Эффективные способы контроля грамматических, лексических и фонетических навыков
статья на тему
примеры заданий,контролирующие формироание грамматических, лексических и фонетических навыков на уроках иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_sposoby_kontrolya_grammaticheskih.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные способы контроля грамматических, лексических и фонетических навыков
Крутякова К.А, 1 курс
Казанский инновационный университет, г. Казань
Научный рукводитель: д.п.н, профессор Фахрутдинова Р.А
С вопросом поиска новых и более эффективных способов контроля сформированности навыков сталкиваются как молодые педагоги, работающие в системе образования совсем недавно, так и опытные преподаватели, уставшие от однообразных заданий. Контроль занимает чрезвычайно важное место в обучении иностранному языку, ведь без контроля ученик не может получить объективную оценку уровня своих знаний. Проведя интервью с педагогами английскому языку школы №12 Вахитовского района города Казани, я составила список популярных и наиболее эффективных способов контроля лексических, фонетических и грамматических навыков, которые используются педагогами в учебном процессе. Также предлагаю свои упражнения для контроля навыков, которые были разработаны мной при работе в школе.
Примеры заданий контроля сформированности лексических навыков:
- Эстафета — по одному ученику из нескольких команд (от 2 до 4 команд) выходят к доске и пишут на ней слово на иностранном языке по пройденной теме, передают мел следующему участнику его команды. Игра проходит в течение пяти минут, выигрывает та команда, которая написала наибольшее количество слов без ошибок. Можно скрывать записи команд друг от друга во избежание списываний.
- Крайняя буква – соревнование между несколькими командами, где в порядке очереди участники называют одно слово по определенной теме, следующая же команда называет слово на букву, которая была последняя в слове у предыдущей команды. Сложность состоит в том, что в данной игре необходимо знать не только слова, но их их написание, ведь орфография крайне сложна, можно не знать перевод слова, которое говорит команда, но букву, на которую заканчивается слово знать обязательно.
- Крестики-нолики — учитель может чертить поле для игры на доске, а может изготовить многоразовое поле из ватмана и нарисовать карточки с крестиками и ноликами. Учащиеся делятся на две команды, по очереди команды ходят, называя слова по теме и прикрепляют значок своей команды (крестик или нолик) в поле для игры.
- Домино — каждая деталь домино состоит из трех частей- на одной части слово на иностранном языке, на второй- изображение какого-то предмета, а на третьей-слово на русском языке. В процессе игры выстраивается цепь из деталей домино, соприкасающихся половинками со словами соответствующего перевода.
- Лото – учащимся раздаются карточки с пронумерованными полями. Это могут быть как однозначные цифры, так и двузначные, и трёхзначные. Ведущий достает листочки из мешочка и называет цифру. Ведущим может быть педагог, а может быть ученик. Тот, чья цифра прозвучала, закрывает ее в своей карточке. Выигрывает тот, кто первый заполнит одну горизонтальную линию в своей карточке.
- Кроссворды — можно дать задание придумать кроссворд по пройденной теме . Простой вариант кроссворда — в задании указывать слово на русском языке или картинку, означающая загаданное слово. Трудный вариант кроссворда — самостоятельно придумать формулировку задания на русском языке, либо на английском – подходит для старшей ступени СОШ с высоким уровнем владения иностранным языком.
- Пропавшие буквы – ученики должны вписать недостающие буквы. Такое задание можно давать в качестве устной работы в начале урока в виде презентации.
- Найди соответствия — карточки со словами разделены на два столбика, необходимо соединить стрелками слова и перевод. Второй более сложный вариант – в первом столбике написано названия достопримечательностей, а во втором название города. Необходимо линиями соединить город и место, которое можно найти в этом городе. Данный тип задания также направлен на проверку социокультурной компетенции.
- Путаница – составление слова из перепутанных слов.
- Составь слово — преподаватель дает длинное слово, из которого нужно составить максимум других слов.
- Третий лишний — в ряде слов найти лишнее, которое тематически не подходит к этому ряду.
- Найди пару- даны четыре пары слов, необходимо выбрать ту пару, которая наиболее логично связана по смыслу.
14 .Цепочка – ученикам необходимо всем вместе придумать предложение, добавляя выученные слова. Например: первый ученик говорит «I», второй — «I go», третий — «I go to», четвертый — «I go to the cinema» и т.д.
