Разновидность метафизического способа мышления отрицающая принцип развития

Разновидности метафизического мышления:

ЭКЛЕКТИКА – неумение выделить из бесконечности связей главные, объединение несоединимых, качественно разных предметов, явлений или мнений о них на основании несущественного их сходства.

СОФИСТИКА – сознательное использование в доказательствах неправильных выводов, софизмов, замаскированное формальной правильностью (лекарство – это добро; чем больше лекарства принимать, тем лучше…). Возможно произвольное вырывание событий (или фраз) из контекста, преувеличение их значения.

Этими приемами часто пользуются недобросовестные журналисты и политики.

Разновидности метафизического мышления:

ДОГМАТИЗМ – возведение наших, всегда неполных знаний в абсолют, нежелание прислушиваться к другому мнению, негибкость мышления.

РЕЛЯТИВИЗМ – преувеличение относительности наших знаний вплоть до утверждения, что мы вообще ничего достоверно знать не можем, произвольность суждений.

Требования диалектической логики:

1. всесторонность рассмотрения предметов и явлений, во всех их связях и взаимодействиях;

2. рассматривать все в движении и развитии ;

3. во всех своих рассуждениях исходить из связи теории и практики.

Субъективная диалектика – это диалектика нашего мышления. Она (как наше мышление, сознание) является отражением бытия, которому присуща объективная диалектика. Поэтому законы мышления должны в основе своей совпадать с законами бытия.

Диалектика как учение о развитии включает в свою систему два выше указанных принципа, три основных закона (закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания) и систему категорий. Назовем самые важные:

Единичное и общее;

Форма и содержание;

Сущность и явление;

Причина и следствие;

Необходимость и случайность;

Возможность и действительность;

Система, элемент, структура,

Категории – это наиболее важные понятия любой науки. Категории диалектики – это всеобщие понятия, которыми пользуются люди и в обыденной жизни, и ученые разных наук. Прояснением, уточнением этих понятий занимается философия. Их нужно знать и правильно применять для описания и объяснения действительности и процессов нашей психики и мышления.

Закон – это существенная, необходимая, общая связь явлений и предметов мира.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Этот закон – ядро диалектики, т.к. отражает источник, причину развития, отвечает на вопрос «почему происходит развитие?» Он указывает, что причина развития мира в нем самом, в его противоречивости, а не вне его, т.е. развитие – это всегда саморазвитие.

Противоположностей в мире бесконечно много и можно говорить о принципе разнообразия мира.

Закон раскрывается через понятия: тождество (т.е. на начальных стадиях развития стороны предмета уравновешивают друг друга, соответствуют друг другу, хотя и не абсолютно), различие (по мере развития нарастает различие между сторонами предмета, они разные и развиваются неодинаково), противоположности (различие сторон усиливается до противоположности), противоречия (отношения между противоположностями), конфликт (если противоре6чите вовремя не разрешается, оно обостряется и разрешается «взрывом», общим скачком).

Этапы развития противоречия: 1) возникновение и развитие противоречия (начиная от тождества, через различия к состоянию противоположностей сторон), 2) разрешение противоречий (в форме частных, постепенных скачков, или общих, «взрывных» скачков, когда рвутся, меняются все связи между элементами предмета).

Читайте также:  При засолке грибов холодным способом появилась плесень

Форма разрешения противоречий зависит от природы предмета и от внешних условий его существования, как вы это понимаете? (попробуйте разобрать это на примере конфликта в молодой семье, социального конфликта в одной стране или на любом другом примере).

Можно ли повлиять на развитие противоречия (чтобы не доводить его до конфликта)? Как?

Одинакова ли роль противоположностей в их единстве?

Как вы понимаете, что единство противоположностей – это условие развития, а борьба противоположностей – это источник развития?

Дайте примеры следующих видов противоречий:

1)основные противоречия – те, которые определяют развитие предмета от его зарождения до гибели; неосновные – все остальные. В неживой природе основное противоречие — между притяжением и отталкиванием; в живой природе – между жизнью и смертью; в обществе – между производительными силами и производственными отношениями, между производством и потреблением.

