Разговорный стиль способ общения

Разговорный стиль

Содержание:

Определение понятия

Разговорный стиль текста – это стиль, включающий устойчивые выражения, слова, фразеологизмы, клише, которые характерны для устной речи. В художественных произведениях разговорным стилем обычно оформляют диалоги или монологи героев, чтобы придать больше реальности и достоверности.

Разговорный стиль речи – это стиль, с помощью которого происходит общение между людьми в неформальной обстановке. Второе название «бытовой стиль», ведь именно так разговаривают люди в быту.

Особенности разговорного стиля

К особенностям разговорного стиля относятся:

  1. Использование только в неофициальной и непринужденной обстановке (общение друзей, семьи и т.д.).
  2. Главные задачи – обмен информацией, мыслями, впечатлениями.
  3. Делится на письменную и устную речь.
  4. Типы: рассуждение, описание, повествование.
  5. Жанры: беседа, записка, письмо, разговор, и т.д.

Признаки разговорного стиля речи

Разговорная речь основана на спонтанности и упрощениях высказываний. К основным признакам можно отнести следующие:

  • Употребление сокращенных, укороченных слов. К примеру, заработная плата – зарплата, декретный отпуск – декрет, трёхэтажный дом — трехэтажка.
  • Удаление некоторых слов, если смысл предложения понятен без них, сокращение сложных предложений. К примеру, Я хочу есть – хочу есть,
  • Применение упрощенной формы слова. К примеру, сегодня – седня, сейчас – щас, улыбаться – лыбиться.
  • Вставление частиц, вводных слов, междометий, обращений.
  • Использование внелексических средств (ударение, темп, интонация).
  • Употребление этикетных клише, которые выработались в процессе повторения похожих ситуаций. К примеру, «Вам помочь? Здравствуйте». Слова в этом случае стоят в том порядке, в котором их удобнее произнести человеку.
  • Использование в речи слов со специфической выразительностью или экспрессивностью. К примеру, все достало (надоело), ишачить (много работать), свалить (тихо уйти).

Пример разговорной речи:

За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег — это папа готовился к рыбной ловле … И вот началась ловля.

С помощью разговорной речи общаются между собой в обществе. А красота и связность уже зависит от образования человека и его грамотности. Поэтому, речь может быть как приближена к книжной, так и содержать нецензурные выражения. Она не используется при составлении научной литературы, официальных документов.

Отличительные черты разговорного стиля

Разговорный стиль имеет определенные черты, которые отличают его от других книжных стилей:

  1. Употребляется только в диалогах либо монологах.
  2. Эмоциональность, образность, простота.
  3. Нестрогий отбор слов (жаргоны, маты, профессиональные термины, диалектизмы, фразеологизмы), которые используются вперемешку.
  4. Несоблюдение логичности, когда теряется нить разговора и люди резко переходят на другую тему.
  5. Частое употребление вопросительный и восклицательных предложений.
  6. Оценочность, то есть высказывание своего четкого мнения, явное осуждение или поддержка.
  7. Прерывистость речи.

Функции разговорного стиля

Главной функций разговорного стиля речи является обеспечение бытового, повседневного общения между членами общества. Если говорить более конкретно, то это:

  • общение;
  • воздействие;
  • передача информации;
  • дружеские послания (письма, записки);
  • ведение блогов, соц. сетей.

Пример текста разговорного стиля:

Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость — вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения. Мне по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!

Если говорить про художественные произведения, то с помощью разговорного стиля речи автор воссоздает определенную атмосферу в тексте, прописывает диалоги персонажей.

Читайте также:  Основные способы очистки овощей

Выразительные средства разговорного стиля

Подразделяют выразительные средства в лексике и фразеологии, морфологии, синтаксисе, словообразовательные особенности, и порядок слов.