Самый правильный показатель сформированности лексического навыка — это правильность и быстрота выполнения заданий. Существует огромное множество задания для контроля лексических навыков, и каждый педагог выбирает упражнения в зависимости от целей урока и возможностей класса.
Можно бесконечно перечислять задания для контроля сформированности лексического навыка. Важно помнить, что регулярный контроль создает основу для самоконтроля, учащиеся критически оценивают свои знания, и это значительно обогащает процесс обучения.
При быстром и правильном выполнении учащимися грамматических заданий педагог может понимать уровень сформированности грамматических навыков. Большинство упражнений, по мнению учителей английского языка, должны быть в форме тестов, поскольку они помогают наиболее объективно оценить уровень знаний, экономичны по времени проведения и проверки, а также имеют массовый характер.
Ролевые игры можно отнести к естественному способу контроля грамматических навыков, в процессе игры ученики сосредоточены на содержании игры, а не на том, как правильно сказать то или иное предложение, именно в такие моменты проявляются пробелы. Таким образом, ролевые игры выполняют также функцию диагностики.
При проведении грамматического контроля стоит соблюдать некоторые рекомендации:
1. Найти правильный баланс между требованиями к чистоте и беглости речи учеников, не пытаться исправить все ошибки сразу.
2. Пообщрать использование разнообразных грамматических структур, даже если их первичное употребление приводит к ошибкам. Ошибки — это не всегда показатель пробелов, иногда это показатель амбиций учащихся в изучении английского языка, их перехода от простых грамматических форм к более сложным, которые близки к уровню независимого пользователя.
3.Воспитывать бережное отношение к анлийскому языку, побуждать учеников к самообразованию, учить самостоятельно исправлять свои ошибки
Упражнения, помогающие эффективно оценивать уровень грамматических навыков:
— выбрать необходимую грамматическую форму, которую нужно использовать в данных русских предложениях при их переводе на французский язык;
-определить значение грамматической формы в определенном контексте;
-выбрать из нескольких вариантов наиболее подходящий;
Выполняя данные упражнения, ученики выполняют речевую задачу, находя языковые формы в высказывании педагога и применяют их, не меняя.
3.Подстановочные упражнения — в процессе выполнения этих упражнений ученики меняют лексические единицы в структуре определенной грамматической формы.
4.Трансформационные упражнения — ученики, выполняя подобные упражнения, преобразовывают реплику собеседника, меняя лицо, время, число, порядок слов и т.д.
5.Упражнение на словообразовательный анализ.
— определить значение терминов по известным словообразовательным элементам;
— подобрать однокоренные слова к данной лексической единице;
— заполнить таблицу, иллюстрирующую структурно-семантический принцип
6. Сравнение предложений . Педагог дает учащимся несколько разных грамматических структур с частично схожими формами, необходимо сравнить и объяснить разницу.
7. Ситуативные упражнения. Учитель предлагает ученику попасть в абстрактную ситуацию и описать с помощью определенных грамматических форм описать историю, которая с ним приключилась, или о выдуманной истории, которая может с ним приключиться. Таким упражнением педагог контролирует знания о временах глаголов английского языка.
В данном списке были приведены примеры упражнений, которые пользуются успехом при контроле грамматических навыков у педагогов английскго языка школы №12 среди учащихся среднего уровня.
Что касается способов контроля фонетических навыков, задания могут быть разнообразны. Приведем несколько примеров, которые более популярны:
1. Чтение. Учащиеся по цепочке читают слова, содержащие изученный звук, стихи или микротексты. Это могут быть стихи, которые ученики раздают друг другу как домашняя заготовка и читают на оценку.
2. Найди ошибку. Аудирование с целью поиска фонетических ошибок и дальнейшее их исправление.
3. Разнообразие языка. Учащиеся слушают несколько разных текстов и распознают диалекты.
4. Настроение. Педагог озвучивает миктротексты с разной интонацией, задача учеников определить отношение к чему-либо.
5. Хороший слух. Учитель читает ряд слов , у ченики же в свою очередь узнают слова на слух, запоминают и воспроизводят.
6. Скороговорки. Конкурс чтения скороговорок. Соревнования могут проводиться на скорость среди команд.
