Разделение движения во времени
Это направление организации дорожного движения охватывает методы, обеспечивающие в основном с помощью Правил дорожного движения, дорожных знаков и световых сигналов светофоров разделение транспортных и пешеходных потоков во времени. Благодаря этому исключаются (или сводятся к минимуму) конфликты при проезде перекрестков, железнодорожных переездов, временно суженных мест на дорогах.
Введение приоритета на пересечениях с помощью Правил дорожного движения является наиболее универсальным методом, при котором водители, исполняя существующие требования, самостоятельно организуют движение. Существует ряд положений Правил, устанавливающих очередность проезда перекрестков и других мест. Так, на пересечениях равнозначных дорог приоритетом на движение обладает водитель транспортного средства, не имеющий помехи справа. Это правило действует не только на перекрестках, но и во всех других местах, где возможно движение (на территории автотранспортного предприятия, во дворах, на других закрытых территориях). Таким образом, с помощью этого положения реализуется одно из важных направлений организации движения – разделение транспортных потоков во времени.
В Правилах установлены и другие нормативные требования, определяющие очередность проезда мест возможного конфликта транспортных средств между собой и с пешеходами. Например, Правила обязывают при повороте налево уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо, и тем самым обеспечивается рассредоточение во времени при проезде конфликтной точки. Существует также общее правило, требующее от водителей транспортных средств, поворачивающих на перекрестке направо или налево, уступать дорогу пешеходам, которые переходят проезжую часть той дороги, в сторону которой совершается поворот.
Введение приоритета на пересечениях с помощью дорожных знаков реализуется с использованием знаков 2.1–2.7. Например, при движении по дороге, обозначенной знаком 2.1 «Главная дорога», водитель имеет преимущество при проезде всех перекрестков по отношению к водителям, находящимся на пересекаемых дорогах. Таким образом, на главной дороге предоставляется первоочередное право на движение и обеспечивается меньшая потеря времени на ожидание. Знаки 2.4 «Уступите дорогу» и 2.5 «Движение без остановки запрещено» требуют от водителей предоставить другим водителям транспортных средств, находящихся на пересекаемой дороге, право на первоочередное движение, и таким образом обеспечивается разделение движения во времени при проезде конфликтных точек.
Для попеременного движения в местах сужения проезжей части при относительно невысокой интенсивности движения применяют два знака: 2.6 «Преимущество встречного движения» и 2.7 «Преимущество перед встречным движением», которые как бы упрощенно выполняют роль светофора.
Светофорное регулирование движения предназначено для попеременного пропуска транспортных и пешеходных потоков по взаимно конфликтующим направлениям. Прежде всего это относится к перекресткам с интенсивным движением, где с помощью только знаков и разметки нельзя обеспечить безопасность движения. Чем выше интенсивность движения, тем больше вероятность возникновения конфликтов и тем меньше возможность исключить эту опасность, не прибегая к светофорному регулированию. Практика организации дорожного движения выработала критерии введения светофорной сигнализации, учитывающие суммарные задержки и степень опасности движения.
Светофорное регулирование широко используют для обеспечения безопасного перехода пешеходов через проезжую часть и вне перекрестков возле школ, торговых центров, кинотеатров, других мест массового посещения. Причем в этих местах бывает целесообразным применять вызывное устройство, с помощью которого пешеходы сами могут включать для себя зеленый сигнал, останавливая при этом транспортный поток.
Без светофорной сигнализации невозможно обеспечить должную безопасность движения на железнодорожных переездах. Подробнее об этом сказано в подразделе 6.5.
Характерным примером использования светофорной сигнализации для разделения транспортных потоков во времени является регулирование на реверсивной полосе – полосе проезжей части, используемой для попеременного движения во встречных направлениях. В данном случае только светофорная сигнализация обеспечивает безопасность попеременного движения по одной и той же полосе.
Примерно такую же функцию выполняет светофорная сигнализация и при поочередном пропуске транспортных потоков в местах временного сужения проезжей части (например, в местах производства дррожно-ремонтных или строительных работ), где нельзя организовать одностороннее движение.
Во всех случаях, когда используется светофорная сигнализация, может быть применено и ручное регулирование с помощью сигналов, подаваемых сотрудниками ДПС. Однако в современных условиях интенсивного многорядного движения ручное регулирование может применяться лишь в течение какого-то ограниченного времени (на период выхода из строя светофорной сигнализации, возникновения непредвиденных заторов и других чрезвычайных ситуаций), поскольку при многополосной проезжей части практически невозможно обеспечить четкую и одновременную подачу сигналов по всем направлениям.
