Разные способы росписи матрешек

Народные стили росписи русских матрешек

Изготовление и роспись деревянных кукол – увлекательное и полезное занятие для детей и взрослых. Если вы решили купить заготовки матрешек и попробовать себя в этом интересном деле, подумайте, как оформить деревянных красавиц. Отправным толчком для вашей фантазии могут стать сложившиеся традиции народного творчества.

Какие стили росписи матрешек существуют?

  • Сергиев-Посадская (Загорская). Этот стиль зародился в Сергиевом Посаде, поэтому сильное влияние на него оказали иконописцы, уделявшие большое внимание человеческому лицу и фигуре. Такая матрешка одета в сарафан, платочек и фартук с росписью (в горошек или цветочек) Узоры, именуемые «пестрешкой», довольно простые и яркие, применяются 3-4 основных цвета: красный, зеленый, желтый и синий.
  • Семеновская. Самая важная деталь в росписи этой куклы – передник, украшенный ярким цветочным букетом. Отличительная особенность ее облика состоит в том, что помимо оттенков красного, желтого и синего используется цвет натурального лакированного дерева.
  • Вятская. Эта красавица чаще всего рыжеволосая, у нее тщательно прорисованные глаза с густыми ресницами, платок и фартук декорированы цветами (пионами, незабудками, розами), но орнамент представляет собой плоский рисунок без мелких деталей. Присущая только этому стилю черта – инкрустация ржаной соломкой.
  • Полховская. В отличие от других матрешек, ее платок не завязан узлом, а свободно спадает на плечи, из-под него виднеются кудрявые волосы. У нее нет передника и сарафана, лишь овал спереди, заполненный узором из роз, шиповника, георгинов и ягод. Лицо нарисовано довольно схематично, зато тщательно выписан цветочный орнамент, характеризующийся разнообразием контрастных оттенков (малиновый, зеленый, желтый, фиолетовый, черный).
  • Тверская. Эта кукла нередко украшается золотым или серебряным узором, ее глаза детально выписаны. Это самая многоликая матрешка: она часто предстает в облике разных фольклорных персонажей – например, Царевны Несмеяны или Снегурочки.

Любой из народных стилей послужит основой для создания вашего уникального изделия. У нас вы можете купить деревянные заготовки для творчества в широком ассортименте.

В настоящее время очень популярен портретный стиль росписи матрёшек, роспись производится по предоставленным фотографиям либо в классическом портретном исполнении, либо в шаржевом. Художники, которые сотрудничают с нашей мастерской работают в различных стилях и выполнят роспись, которая будет радовать и вас и человека, которому будет сделан такой подарок.

Источник

Разные способы росписи матрешек

Стили Росписи

Сергиевская (Загорская) игрушка

Массовое производство матрешек непосредственно в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки. Прочное место в сюжетах занимали бытовые темы. Мастера живо реагировали на происходящие в мире события, легко подхватывали оригинальные идеи и новые технологии. Поэтому фигурка девочки в платочке, напоминавшая многих соседских девчат, вызывала интерес мастеров благодаря оригинальности конструкции и своему народному характеру. Появились образцы изделий, с одной стороны, отвечающие новым требованиям производства и сбыта, а с другой – возвращение к эстетике русского художественного искусства. Промысел возник в Сергиевом Посаде, предположительно в 17 веке и достиг расцвета на рубеже 18 – 19 веков. Таким образом, к моменту появления разъемной матрёшки, история Сергиевского игрушечного промысла уже насчитывала около двух столетий. Тематика деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, близостью Москвы и соседство с Троице-Сергиевой Лаврой, привлекающей огромное количество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов.Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоев населения.

Читайте также:  Современные способы покраски металла

Силуэт и стиль росписи матрешки в Сергиевом Посаде менялись с течением времени. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображавших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В качестве сюжетов использовались и литературные произведения русских классиков – «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Конек — Горбунок» П.П. Ершова и многие другие. Из всего разнообразия тем и сюжетов росписи наибольшее развитие получили бытовое, так как они отражали праздники и будни каждого мастера, поэтому были общедоступны и любимы покупателями. Это женихи и невесты с многочисленными родственниками и гостями, цыганки, старообрядцы, урядники, купцы, компании за самоваром и нескончаемый ряд девчонок, и мальчишек, взрослых баб и мужиков с корзинками, узелками, посудой, живностью, инструментом или угощением в руках.

Загорский (как его стали называть после переименования Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 году) стиль росписи матрешки сложился в 1920-е годы, когда на смену подчеркнуто живописной манере с ее обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный. Стиль росписи матрешки и других игрушек в те годы изменился в результате новой социально – экономической и культурной ситуации в стране.

С давних времен жители лесного Заволжья занимались художественной обработкой дерева. Наибольшую известность приобрели игрушки из Городца и Федосеева. А город Семенов был известен своими токарными изделиями. Точили в нем деревянную посуду, солонки, погремушки, шары и яблоки. В 1922 году мастер А.Ф. Майоров купил на Нижегородской ярмарке нераскрашенную матрёшку, которую расписала его старшая дочь Любовь. Она расположила в центре ярко-алый цветок, напоминающий ромашку, голову же матрешки она увенчала старинным русским головным убором—кокошником. Постепенно сложился тип росписи, который в отличие от Сергиевской матрёшки более декоративен. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций «травного» орнамента Древней Руси. Мастера-Семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева. Основой композицией в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным.

В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиевской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий «верх», который резко переходит в утолщённый «низ». В 1953 году Семеновские изделия впервые попали за рубеж. Именно с этого времени семеновская матрешка начала соперничать с Загорской, выгодно отличаясь от нее сочным колоритом.

