- ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.3. Разделение властей.
- 5.3. Разделение властей.
- Разделение властей.
- Суть разделения властей:
- ЦЕЛИ разделения властей в государстве:
- Разделение государственной власти по горизонтали:
- Разделение властей в РФ:
- Разделение государственной власти по вертикали
- Дополнительная информация.
- Разделение властей
- Готовые работы на аналогичную тему
- Принцип разделения властей
- Идея разделения властей
- Механизм разделения властей
- Разделение властей
- Что означает понятие «разделение властей»?
- Что такое государственная власть?
- Что такое механизм государства?
- Не нашли нужную информацию?
- Гарантия возврата денег
- Отзывы студентов о нашей работе
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.3. Разделение властей.
5.3. Разделение властей.
ПЛАН.
- Сущность понятия «государственная власть».
- Разделение властей (понятие, суть).
- ЦЕЛИ разделения властей в государстве.
- Разделение государственной власти по горизонтали и вертикали.
- Разделение властей в РФ.
- Дополнительная информация.
Государственная власть – это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения как одно из средств соблюдения законов и распоряжений.
Разделение властей.
Разделение властей – это деление власти на три ветви:
Суть разделения властей:
- все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции;
- никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти;
- никакая власть не может быть устранена другой;
- все ветви власти решают задачу взаимного контроля и сдерживания («система сдержек и противовесов»);
- судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности.
ЦЕЛИ разделения властей в государстве:
- предотвращение сосредоточения власти в одних руках или в руках группы лиц;
- недопущение злоупотребления государственной властью;
- чёткое определение функций, компетенции и ответственности каждого органа государственной власти;
- ведение к минимуму ошибок в управлении;
- гармоничное соединение различных противоречивых элементов общественной жизни – государства и гражданского общества.
Разделение государственной власти по горизонтали:
- законодательная;
- исполнительная;
- судебная.
Разделение властей в РФ:
- законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы;
- исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными делами;
- судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней) – следит за соблюдением законов.
Разделение государственной власти по вертикали
(отражает круг полномочий центральной власти и регионов, на которые разделено государство):
- центральная (общегосударственная) власть
- региональная власть.
Дополнительная информация.
В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах английского мыслителя Джона Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»).
Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах французского мыслителя Ш. Монтескье («О духе законов»), а также в работах американских философов А.Гамильтона и Дж. Мэдисона ( XVII – XVIII вв.)
Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.
Компетенция – это круг полномочий какого-либо учреждения или лица.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Разделение властей
Вы будете перенаправлены на Автор24
Бесправие, насилие и диктатура возможны тогда, когда действующая власть чрезмерно сосредотачивается в одних руках. Современные страны имеют три ее ветви: законодательная, исполнительная и судебная. На сегодняшний день распределение властей – это признанная во всех демократических государствах норма.
Рисунок 1. Разделение властей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Разделение властей — политико-правовая практика и теория, согласно которым правительственная власть должна быть распределена между независимыми друг от друга ветвями.
Указанная практика считается обязательным условием успешного развития любой страны. Однако концепция разделения властей в реальности управления государственными процессами существовала не всегда. Так, древние греки соединили функции всех трех ветвей в Афинское собрание, а уже в Средние века полноценное управление государством делили между собой духовенство, король и знать. Когда верховный монарх пытался сосредоточить правительство только в своих руках, сразу возникал абсолютизм.
Даже в те времена короли и императоры не могли действовать без финансов. Чтобы их получить и удержать, необходимо было увеличивать налоги и созывать дворянские ассамблеи. Таким образом, аристократия постепенно вмешивалась в политику короля в обмен на свои деньги.
В итоге появились многочисленные законодательные собрания в виде риксдагов, парламентов и генеральных штатов, которые медленными, но уверенными шагами увеличивали свою власть.
Готовые работы на аналогичную тему
Вскоре дошло до того, что правители стали нуждаться в их постоянной поддержке, чтобы провести определенные реформы в социуме.
В современных демократических государствах разделение законодательной власти осуществляется следующим образом:
- правительственная ветвь — представляет парламент, который избирается посредством тайного голосования с учетом реализации одинаково доступного для всех избирательного права;
- исполнительная ветвь действующей власти – подчиняется президенту или премьер-министру, которые руководят сразу несколькими правовыми органами: министерствами, администрациями и различными ведомствами;
- судебная власть — обеспечивает легальность деятельности первых указанных ветвей путем создания Верховного суда или подобной инстанции, которые осуществляют тщательный надзор за соблюдением установленной конституции и соответствием ей основных распоряжений государственных органов.
