРОЕНИЯ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!
Используемая литература: Профилактика синдрома профессионального выгорания педагога: диагностика, тренинги, упражнения / авт.сост . О.И.Бабич . – Изд. 3-е , испр . – Волгоград: Учитель. – 122с. Организация психологической службы в современном детском саду. — сост. Н. В. Нищева — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как маленький ребенок начинает делать свои первые шаги при поддержке взрослых, так и молодой педагог должен, в идеале, делать свои первые шаги в ДОУ при поддержке людей более опытных – пед.
В статье представлены материалы о роли педагогического проектирования в становлении личности педагога.
Младший дошкольный возраст — особый период в жизни ребенка. Культурно — гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую.
Данная статья полезна как для педагогов так и для психолов ДОУ.
Структура и основные компоненты педмастерства.
Источник
Тема 4. Кризисы профессионального развития педагога, их причины и пути преодоления
1. Сущность понятий «кризис профессионального развития», «синдром профессионального выгорания», «профессиональные деформации личности».
2. Психологические детерминанты профессиональных деформаций личности.
3. Уровни профессиональных деформаций.
4. Пути предупреждения профессиональных деформаций.
1. Сущность понятий «кризис профессионального развития», «синдром профессионального выгорания», «профессиональные деформации личности».
Под профессиональными деформациями понимается деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности. Развитие профессиональных деформаций определяется многими факторами: разнонаправленными онтогенетическими изменениями, возрастной динамикой, содержанием профессии, социальной средой, жизненно важными событиями и случайными моментами.
Каждая профессия имеет свой ансамбль деформаций. Исследования профессионального становления педагогов привели к выделению следующих деформаций: авторитарности, педагогического догматизма, индифферентности, консерватизма, ролевого экспансионизма, социального лицемерия, поведенческого трансфера.
В наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены профессии типа «человек—человек». Это вызвано, по мнению С.П.Безносова, тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда.
Исследователи отмечают, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деструкции.
Профессиональные деформации по-разному выражаются у представителей различных профессий.
Профессиональные деструкции — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.
А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкции:
■ отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;
■ дезинтеграцию профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;
■ низкую профессиональную мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптацию;
■ рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);
■ ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления;
■ искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;
■ появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции);
■ прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.
Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.
Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека, А.К.Маркова указывает на возрастные изменения, связанные со старением, профессиональные деформации, профессиональную усталость, монотонию, длительную психическую напряженность, обусловленную сложными условиями труда, а также кризисы профессионального развития.
Сенситивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, инициирует возникновение негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность. Эти изменения активизируют процесс образования профессиональных деформаций.
2. Психологические детерминанты профессиональных деформаций личности.
Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы:
■ объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой;
■ субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;
■ объективно-субъективные, порождаемые системой и организацей профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.
Э.Ф.Зеер выделяет следующие психологические детерминанты деформаций личности, порождаемые этими факторами. Следует отметить, что одни и те же детерминанты проявляются во всех трех группах факторов.
1. Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора профессии. Это как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага,— так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению.
2. Пусковым механизмом деформации становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь. Профессиональная реальность сильно отличается от представления, сформировавшегося у выпускника профессионального учебного заведения. Первые же трудности побуждают начинающего специалиста к поиску «кардинальных» методов работы. Неудачи, отрицательные эмоции, разочарования инициируют развитие профессиональной дезадаптации личности.
3. В процессе выполнения профессиональной деятельности специалист повторяет одни и те же действия и операции. В типичных условиях труда становится неизбежным образование стереотипов осуществления профессиональных функций, действий, операций. Они упрощают выполнение профессиональной деятельности, повышают ее определенность, облегчают взаимоотношения с коллегами. Стереотипы придают профессиональной жизни стабильность, способствуют формированию опыта и индивидуального стиля деятельности. Можно констатировать, что профессиональные стереотипы обладают несомненными достоинствами для человека и являются основой образования многих профессиональных деструкции личности.