Читайте также:  Способы бурения для буронабивных сваи

Полховская игрушка

Полховская матрешка заметно отличается формой от Сергиевских и семеновских. Её характеризует многообразие, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок.

Рисунок матрёшек очень лаконичен: лицо более овальное с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, овал заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки и яблочки украшают эту матрешку. Главный элемент Полховских матрёшек – многолепестковый цветок розы, георгинов, колокольчиков, шиповника, возле него располагаю несколько полураскрытых бутонов. Роспись Полховских матрешек строится на сочетании малиново–красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. Наиболее типичная роспись – при помощи отдельных мазков, «тычков» и точек.

Вятская игрушка

Матрешки родом из Вятки, отличаются наиболее сложной технологией изготовления. Вятскую матрёшку отличает от остальных прежде всего прорисовка глаз, пышные, выполненные мелкими штрихами ресницы, круглый черный зрачок, слитый с линией нижнего века формируют большие полные доброты глаза. Важной отличительной чертой является плоский рисунок орнамента и цветов, отсутствие мелких деталей в оформлении. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой (наклеивание или врезание соломы в рисунок).

Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами, корзинами, туесами — в которых помимо искусной техники плетения, использовался и тисненый орнамент, поэтому инкрустация соломкой стала применяться еще в конце прошлого века как новый способ художественного оформления изделий. Но вятской матрешке повезло меньше, чем ее подмосковным и поволжским родственницам, из-за известнейшей дымковской глиняной скульптуры, сохранению и развитию которой здесь всегда уделялось наибольшее внимание. Массовому же изготовлению вятской матрешки, по всей вероятности, помешала также сложность самого процесса инкрустации, требующего больших затрат времени и высокого уровня мастерства.

Источник

Расписываем матрешек

  1. Заготовка матрешки.
  2. Гуашь.
  3. Карандаш.
  4. Ластик.
  5. Кисточки № 0,2,3,5 (ну, тут у кого какие есть).
  6. Палитра (у меня обыкновенная тарелка).
  7. Мастихин (для размешивания красок).
  8. Чистая хлопчатобумажная тряпочка (для вытирания кисточек и мастихина).
  9. Чистые руки (на гуаши могут остаться следы от рук, жирные пятна).
  10. Клей ПВА.
  11. Лак (такой, как на моем фото, желательно не использовать — он желтит, нежные цвета становятся грязными, нужен глянцевый полиуретановый, вот тут очень хороший мастер-класс по лакировке ).
  12. Булавочки, можно портновские (для подвешивания).
  13. Скрепки (для подвешивания).

1. Зашкуривание и проклейка. Итак, заготовки нужно зашкурить сначала крупной наждачной бумагой, потом, после того как крупные неровности исчезли, нужно пройтись мелкой наждачкой, получаем почти зеркальную поверхность. После этого матрешку не рекомендуется раскрывать, потому что верхние и нижние части могут не совпасть.

Читайте также:  Свой способ от грызунов

Затем разводим клей ПВА в воде, можно один к трем.

Наносим клей на заготовки, оставляем на просушку, время — от получаса, в зависимости от температуры воздуха и его влажности. Затем нужно опять зашкурить мелкой наждачкой, потому что клей с водой поднимет мелкие волокна древесины ( вот тут можно посмотреть про проклейку заготовки, хороший мастер класс, все подробно). При зашкуривании нужно особое внимание уделить шву соединения верхней и нижней части матрешки, потому что во время лакирования лак будет стекать, и может на этом шве образоваться валик из лака.

2. Рисунок карандашом. После такой подготовки можно приступать к нанесению рисунка карандашом.

Величину деталей (личико, ручки и других) выбираем произвольно, потому как мы делаем авторскую матрешку, где можно не придерживаться канонов.

3. После нанесения рисунка карандашом можно начинать работу красками.

Сразу же возникает вопрос: с чего начать? Конечно, у всех последовательность будет своя. У меня для этой матрешки сложилась такая: сначала букет, потом лицо, платок, рукава и самое последнее — юбка (потому что заготовку легче держать за нижнюю часть).

На этом фото почти готовы букет и лицо.

А здесь почти готовы рукава.

На нижнем фото готово всё, кроме юбки. Почти ура!

После окончания росписи я просушиваю матрешки хотя бы полдня.

4. Покрытие лаком и сушка. Потом матрешки накалываю на шило, окунаю в банку с лаком (целиком) и вешаю на веревочку для стекания и сушки. Вместо шил удобней подвешивать на булавочках, как в мастер-классе Викуловой Екатерины. От булавочек остается очень маленькая, практически незаметная дырочка!

На следующем фото сушка. Это очень ответственный момент, потому что тут можно всё испортить, нужно успевать собирать капельку лака с макушки матрешки, пока лак не застыл. Это займет несколько минут. После высыхания (5-8 часов, в зависимости от вида лака и температуры воздуха) окунаем их снова в банку с лаком. Все повторяется раза три. Если хороший лак (не густой и не желтит), то чем больше слоёв, тем лучше. Как говорится: «Кашу маслом не испортишь».

5. Открытие матрешки. После окончательной просушки (хотя бы сутки) нужно матрешки открыть. Только тут есть один очень важный момент: открывают их, ломая. Нужно подрезать канцелярским ножом противоположную от нас сторону разъединения нижней и верхней частей, иначе застывший лак в последний момент разъединения обязательно оторвётся на миллиметр ниже или выше линии соединения двух частей матрешки.

Когда эта матрешка была уже совсем закончена, я случайно купила краски с блестками, поэтому на фото уже готовой матрешки тюльпаны покрыты сверху блестками. Симпатично получилось!

Источник

Оцените статью
Разные способы