  1. Лексика и фразеология. Используются слова, которые имеют разговорную окраску (шлепнуться, кутерьма, чепуховый), экспрессивно-эмоциональную окраску (бабуся, орать, жрать, святоша, солнышко), фразеологизмы (бить баклуши, водить за нос, вгонять в гроб). Использование абстрактной речи, слов иностранного происхождения, книжной и терминологической лексики, при этом ограничен. Большинство употребляемых слов имеют нейтральную окраску.
  2. Морфология. Часто употребляются глаголы (пойди посмотри что там делают, встал и вышел), личные частицы и местоимения (вот, ну, на, опа), а краткие прилагательные (велика, красива), причастия и деепричастия, наоборот, очень редко. Используются притяжательные прилагательные (Мамина подружка, Васькина ровесница).
  3. Синтаксис. Разговорной речи присущи побудительные и вопросительные предложения, неполные предложения (Пошла поем, Хвалю тебя).
  4. Словообразовательные особенности. Этот пункт связан с оценочностью и экспрессивностью разговорной речи. Употребляются суффиксы различной окраски: ласкательно-уменьшительные (солнышко, лапочка, заинька); со значением неодобрения (холодина, вонище); разговорности (ночевка, кроватка, пошлятина, трудяга, профессорша). Кроме того, используются слова с оценочным значением: прилагательные (толстенный, ушастенький) и глаголы (похудать, поигрывать). Для усиления экспрессии употребляются и удвоенные слова: большой-пребольшой, самый-самый, белый-белый).
  5. Порядок слов – свободный.

Жанры разговорной речи

К устным жанрам разговорной речи относят следующие:

  • Беседа (обмен мнениями, сведениями, шутки);
  • Комплимент;
  • Разговор (в отличие от беседы, имеет целенаправленность – информация, совет или указание, выяснение отношений);
  • Спор (обмен мнениями ради принятия определенного решения);
  • Рассказ (монолог)

К письменным жанрам разговорной речи относят следующие:

  • Общение в Интернете (блог, форумы);
  • Письмо (повествование, рассказ);
  • Записка (краткое послание, указание);
  • Дневник (личные переживания, мысли, планы);
  • Смс-сообщения.

С помощью разговорной речи также передают диалоги персонажей в художественном произведении.

Источник

Особенности разговорного стиля речи

Разговорная речь: особенности стиля

Разговорный стиль речи — тот, который мы используем в повседневных беседах. Это легкая речь, отличающаяся непосредственностью. Здесь нет никаких установленных правил, что и делает разговорный стиль уникальным.

Разговорная речь — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке.

Разговорный стиль применяется в обычном общении — здесь не нужны четкие правила и рамки. Возможно, по этой причине он в некоторых случаях признается как низшая ипостась грамматической нормы.

Основная функция разговорного стиля речи — передача информации в неофициальной обстановке посредством языка в устной форме. Простыми словами, его задача — обеспечить бытовую связь между двумя или несколькими людьми.

Где применяется разговорный стиль? Это область бытовых отношений:

  • между друзьями;
  • в кругу знакомых;
  • в общении среди коллег;
  • на улице, в магазинах и другой неформальной обстановке.

Помимо повседневной жизни разговорный стиль применяют в художественных текстах и публицистических. Например, в репортажах с места происшествия. Значение разговорного стиля в литературе — передать реализм, создать определенный образ героя.

Нарушением разговорного стиля является злоупотребление книжной лексикой, терминологией и канцеляризмами.

Лексические, морфологические и синтаксические особенности

Далее мы приведем описание разговорного стиля через ряд характеристик.

Сфера применения — непринужденное общение, противопоставление литературной книжной речи. Форма — устная.

  1. Спонтанность и неподготовленность.
  2. Сопровождается жестикуляцией, мимикой, различной интонацией.
  3. Неструктурированность.
  4. Осуществляется в основном в форме диалога.
  • коммуникативность;
  • экспрессивность;
  • репрезентативность;
  • аппелятивность;
  • эстетичность.

Фонетика: динамическая неустойчивость: изменение или потеря ударений, смена слогов, разнообразный темп.

