- Мастер-класс «Способы словообразования. Морфемные способы образования слов в русском языке».
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Способы словообразования в русском языке
- Морфологический способ словообразования
- Таблица с примерами
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Видеоурок
Мастер-класс «Способы словообразования. Морфемные способы образования слов в русском языке».
Морфемные способы образования слов в русском языке.
Сегодня мы говорим о задании В1. Знакомство со способами образования слов в
русском языке начинается с 5 – 6 класса (в зависимости от учебной программы).
И хотя тема рассчитана на «детский» возраст, уже который год вызывает затруднения
у учеников, сдающих ЕГЭ.
Напомню, что в заданиях ЕГЭ встречаются две формулировки:
1) дано какое-либо слово, и нужно определить, каким способом оно образовано;
2) нужно найти в тексте слово, образованное указанным способом.
Мне кажется, что причина самых распространённых ошибок в том, что многие дети
просто не усвоили, не знают, что такое словообразовательный анализ и чем он
отличается от морфемного.
Морфемный анализ – это разбор слова по составу, то есть выделение в нём всех частей
(морфем): корня, окончания, приставки, суффикса.
При словообразовательном анализе нужно определить, какую морфему прибавили
последней, чтобы получилось данное слово.
I . Поговорим о том, как образуются слова.
Что нужно сделать, для того чтобы определить, как образовалось слово?
1.Найти слово, объясняющее лексическое значение данного слова, самое близкое
ему по строению:
зимний – тот, что связан с зимой
домик — маленький дом
перебежать — совершить передвижение, бежать с одного места на другое.
2. Выделить основу (общую часть) на базе которой образуется слово.
! Помните: формообразующие морфемы (окончание, суффикс глагола прошедшего
-л-, окончание или суффикс инфинитива –ть) не участвуют в словообразовании.
3. Выделите морфему, образующую слово.
4. Сделайте вывод о способе образования данного слова.
II . Вспомним важнейшие из них. Обратимся к ОК.
Морфемные способы образования новых слов в русском языке
— Почему эти способы так называются?
А) Поработаем со словами, образованными суффиксальным способом:
*конфетка *конфетка *конфетка
*мебельный — для слабых *мебельный *мебельный
*угольщик – для средних *угольщик
Б) Докажите, что данные ниже слова образованы приставочным способом.
*привкус *привкус *привкус
*премудрый – для слабых *премудрый *премудрый
*прочитать — для средних *прочитать
Слова образуются по цепочке – от самого короткого, в котором меньше всего
морфем, до самого длинного. Обычно каждый раз прибавляется только одна морфема:
равный → равнять → уравнять → уравнение.
равнять – суффиксальный способ, потому что прибавили суффикс -я-
уравнять – приставочный способ, потому что прибавили приставку у-
уравнение – суффиксальный способ: прибавили суффикс -ений-
обида → обидный → безобидный → безобидность.
В словах уравнение, безобидность есть и приставка, и суффикс, но это не значит, что
слова образованы приставочно-суффиксальным способом.
В) Приставочно-суффиксальный способ – это когда мы прибавляем приставку и
суффикс одновременно (таких слов немало). Например, этим способом образуются
Чтобы найти такие слова в тексте, нужно:
1) Выделить в тексте все слова, имеющие приставки и суффиксы.
2) У каждого из выделенных слов попробовать «отбросить» сначала приставку, потом
суффикс – если при этом получаются существующие слова, значит это слово
образовано либо приставочным, либо суффиксальным способом и, следовательно, нам
Правильный вариант выглядит, например, так:
В русском языке нет ни слова собесед(а), ни слова беседник. Поэтому, чтобы
получилось слово собеседник, мы к основе слова беседа прибавили приставку и
разрыдаться ( от рыдать – нет слов разрыдать и рыдаться )
обессилеть ( от сила – нет слов силеть, бессилеть или обессила )
*Попробуйте определить, от какого слова образовались данные ниже слова:
А теперь – внимание! Суффиксы – «невидимки».
1.Неверное выделение окончания. С этой морфемой почему-то в старших классах
начинают обращаться неаккуратно, забывая о том, что это изменяемая часть слова.
