- Методические рекомендации «Способы деления дошкольников на подгруппы в образовательной и свободной деятельности«
- 17 способов случайного деления учеников на группы. Как сгруппировать детей, чтобы никому не было обидно
- Как разделить учеников на группы на уроке?
- Проблемы деления на группы
- Рекомендация для учителя «15 способов деления на группы»
Методические рекомендации «Способы деления дошкольников на подгруппы в образовательной и свободной деятельности«
Наталья Денисенко
Методические рекомендации «Способы деления дошкольников на подгруппы в образовательной и свободной деятельности«
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений
«Деление детей на подгруппы в образовательной и свободной деятельности»
Вопрос деления детей на подгруппы в настоящее время является очень актуальным из-за большого количества детей в группе.
Особенно это актуально при организации образовательной деятельности детей в саду. При этом можно столкнуться с проблемой деления детей на группы: деление воспринимается детьми эмоционально, а подчас, когда сама процедура не понята и не принята детьми, вызывает споры, выплеск негативных эмоций и потерю времени.
Выбор способа разделения детей на группы может исходить из цели образования групп, например,
o группы по уровню успеваемости- для раздачи заданий разного уровня сложности;
o группы, в которых есть воспитанники разного уровня развития, чтобы дети помогали друг другу во время образовательного процесса. При этом задания все одного уровня сложности;
o группы, в которых дети дружны между собой или, наоборот, враждуют.
o группы, объединенные по темпераменту членов;
Сложнее непредвзято разделить детей на группы вне зависимости от их качеств и предпочтений.
Разделение детей случайным образом можно организовать множеством способов.
Как разделить детей на группы?
-по гендерному (половому) признаку — мальчики, девочки;
-по стороне (ребята слева, справа, в центре);
-соседи по столу;
-по просьбе воспитателя (пополам, через одного, четные-нечетные и т. д.);
-по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
-по дате рождения (четное, нечетное число);
-по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные;
-расчет по номерам (первый-второй-третий и т. д.).
Расчет делается исходя из нужного количества групп;
по жребию.В корзине могут находиться:
листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих (актуально для ФЭМП);
по предмету, заранее положенному воспитанниками (по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ребенок, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);
геометрические фигуры — команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для ФЭМП);
изображения животных — команды домашних и диких животных, птиц, рыб, травоядных и хищники
изображения растений — команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (актуально для ООМ);
названия или изображения стран, городов, географических объектов — команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек и т. д. ;
Внешние признаки детей: цвет одежды, цвет и проч.
Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде воспитателя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений дети разделятся на пары.
Лидеры. Воспитатель может как попросить встать лидеров групп, так и определить их одним из других способов.
Каждый лидер по очереди называет того ребенка, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные дети называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока все дети не будут разбиты на команды.
Мозаика. Детям выдаются части изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого изображения.
В дальнейшем это изображение можно обыграть (например, при проведении физкультминутки).
Например, воспитатель заранее предлагает несколько вариантов, и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (например, из литературного произведения Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон и т. д.).
Конечно, можно делить детей на группы и по желанию, однако в образовательных целях лучше разбивать детей на разные по составу группы, ведь задания могут быть всегда разными и неожиданными.
Дети доверяют случаю и меньше сопротивляются нежелательным для себя связям с другими детьми, желание победить, дух соперничества и соревнования все-таки пересиливает, и они учатся налаживать связи, работать в команде, работать на результат.
Работа в группах дает возможность показать себя не только сильным детям, но и слабым, и позволяет застенчивым, замкнутым детям, детям с заниженной самооценкой пообщаться с другими детьми и, возможно, даже подружиться с кем-то.
Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.
Использование детского развивающего коврика-пазла «Буквы и цифры» в свободной деятельности старших дошкольников с ЗПР Коврик-пазл — это набор мягких модульных плиток, с буквами и цифрами вкладышами. Собирание пазлов очень полезно для детей. Это улучшает.