7. Шляпа. Учащиеся вытягивают листочек с названием эмоции или интонации, и учитывая ее произносят одну и ту же фразу.
8.Узнай меня . Распознавание звука может происходить несколькими вариантами:
- Поднимите руку, если услышите звук […];
- Хлопните в ладоши, если услышите английский звук, или топните ногой, если услышите русский звук;
- Прослушайте пары слов, поставьте «+», если слова звучат похоже, и «–», если слова звучат по-разному;
- Послушайте слова, подчеркните в тексте звук […];
- Послушайте слова и соотнесите их со звуками, которые встречаются в этих словах;
- Послушайте слова и выберите те, которые рифмуются между собой;
- Прослушайте скороговорку и скажите, сколько раз в нем встретился звук […].
Таким образом, приведенные фонетические упражнения можно рекомендовать для использования в процессе обучения французскому языку на начальном этапе.
Источник
Различные способы контроля навыков
Методы контроля и самоконтроля в обучении – методы получения информации учителем и обучающмся о результативности процесса обучения.
• Текущая проверка прежде всего осуществляется путем постоянного наблюдения учителя за работой учащихся на каждом уроке, проверок домашнего задания, устного опроса, контрольных письменных заданий, проверки с помощью различных перфокарт, выполнения проверочных заданий, сделанных на компьютере и др.
• Тематическая проверка — ее сущность раскрывается самим названием. Осуществляется она теми же методами и приемами, что и текущая, но носит эпизодический характер и проводится, например, по окончании изучения определенной темы или раздела, как межпредметная проверка по одной теме на разных учебных предметах. Может происходить в виде коллоквиума.
• Периодическая — проверка в конце четверти или какого-то другого установленного в классе или школе периода.
• Заключительная (итоговая) — это различные формы аттестации за большой промежуток времени: семестр (полугодие), год, по окончании образовательного учреждения. Чаще всего осуществляется в виде зачетов и экзаменов.
Требования к данной группе методов:
— гласность (сообщение отметки и оценочного суждения);
— учет специфики учебного предмета;
— разнообразие форм и методов.
Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски подходящих форм и методов контроля и его организация — это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить — все это должно быть запланировано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система проверки и включать разнообразные средства и приемы работы, чтобы учащиеся понимали, что их успехи, уровень и качество овладения знаниями постоянно контролируются.
Методы контроля и самоконтроля: устные — индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос; письменные — письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т.п.; практические — практические работы, опыты; графические — графики, схемы, таблицы; программированные — машинные и безмашинные; наблюдение и самоконтроль.
Устные методы контроля
Наиболее распространенным является индивидуальный опрос, когда ученик вызывается к доске с домашним заданием. Этот вид опроса самый трудный, как для учителя, так и для учеников. Для учителя — тем, что, опрашивая одного ученика, надо каждый раз организовывать работу так, чтобы класс не был предоставлен самому себе. Ученика надо опросить основательно, дав ему возможность высказаться полностью, ответить на дополнительные вопросы. На все это уходит очень много времени, поэтому учителя проводят такой опрос нечасто, в результате нередки ситуации, когда школьник в течение года ни разу по данному предмету не отвечал устно полным, исчерпывающим ответом. Это приводит к тому, что на экзамене он не может сформулировать свой ответ даже при определенном его знании.
Очень затрудняет, особенно молодых учителей, оценка знаний ученика и формулировка объективного и убедительного оценочного суждения, которое очень важно как в обучающем, так и воспитывающем плане. Учителю необходимо отметить: насколько полно и содержательно отвечал ученик, какой была его речь, как он справился с дополнительными вопросами и заданиями, что у него получилось хорошо, на что нужно обратить внимание при последующей подготовке заданий. Отметка обязательно должна сообщаться сразу после этого. Иногда можно предложить самому ученику по оценочному суждению определить, какой будет отметка, можно предлагать сделать оценочное суждение самому отвечающему или ученикам класса. Все это способствует формированию умений оценки и самооценки.
Фронтальный опрос. Для получения экспресс информации о степени готовности класса к усвоению нового материала и актуализации имеющихся знаний учитель проводит фронтальный опрос, когда вопросы обращены ко всему классу. Ускоряют проведение этого вида опроса разнообразные сигнальные карточки, которые ученики показывают в ответ на вопрос учителя и сразу же видно, кто отвечает правильно, а кто нет. Фронтальный опрос должен проходить в быстром темпе и не занимать много времени на уроке.