Итак, очевидно, что когда в стране происходит распределение властей на три ветви, то все соответствующие институты, являясь абсолютно независимыми, будут контролировать друг друга, препятствуя своими действиям попыткам злоупотреблять положением.
Принцип разделения властей
Ключевая суть исполнительной власти состоит в исследовании теории государственной власти и гипотезы разделения властей. Правительственные органы и другие системы государства, будучи достаточно тесно взаимосвязанными, обеспечивают в реальной жизни процесс государственного демократического управления.
Государственная власть — это концепция универсальных гражданских отношений и деятельность правительственных структур, которая осуществляется путем установленных в стране законодательных форм и способов, направленных на создание демократического режима в социуме, защиту свобод и прав любого гражданина, а также обеспечение объективного государственного контроля.
Демократизм и эффективность правовой деятельности возможно достигнуть с помощью разделения государственной власти на три ранее рассмотренные ветви, которые выполняют строго предписанные им функции, следовательно, отсутствие одной из них повлечет за собой грубое нарушение принципов демократии. Однако значимая роль в современном мире отводится именно исполнительной власти.
Принцип распределения властей считается одним из центральных конституционных методов, для которого характерны такие общие признаки:
- грамотное распределение власти между действующими законодательными органами;
- рассредоточение основных функций государственной деятельности по различным госслужащим;
- комплексное обеспечение взаимного равновесия всех органов власти;
- установленное законодательством равенства правовых структур;
- независимость органов исполнительной, законодательной и судебной власти в проведении специальных государственных мероприятий и определенной компетенции демократических стран.
Классически гипотеза разделения властей подразумевает обязательное создание самостоятельных государственных систем, осуществляющих качественную власть в целях выполнения функций и задач государства, стабильного обеспечения демократического развития общественных традиций, соблюдения свобод и прав граждан. При этом, абсолютно все ветви власти уравновешивают и взаимно дополняют друг друга.
Идея разделения властей
Чтобы исключить возможный деспотизм, необходимо строгое и тщательное распределение действующей власти. В каждом разумно функционирующем государстве в обязательном порядке должны взаимодействовать три ветви власти: законодательная, которая издает важные законы; исполнительная, осуществляющая комплексное управление на базе изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законопроектов и осуществляющая справедливое правосудие.
Деспотизм может возникнуть там, где достаточная независимость одной ветви правительства не поддерживается другими.
В этом случае, законодатель не может быть руководителем, так как первый издает законы, а второй обязан подчиняться им. Ни правитель, ни законодатель не могут самостоятельно творить суд: они только назначают судей.
В истории наиболее предпочтительной считается полная гармония между всеми тремя сферами власти, но такая гармоничность и слаженность подразумевает также борьбу и противоречие. Если же власть исполнительная и законодательная соединены в одном учреждении или физическом лице, то свободы просто не может быть будет. А в случае, если комбинировать судебную и исполнительную власть, то судья получает уникальную возможность стать настоящим угнетателем.
Ключевая цель деятельности законодателей состоит в том, чтобы должным образом предоставить народу спокойную, нормальную и социально справедливую жизнь. В идеале между этими тремя правительственными ветвями должно установиться лад в виде правопорядок, который являл бы собой высшее совершенство. Но исторический опыт доказывает, что последовательно реализовать принцип разделение власти практически невозможно, ведь для этого необходимо в течение всего времени соблюдать равенство и баланс между ними.
Механизм разделения властей
Механизм государства представляет собой комплексную систему правительственных органов, организаций и учреждений, осуществляющих практическую деятельность по предоставлению регулятивной и охранительной функции страны
Такие процессы в государстве являются не только главными, но и выступают в роли определяющего элемента в политической системе. Данный механизм способен обеспечить объективное функционирование абсолютно всех сфер общественной жизни, а также оказывать положительное и отрицательное воздействие на явления, происходящие в обществе.
Современное государство — это особый механизм согласования неминуемо различных интересов и потребностей граждан или их организаций для обеспечения общего блага, и развития полноценного государства.
Структура механизма страны изменчива и многогранна, так как в нее входят все государственные органы управления, которые обладают властными полномочиями, а также правительственные организации, не имеющие организационных и финансовых средств. Ключевой ячейкой механизма правительственной власти считается человек, а субъект выступает в роли носителя государственной системы.
Элементы механизма объединяются различными способами, создавая универсальный институт мысли классического учения о распределение властей, которое не сводит данную практику ни к разделению труда в сфере государственной власти, ни к выражению определенного компромисса классово-политических сил, который можно наблюдать в развитых правовых концепциях. Разделение властей — это, в первую очередь, форма демократии.