Особые условия возникают, например, когда необходимо обеспечить безопасный пропуск транспортного потока в зоне ДТП, если там возникают заторовые ситуации. Здесь функции регулирования выполняют сотрудники ДПС, прибывшие на место ДТП.
Детально все вопросы, связанные со светофорным регулированием, применением дорожных знаков и разметки излагаются в курсе «Технические средства организации дорожного движения».
Разделение движения во времени обеспечивается временным распределением транспортных потоков. По мере развития автомобилизации все чаще, особенно в крупных городах, возникают систематические заторы в связи с перегрузкой УДС. В таких условиях даже АСУД не в состоянии предотвратить осложнение транспортной ситуации, приводящее к резкому падению скоростей сообщения. Облегчить ситуацию можно с помощью таких организационных мероприятий, как плановое распределение определенных видов перевозок по времени суток или запрет движения отдельных видов транспортных средств в определенные периоды. Так, например, сокращения интенсивности движения МПТ можно достичь путем рассредоточения пассажиропотока за счет назначения различного времени начала рабочего дня (и его окончания) в близкорасположенных крупных предприятиях и учреждениях. Эта мера реализуется во многих городах мира путем соответствующих распоряжений местных органов власти.
Широко известна и такая мера, как запрещение в городах или некоторых их зонах перевозок тяжеловесных грузов и движение тяжелых грузовых автомобилей в дневное время (период наиболее высокой интенсивности транспортных потоков).
Одним из примеров применения крайней меры в условиях особого обострения транспортной проблемы является решение властей столицы Мексики г. Мехико. Здесь в связи с глобальными систематическими заторами на УДС, сводящими на нет преимущества пользования легковыми автомобилями, было установлено, что владельцы автомобилей с четным числом на номерном знаке могут ездить в черте города в четные дни, а с нечетными – в нечетные дни. Это является наглядным примером ситуации, когда уровень автомобилизации города в недопустимой степени превышает развитие УДС и ее пропускной способности.
Источник
Разделение движения во времени
Разделение движения во времени заключается в реализации широкого круга задач, которые охватывают вопросы от регулирования движения на пересечениях до регулирования перевозочных процессов для снижения пиковой интенсивности движения.
Разделение транспортных и пешеходных потоков во времени выполняется с помощью правил дорожного движения, дорожных знаков и световых сигналов светофоров.
Благодаря этому исключаются (или сводятся к минимуму при выполнении правил дорожного движения водителями) конфликты при проезде перекрестков, железнодорожных переездов, мест сужения на дорогах. Наиболее универсальным способом является введение приоритета на пересеченияхна основании требований правил дорожного движения, благодаря которым водители самостоятельно организуют движение.
Так, на пересечениях равнозначных дорог приоритетом на движение обладает водитель транспортного средства, не имеющий помехи справа. Это правило действует не только на перекрестках, не и во всех других местах, где возможно движение (на территории автотранспортной организации, во дворах, на других закрытых территориях).
При повороте налево водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо, тем самым обеспечивается рассредоточение во времени при проезде конфликтной точки.
Существует также общее правило, требующее от водителей транспортных средств, поворачивающих на перекрестке направо или налево, уступать дорогу пешеходам, которые переходят проезжую часть той дороги, в сторону которой совершается поворот. Однако практика показала, что более безопасное разделение транспортных и пешеходных потоков во времени обеспечивается с помощью дорожных знаков.
Дорожные знаки в совокупности с разметкой, сигналами светофорного регулирования составляют средства технического регулирования дорожного движения.
В связи с ростом интенсивности и связанными с этим изменениями условий движения, а также непрерывным развитием технических средств организации движения в последние годы в Российской Федерации выполняется работа по совершенствованию соответствующих нормативных положений.
Переработаны действующие ранее и выпущены новые государственные стандарты, например:
– ГОСТ Р 52290 — 2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования»;
– ГОСТ Р 51256 — 99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования»;
– ГОСТ Р 52282 — 2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний»;
– ГОСТ Р 52289 — 2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направлявших устройств».
На главной дороге предоставляется первоочередное право на движение и обеспечивается меньшая потеря времени на ожидание. Знаки 2.4 «Уступите дорогу» и 2.5 «Движение без остановки запрещено» требуют от водителей предоставить другим водителям транспортных средств, находящихся на пересекаемой дороге, право на первоочередное движение — таким образом, обеспечивается разделение движения во времени при проезде конфликтных точек.
Рисунок 2.8 – Знаки 2.4 «Уступите дорогу» и 2.5 «Движение без остановки запрещено»
Для попеременного движения в местах сужения проезжей части при относительно невысокой интенсивности движения применяют знаки 2.6 «Преимущество встречного движения» и 2.7 «Преимущество перед встречным движением».