Фотоотчет о свободной творческой деятельности «Кто во что горазд» Поскольку целью моей профессиональной деятельности является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, я решила провести день.
Источник
17 способов случайного деления учеников на группы. Как сгруппировать детей, чтобы никому не было обидно
Каждый учитель, использующий на уроках групповой метод работы, сталкивался с проблемой деления учеников на группы: деление воспринимается детьми эмоционально, а подчас, когда сама процедура не понята и не принята детьми, вызывает споры, выплеск негативных эмоций и потерю времени урока.
Выбор способа разделения учеников на группы во время урока может исходить из цели образования групп, например,
- по уровню успеваемости для раздачи заданий разного уровня сложности;
- группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока. При этом все группы одного уровня;
- группы, в которых дети дружны между собой или, наоборот, враждуют.
- группы, объединенные по темпераменту членов;
- И т.д.
Сложнее непредвзято разделить детей на группы вне зависимости от их качеств и предпочтений. Разделение детей случайным образом можно организовать множеством способов. Приведем некоторые из них.
Как разделить учеников на группы на уроке?
- по ряду парт в классе;
- по номеру варианта (I и II вариант);
- соседи по парте;
- по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);
- по половому признаку — мальчики, девочки;
- по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
- по дате рождения (четное, нечетное число);
- по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для уроков русского языка);
- расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);
- по считалочке (см. считалки на английском языке);
- по жребию. В корзине могут находиться:
- листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих;
- предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);
- геометрические фигуры — команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);
- изображения животных — команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков биологии и окружающего мира);
- изображения растений — команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков биологии и окружающего мира);
- названия или изображения стран, городов, географических объектов — команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков географии и окружающего мира);
- а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета.
- Сегментация круга: учитель встает в центре класса и мысленно с детьми проводит его диаметр. Таким образом, дети могут разделиться на 2 равные группы. Можно сделать большее число сегментов для получения другого количества групп. Способ можно использовать на уроках математики.
- Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч. Например, команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не лежит.
- Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс разделяется на пары (должно быть четное число учеников).
- Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока весь класс не будет разбит на команды.
- Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение — на уроке ИЗО или любом другом).
- Роли, предпочтения. Например, учитель заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, Л.Н. Толстой, Р.Р. Толкин, А. Беляев и т.д.).
- И другие способы.
Конечно, можно делить учащихся на группы и по желанию, однако в учебных целях лучше разбивать учеников на разные по составу группы, а с учетом числа учеников в классах, составы могут быть всегда разными и неожиданными.
Дети доверяют случаю и меньше сопротивляются нежелательным для себя связям с другими учениками, желание победить, дух соперничества и соревнования все-таки пересиливает, и они учатся налаживать связи, работать в команде, работать на результат. Работа в группах дает возможность показать себя не только сильным ученикам, но и слабым, и позволяет застенчивым, замкнутым детям, детям с заниженной самооценкой пообщаться с другими детьми и, возможно, даже подружиться с кем-то.
Проблемы деления на группы
Однако при делении детей на группы есть и проблема: в классах бывают дети, которых никто не хочет брать в свою группу. Учитель должен не оставлять ситуацию на самотек, а обыграть ситуацию исключительно в положительном ключе. Например, остался один ребенок, которого никто не взял к себе. Можно заранее составить такие правила, что лишний участник как привилегия достанется той команде, которая выиграет в борьбе за него, то есть каждая команда выскажет свои аргументы, почему этот ученик должен быть в ней. Ученик вступает в победившую команду (здесь дети забывают о своих предпочтениях и поддаются желанию победить). В особых случаях учителю нужно исключить варианты деления на группы, когда принимают решение ученики.