Например, в слове созвездие окончание -э , а не -ие ( созвезди е , созвезди я ,
созвезди ю ), а -ий- — это суффикс. Так что это слово образовано не приставочным , а
со – звед – ий – э ( от звезда – нет слов созвезда или звездие )
2. Как вы думаете, каким способом образовано слово взморье ? Уж точно не
приставочным, потому что, если мы уберём приставку вз-, останется непонятное
морье, и не суффиксальным (нет слова взморье).
Не выраженный буквой суффикс -й- скрыт в окончании -е:
вз -мор- й -э ( от море – приставочно-суффиксальным способом ).
Похожие слова встречаются не так уж редко:
пере — путь -й — э (от путь)
за — рубеж- й — э (от рубеж)
при- мор- й — э (от море)
Совет: обращайте особое внимание на слова с такими концовками.
Г) А теперь, чтобы продолжить разговор о способах образования, поделимся на 2
творческие группы и понаблюдаем за словами стол, дом, заплыв, переход, трава.
Предлагаю вам обратить внимание на лексическое значение слов. Так как все слова
являются именами существительными, то они обозначают предмет. В нашем
понимании, предмет – это то, что можно представить в виде картинки. Давайте
проанализируем наши имена существительные с этой точки зрения: можно ли их
представить в виде картинки или нет?
( Можно нарисовать картинки ко всем словам, но к словам стол, дом, трава
картинка будет в виде одного предмета, а к словам заплыв, переход картинка
будет состоять из нескольких предметов, например: заплыв – нарисуем
водоём, плывущих спортсменов)
Значит, имена существительные, в значении которых имеется указание на признак или
действие предмета, — произошли от слов соответствующих частей речи:
У слова, от которого образовано новое, если есть суффикс, то он «отсекается». Такой
способ называется бессуффиксным (бессуффиксальным), этим способом образуются
имена существительные, в значении которых присутствует указание на признак или
Совет: пользуйтесь приёмом «рисования», мысленно рисуйте и рассуждайте при
определении значения слов.
1.Что нужно знать, для того чтобы выполнить словообразовательный разбор?
2. Какие морфемные способы образования слов вам сегодня стали известны?
*Если возникли трудности, сомнения относительно способа образования, обращайтесь
за помощью к словообразовательному словарю.
Слова в «Школьном словообразовательном словаре» А.Н.Тихонова в словарной
статье расположены в определённой последовательности, отражающей их способ
слаб(ый) → слаб -е- ть → о-слабеть → ослабле –ни[й-э]
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 331 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-361608
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Способы словообразования в русском языке
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
- писа ть → вы писать
- вид → под вид
- забавн ый → пре забавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
- находи ть → наход к а
- цвет (цветок) → цвет ник
- улыба ть ся → улыб к а
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
- локоть → под локот ник
- бесед а → со бесед ник
- свеж ий → о свеж и ть
- мор е → за мор ск ий
- мох → за мш е ть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
- взводи ть → взвод
- припева ть → припев
- свинь я → свин ой
- золот о → золот ой
- восемь → восьм ой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
- кт о → кто- то
- чт о → что- нибудь
- где → где- либо
- когда → когда- то
- броса ть → бросать ся
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
- слуша ть → в слушать ся
- нюха ть → при нюхать ся
- дума ть → в думать ся
- тоскова ть → ис тосковать ся
- жда ть → до ждать ся
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
- толп а → толп и ть ся
- скуп ой → скуп и ться
- переговори ть → переговар ива ть ся
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
- север , восток → север о -восток;
- сух ие фрукт ы → сух о фрукты;
- свод неб а → неб о свод;
- птиц а , фабрик а → птиц е фабрика;
- хранилищ е для овощ ей → овощ е хранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
- вет еринарный врач → ветврач;
- тур истический поход → турпоход;
- мед ицинский пункт → медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
- зам еститель пред седателя → зампред;
- мо тоцикл пед альный → мопед;
- проф союзный ком итет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
- длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерстный;
- хлеб , реза ть + -к- → хлеб о резка;
- сам , вари ть + → сам о вар;
- черн ые бров и + → черн о бровый;
- каш а, вари ть + → каш е вар.
Таблица с примерами
Способы образования слов | Примеры |
---|---|