Чем выше интенсивность движения, тем больше вероятность возникновения конфликтов на дороге, решением чего является светофорное регулирование. Практика организации дорожного движения выработала критерии введения светофорной сигнализации, учитывающие суммарные задержки и степень опасности движения.
Рисунок 2.9 – Знаки 2.6 «Преимущество встречного движения» и 2.7 «Преимущество перед встречным движением»
Разделение во времени можно достигнуть для пешеходных потоков смещением начала и конца работы крупных, близко расположенных предприятий, для транспортных потоков — сдвигом и рациональным распределением времени выхода и возврата транспортных средств соседних предприятий, часов работы близко расположенных складов и т.п.
Результативной мерой снижения загрузки дороги является ликвидация объектов, образующих пешеходные и транспортные потоки, или сокращение их размеров. При отсутствии резервов путей сообщения этот прием становится неизбежным. В условиях города сокращение пешеходных потоков, пересекающих дорогу, можно достичь, например, рациональным размещением и дублированием по обеим сторонам дороги наиболее посещаемых объектов (торговых точек, предприятий бытового обслуживания и т.п.).
Для сокращения части транспортных потоков в перегруженных зонах эффективной мерой является ликвидация и перенос складов, торговых баз, некапитальных производственных предприятий и других грузообразующих объектов.
Широко известна такая мера, как запрещение в городах или некоторых их зонах перевозок тяжеловесных грузов и движение тяжелых грузовых транспортных средств в дневное время (период наиболее высокой интенсивности транспортных потоков).
Без светофорной сигнализации невозможно обеспечить должную безопасность движения на железнодорожных переездах.
Под железнодорожным переездом подразумевают специально оборудованное пересечение в одном уровне железной и автомобильной дорог.
Организация движения по железнодорожным переездам должна обеспечивать максимальную защиту участников дорожного движения от вовлечения в ДТП, минимальные задержки транспортных средств и максимальное удобство передвижения водителей, машинистов и пассажиров транспортных средств через переезд.
Основными направлениями повышения безопасности дорожного движения на переездах являются следующие:
– ликвидация малодеятельных переездов;
– соблюдение действующих норм проектирования и эксплуатации железных и автомобильных дорог в зонах устройства переездов;
– совершенствование технического оснащения переездов;
– строительство пересечений в разных уровнях.
Переезды должны располагаться преимущественно на прямых участках железных и автомобильных дорог вне пределов выемок, мест с неудовлетворительными условиями видимости.
Согласно требованиям инструкций железнодорожного транспорта в Российской Федерации видимость для водителя должна обеспечиваться и контролироваться в зависимости от скорости наиболее быстрых поездов υп, курсирующих на данном участке железной дороги.
Установлено, что на удалении 50 м от переезда расстояние видимости lв приближающегося поезда для водителя должно быть не менее следующих значений:
υп,км/ч | 121. 140 | 81. 120 | 41. 80 | 26. 40 | 25 и менее |
lв, м |
Такая видимость обязательна на неохраняемых переездах. В свою очередь, в целях безопасности движения машинист должен иметь возможность видеть железнодорожный переезд с расстояния не менее 1000 м.
Для обеспечения безопасности все переезды оборудуют соответствующими средствами сигнализации, информации и контроля. Переезды, которые оборудованы автоматической сигнализацией или на которых предусмотрено присутствие дежурного работника, управляющего включением сигнализации (а также шлагбаумами), относят к регулируемым. Переезды, где нет автоматической сигнализации или дежурного работника, относят к нерегулируемым.
Кроме того, переезды подразделяют на охраняемые (где дежурный присутствует постоянно) и на неохраняемые. Переезды I и II категорий должны быть только охраняемыми. Их обязательно оборудуют надежным освещением.
Рисунок 2.10 – Регулируемый охраняемый железнодорожный переезд
Расчетное время извещения о приближении поезда к переезду определяется в зависимости от протяженности участка дороги в границах переезда. При этом расчетное время извещения о приближении поезда к переезду должно быть не менее 30 сек при автоматической переездной сигнализации, в том числе с автоматическими шлагбаумами и не менее 40 сек — при оповестительной сигнализации.
Расстояние, на котором включается сигнализация при приближении поезда к переезду, определяют для самого быстрого поезда. Поэтому при приближении поезда, движущегося с меньшей скоростью, время извещения, а, следовательно, время закрытия переезда будет больше.
Следует считать, что при исключении из состава транспортного потока тихоходных транспортных средств и обеспечении нормального состояния настилов и проезжей части на переезде минимальное время извещения и добавочное время могут быть существенно сокращены, что позволяет повысить пропускную способность переезда.
Источник