- Коммуникация эффективная: принципы, правила, навыки, приемы. Условия эффективной коммуникации
- Определение коммуникации
- Основы эффективной коммуникации
- Принципы эффективной коммуникации
- Как добиться положительного эффекта от общения?
- Приемы эффективной коммуникации
- Правила для эффективной коммуникации
- Способы эффективного общения
- Невербальные сигналы для улучшения коммуникации
- Условия эффективного общения с помощью технических средств
- Технологии эффективного общения и рационального поведения – ТОП-10 техник
- В чём отличие эффективного общения от неэффективного
- Технологии эффективного общения – что это
- Что имеет важное значение для эффективного общения
- Неэффективные техники общения
- Очень важное правило в общении «Трех двадцати»
- 8 мощных приёмов эффективного общения
Коммуникация эффективная: принципы, правила, навыки, приемы. Условия эффективной коммуникации
Современный человек стремится быть успешным везде – и на работе, и в личной жизни. Карьера, семья, друзья – все это составляющие части жизни, а эффективная коммуникация позволяет наладить все сферы и прийти к максимальному согласию. Каждый должен стремиться улучшить свои социальные навыки. Даже если изначально возникают сложности, со временем эти знания принесут заслуженные плоды – надежные межличностные связи.
Определение коммуникации
Разные способы передачи информации от одних людей к другим называют коммуникацией. Она включает в себя все разнообразие каналов передачи и расшифровки сигналов и бывает:
- вербальная;
- невербальная;
- письменная;
- пиктографическая;
- пространственно-символьная и т. д.
Считается, что коммуникация эффективная, когда отправитель информации общается на одной волне с получателем. Однако даже общение в единой знаковой системе не дает гарантий того, что послание будет верно расшифровано.
Эффективная коммуникация позволяет свести к минимуму потери смысла сообщения. Для успешного продвижения бизнеса, для поддержания дружеских связей, для яркой личной жизни любому человеку будет полезно улучшить свои навыки общения.
Основы эффективной коммуникации
Общение как банальный обмен информацией присутствует уже у простейших животных. Человек в процессе эволюции довел коммуникацию до совершенства. Разговорная и жестовая речь развивалась и постепенно расширилась до письменной, символьной и образной. Однако этот процесс усложнил понимание, и эффективная коммуникация становится отдельным объектом изучения.
Коммуникативный процесс включает в себя пять элементов:
- Коммуникатор – тот, кто передает информацию.
- Содержание сообщения.
- Способ передачи информации (как она осуществляется).
- Аудитория, или реципиент, – кому предназначено сообщение.
- Заключительный этап общения, позволяющий понять, состоялась ли эффективная коммуникация. Он возможен, только если предыдущие четыре достаточно удовлетворительны.
Принципы эффективной коммуникации
Без позитивного общения невозможно добиться взаимопонимания ни в одном вопросе. Для того чтобы убедиться в том, что другие люди правильно воспринимают исходящую информацию, необходимо соблюдать ряд требований.
Прежде всего нужно обратить внимание на принципы эффективной коммуникации:
- Общение должно быть двусторонним. Когда все участники заинтересованы в положительном исходе разговора, и он для них равнозначен – возникает необходимый эффект.
- Реципиент должен прилагать максимальные усилия для правильного восприятия сообщения.
- Сообщение должно быть четким, структурированным и кратким.
- Реципиент должен доверять оратору, уважать его мнение и не ставить под сомнение его компетентность.
- Эффективная коммуникация всегда эмоциональна, в той степени, которая приемлема в данной ситуации.
- Терпение и снисходительность к чужим недостаткам. Принятие людей такими, какие они есть, без попыток что-либо подкорректировать и исправить.
Ниже обсудим основные условия эффективной коммуникации.
Как добиться положительного эффекта от общения?
Для того чтобы коммуникация считалась эффективной, должны соблюдаться определенные условия:
- Речь должна соответствовать изначальной цели разговора, быть адекватной. Не стоит говорить слишком много или затрагивать в беседе вопросы, никак не касающиеся обсуждаемой темы. Это улучшает навыки эффективной коммуникации.