С делением детей на группы также связаны и другие проблемы организационного характера. Поначалу дети могут сопротивляться, спорить, тратить слишком много времени и т.п., но задача учителя, во-первых, четко определить правила деления на группы, во-вторых, постепенно учить детей этому. Чем чаще на уроках вы будете использовать групповые методы работы, тем охотнее и быстрее дети будут группироваться в следующий раз, считая это просто этапом урока. Чтобы избежать организационных трудностей, учителю следует:
- озвучить и согласовать с детьми правила работы в группах;
- следить за соблюдением правил всеми участниками, пресекать излишние недовольства и выражение эмоций, направлять разговоры в позитивное русло;
- ставить четкие и понятные временные рамки, следить за регламентом (например, поставить в классе песочные часы или выводить часы на экране, чтобы все дети могли видеть время);
- уделять особое внимание детям-изгоям, детям с ОВЗ, новеньким и «трудным» детям.
Да, с организацией детей на группы связаны некоторые проблемы и, возможно, учителя постигнут неудачи, но со временем, если учитель будет работать в системе, он обязательно почувствует класс, детей, и научится создавать группы на лету.
Уважаемые читатели! Если вам известные другие способы деления детей на группы, пожалуйста, поделитесь ими в комментариях.
При подготовке статьи использовались материалы Игора Вачкова, Андрея Уварова, Ирины Зобниной, Ирины Дербиной. Фото: Алсу Иксанова.
Источник
Рекомендация для учителя «15 способов деления на группы»
Рекомендация для учителя «15 способов деления на группы»
Деление на группы проводится по внешним признакам участников, например по цвету одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых». Могут появиться и «красные», и «белые», «цветные».
Не советую создавать «содружество темных сил», даже если многие участники одеты в траурные цвета. Исключением может стать игра, где есть негативные персонажи, а также если ведущий рассматривает темный цвет одежды конкретных участников как бессознательное отражение их отрицательных эмоций, которые нуждаются в «отыгрывании».
Критериями для выделения отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки: наличие украшений, часов, цвет волос, цвет глаз и т.д.
2. Построение по ранжиру
Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за минимальное время они должны молча перестроиться: по цвету глаз, по цвету волос, по росту (с закрытыми глазами), по высоте голоса и другим признакам.
Ведущий каждый раз должен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой — «с самыми темными».
После того как построение по какому-либо признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.
3. Стрельба глазами
Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу ведущего все подымают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг.
Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся разбитыми по парам. А дальше — по замыслу ведущего: либо организуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения.
Можно провести это несколько иначе: попытки повторяются до тех пор, пока вся группа одновременно не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников.
Драматичной может стать ситуация, когда число участников является нечетным и кто-то заведомо должен остаться без пары. В этом случае ведущий может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, или устроить между командами соревнование за право включить этого игрока в свой состав.
4. Атомы и молекулы
Участники группы разбредаются по тренинговой комнате под негромкую «космическую» музыку. Ведущий произносит: «Каждый из вас — одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы встречаетесь с другими атомами, иногда даже случаются легкие столкновения. Но иногда вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову».
Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков осталось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распадаются на атомы, продолжающие блуждать в пространстве до следующей команды ведущего.
В результате можно либо создать две команды (из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался в игре), либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур (хорошо, если это число будет равно количеству выбывших участников, которые тогда смогут образовать свою группу).
Ведущий быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!» Первые двое (трое, четверо — смотря сколько надо подгрупп) объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды.
Можно поступить иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части.
Если участников нечетное количество, то возникает ситуация, когда кто-то один остается невостребованным. (Вы уже догадались, что эта процедура, как и вариант «Стрельба глазами», имеет социометрический характер.)
«Невостребованный» участник может почувствовать себя дискомфортно. Поэтому ведущий может предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.
Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот сразу же должен произнести какое-нибудь число — от единицы до числа, равного количеству участников.
По команде ведущего одновременно должно встать такое количество игроков, которое соответствует названному числу. При этом игрок, произнесший это случайное число, может и не вставать. Кто-нибудь может сообразить, что существуют беспроигрышные варианты: либо назвать «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все.
После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство групповой сплоченности. Тут ведущему и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» — заявляет он и называет число, которое, по его замыслу, соответствует необходимому количеству игроков в одной подгруппе.