Источник
Разделение властей
О понятии разделение властей заговорили еще в XVII-XVIII столетиях англичанин Джон Локк и философ, уроженец Франции, Шарль де Монтескье. Они утверждали, что жажда безгранично обладать властью, порождает злоупотребления ею.
Поэтому деятели предложили принцип разделения властей на «ветви», аргументируя это тем, что в государстве возникнет несколько взаимно контролирующих центров, препятствующих единоличному захвату власти.
Что означает понятие «разделение властей»?
Он предполагает наличие трех «ветвей» власти:
Они являются независимыми друг от друга (в рамках компетенции). При разделении властей, исполнительные, законодательные и судебные институты взаимно контролируют, сдерживают друг друга, препятствуя концентрации (сосредоточения) всей полноты политической власти в одних руках. Тем самым, исключается злоупотребление властью, диктатура и, вытекающие из нее, последствия — деспотизм, насилие и бесправие, подавление прав и свобод человека.
В системе разделения властей, главенствующие позиции занимает парламент. Высший законодательный орган представляет интересы граждан страны и издает законопроекты. На этапе разработки, парламент согласовывает правовые акты с правительственными инстанциями.
В президентских республиках глава государства обладает правом «вето» (запрета). Он может заблокировать принятие того или иного решения, отклонить законодательные акты и требовать их доработки. В свою очередь, парламент в компетенции отменить, приостановить решения исполнительного института власти.
Нынешняя демократия требует, чтобы, хотя бы одну из палат парламента, избирало население. Выборы в парламент — это, своего рода, индикатор настроений в социуме. Они выражаются в разнонаправленных политических партиях. Партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство.
Выборы могут проходить:
- по пропорциональной системе (выбирают партии);
- по мажоритарной системе (депутатов выбирают от избирательных округов).
Выборы проводятся регулярно, раз на четырех-, пятилетний период, посредством тайного голосования населения, наделенного избирательными правами.
Исполнительная власть — один из видов самостоятельной, независимой государственной власти. Она является проводником государственной политики в жизнь, а ее деятельность носит исполнительно-распорядительный, постоянный и непрерывный характер. Данная «ветвь» политической власти представляет собой совокупность функционально-организационных механизмов, используемых для реализации, закрепленных на законодательном уровне, задач и целей государственной политики.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Вышеупомянутый институт подчиняется президенту и премьер-министру (главе исполнительной власти). Под понятием «судебной власти» подразумевается самостоятельная, независимая «ветвь» государственной власти, осуществляемая судами.
Ее главные функции заключаются в:
- разрешении, урегулировании, согласно закону, социальных конфликтов между государством и гражданами, между физическими, а также юридическими лицами;
- контроле за конституционностью законов.
Что такое государственная власть?
Понятия «государственная власть» и «политическая власть» являются тождественными.
Источником государственной власти является народ. Она обеспечивает объективный государственный контроль, путем установленных в стране законодательных форм, задействуя правительственные структуры. Чиновник не имеет права одновременно занимать должности в разных «ветвях» власти.
Каждому институту государственной власти соответствуют та или иная система государственных органов, а также присущи специфические признаки, организационные принципы, нормативно-правовая база.
Что такое механизм государства?
В каждом демократическом государстве создан свой механизм реализации принципа разделения властей.
Признаками государственного аппарата являются:
- целостность и иерархичность;
- особый состав и специальные цели деятельности;
- материальная и техническая обеспеченность.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Структура механизма государства включает:
- государственные органы, наделенные властными полномочиями;
- государственные предприятия и организации, не имеющие власть распоряжаться чем-либо;
- служащих государственных органов или учреждений, не обладающих властными полномочиями;
- материальные средства;
- государственный аппарат, в который входят глава страны, органы трех «ветвей» власти (законодательной, исполнительной, судебной), органы принудительного исполнения (в том числе прокуратура) и вооруженные силы.
К основным принципам организации, деятельности государственного аппарата относятся — представительство интересов людей, гласность, открытость к диалогу, компетентность, высокий уровень профессионализма, законность, субординация.
Не нашли нужную информацию?
Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.
Гарантия низких цен
Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.
Доработки и консультации включены в стоимость
В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.
Вернем деньги за невыполненное задание
Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.
Тех.поддержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.
Тысячи проверенных экспертов
Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».
Гарантия возврата денег
Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!
Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока
Гарантия возврата денег
В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы
Отзывы студентов о нашей работе
«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами
Используя «Всё сдал!», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:
Принимаем к оплате
Источник