  • смысловая нагрузка превалирует над грамматикой;
  • слова без форм, то есть частицы, междометия;
  • слова-реакции («в этом-то и дело», «и что с того» и т.п.);
  • оценочные предикативы («ужас», «ничего так», «сойдет» и т.п.);
  • специфическая форма обращения («па», «ма» и т.д.);
  • разные виды окончаний («чайку»);
  • нет изменений числительных и имен собственных;
  • специфический суффикс –ану- («хватануть»);
  • активация местоимения;
  • минимальное наличие пассивных конструкций, деепричастных оборотов, действительных страдательных причастий настоящего времени.
  1. Наличие контекстуальных высказываний («и он тоже»).
  2. Не всегда весь смысл отражается в словах.
  3. Вместо сложных конструкций с союзными соединениями используются конситуативные выражения без союзов («Я дал ему сотку. На столе лежит»).
  4. Мало сочинительных и подчинительных союзов, превалирует союз «и».
  5. Специфическая связь слов в пределах одного предложения («Надо идти, дел полно, пока»).
  6. Инверсия — то есть самое важное чаще всего говорится в начале.
  7. Наличие незамещенной позиции, сигналами которой являются:
  • личная форма глагола;
  • предикативность сказуемого («Подать?»);
  • существительное, выступающее в роли подлежащего;
  • числительные («дайте два»).
  1. Свободное и ничем не ограниченное сочетание слов.
  2. Частое употребление оценочных выражений и слов, понятных только по контексту («он не очень»).
  3. Перифразы («у него нет, чем писать»).
Читайте также:  Основные способы изучения окружающего мира это

Когда человек высказывает свою точку зрения, это его личный выбор. Можно дать возможность собеседнику выразить свое мнение, тогда это будет монолог. Или можно ответить, тогда разговор станет диалогом.

Какие еще выделяют жанры разговорного стиля помимо диалога.

Диспут, дискуссия. Участники обмениваются мнениями, чтобы выяснить правду или принять верное решение. Каждый приводит свое мнение.

Спор. Здесь опровергается чужое мнение и отстаивается собственное.

Рассказ. В рассказе преобладает монолог. Смысл в том, чтобы передать целостность всей информации, которую доносит человек.

История. Здесь не только передаются сведения о каких-то произошедших событиях, но также и делается вывод.

Письмо. Письмо в рамках речевого общения составляется простым искренним языком, который встречается у близких и друзей. Здесь раскрываются мысли и чувства, оформленные в письме. Характерна непринужденность и легкость. Также всегда есть приветствие и прощание.

Записка. Отличается от письма тем, что записка актуальна при аналогичных обстоятельствах. Ее содержание краткое, состоящее из нескольких слов.

Дневник. Это тексты в стиле разговорной речи. Адресат — второе Я человека, которому автор выражает свои мысли и чувства. Часто бывают и риторические вопросы, водные слова, междометия. Также дневник может содержать перечисление действий автора, его планы, анализ, развитие хода мыслей.

Какие характерны признаки и правила

Разговорный стиль предназначен для выражения своих мыслей, передачи информации по разным жизненным вопросам. Для такого жанра характерна разговорная лексика. Признаки:

  • спонтанность;
  • неподготовленность;
  • ситуативность.

Важно именно донесение сути до адресата, чем подача материала. Предложения часто бывают сокращенными в рамках сложившейся обстановки, в которой находятся собеседники. «Пиццу, пожалуйста!» — скажет клиент официанту.

Еще один важный признак — эмоциональность. Жестикуляция, ритм речи, интонация — по этим параметрам можно понять, в каком состоянии собеседник (обижен, зол, расстроен, радостен и т.д.). Логические ударения помогает уловить смысл сказанного.

Какие еще есть специфические черты разговорного стиля:

  1. Осуществляется в форме диалога.
  2. Материал не отбирается заранее.
  3. Большую роль играет мимика, жестикуляция, обстановка.
  4. Часто встречаются частицы, междометия, неполные предложения, повторяющиеся слова.
  5. Эмоциональные слова и выражения.
  6. Отсутствие упорядоченности.
  7. Интонация — также играет большую роль при восприятии речи.
  8. Наличие общеупотребительных слов в лексике.
  9. Часто могут встречаться жаргонизмы, просторечия, сленг, профессионализмы, диалектизмы.
  10. Почти полное отсутствие книжных слов, абстрактной лексики и терминов.
  11. Скудность речевых средств. Например, «сгущенка» вместо «сгущенное молоко», декрет (декретный отпуск) и др.
  12. Наличие фразеологизмов: спустя рукава.
  13. Чтобы усилить эмоциональность, употребляется удвоение слов с элементами приукрашивания: черный-пречерный, худой-прехудой.
  14. Изобилие местоимений и глаголов.
  15. Почти полное отсутствие причастий и деепричастий.

Современный разговорный русский язык также содержит англицизмы, пришедшие из разных сфер жизни (IT, техника, мода): гаджет, таймер, баг, шузы, хаер и т.д.