Если игроков встало столько, сколько и было заказано, то ведущий просит их выйти из круга и продолжает игру с оставшимися.
7. Разбивка по критерию
Ведущий предлагает группе какие-либо критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с четким разделением участников на разные категории. Этот способ особенно удобен в тех случаях, когда в подгруппах необязательно должно быть равное количество игроков.
Например, в процессе тренинга ведущему необходимо получить информацию о чувствах участников. Тогда ведущий говорит: «Психологический тренинг можно сравнить с ужином в ресторане. Представьте, что вы посетители этого ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые блюда. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только заморил червячка. Давайте попробуем занять места в нашем «ресторане» в соответствии со своими ощущениями. Тех, кто попробовал, им понравилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, — прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы покинуть ресторан, занимают места в противоположном углу. Может быть, кому-то блюда из меню ресторана оказались не вполне по вкусу? Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну, а четвертый угол займут те, кто еще не понял, удовлетворяет ли их здешняя кухня. Итак, располагайтесь!»
Далее можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, высказать пожелания относительно рецептов, качества приготовления и преподнесения блюд. Вместо «ресторанной» метафоры можно использовать и другие. Допустим, можно повесить в разных углах тренинговой комнаты рожицы с изображением разных эмоциональных состояний — от беспросветной тоски до безудержного восторга — и попросить участников выбрать наиболее подходящее для себя место.
Задания образовавшимся группам можно дать в соответствии с их настроением. Например, «восторженным» участникам можно поручить придумать способы, как развеселить «тоскующую» подгруппу.
8. Кто на новенького?
Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Ведущий просто предлагает каждому выбрать того, с кем в процессе тренинговой работы он взаимодействовал меньше всего, пообщаться с ним глазами, невербально договориться и подойти друг к другу.
9. Великий предсказатель, Шляпа-предсказатель
Вожатый стоит спиной, сзади подходит ребенок и кладет руку ему на плечо и вожатый говорит направо или налево.
10. Расчет по кругу
Расчет в кругу на веники-савочки-наперстки и т.д. (зависит от того на сколько команд хотелось бы разбить отряд. ) Просто, если они будут стоять в кругу, то по любому на каждую игру будут разные команды, т.к. они же не смогут каждый раз становиться одинаково. 😉
11. Деление на подгруппы по предметам, объединенным одним названием (признаком)
Предложите каждому ребенку взять по одному предмету и найти у других предмет, подходящий ему. Дети собираются в малые группы и уточняют, почему они собрались вместе. Например, я раздаю картинки животных, птиц и рыб (по 6 штук). Каждый ребенок берет одну картинку и находит, у кого еще есть рыбы (птицы, животные). Таким образом, получается 3 группы по 6 человек. Они могут рассказать другим, почему собрались вместе (или остальные должны это угадать).
В качестве материала можно использовать:
отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому-либо признаку в одну группу;
геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию (например, 6 красных кругов, 6 красных квадратов, 6 красных треугольников и т.д.);
геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру (например, 6 больших красных треугольников, 6 малых красных треугольников, 6 малых зеленых квадратов);
мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т.п.;
муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;
предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.
При этом общее количество предметов должно соответствовать числу детей в группе, и они должны быть подобраны так, чтобы их можно было разделить по признакам на несколько — в зависимости от количества детей — небольших групп.
12. Семья овощей
Выбираются 4 овоща (например, помидоры, редис, брокколи, морковь).. Имя каждого овоща будет фамилией. Для каждого овоща, у нас есть дедушка, бабушка, папа, мама, дочь и мальчик. Например, пишем на 6 карточках : Дедушка Томаты, Бабушка Томаты, Папа Томаты, Мама Томаты, Дочь Томаты и Мальчик Томаты. Поступаем таким же образом для других овощей. На месте, необходимо только количество карточек по числу участников, которые у нас есть, то начинаем с того, чтобы убрать карточки младших в семье (например, если у вас есть 19 молодых людей (а карточек, допустим 24), то сначала устраняем карточки 4 мальчиков одной девочки, чтобы осталось 19 карточек.