2) внутренние и внешние. Внутренние противоречия – противоречия внутри системы, они являются ведущими в развитии. Внешние – противоречия между системами, они являются условиями для развития систем.

3) главные и неглавные. Главные – противоречия, которые выходят на передний план в данный момент времени. Неглавные – все остальные.

4) антагонистические и неантагонистические. Антагонистиченские – противоречия между классами, группами, людьми, основные интересы которых в корне несовместимы. Они имеют тенденцию к обострению, чаще всего разрешаются гибелью системы. Неантагонистические – противоречия, между классами, группами, людьми, основные интересы которых совпадают, а неосновные – нет. Они не имеют тенденции к обострению и разрешаются за счет укрепления общего между ними.

Как подходят к проблемам, затрагиваемым этим законом метафизики? Они отрицают противоречивость явлений, считают, что противоречия есть только в нашем мышлении, как результат наших заблуждений. Источник движения, по их мнению, – внешняя сила (Бог).

В развитии есть периоды, когда преобладает борьба над единством противоположностей, но бывают и другие, когда преобладает единство над борьбой…

Источник

Раздел 1. Философия, основные этапы ее становления

1. Характерными чертами философского мировоззрения являются:

2. Раздел философии, изучающий структуру познавательной деятельности человека, это:

3. Вопрос об отношении духовного к материальному считается основным, поскольку:

+ предопределяет решение всех других философских проблем и вопросов

– делит философские учения на монистические и дуалистические

+ делит всех философов на материалистов и идеалистов

– делит философов на эмпириков и рационалистов

– делит философов на рационалистов и иррационалистов

4. Философский материализм полагает, что:

– все вещи состоят из материи

+ материальное в мире первично относительно духовного

– мысли, цели идеалы не играют заметной роли в мировом процессе

– в жизни человека материальные интересы всегда значимее духовных

– материальный мир был сотворен раньше, чем сознание человека

5. Представителю какого философского направления принадлежит высказывание «Быть, существовать, значит быть воспринимаемым»:

6. Автор высказывания: «На огонь обменивается все, и огонь на все, подобно тому, как на золото – товары, а товары на золото».

7. Основатели атомистического учения:

8. Учение Платона об идеях позволило позднейшим исследователям охарактеризовать его философию как …

Читайте также:  Выберите способы оплаты муж

9. Суждения, в которых выражены основные положения философии Платона:

+ первичен мир идей

– мир состоит из атомов

+ познание есть припоминание

– источником познания является опыт

+ управлять обществом должны философы

10. Философские школы этапа эллинизма:

11. Важнейшими в средневековой философии являлись проблемы:

– проблема человека и природы

+ Бога и человека

– проблема истины и заблуждения

12. Спор средневековых мыслителей об «универсалиях», т.е. об общих понятиях, разделил их на два основных лагеря:

– монистов и дуалистов

– эмпириков и рационалистов

+ реалистов и номиналистов

– диалектиков и метафизиков

– идеалистов и материалистов

13. Характерные черты философии Возрождения:

14. Пантеистических взглядов придерживались….

15. Центральным пунктом философии … является учение о совпадении противоположностей: абсолютного максимума и абсолютного минимума:

16. Представители философии Нового времени:

17. Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона должна стать:

18. Основное положение …: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах»:

19. Наука, оказавшая исключительное влияние на философию французского Просвещения:

20. Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал:

21. Работы Канта «критического периода»:

– «Всеобщая естественная история и теория неба»

+ «Критика чистого разума»

+ «Критика практического разума»

+ «Критика способности суждения»

22. И. Кант сформулировал категорический императив:

– Если ты хочешь, чтобы тебе верили, будь честен

– Если ты хочешь добиться успеха в делах, будь расчетлив и бережлив

+ Поступай так, чтобы максима твоей воли могла послужить основой всеобщего законодательства

– Оставаться, возможно, более твердым и решительным в своих действиях

– Познай самого себя

23. Центральное понятие философии Г. Гегеля:

24. Согласно Г. Гегелю, высшей ступенью развития мирового духа является:

25. Мыслитель немецкой классической философии, объявивший себя материалистом и атеистом:

26. Естественно-научные предпосылки марксистской философии:

+ закон сохранения и превращения энергии

+ открытие клеточной теории

+ создание эволюционной теории Дарвина

27. Новизна философии марксизма:

+ создание диалектического материализма

– механицизм, метафизичность, внеисторичность

+ материалистическое понимание истории

+ определяющая роль практики в процессе познания

+ теория преобразования мира

28. Национальная философия, в которой духовность и религиозность определяет ее специфику:

29. Представители западничества в русской философии XIX в.:

30. Основные направления современной западной философии:

31. Система обобщенных взглядов на мир, определяющих место и роль человека в нем …

32. Функция философии, связанная с изучением природы и иерархии человеческих ценностей.

33. «Платные учителя мудрости» V в. до н. э….

34. Движения начавшееся в эпоху возрождения внутри католической церкви, подвергшее критике ортодоксальные основы католицизма:

35. Философское направление, определяющее источником знания опыт или эксперимент…

36. Автор высказывания: «Я мыслю, следовательно, я существую» … —

37. Один из важнейших тезисов гегелевской философии: все действительное разумно, все разумное …

Раздел 2. Концепция бытия

1. Учение о бытии:

2. Понятие, признаваемое первичным в материализме:

3. Формы материального бытия:

– психический мир человека

4. Бытие, составляющее единство телесного и духовного:

Читайте также:  Способы развития памяти психология доклад

5. Наиболее общая и глубокая сущность всех вещей и процессов, причина и основание которой заключены в ней самой:

6. Атрибутами материи являются:

7. То, что не зависит от сознания человека характеризуется как …

8. Философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от сознания и отражающейся в нем:

9. Фундаментальными свойствами материи являются:

10. Автор высказывания: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается в ощущениях, существуя независимо от них» …

11. Автор высказывания: «…материя без движения так же немыслима, как и движение без материи»:

12. Философ, впервые давший классификацию форм движения материи:

13. Философская категория, характеризующая длительность, сменяемость и необратимость существования материальных объектов:

14. С материалистической позиции универсальными свойствами пространства и времени являются:

+ взаимосвязь с движением материи

– непрерывность на макроуровне

+ неразрывная связь друг с другом

15. Необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов характерно для …

16. Философское учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления:

17. Первым ввел в философию термин «диалектика» …

18. К основным категориям диалектики не относится пара:

– причина и следствие

– сущность и явление

– необходимость и случайность

+ реальное и иллюзорное

19. Философское учение, рассматривающее мир как стабильный и устойчивый, в котором в принципе не появляется ничего нового:

20. Гегель первым отметил односторонность и ограниченность …, как способа мышления:

21. Историческими формами диалектики являются:

+ стихийная диалектика древних мыслителей

+ идеалистическая диалектика немецкой классической философии

22. Впервые основные принципы и законы диалектики как теории развития и метода сформулировал:

23. Принципы диалектического мышления:

24. Учение, отрицающее причинную обусловленность явлений:

25. Разновидность метафизического способа мышления, отрицающая принцип развития как изменения качества предметов:

26. Формы метафизического мышления:

27. Понятие, выражающее определенный порядок причинной, необходимой и устойчивой связи между явлениями и объектами

28. К законам диалектики не относятся закон:

+ сохранения и превращения энергии

– взаимопереходов количественных и качественных изменений

– единства и борьбы противоположностей

29. Источник, движущую силу всякого процесса саморазвития раскрывает закон …

– перехода количества в качество

+ единства и борьбы противоположностей

– сохранения и превращения энергии

30. Существенная определенность объекта быть тем, чем он является, в диалектике называется …….

31. Центральная категория философской онтологии, обозначающая все действительно сущее, в предельно широком понимании – весь материальный и духовный мир:

32. Природа, по Гегелю, как одна из форм существования Абсолютной идеи, представляет собой ее …

33. Философское учение, принимающее за основу всего существующего одно начало:

34. Философская концепция, согласно которой действительность в основе своей имеет множество самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства:

35. Концепция развития мира, противоположная диалектике:

36. Историческая форма диалектики, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом, является … диалектикой

37. Основополагающими принципами диалектики являются принцип всеобщей взаимосвязи и принцип … предметов и явлений материального мира:

Источник

Оцените статью
Разные способы