Различные способы измерения размеров малых тел

Лабораторная работа №2. Измерение размеров малых тел.

Цель работы: научиться выполнять измерение способом рядов.

Измерительным инструментом в этой работе является линейка. Цену ее деления вы легко можете определить. Обычно цена деления линейки — 1 мм. Определить простым измерением с помощью линейки точный размер какого-либо маленького предмета (например, зернышка пшена) невозможно.

Если просто приложить линейку к зерну (см. рисунок), то и можно сказать, что диаметр его больше 1 мм и меньше 2 мм. Это измерение очень не точное. Чтобы получить более точное значение можно использовать другой инструмент (например, штангенциркуль

или даже микрометр). Наша же задача получить более точное измерение при помощи той же самой линейки. Для этого можно поступить следующим образом. Положим некоторое количество зернышек вряд вдоль линейки, чтобы между ними не оставалось промежутков.

Так мы измерим длину ряда зерен. Зерна имеют одинаковый диаметр. Следовательно, чтобы получить диаметр зерна нужно разделить длину ряда на количество зерен его составляющих.

27 мм : 25 шт = 1,08 мм

На глаз видно, что длина ряда несколько больше 27 миллиметров, поэтому ее можно считать 27,5 мм. Тогда: 27,5 мм : 25 шт = 1,1 мм

При отличии первого измерения от второго на 0,5 миллиметра результат отличается всего на 0,02 (две сотых!) миллиметра. Для линейки с ценой деления в 1 мм результат измерения очень точный. Это и называется способом рядов.

Пример выполнения работы:

n — число частиц в ряду

Так как фотография сделана с увеличением в 70000 раз истинный размер молекулы будет в 70000 раз меньше, чем на фотографии

Решебник по физике за 7 класс (А.В.Перышкин, Н.А.Родина, 1998 год),
задача №2
к главе «Лабораторные работы».

Источник

Урок физики по теме «Способы измерения размеров малых тел». 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7

Цель урока:

  • познакомить учащихся с различными способами измерения размеров малых тел
  • повторить приемы определения погрешности и записи результата измерения

Задачи:

Предметные:

  • сформировать понятие измерения размеров малых тел;
  • правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения

Метапредметные:совершенствовать умение обучающихся в

  • проведений наблюдения,
  • планирований и выполнений эксперимента,
  • обработке результатов измерений,
  • представлений результатов измерений с помощью таблиц и формул,
  • объяснений полученных результатов и заключений выводов,
  • оценивания погрешностей результатов измерений.

Личностные:

  • сформировать познавательный интерес, развивать интеллектуальные и творческие способности у учеников;
  • развивать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • повысить мотивацию школьников к изучению предмета на основе личностно- ориентированного подхода.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Формы работы учащихся словесная, использование информационно-коммуникационных технологий, фронтальная работа

Необходимое техническое оборудование:компьютер, мультимедийный проектор; класс с ПК, электронный микроскоп, штангенциркуль, рабочий лист, материал к опытам: линейка, горох, иголка, тонкая проволока, крупинки манки, карандаш, металлический шарик.

1. Организационный момент

Добрый день уважаемые гости, здравствуйте ребята. Прошу вас садитесь.

2. Мотивационный этап

Ребята, сегодня мы проводим последнее занятие при изучении раздела «Первоначальные сведения о строении вещества» и к нашей сегодняшней встрече вы подошли уже достаточно подготовленными. Вы знакомы с некоторой терминологией и немножко имеете представление о физике, как науке о природе, изучающей физические явления. Давайте сейчас нашим гостям это постараемся доказать на деле.

Выберите из тех слов, которые сейчас появляются на экране те, которые относятся к понятию физическое тело.

А теперь, пожалуйста, попробуйте из слов, вновь появившихся на экране, определить какие из них имеют отношение к понятию вещество?
Человек начал задумываться о физических явлениях очень, очень давно. Наверно, это произошло, когда он впервые посмотрел на небо, когда увидел падение камня, а может когда ему удалось впервые разжечь костер. Самым первым способом изучать природу было – наблюдение.

А потом у человека возникла в голове мысль, а что произойдет с явлением, если изменить условия его происхождения. Так возник второй способ изучения природы – опыт.