Все размещаются на стульях и определяется порядок, в котором семья должна сидеть, например, дедушка, затем бабушка, затем папа, затем мама, затем мальчик и наконец девочка. Каждый участник выбирает карточки наугад, не глядя. Дедушки должны сидеть на стульях и говорить о своей фамилии (например, помидоры) чтобы собирать свою семью. Бабушка сидит на коленях своего дедушки, папы на коленях бабушки, мамы на коленях папы, и так далее.. Варианты Вместо овощей, взять плоды, цветы, деревья, животных, и т.д.
13. Букет невесты
Для начала необходимо надуть воздушные шарики. (5-6 шариков разных цветов, какие бы вы хотители для команд. Например,. 3 группы: по 5-6 шариков каждого из 3 цветов, 4 группы: 5-6 шариков — каждый из 4 цветов.)
Ведущий держит все воздушные шарики перед собой и обращается к участникам, которые держатся друг за друга в группе за ведущим. Затем ведущий бросает шарики один за другим, как это делает невеста, которая бросает свой букет. Участник, который поймал шарик, выходит из группы.. Участники, которые поймали шарики одного цвета находятся в одной команде. Можно сделать полутень в зале чтобы избегать, чтобы участники не подбирали свой цвет шарика.
14. Крик животного
Выбирать 4 животных, чей крик легко имитировать (например. : волк, кошка, петух, утка, собака, курица, лошадь, осел, баран, корова, сова). Рисуем или пишем на 6 карточках название животных. Поступаем таким же образом для других животных. Оставляем только количество карточек по числу участников, которые у нас есть, начиная с того что убираем карточку каждого животного чтобы уравнять группы животных.
Каждый участник наудачу выбирает карточку, наугад, не глядя.. Затем составляется полутень в зале и участники должны рассеяться. В сигналу, они должны издать крик своего животного и искать по звуку себе подобных.
Вариант 1 : «Ноев ковчег” Когда он играется, то не имеется цель образовывать команды, и можно загадать намного больше животных (и только по две карточки каждого вида животных) с целью образовывать пары. Готовьтесь к красивой какофонии!
Вариант 2 Вместо криков животных, можем приготовить также карточки со словами например известных поговорки и пословицы, которые подобны, например : «Делу”, ”время”, ”потехе”, ”час”, и т.д.. ”А ларчик”, ”просто”, ”открывался”, и т.д.. ”Волка”, ”ноги”, ”кормят”, и т.д.. Или просто однотипные слова. Участники с тем же словом в своей карточке из предложения должны собраться вместе.
15. Еще способы разделить детей на группы.
Рассчитайтесь на бананы и апельсины.
Апельсины сделайте шаг назад.
Бананы, закройте глаза, на счет «три» открывайте глаза, и тот, с кем вы встретитесь взглядом, будет вашей парой.
Рассчитайтесь на картошки, помидоры, огурцы и пончики и т.д.
«Раздача должностей»: выбирается директор киностудии (капитана корабля), то выбирает режиссера, звукооператора, монтажера, осветителя (штурмана, лоцмана, боцмана, матроса, юнгу). Количество должностей – по числу участников в микрогруппе.
«Одинаковая фигура»: разноцветные фигуры, вырезанные из бумаги (количество цветов – по числу микрогрупп, количество фигур – по числу участников групп)
«По цепочке»: выбираются несколько человек по числу команд, затем каждый выбирает себе второго из числа оставшихся, затем они вдвоем выбирают третьего, втроем – четвертого и т.д.
Деление на подгруппы по слову, движению, действию
Предложите детям рассчитаться на 1—4 (в зависимости от нужного количества групп) и собраться в группы по порядковому номеру:
назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и разделиться на микрогруппы;
называть по цепочке 3—4 цвета (повторяя только их, например: красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
назвать по цепочке 3—4 животных, растения, транспортные средства и т.п. и объединиться в соответствующие группы;
Источник