- Используемые слова должны быть логичны и лексически точны, это очень важно для достижения цели общения. Достигается путем постоянного самообразования, чтения различной литературы и внимательного отношения к родному языку.
- Само повествование должно быть логичным и грамотным. Четкая структура изложения создает благоприятные условия для слушателей и повышает шансы на позитивный исход.
Приемы эффективной коммуникации
Любой человек живет в обществе и зависим от него. Даже самые отчаянные домоседы, возможно не напрямую, но вступают в межличностные связи. И для работы, и для бытовых социальных связей будет полезна эффективная коммуникация. Приемы и навыки общения можно развить и улучшить – это сделает жизнь любого человека намного проще.
Хотите в процессе общения получать позитив? Вам будет полезно узнать некоторые приемы повышения эффективности коммуникации:
- Научитесь внимательно слушать то, что говорят. Следует не просто смотреть на собеседника во время разговора, но и слегка наклониться, кивать головой, задавать уместные наводящие вопросы. Этот прием позволит максимально точно понять точку зрения собеседника.
- Говорите четко, кратко и по существу. Чем яснее сформулирована мысль, тем больше вероятности, что ее поймут и воспримут правильно.
- Включайте в свой арсенал не только вербальную, но и невербальную коммуникацию. Примите такую же позу, как и собеседник, старайтесь использовать только открытые жесты, не касайтесь лица во время беседы.
- Следите за эмоциональной окраской речи. Она должна быть умеренной, но настолько, чтобы собеседник понял вашу заинтересованность в вопросе.
- Овладейте приемами ораторского искусства. Умение владеть голосом позволяет ускорить развитие эффективной коммуникации. Четкая артикуляция, правильный тембр и выверенная громкость сделают позитивным любое сообщение.
- Овладейте техническими средствами коммуникации. Любому взрослому человеку необходимо уметь пользоваться телефоном, факсом, «Скайпом», электронной почтой. Навык письменного общения следует развивать регулярно.
Это лишь основные приемы, предназначенные для облегчения и улучшения межличностного общения.
Правила для эффективной коммуникации
Любое межличностное общение должно соответствовать определенным нормам. Их нарушение ведет к отсутствию понимания между собеседниками, конфликтам и даже к разрыву отношений.
Правила эффективной коммуникации:
- Говорите на языке собеседника. Это правило следует понимать как необходимость учитывать уровень образования, социальный статус, возраст и другие параметры. Чтобы быть услышанным и понятым, надо формулировать свои мысли, опираясь на особенности аудитории.
- Подготовьтесь к общению. Если беседа не спонтанна, следует заранее узнать, с кем, и по какому поводу предстоит встретиться. Возьмите наглядные материалы и технические средства. Разработайте план беседы.
- Научитесь приемам активного слушания, это поможет расположить собеседника и лучше понять его точку зрения.
- Говорите четко, в меру громко и уверенно, не растягивайте слова, но и не частите.
- При написании письма придерживайтесь выбранного стиля.
- Перед звонком по телефону или «Скайпу» заранее составьте план беседы и вопросы, которые необходимо обсудить.
Способы эффективного общения
Чтобы достигнуть взаимопонимания в процессе общения, необходимо создать условия и учесть возможные способы эффективной коммуникации. Всего их выделяют шесть:
- Стремитесь излагать мысли максимально убедительно. Всегда говорите кратко и по существу, избегайте излишних нагромождений слов, недомолвок и возможных двойных толкований.
- Употребляйте терминологию и профессионализмы только в тех случаях, кода они уместны.
- Даже в бытовом общении следует избегать жаргонных и сленговых выражений, особенно это касается межпоколенной коммуникации.
- Избегайте излишней эмоциональной нагрузки, как положительной, так и отрицательной.
- Старайтесь обращаться персонализированно, по имени, по научному или военному званию, либо объединяя группу собеседников общезначимым словом.
- Всегда соблюдайте правила вежливости и этикета.
Невербальные сигналы для улучшения коммуникации
Собеседники воспринимают друг друга не только на слух. Словесное воздействие может быть усилено или уменьшено с помощью различных невербальных сигналов. Наше тело посылает их в большом количестве, а другие люди считывают и интерпретируют их на подсознательном уровне.
Чтобы улучшить коммуникативные навыки, будет полезно овладеть приемами позитивного невербального подкрепления:
- Будьте всегда чисты и опрятны: даже если одежда не совсем соответствует дресс-коду, общее впечатление от беседы будет позитивным.
- Старайтесь контролировать мимику и эмоции. Выражение лица должно быть нейтрально-позитивным и реагировать изменениями в зависимости от течения беседы.
- Избегайте касаться лица во время коммуникативного акта – это подсознательно воспринимается как попытка прикрыть рот, соответственно, высказывание ваше – ложное.
- Научитесь «зеркалить» положение тела собеседника. Важно делать это деликатно, без излишнего рвения, чтобы не выглядеть карикатурно.
- Избегайте «закрытых» поз – скрещенных рук и ног. Такое положение тела говорит о неготовности к эффективной коммуникации. В то время как открытые ладони и доброжелательная улыбка – способны расположить любого собеседника.
Условия эффективного общения с помощью технических средств
Технический прогресс подарил нам новые средства, позволяющие облегчить общение. Это телефоны, факсы, Интернет. Коммуникация с помощью техники должна строиться по тем же правилам и принципам, что и межличностная. Следует соблюдать все правила этикета, принципы ведения деловой и персональной беседы.
Источник
Технологии эффективного общения и рационального поведения – ТОП-10 техник
Я практикующий дипломированный психолог (ОГУ,2002г.,диплом с отличием). Пр.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Тебе когда-нибудь говорили, что с тобой классно общаться? Общение предполагает наличие минимум двух человек. Это в любом случае взаимодействие. И где бы ты ни была: дома, на работе, на улице, в общественном транспорте – везде тебя окружают люди, с которыми ты будешь вступать во взаимный контакт. А эффективным общение будет тогда, когда и ты и собеседник всё, что затратили в процессе общения, получили обратно в виде результата.
Например, затрачиваешь свою энергию, время, силы, эмоции, ресурсы, а получаешь тоже взамен ещё больше энергии, положительных эмоций, какой-то даже материальные результат, помощь и прочее. И так же твой собеседник получает от общения с тобой результат, то есть в итоге общение было для вас обоих эффективно.
В чём отличие эффективного общения от неэффективного
Если ты вкладываешь, общаясь с кем-то, свой ресурс, а взамен ничего не получаешь, то это общение тебя опустошает, оно неэффективно. Наверное, ты иногда замечала, что пообщавшись с каким-то человеком, из тебя как будто вычерпали энергию, и ты такая после этого вообще никакая. Было у тебя такое?
Так вот, если ты хочешь эффективно взаимодействовать с людьми, получать максимум от общения, притягивать людей к себе, понимать и чувствовать каждого человека, этому можно научиться. Ты станешь просто феей-волшебницей, которая будет своим вниманием завораживать каждого, кто вступит с тобой в диалог. Итак начнём.
Технологии эффективного общения – что это
Технологии эффективного общения — это такие способы, приёмы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимопонимание и взаимную эмпатию партнёров по общению. Одним словом — это простые, но действенные инструменты для взаимопонимания в общении.
Эмпатия (сочувствие) — это осознанное переживание эмоциональному состоянию других людей, способность распознать, что они чувствуют и выразить сострадание.
Способов, приёмов и средств существует очень много. По теме коммуникации написано миллионы книг, ведь общение – это целое искусство, овладев которым, ты станешь ассом по взаимодействию.
Что имеет важное значение для эффективного общения
Чтобы тебе научиться эффективно общаться с людьми, нужно принимать во внимание тот факт, что практически всё имеет значение:
- То, что именно ты говоришь.
- То, как ты говоришь.
- То, как ты умеешь слушать собеседника.
- То, какие эмоции ты испытываешь.
- То, какие эмоции испытывает собеседник.
- То, понимаешь ли ты, какие эмоции испытывает собеседник.
- То, как ты используешь язык жестов.
Техники эффективного общения
Неэффективные техники общения
Иногда твоё взаимодействие с другими людьми может привести к конфликтным ситуациям и это случается именно тогда, когда ты применяешь неэффективные техники в общение, такие как:
- Приказы, команды
- Угрозы
- Высмеивание
- Выспрашивание
- Злые шутки
- Выговоры, обвинения
- Нравоучения
- Догадки, интерпретации
- Обвинение
Очень важное правило в общении «Трех двадцати»
- Первые 20 секунд тебя будут оценивать. Это первое впечатление о тебе, которое на 38% зависит от звучания голоса, на 55% от визуальных ощущений и только на 7% от вербального компонента.
- Следующие 20 секунд тебя слушают, как и что ты начала говорить.
- Далее 20 секунд оценивается твоё обаяние и улыбки. Улыбка— это выражение хорошего отношения к собеседнику, психологический «плюс», ответ на который- расположение собеседника в тебе.
8 мощных приёмов эффективного общения
Очень важно для эффективного общения, чтобы ты обращалась к собеседнику по имени. Если общаешься с малознакомым собеседником, запомни его имя и не забывай время от времени повторять его в разговоре. Это очень расположит собеседника к тебе, так как «имя собственное» самое важное, что есть у человека.
Это когда ты говоришь о себе и от себя, не критикуя собеседника. Например: «Я чувствую…», «Я огорчаюсь…», «Я не знаю, как реагировать…». Тем самым ты передаёшь другому человеку твоё безоценочное отношение к определённому событию, ситуации, предмету. Старайся в разговоре заменять «Ты-высказывание» (например: «Ты никогда меня не слушаешь») на «Я-высказывание».
- Третий приём «Активное слушание».
Умение слушать всегда будет цениться по одной причине: большинство людей страстно желают говорить о себе и о своих проблемах. Этот приём позволит тебе лучше понять собеседника, получить более развёрнутую информацию, тем самым показать свою заинтересованность и в каких-то ситуациях проявить эмпатию (сочувствие).
- Четвёртый приём «Личная жизнь».
Наблюдениями установлено, что если с человеком повести разговор на тему его выраженного личного интереса, то это, как правило, вызывает у него повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями.
Например, у твоей подруги есть сын и он для неё – это весь мир, целая Вселенная. И если ты при разговоре поинтересуешься, как дела у её сыночка, то сразу увидишь, как засияло её лицо и после этого она готова с удовольствием откликнуться на любую твою просьбу.
- Пятый приём «Отзеркаливания своего собеседника».
Эта техника из НЛП будет актуальна всегда. Она заключается в том, чтобы отзеркаливать позы, жесты собеседника. Ты можешь её применять, когда существует недопонимание и даже враждебностью. Этот приём поможет тебе расположить к себе собеседника.
Giphy
- Шестой приём «Золотые слова».
Предполагает употребление слов и выражений, способствующих расположению людей к себе. «Золотые слова» — это комплименты, которые вдохновят любого человека. Например: «Общаясь с тобой, можно многому научится», «Ты же такая молодец», «Я знаю, ты это сможешь сделать». И человек в ответ будет стремиться полнее реализовать имеющийся потенциал. Соответственно эффективность общения будет высока и для тебя, и для собеседника.
Он заключается в том, что нужно придумать три простых вопроса, на которых человек может ответить «да». После трёх вопросов ты задаёшь контрольный четвёртый, и скорее всего ты услышишь положительный ответ на него. Начальные 3 вопроса программируют подсознание человека. Особое преимущество этого приёма заключается в том, что он с огромной долей вероятности позволит тебе добиться от собеседника положительного ответа на требуемый вопрос.
- Восьмой приём «Отражение чувств».
Это стремление показать собеседнику, что ты понимаешь его чувства. Как бывает приятно говорить с чутким собеседником, который разделяет твои эмоции и переживания. Твой собеседник будет чувствовать в тебе отклик и это, соответственно, повысит эффективность беседы.
Это, пожалуй, самые основные приёмы, которые помогут сделать твоё общение с совершенно разными людьми и в разных сферах жизни более гармоничными и продуктивными. Ты общаешься часто, даже когда молчишь (через твои жесты, движения, мимику). Так пусть твоё общение станет ещё эффективнее!
Один из богатейших людей мира Дж. Рокфеллер сказал: «Умение общаться с людьми — это товар, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете!»
Источник