Читайте также:  Подагра способы лечения ног

При постановке опыта, человек использует различные физические приборы. Назначение у каждого прибора свое, но их всех объединяет одно – у них есть шкала. По шкале определяют значение физической величины. Например, линейкой – длину, весами – массу, секундомером – время.
Для того, чтобы определить по шкале истинное значение величины, необходимо первоначально определить цену деления, т.е. самое маленькое значение, определяемое шкалой.

Подскажите мне на примере с термометром как же определить цену деления? Чему она будет равна? Для того, чтобы работать с любым физическим прибором и с его помощью снимать показания физической величины, умения определять цену деления еще недостаточно. При любом измерении, мы имеем с вами право на определенную ошибку измерения, так называемую погрешность. Как определить погрешность? Какое значение за нее принимают? Давайте рассмотрим пример записи измерения длины карандаша с учетом погрешности.
Мы с вами в начале изучения данной темы, уже проводили опыт по определению длины стола, измерению температуры воды. У этих на первый взгляд разнообразных измерений есть одна общая черта – значение измеряемой физической величины было больше цены деления измерительного прибора.
С помощью линейки мы без особого труда можем определить высоту бруска, длину и ширину вашего стола, тетради. Стол, брусок, тетрадь – это достаточно большие тела, если их сравнивать с волосом, горошиной или крупинкой гречки.

А как вы считаете, можно ли при помощи вашей линейки определить диаметр нитки, толщину листа, размеры малых тел, например, молекул вещества?. Наверно можно. Вы спросите, зачем это нужно? Где могут пригодиться данные умения? Я могу утверждать, что измерительные навыки нужны практически во многих профессиях, так например токарю. Токарь – вытачивает на заказ деталь, если он ошибется в размерах, то его деталь будет забракована. Сформировать умения измерять линейные размеры малых тел мы можем уже на данном этапе, обучаясь в школе.

3. Ориентировочный этап

Сегодня нам предстоит изучить новые способы определения размеров малых тел. Но сначала ответьте мне еще на один вопрос: чем опыт отличается от наблюдения?
Ребята, какую бы цель вы ставили сегодня перед собой? Что хотели бы узнать, в чем убедиться? (Учащиеся ставят цели, а преподаватель фиксирует их предложения на доске)

Для достижения вашей цели, я разработала ряд технических заданий, вы сейчас разобьетесь на группы и после его выполнения продемонстрируете свой результат. (Приложение 1)

4. Исполнительский этап

А теперь, ребята, можете приступать к выполнению лабораторной работы. Пусть девизом для вас сегодня станут слова Шота Руставели «Если действовать не будешь, ни к чему ума палата».
Желаю удачи!

5. Контрольный этап

Ребята через вебкамеру демонстрируют свои результаты, учитель подводит итог о применяемых методах

6. Рефлексивный этап

Предлагаю ребята, ответить на вопросы, которые записаны на листочках. (Приложение 2)

7. Заключительный этап

Сегодня мы рассмотрели новые способы измерения размеров малых тел, тем самым достигли намеченной цели, закрепили полученные ранее знания.
Надеюсь, вы поняли, что «никто не знает так много, как все мы вместе».
Спасибо за урок!
Сдайте рабочие листы. Урок закончен.

Источник

Проект на тему: «Измерение размеров малых тел способом рядов» Работу выполнили ученики 7 «В» класса: Болдина Виктория, Морозова Ольга, Селезнева Полина, — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВладислава Чеченева

Похожие презентации

Презентация 7 класса по предмету «Физика и Астрономия» на тему: «Проект на тему: «Измерение размеров малых тел способом рядов» Работу выполнили ученики 7 «В» класса: Болдина Виктория, Морозова Ольга, Селезнева Полина,». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Проект на тему: «Измерение размеров малых тел способом рядов» Работу выполнили ученики 7 «В» класса: Болдина Виктория, Морозова Ольга, Селезнева Полина, Кожевникова Виктория. Проект на тему: «Измерение размеров малых тел способом рядов» Работу выполнили ученики 7 «В» класса: Болдина Виктория, Морозова Ольга, Селезнева Полина, Кожевникова Виктория. Руководительпроекта: Руководитель проекта: Панина Ирина Юрьевна. ( учитель физики) МОУ «Детчинская средняя общеобразовательная школа» 2009г.