Уплотненный опрос — это способ устранить многие недостатки индивидуального опроса. Два-три ученика вызываются к доске и им даются задания, которые они могут выполнить за 10—15 мин, сделав краткие записи на доске. 4—6 человек вызываются за первые столы и получают заранее подготовленные карточки с тестами, вопросами, заданиями, на которые отвечают письменно. Задания должны быть рассчитаны на один временной отрезок. К доске вызываются еще два ученика, один из которых будет выполнять функции опрашивающего учителя, второй — ученика. Учитель координирует, контролирует и направляет всю эту работу. Оставшейся части класса дается задание продумать дополнительные вопросы для всех отвечающих у доски, быть готовыми к комментированию любого ответа. В результате за 15—20 мин будет опрошена половина класса, на следующем уроке — другая половина.
Устная форма проведения проверки знаний способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся, развитию речи, осознанию своего знания или незна ния, так как пока ученик не попытается перевести то, что он учил, в речь, он не может быть уверенным, что выполнил домашнее задание.
Письменные методы контроля
Письменные методы контроля разнообразны и определяются спецификой учебного предмета, но существуют и общие методы. Так, для реализации требования систематичности контроля можно достаточно часто в начале урока давать небольшую письменную самостоятельную работу не более чем на 10 мин. Она может содержать основные вопросы домашнего задания, данного по вариантам или по карточкам, или задание, аналогичное домашнему. Требования: подготовка вопросов, заданий, карточек заранее; быстрый темп организации и ее четкость, строгое соблюдение времени.
Технологии других письменных работ раскрываются в методиках соответствующих предметов.
Особые требования должны предъявляться к итоговым письменным работам, которые необходимо проводить лишь тогда, когда учитель уверен, что большинство детей усвоило соответствующий материал. Такие работы должны быть посильными для учащихся, способствующими формированию их уверенности в своих силах, в противном случае интерес к процессу обучения снижается.
Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Успех ее тесно связан с обязательным применением суммы полученных новых знаний, умений и навыков, глубина и прочность которых проверяется таким способом. Полученная обратная информация используется учителем в целях коррекции как своей педагогической деятельности, так и познавательной деятельности учащихся. В контрольно-проверочных целях применяются задания по решению нового типа задач, проверке знаний, фактов, событий, хронологии. Широко используйте и диктанты, изложения, сочинения, изготовление поделок, рисунков, схем, чертежей, подготовка докладов, рефератов.
Обучающее значение этого метода заключается в углублении и упрочении знаний школьников, в большом количестве обратной диагностической информации, дающей учителю основания для уточнения методов работы и коррекции знаний умений, навыков учащихся. Развивающий эффект контрольно-проверочных работ является следствием предельной мобилизации ребенком своих духовных сил и способностей в сложной и ответственной, в известном смысле экстремальной учебной ситуации. Воспитательное влияние метода выражается в формировании у школьников чувства ответственности, умения сосредоточить духовные силы в нужный момент на самом главном. Контрольно-проверочные работы применимы в диагностики обученности учащихся всех возрастов. В начальных классах дети не всегда осознают личностное и педагогическое значение контрольного задания. В средних же и старших классах осознание школьниками этого значения стимулирует качество выполнения ими работы.
Графические методы
Графические методы проверки заключаются в том, что учитель, исходя из специфики своего предмета, использует различные таблицы, схемы и графики в процессе изложения материала. В качестве контролирующих эти материалы могут выступать следующим образом: предлагается составить какой-либо графический материал по изученному материалу или дается использованная при объяснении таблица, в которой допущены ошибки или сделаны пропуски. Ученикам предлагается найти и исправить ошибки или заполнить пропуски.
Программированные методы проверки.
Многие учителя используют программированные методы контроля знаний, которые можно использовать в виде перфокарт и закладывать в компьютеры, если школа хорошо ими оснащена.