— Ма, я не голоден.

— Ну, захочешь есть — на столе остался кусок пирога, — ответила мама.

Читайте также:  Средства страховки виды страховки основные правила страховки способы страховки мчс

— Сейчас, еще часик в компе посижу.

— Совсем помешались с этими компами и гаджетами, — вздохнула женщина и пожала плечами.

Источник

Разговорный стиль речи

В каждой среде общения принято использовать определенные средства выразительности языка, которые называют стилем текста.

Всего в русском письме используется 5 стилей:

  • художественный;
  • научный;
  • официально-деловой;
  • публицистический;
  • разговорный.

Сфера использования разговорного стиля — ежедневное непосредственное общение между людьми, различные дискуссии на форумах и в блогах. Люди просто обмениваются взглядами, мыслями и чувствами, обсуждают бытовые вопросы. Поэтому часто этот стиль называют еще бытовым.

Признаки разговорного стиля речи

В этом стиле используют простые слова, сленг, эмоциональные высказывания, разговорную лексику. С годами стиль менялся, уходили или появлялись новые выражения, но некоторые черты всегда присутствовали.

  1. Непринужденность. Люди могут вести диалог и делиться чем-то личным. А может это будет монолог и второй собеседник просто молча будет слушать. В этом проявляется неофициальность разговорного стиля.
  2. Эмоциональность. В процессе общения используются жесты и мимика, меняется интонация, по которой понятно настроение рассказчика, вставляются паузы или ударения на определенные фразы.
  3. Спонтанность. Эта черта заключается в том, что собеседник не подбирает слова в процессе общения, он сразу говорит о том, что у него на уме. Отсюда появляется сленг, поскольку в этом случае в предложениях обычны лексические и фонетические ошибки.
  4. Ситуативность. В зависимости от ситуации некоторые слова в разговоре просто опускаются. Например, придя в магазин, покупатель может сказать: «Мне булку белого (хлеба) и батон».

Чаще всего в разговорной речи встречаются глаголы, частицы и междометия — именно с их помощью добиваются выразительности.

Идем скорее! Посмотрим, как быстро они бегут.

Существительные и прилагательные употребляют реже. Прилагательные обычно указывают на принадлежность, то есть они притяжательные.

Передай, пожалуйста, красное яблоко.

Гляди, какие розовощекие малыши.

Деепричастия используют редко, как и причастия, так как это заметно усложняет речь, а разговорный стиль основан на простоте.

Предложения в этом стиле обычно короткие и могут содержать фразеологизмы. Например:

— Петя опять опоздал.

— Ну, горбатого могила исправит.

Меня выбило из колеи это происшествие.

Он души не чаял в своем питомце.

Она пела так, как будто ей медведь на ухо наступил.

Сфера использования

Разговорный стиль речи обычно используется в следующих жанрах:

  • наиболее часто встречается в беседах. Это как раз спокойный обмен новостями, мнениями, взглядами, когда собеседники просто приятно проводят время;
  • рассказ. Этот жанр предполагает монолог, когда человек говорит о конкретном событии, описывает его и дает субъективную оценку происходящего;
  • во время споров люди стараются отстоять определенную точку зрения по какому-либо вопросу, выражаясь эмоционально и непринужденно;
  • дневники. В них человек с помощью монолога описывает события, делится чувствами и эмоциями, выражает свое отношение. Иногда в дневник записывают свое творчество;
  • письма. Переписка может иметь, как официальный, так и неофициальный характер. Как раз для второго характерны разговорные средства передачи информации в тексте;
  • записки. В отличие от предыдущего жанра, записки — это передача информации в сжатой форме. Их используют для просьб что-то сделать, приглашений, предупреждений и пр.

Примеры текста

Ниже приведены несколько примеров разговорного стиля.

— У тебя есть планы на вечер?

— Может, сходим в кино?

«Дорогие друзья! Приглашаю вас на свой день рождения в субботу в 16-00».

— Вы уже определились с заказом?

— Нет, дайте нам еще пару минут.

— Советую попробовать блюдо от шеф-повара.

— Хорошо, мы подумаем.

Таким образом, разговорный стиль обладает вполне конкретными чертами. Его главная цель – непринужденное общение между людьми.

Источник

Оцените статью
Разные способы