2 Цель работы Освоить метод, позволяющий измерять размеры малых тел Освоить метод, позволяющий измерять размеры малых тел С помощью данного метода определить размеры некоторых малых тел С помощью данного метода определить размеры некоторых малых тел

3 Задачи проекта Дать теорию вопроса Дать теорию вопроса Провести измерения по определению размеров малых тел Провести измерения по определению размеров малых тел Дать сравнительные таблицы Дать сравнительные таблицы Приготовить презентацию по теме проекта Приготовить презентацию по теме проекта

Читайте также:  Что такое способ педагогической деятельности

4 Теория вопроса В обычной жизни нас окружают различные тела Мы не всегда задумываемся над их размерами. Что стоит за этими числами? Это могут быть огромные значения…..

5 Теория вопроса А могут быть очень и очень маленькими ……

6 Теория вопроса И если для определения размеров больших тел существует много методов и приемов, то для определения размеров малых тел служит способ рядов: берется много маленьких тел, выкладывается на линейку в одну линию, считается число частиц в ряду. Чтобы узнать размер одной частицы -длину ряда делят на число частиц в ряду. В этом и заключается суть данного метода. И если для определения размеров больших тел существует много методов и приемов, то для определения размеров малых тел служит способ рядов: берется много маленьких тел, выкладывается на линейку в одну линию, считается число частиц в ряду. Чтобы узнать размер одной частицы -длину ряда делят на число частиц в ряду. В этом и заключается суть данного метода.

7 Приборы для измерения малых тел, способом рядов. Для измерения малых тел мы использовали: линейку и калькулятор.

8 Измерение бисера, способом рядов Крупный бисер. Число частиц в ряду-30 шт.Длина ряда-7.3 см. Размер одной частицы- 0.2см. Мелкий бисер. Мелкий бисер. Число частиц в Число частиц в ряду- ряду- 30 шт.Длина ряда- 30 шт.Длина ряда- 5.3 см.Размер одной одной 5.3 см.Размер одной одной частицы 0.22 мм частицы 0.22 мм

9 Измерение размера крупинки сахара, способом рядов Число частиц в ряду -100 шт. Длина ряда- 7,5 см. Размер одной частицы- 0,075 см.

10 Измерение толщины волос, способом рядов Число частиц в ряду- 75 шт. Длинна ряда- 1см. Толщина волоса- 0,13 см.

11 Измерение толщины иглы, способом рядов Число частиц в ряду 14шт. Длина ряда 5см. Толщина одной иглы- 2,8мм.

12 Измерение толщины тетрадного листа, способом рядов. Число листов 18шт. Длина ряда 3мм. Толщина одной страницы 0,17мм. Число листов 18шт. Длина ряда 3мм. Толщина одной страницы 0,17мм.

13 Измерение величины горошины. Число частиц в Число частиц в ряду-30 шт. Длина ряду-30 шт. Длина ряда-21 см. ряда-21 см. Размер одной Размер одной частицы-0.7 см. частицы-0.7 см.

14 Измерение зёрен пшена. Число Число частиц в ряду частиц в ряду -30 шт. -30 шт. Длина ряда Длина ряда -4.7 см см. Размер одной Размер одной частицы частицы мм мм.

15 Выводы Способ рядов применяется для определения размеров малых тел. Способ рядов применяется для определения размеров малых тел. Используя этот метод мы показали, как можно измерить размеры некоторых тел. Используя этот метод мы показали, как можно измерить размеры некоторых тел. Каждый, просмотрев собранный нами материал сможет освоить данный метод- способ рядов. Каждый, просмотрев собранный нами материал сможет освоить данный метод- способ рядов.

Источник

Технологическая карта урока «Лабораторная работа №2 Измерение размеров малых тел» (7 класс)

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Юдина Евгения Александровна

2. Класс: 7а, 7б, 7в Дата: ____________ Предмет Физика

3. Тема урока: Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

4. Цель урока: формирование измерительных и расчетных умений учащихся при выполнении лабораторной работы №2 по теме «Определение размеров малых тел».

— закрепление знаний по теме «Строение вещества»;

— освоить способы определения размеров малых тел;

— научить на опыте определять размеры малых тел, в том числе и размеров молекул по фотографии вещества;

— продемонстрировать применение физических знаний в повседневной жизни.

— содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений;

— содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

— формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений;

— способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

6. Тип урока: Урок формирования и применения знаний, умений и навыков

7. Основные понятия: молекула, частица, атом.

