Разнообразные способы организации познавательной деятельности школьников

Формы организации познавательной деятельности младших школьников.
статья по теме

Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. В педагогической практике по-прежнему преобладают технологии информационного характера, в то время как объективные потребности общества делают актуальной проблему широкого внедрения развивающих и личностно-ориентированных технологий. Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методикам преподавания, расширения арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Исследования, которые проводят ученые в школах, показывают, что преобладание репродуктивных подходов создает у половины обучающихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Именно поэтому в гражданском образовании важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением по определенной теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли.

Социальный заказ современного общества – сформировать социально-активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Основным результатом образования должна стать не только система знаний, умений и навыков, а набор современных компетенций. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Основным результатом образования должна стать не только система знаний, умений и навыков, а набор современных компетенций.

Скачать:

Вложение Размер
formy_organizatsiipoznavatelnoy_deyatelnostimicrosoft_office_word.docx 41.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-

ИНТЕРНАТ № 8 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.САЯНОГОРСК

655603 Республика Хакасия г. Саяногорск, Интернациональный м/район, дом 20

тел. 8 (39042) 2-36-33

Тема: Формы организации

познавательной деятельности младших школьников.

Учитель начальных классов

г. Саяногорск, 2014.

Скажи мне — и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Дай сделать – и я пойму

Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. В педагогической практике по-прежнему преобладают технологии информационного характера, в то время как объективные потребности общества делают актуальной проблему широкого внедрения развивающих и личностно-ориентированных технологий. Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методикам преподавания, расширения арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Исследования, которые проводят ученые в школах, показывают, что преобладание репродуктивных подходов создает у половины обучающихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Именно поэтому в гражданском образовании важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением по определенной теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли.

Социальный заказ современного общества – сформировать социально-активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Основным результатом образования должна стать не только система знаний, умений и навыков, а набор современных компетенций. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Основным результатом образования должна стать не только система знаний, умений и навыков, а набор современных компетенций.

Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” означает: “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать, находиться в режиме диалога.

Успех процесса обучения зависит от взаимоотношений: учителя с детьми,

детей друг с другом,

каждого ребёнка с учителем,

ученика с коллективом.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично поисковым, поисковым и исследовательским видам деятельности учащихся, это диалог любых субъектов с использованием доступных им средств и методов.

Основное значение интерактивного обучения состоит в достижении образовательных целей: стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов.

• повышение уровня активности и самостоятельности учащихся.

• развитие навыков анализа критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.

• саморазвитие и развитие, благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее.

Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

Различают физическую, социальную и познавательную активность обучающихся.

При физической активности учащиеся выполняют следующие действия:
* меняют рабочее место, пересаживаются;
* говорят:
* пишут;
* слушают;
* рисуют

* чертят и вырезают и т.д.

При социальной активности учащиеся:
* задают вопросы;
* отвечают на вопросы;
* обмениваются мнениями и т.д.
При познавательной активности учащиеся:
* вносят дополнения или поправки в изложенный учителем материал;
* исходят из профессионального личностного опыта;
* самостоятельно находят решение проблемы

В полноценном обучении учащиеся взаимодействуют как с физическим окружением (предметами, разнообразными пособиями, карточками и др.), так и с социальным окружением (друг с другом и с учителем), и с изучаемым содержанием. Все три вида активности разнообразны, взаимозависимы и в обязательном порядке должны быть использованы на каждом уроке.

Какова роль учителя?

В традиционном обучении педагог выступает в позиции лектора-эксперта, где излагает новый учебный материал, демонстрирует слайды, отвечает на вопросы и т.д.

При интерактивном обучении педагог выступает в позиции консультанта-фасилитатора , т.е. помощника. Учитель — консультант обращается к личному опыту учащихся, побуждает их к самостоятельному решению проблем, сбору новых данных и т.д. В данном случае учитель на некоторое время выходит из роли «носителя знаний», поручая её учащимся. Его задача – поддержать процесс выработки нового опыта, вооружить учащихся инструментами для успешной работы. Результаты обучения устойчивы, когда ученик знает, как создавать их самостоятельно.

Какая из позиций оптимальная, в какой роли должен выступать учитель на уроке, взаимодействуя с детьми? Всё зависит от типа урока, формы его организации, темы, поставленных задач. Учитель может быть как экспертом, так и консультантом- фольсифитатором. В таблице представлен сравнительный анализ этих позиций.

Источник

Доклад на тему «Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся»

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Без познавательной активности и развития творческих способностей невозможно вписаться в современный социум с его лавинообразными темпами обновления. Поэтому современный учитель должен постоянно идти в ногу со временем, должен использовать различные методы и приёмы для активизации познавательной деятельности учащихся, развивать у учащихся их творческие способности, практические умения. Но, успешность обучения зависит не только от методов обучения, но и от форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке, тем более что их реализация происходит как раз в той или иной форме деятельности.

Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия.

Под формой организации учебно-познавательной деятельности следует понимать «. целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом — временным и пространственным».

Выделяют следующие формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая и коллективная.

1.Фронтальная форма учебно-познавательной деятельности

Это самая распространенная в нашей школе форма организации познавательной деятельности: она используется на уроках, семинарах, экскурсиях, конференциях и во многих других конкретных видах учебных занятий.

Характерной чертой является то, что учитель ведет работу и непосредственно общается со всеми учащимися класса — рассказывает, объясняет, показывает, вовлекает учеников в обсуждение проблем, обеспечивая одновременное руководство всеми учащимися. Все, что необходимо знать и уметь каждому ученику, показывается учителем одновременно для всех.

Для того чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока.

Плюсы этой формы: способствует установлению доверительных отношений и общения между учителем и учащимися; воспитывает чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.

Минусы этой формы: она по своей природе нацелена на некоего абстрактного ученика, побуждает ученика к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разно уровневой работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и навыков не готовы.

Так, для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся необходимо использовать и другие формы учебной работы

2. Индивидуальная форма

Каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Индивидуальная форма особенно удачно используется во время самостоятельного решения задач. Так же это может быть: работа с учебником; выполнение теста или самостоятельной работы; подготовка реферата, доклада; исследовательская деятельность и т.д.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач: для усвоения новых знаний и их закрепление, для формирования и закрепления умений и навыков для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения изучаемым методом. Проще всего, конечно, использовать эту форму организации обучения школьников для закрепления, повторения организации разнообразных упражнений.

Плюсы этой формы: учитывает особенности каждого ученика; учит индивидуальному труду; способствует воспитанию самостоятельности, настойчивости в достижении цели, ответственность за выполнение порученного дела и т. д.

Минусы этой формы: организация требует больших расходов времени и усилий учителя; не способствует развитию коллективизма в обучении, а, наоборот, создает условия для формирования эгоистических черт характера у учащихся.

3. Групповая форма организации учебно — познавательной деятельности

Главные признаки: класс делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определённое задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.

Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных опытов и работ практикумов; при подготовке проектов, тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме.

Выделяют следующие формы группового взаимодействия:

1 Парная форма учебной работы — два ученика выполняют некоторую часть работа вместе. Форма используется для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д

Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь потом озвучивать свои мысли перед классом Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить, вести дискуссию.

2. Кооперативно-групповая учебная деятельность — это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью По такой организацией обучения учитель руководит работой каждого ученика опосредованно через задачи. Выполняя часть общей для всего класса цели, группа представляет, защищает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения, Главные итоги такого обсуждения становятся известны всему классу и записываются всеми присутствующими на занятиях.

3. Дифференцированное-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями.

Задача дифференцируются по уровню сложности или по их количеству

Плюсы групповой организации учебно-познавательной деятельности: порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища. В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе.

Минусы: 1) учитель должен иметь высокий уровень педагогического мастерства, чтобы организовать групповое обучение;

2) существуют трудности в комплектовании групп, так как в классе не всегда есть достаточное количество сильных учеников, которые могут быть лидерами группы.

Коллективная форма познавательной деятельности учащихся.

Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других. Сущность коллективного обучения может быть сформулирована так: ВСЕ обучают каждого, и каждый обучает всех. При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, — то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого.

Признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся:

Наличие у всех участников общей цели.

Между участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей

Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи

Участники работы привлекаются к учету и контролю за выполнением цели

Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого.

М. Н. Скаткин в своей книге «Проблемы современной дидактики» писал о том, что коллективная форма организации познавательной деятельности учащихся — это «. общение учащихся в процессе обучения в динамических парах и парах сменного состава».

Это школа обучения каждого каждым.

Каждый ученик здесь непременно является то учеником, то учителем. Ближайшая цель каждого участника занятий: учить других всему тому, что знаешь или изучаешь сам. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своих товарищей по учебной работе.

Использование на уроке различных вариантов сочетаний индивидуальной, групповой, парной работы обеспечивает включенность каждого ученика в образовательный процесс. Способствует поэтапному формированию не только предметных компетенций, но и ключевых.

Учителю необходимо уметь создать творческую самостоятельную деятельность учащихся на уроках и руководить процессом через использование «активных» методов обучения и разнообразных методических приёмов через, особым образом, организованное общение.

Источник

Читайте также:  Его матери способ связи
Оцените статью
Разные способы