Такие карточки могут быть следующих типов:
1.Карточка содержит один вопрос (не проблемный), на который существует один точный ответ (даты, факты, законы, правила и т.п.), и не менее 4-5 вариантов ответов: правильный, неправильный, неполный, неточный и «нет ответа». Все они внешне должны выглядеть убедительными и не подсказывающими. Карточки имеют прорези для фамилии ученика и напротив каждого ответа. Получив карточку, в которую вложен чистый листок, ученик подписывает ее и отмечает крестиком ответ, который он считает верным. Учитель собирает карточки, вынимает вкладыши, подравнивает пачку и протыкает ее металлической спицей напротив правильного ответа. Разложив проткнутые карточки, учитель получает полную картину ответов учеников. При хорошей организации такая проверка занимает 5—7 мин.
2. Две колонки с перечислениями и надо быстро написать в прорезях напротив каждой строчки, какой номер правого столбика соответствует номеру левого столбика (например, даты и названия войн).
3. Написан текст с прорезями-пропусками в отдельных словах или предложениях. Надо заполнить пропуски.
4. Ответ на заданный вопрос складывается из суммы выбранных из перечисления ответов. Например: что из перечисленного относится к методам проверки знаний? В ответах перечислены все методы проверки знаний вперемешку со словесными, наглядными и практическими методами. Могут быть и другие варианты, но надо соблюдать главное требование: на тестовых карточках при любом их предложении не должно быть заданий, требующих долгого раздумывания или допускающих вариативные ответы.
Варианты проверочных заданий, которые можно разработать и предложить с помощью персонального компьютера, многообразны и рассматриваются на занятиях по ТСО и методике их использования.
Формы контроля:
• Коллоквиум — промежуточная форма контроля, которая прежде всего имеет целью выяснение степени усвоения материала по какой-либо крупной теме всем классом, снятие возникших проблемных вопросов, стимулирование учащихся к систематическим занятиям. Проходит в виде фронтального опроса, но требует более длительного времени и большей глубины ответов. Могут использоваться моменты группового и индивидуального опроса и коррекции хода усвоения материала и выработки необходимых умений и навыков.
• Зачетная система, как и коллоквиумы, дает возможность более эффективно вести тематический учет знаний учащихся.
• Экзамен является специфической формой проверки и оценки знаний и одновременно средством государственного контроля за работой образовательных учреждений. В нашей отечественной школе экзамены были введены в 1932 г. (до этого проводились «испытания»).
Зачеты и экзамены обеспечивают взаимодействие преподавателя и детей в целях подведения итогов изучения крупных тем, частей или целого курса, с помощью монологических ответов, собеседования, ответов по заранее заготовленным вопросам, заданиям. Функции этих форм контроля заключаются в том, чтобы установить степень глубины и прочности усвоения учащимися изученного материала, в организации интенсивной самостоятельной работы школьников по закреплению и систематизации знаний, умений и навыков.
Зачет фиксирует завершение учащимися каких-либо практических заданий, работ; сбор дополнительной учебной информации по заданной теме, выращивание растений на учебно-опытном участке, изготовление поделок в мастерских, написание реферата, выявляется общая ориентация в изученном материале. В зачет идет работа, выполненная на хорошем качественном уровне.
Экзамен организуется в виде индивидуальных монологических ответов учащихся на доставшиеся по случайному выбору вопросы изученного курса. Экзаменационный билет может включать теоретический вопрос и практическое задание, беседу по реферату или конспекту, по прочитанной дополнительной литературе.
На всех формах контроля должна быть спокойная, доброжелательная обстановка, ответы оцениваться объективно и поставленная отметка должна быть понятной и сознательно принятой учеником.
Диагностико-обучающее значение экзамена и зачета в том, что он дает возможность глубоко проанализировать знания, умения, навыки, степень развития каждого школьника в условиях мобилизации всех своих возможностей. Развивающий эффект метода проявляется в активизации памяти, таких способов мышления, как систематизация, обобщение знаний, а также в совершенствовании устной и письменной речи. Воспитательная роль зачетно-экзаменационной системы диагностики состоит в стимулировании самоконтроля учащихся, в развитии у них добросовестности, умения владеть собой в сложных ситуациях, своевременно мобилизовать силы; в пробуждении здорового самолюбия. Экзамены и зачеты используются в работе с подростками и старшеклассниками. Подобные формы контроля недопустимы с младшими школьниками.
Источник