8. Межпредметные связи: химия, биология, география

9. Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, учебник “Физика -7” А.В.Пёрышкина, линейка, иголка, перловка, пшено, фотография молекул.

Дидактическая структура урока

Организовывают рабочее место. Изучают инструкцию по ТБ

Читайте также:  Почему способ ориентировки летучих мышей назвали эхолокацией

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Проводит инструктаж по ТБ при проведении лабораторной работы

Правила техники безопасности

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. При работе с мелкими предметами (зерна крупы) используйте их только по назначению, не пробуйте их на вкус.

6. Будьте внимательны и осторожны при работе с колющими предметами

7. При получении травмы обратитесь к учителю.

Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество

Актуализация опорных знаний. Устная работа.

Отвечают на вопросы

Организовывает обсуждение вопросов:

– Что вы знаете о строении вещества?

– Какие наблюдения, явления, факты говорят о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц, между которыми есть промежутки?

(Привести примеры с объяснением)

– Почему тела нам кажутся сплошными?

– Можно ли увидеть молекулы?

Закрепляют знания по темам: что изучает строение вещества, молекулы

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог

Прогнозирование своей деятельности.

Умение выделять нравственный аспект поведения

Мотивация к деятельности.

Сообщение темы урока

Отвечают на вопросы.

Предлагают различные варианты ответов и пояснения к ним.

Обсуждают, делают вывод о необходимости применения способа рядов для измерения размеров малых тел

Научиться определять размеры малых тел, в том числе и молекул.

При проведении опытов ученые проводят измерения.

Например, получив фото молекул с помощью электронного микроскопа, они измеряют размер одной молекулы.

Дает задание на оценивание размеров тела на глаз: определить высоту школьного стола, толщину листа и всего учебника физики, длину школьной доски.

1. Можно ли для измерения размеров тела пользоваться прибором, цена деления которого больше размера тела?

2. Можно ли определить диаметр проволоки ученической линейкой?

3. Каким способом пользуются в данной работе при измерении размеров малых тел?

Как вы думаете, кем я хочу предложить побыть вам сегодня?

Какова цель нашего урока?

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонима-ния ;

Формулировка познавательной цели. Построение логические цепи рассуждений.

Постановка целей занятий, планирование деятельности

Изучение нового материала

Разбирают с учителем тренировочные задания.

В парах обсуждают ход эксперимента, проговаривают его

Число витков n = 30.

Длина намотки l=30 мм.

d — диаметр проволоки

n : l = 30 мм : 30 = 1 мм.

Число монет n = 20

Высота монет l =20 мм

s — толщина монеты

s = l : n = 20 мм : 20 = 1 мм.

Измерительным инструментом в нашей работе будет линейка. Цену ее деления вы легко можете определить. Обычно цена деления линейки — 1 мм.

Определим простым измерением с помощью линейки точный размер какого-либо маленького предмета, например, зернышка риса.

Если просто приложить линейку к зерну (см. рисунок), то и можно сказать, что диаметр его больше 1 мм и меньше 2 мм. Это измерение очень не точное.

Наша же задача получить более точное измерение при помощи той же самой линейки. Для этого можно поступить следующим образом (слайд 1).

Положим некоторое количество зернышек вряд вдоль линейки, чтобы между ними не оставалось промежутков.

Посчитать количество зерен в ряду, измерим длину ряда в мм.

Зерна имеют примерно одинаковый размер. Следовательно, чтобы получить размер одного зерна нужно разделить длину ряда на количество зерен. Этот способ называется способ рядов.

Аналогичным способом определим размер молекулы на фотографии (слайд 2).

Так как фотография сделана с увеличением в 70000 раз истинный размер молекулы будет в 70000 раз меньше, чем на фотографии

Тренировочные задания

1. Намотали на карандаш 30 витков проволоки. Определить диаметр проволоки.

2. Сложили в стопку 20 монет. Определить толщину монеты.

Убеждаются, что размеры частиц вещества очень маленькие, между частицами есть расстояние и оно может изменяться, чтобы его измерить нужно использовать способ рядов

Умение принимать учебную задачу.

Владение навыками самоконтроля и саморегуляции

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

Закрепление знаний (практическая часть)

Измеряют размеры перловки, пшена, пользуясь линейкой и иголкой. Вычисляют размер молекулы по фотографии, выполняют перевод единиц, записывают результаты измерений в таблицу

Источник

Оцените статью
Разные способы