4. К психологическим детерминантам профессиональных деформаций относятся разные формы психологической защиты. Многие виды профессиональной деятельности характеризуются значительной неопределенностью, вызывающей психическую напряженность, часто сопровождаются отрицательными эмоциями, деструкциями ожиданий. В этих случаях вступают в действие защитные механизмы психики. Из огромного многообразия видов психологической защиты на образование профессиональных деструкции влияют отрицание, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение.
5. Развитию профессиональных деформаций способствует эмоциональная напряженность профессионального труда. Часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния с ростом стажа работы снижают фрустрационную толерантность специалиста, что может привести к развитию профессиональных деструкции.
Эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности приводит к повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам. Такое неустойчивое состояние психики получило название синдрома «эмоционального сгорания». Этот синдром наблюдается у педагогов, врачей, управленцев, социальных работников. Его следствием могут стать неудовлетворенность профессией, утрата перспектив профессионального роста, а также разного рода профессиональные деструкции личности.
6. В исследованиях Н.В.Кузьминой на примере педагогической профессии установлено, что на стадии профессионализации по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности личности, возникают условия для стагнации профессионального развития. Развитие профессиональной стагнации зависит от содержания и характера труда. Труд монотонный, однообразный, жестко структурированный способствует профессиональной стагнации. Стагнация же, в свою очередь, инициирует образование различных деформаций.
7. На развитие деформаций специалиста большое влияние оказывает снижение уровня его интеллекта. Исследования общего интеллекта взрослых показывают, что с ростом стажа работы он снижается. Конечно, здесь имеют место возрастные изменения, но главная причина заключается в особенностях нормативной профессиональной деятельности. Многие виды труда не требуют от работников решения профессиональных задач, планирования процесса труда, анализа производственных ситуаций. Невостребованные интеллектуальные способности постепенно угасают. Однако интеллект работников, занятых теми видами труда, выполнение которых связано с решением профессиональных проблем, поддерживается на высоком уровне до конца их профессиональной жизни.
8. Деформации обусловлены также тем, что у каждого человека есть предел развития уровня образования и профессионализма. Он зависит от социально-профессиональных установок, индивидуально-психологических особенностей, эмоционально-волевых характеристик. Причинами образования предела развития могут стать психологическое насыщение профессиональной деятельностью, неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой, отсутствием моральных стимулов.
9. Факторами, инициирующими развитие профессиональных деформаций, являются различные акцентуации характера личности. В процессе многолетнего выполнения одной и той же деятельности акцентуации профессионализируются, вплетаются в ткань индивидуального стиля деятельности и трансформируются в профессиональные деформации специалиста. У каждого акцентуированного специалиста свой ансамбль деформаций, и они отчетливо проявляются в деятельности и профессиональном поведении. Другими словами, профессиональные акцентуации — это чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности.
10. Фактором, инициирующим образование деформаций, являются возрастные изменения, связанные со старением. Специалисты в области психогеронтологии отмечают следующие виды и признаки психологического старения человека:
■ социально-психологическое старение, которое выражается в ослаблении интеллектуальных процессов, перестройке мотивации, изменении эмоциональной сферы, возникновении дезадаптивных форм поведения, росте потребности в одобрении и др.;
■ нравственно-этическое старение, проявляющееся в навязчивом морализировании, скептическом отношении к молодежной субкультуре, противопоставлении настоящего прошлому, преувеличении заслуг своего поколения и др.;
■ профессиональное старение, которое характеризуется невосприимчивостью к нововведениям, канонизацией индивидуального опыта и опыта своего поколения, трудностями освоения новых средств труда и производственных технологий, снижением темпа выполнения профессиональных функций и др.
Таким образом, основные детерминанты профессиональных деструкции специалиста это стереотипы мышления и деятельности, социальные стереотипы поведения, отдельные формы психологической защиты: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, идентификация. Образование деструкции инициируется профессиональной стагнацией специалиста, а также акцентуацией черт характера. Но главным фактором, ключевой детерминантой развития деструкции является сама профессиональная деятельность.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник