Понятие, способы и виды правотворчества
Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, цель которой – формирование правовых норм, их изменение, отмена или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание, единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих разнообразные отношения, сложившиеся в обществе. Правотворчество является важнейшей составной частью всего процесса правообразования. Правообразование включает в себя не только собственно правотворчество, но и весь предшествующий ему процесс формирования права. Соотношение правотворчества правообразования вообще – достаточно объемный вопрос, но так как целью данной работы не является рассмотрение всего процесса формирования права, мы не будем останавливаться на этом слишком подробно, отметив лишь некоторые моменты.
Писаное право обретает юридическую жизнь в результате правотворчества, которое представляет собой завершающую и конститутивную стадию формирования права. Формирование права (правообразование) по своим исходным началам носит объективный, необходимый характер.
Начальная ступень правообразования – это возникновение потребности в юридическом урегулировании каких-либо (экономических, социально-политических, нравственных и т.д.) отношений. Далее эта потребность преломляется в политических отношениях, в господствующем общественном мнении, когда складывается потребность и интересы получают адекватное (или же искаженное, узкоклассовое) выражение.
Непосредственно же правообразующее значение в процессе формирования права имеет деятельность государства, его компетентных органов. Именно деятельность таких органов по формированию права и выступает в виде правотворчества. Следовательно, правотворчество – завершающая процесс формирования права государственная деятельность, в результате которой определенные положения через закон, через иные источники получают статус юридических норм, выступают в виде норм писаного права.
Правотворческая деятельность государства должна трактоваться в достаточной степени условно. Государство не творит право. Оно лишь выражает его и способствует реализации юридических норм. Силой, созидающей право, является практика множества общественных индивидов, в которой отбираются правила поведения, обеспечивающие жизнеспособность общества. Правотворчество осуществляется под воздействием всего множества культурных, экономических, политических и др. факторов, и есть все основания утверждать, что в создании права участвует все общество. Именно оно (общество) творит право, а поскольку государство – социальный институт, оно также участвует в этом процессе. Нельзя забывать и то, что государство участвует в правотворчестве отнюдь не всегда, ибо право выражает себя не только через законы и иные нормативные акты государственной власти, но и через иные источники. Итак, правотворчество – форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену.
Законотворчество является одним из видов правотворческой деятельности. Законотворчество представляет собой процесс создания закона как особого правового акта, обладающего высшей юридической силой. Правотворчество можно разделить на законотворчество и подзаконное нормотворчество. Последнее представляет собой процесс создания подзаконных нормативных актов (указов, постановлений, инструкций, приказов и т.д.), т.е. всего того, что создается на основе и во исполнение закона. Законотворчество – важнейшая часть правотворческой деятельности государства. Большинство учебных пособий, освещая понятие, принципы и особенно стадии правотворчества, имеют в виду именно законотворческий процесс.
Итак, правообразование является наиболее общим в этом ряду категорий. С юридической точки зрения его наиболее значимой частью является правотворчество, которое, в свою очередь, включает в себя законотворчество.
Как бы то ни было, «государственный момент» является конститутивным на стадии правообразования; именно он определяет принятие соответствующих актов государством. Только будучи принятым государством, нормативные обобщения приобретают свойства писаного права, становятся общеобязательными и поддерживаются государственным принуждением. В дальнейшем мы подробно рассмотрим особенности правотворческого процесса.
Правотворчество – это государственно-властная деятельность компетентных государственных органов, направленная на издание, изменение или отмену норм права.
На основе изложенных выше позиций можно выделить два основных способа правотворчества:
а) санкционирование государственной властью норм, которые сложились, реально существуют в виде фактического обычая, либо в виде нормативных положений, вырабатываемых негосударственными образованиями данной политической системы (например, церковными учреждениями, общественными организациями) или складывающихся в частноправовой сфере (обычаи, деловые обыкновения, договорные принципы и прецеденты и др.);
б) прямая правоустановительная деятельность государственных органов, выраженная в правотворческих решениях и закрепленная в юридических нормативных актах, которым юридическая система придает значение формы писаного права.
Правотворческая деятельность осуществляется в различных видах и формах. В каждой стране есть свои особенности этой деятельности.
Обобщенно, с точки зрения теории можно выделить два основных вида правотворчества:
1. Правотворчество государственных органов – на этот вид приходится подавляющая часть правотворческой деятельности;
2. Непосредственное правотворчество народа – выражается в референдумах, проводимых по проектам нормативных актов; в отличие от первого вида правотворчества, здесь решение принимается на государственным органом, а населением.
В Российской Федерации, согласно Конституции, существуют три основных формы правотворчества:
1. Принятие нормативных актов органами государства;
2. Принятие нормативных актов непосредственно народом путем референдума, как «высшего непосредственного выражения власти народа»;
3. Заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между РФ и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателем и работником и пр.).
С точки зрения субъектов правотворческая деятельность в России осуществляется:
· высшими (на уровне федерации и ее субъектов) и местными органами государственной власти и управления;
· непосредственно народом путем референдума;
· субъектами федерации – республиками, краями и областями, городами федерального значения (Москвой и Санкт-Петербургом), автономной областью и автономными округами путем заключения между ними договоров, содержащих общеобязательные положения и веления[20]
Теперь рассмотрим подробнее каждый из указанных выше видов правотворчества.
Принятие нормативных актов органами государства. Эта форма правотворчества является наиболее распространенной в РФ. Правом принятия нормативных актов обладает Государственная дума, представительные органы республик в составе РФ, представительные органы власти иных субъектов РФ (края, области, автономных областей и округов, г.г. Москвы и Санкт-Петербурга), а также органы местного самоуправления – районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские.
К числу правотворческих органов относятся также Президент РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства РФ; аналогичные органы республик в составе РФ; главы администраций административно-территориальных образований.
В пределах своей компетенции правотворческими полномочиями обладает администрация объединений, комбинатов, предприятий и учреждений (локальное правотворчество).
Полномочия на издание нормативных актов каждого органа определяются Конституцией РФ и иными законами в зависимости от места, занимаемого каждым из них в системе органов Российского государства. Соотношение юридической силы правотворческих решений указанных органов, а также наименование этих решений будет раскрыто в третьем разделе работы.
Референдум как вид правотворчества. Референдум – это форма непосредственного участия народа в правотворчестве, то есть принятие законов путем всенародного голосования. В данном случае народ непосредственно осуществляет определенный акт законодательной власти, принимает правотворческое решение.
В соответствии с Законом «О референдуме в РСФСР» решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. На всенародное голосование может быть поставлен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение.
Нормативные соглашения. Они содержат обязательные для исполнения правовые предписания и заключаются между различными субъектами права. Примерами могут послужить Федеративный договор о создании Российской Федерации; коллективные договоры, которые заключаются с одной стороны работодателем, а с другой стороны – работниками в лице одного или нескольких профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов. Общественные объединения и государственные структуры заключают и иные соглашения, больше всего это относится к сфере трудовых отношений. Профсоюзы различных уровней и соответствующие им по уровню государственные органы заключают генеральные, отраслевые и специальные соглашения.
Источник
Различают следующие способы правотворчества
Правотворчество — это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Характеризуется тем, что:
оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;
основная продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);
это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;
уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов — это показатель цивилизованности и демократии общества. Субъекты правотворчества — гос.органы.
Принципы правотворчества — основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юр. норма, это ориентир для органов, творящих право.
К принципам относится:
— научность (изучение соц-экон, полит ситуаций)
— профессионализм (занимаются данной деятельностью компетентные лица)
— законность (деятельность осуществляется в рамках и на основании Конституции и иных законов)
— демократизм (характеризует степень участия граждан в данном процессе)
— гласность (открытость правотворческого процесса)
-оперативность (своевременное издание нормативных актов)
— непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (голосования)
— правотворчество госуд. органов (парламент, правительство)
— правотворчество отдельных должностных лиц (президент, министр)
— правотворчество органов местного самоуправления
— локальное правотворчество (предприятия)
— правотворчество общественных организаций (профсоюзы)
В зависимости от значимости правотворчество разделяют на:
— законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламента)
-делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, а именно правительства осуществляемая по поручению парламента)
-подзаконное правотворчество (Президент, Пр-во, минис-ва, ведомства, губернаторы).
Источник
Способы (формы) правотворчества.
Способы правотворчества:
1. Прямой способ — правотворчество уполномоченных на то субъектов, когда принимается содержание (полностью формируется текст), юридические нормы определяют сами субъекты (введение в действие).
2. Санкционирование — это способ правотворчества заключающийся в официальном признании субъектами правотворчества норм, сформулированных иными субъектами (т.е. придание юрид. силы контексту)
Пр.: Санкционирование обычаев (их особенность: они возникают спонтанно, самопроизвольно), когда субъекты придают обычаям обязательную юрид. силу.
С учетом субъектного состава органов можно выделить три разновидности правотворческой деятельности:
— правотворчество государственных органов (как общефедеральных, так и республиканских);
-народное правотворчество (референдум).
Правотворчество государственных органов представляет собой такую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах).
Санкционированное правотворчество – это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.
Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.
Таким образом, правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.
Субъекты правотворчества: понятие и виды.
Субъекты правотворчества –это органы и лица, уполномоченные на изменение, создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых норм.
Субъектами правотворчества в РФ являются: государство, государственные органы, должностные лица, суды (Конституционный суд), органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (если центральная и местная власти отделены), общественные организации, органы управления юридических лиц, население (народ) посредством референдума, трудовые коллективы.
Полномочия субъекта правотворчества:
1. Разработка проекта НПА и вынесение его на рассмотрение компетентных лиц.
2. Рассмотрение представленного проекта.
3. Отклонение проекта или принятие на его основе нормативно-правового акта.
4. Введение в действие.
Субъектный состав правотворчества зависит:
1. От юридической силы разрабатываемого или принимаемого нормативно-правового акта.
2. Режима правотворческого процесса:
а) режим единоначалия — один субъект
б) режим коллегиальности — несколько субъектов.
Непосредственное правотворчество народа — наиболее ярким его проявлением является референдум — голосование граждан РФ по важным вопросам государственного и местного значения. Но многие учёные считают его плохим способом принятия НПА, т.к. народ в своём большинстве юридически неграмотен.
Правотворчество государственных органов — это основной вид правотворчества. Им занимаются практически все государственные органы, каждый на своем уровне. Уровень и объем полномочий государственного органа определяют соответственно и юридическую силу принимаемого им НПА.
Правотворчество должностных лиц — должностное лицо — это гражданин, занимающий определенную должность в органе государственной власти, управления или в иной государственной организации, наделенный правом принимать правовые акты и обеспечивать их осуществление.
Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 2320 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник