Разделение движения по времени типичные способы реализации

Разделение движения во времени

Это направление организации дорожного движения охватывает методы, обеспечивающие в основном с помощью Правил дорожного движения, дорожных знаков и световых сигналов светофоров разделе­ние транспортных и пешеходных потоков во времени. Благодаря этому исключаются (или сводятся к минимуму) конфликты при проезде пе­рекрестков, железнодорожных переездов, временно суженных мест на дорогах.

Введение приоритета на пересечениях с помощью Правил дорож­ного движения является наиболее универсальным методом, при кото­ром водители, исполняя существующие требования, самостоятельно организуют движение. Существует ряд положений Правил, устанавли­вающих очередность проезда перекрестков и других мест. Так, на пере­сечениях равнозначных дорог приоритетом на движение обладает во­дитель транспортного средства, не имеющий помехи справа. Это пра­вило действует не только на перекрестках, но и во всех других местах, где возможно движение (на территории автотранспортного предприя­тия, во дворах, на других закрытых территориях). Таким образом, с по­мощью этого положения реализуется одно из важных направлений орга­низации движения – разделение транспортных потоков во времени.

В Правилах установлены и другие нормативные требования, опре­деляющие очередность проезда мест возможного конфликта транспорт­ных средств между собой и с пешеходами. Например, Правила обязы­вают при повороте налево уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо, и тем самым обеспечивается рассредоточение во времени при проезде конфликтной точ­ки. Существует также общее правило, требующее от водителей транс­портных средств, поворачивающих на перекрестке направо или нале­во, уступать дорогу пешеходам, которые переходят проезжую часть той дороги, в сторону которой совершается поворот.

Введение приоритета на пересечениях с помощью дорожных зна­ков реализуется с использованием знаков 2.1–2.7. Например, при дви­жении по дороге, обозначенной знаком 2.1 «Главная дорога», водитель имеет преимущество при проезде всех перекрестков по отношению к водителям, находящимся на пересекаемых дорогах. Таким образом, на главной дороге предоставляется первоочередное право на движение и обеспечивается меньшая потеря времени на ожидание. Знаки 2.4 «Ус­тупите дорогу» и 2.5 «Движение без остановки запрещено» требуют от водителей предоставить другим водителям транспортных средств, на­ходящихся на пересекаемой дороге, право на первоочередное движе­ние, и таким образом обеспечивается разделение движения во времени при проезде конфликтных точек.

Для попеременного движения в местах сужения проезжей части при относительно невысокой интенсивности движения применяют два зна­ка: 2.6 «Преимущество встречного движения» и 2.7 «Преимущество перед встречным движением», которые как бы упрощенно выполняют роль светофора.

Светофорное регулирование движения предназначено для попере­менного пропуска транспортных и пешеходных потоков по взаимно конфликтующим направлениям. Прежде всего это относится к пере­кресткам с интенсивным движением, где с помощью только знаков и разметки нельзя обеспечить безопасность движения. Чем выше интен­сивность движения, тем больше вероятность возникновения конфлик­тов и тем меньше возможность исключить эту опасность, не прибегая к светофорному регулированию. Практика организации дорожного дви­жения выработала критерии введения светофорной сигнализации, учи­тывающие суммарные задержки и степень опасности движения.

Светофорное регулирование широко используют для обеспечения безопасного перехода пешеходов через проезжую часть и вне перекрест­ков возле школ, торговых центров, кинотеатров, других мест массово­го посещения. Причем в этих местах бывает целесообразным приме­нять вызывное устройство, с помощью которого пешеходы сами могут включать для себя зеленый сигнал, останавливая при этом транспорт­ный поток.

Без светофорной сигнализации невозможно обеспечить должную безопасность движения на железнодорожных переездах. Подробнее об этом сказано в подразделе 6.5.

Характерным примером использования светофорной сигнализации для разделения транспортных потоков во времени является регулиро­вание на реверсивной полосе – полосе проезжей части, используемой для попеременного движения во встречных направлениях. В данном случае только светофорная сигнализация обеспечивает безопасность попеременного движения по одной и той же полосе.

Читайте также:  Механический способ бурения скважины

Примерно такую же функцию выполняет светофорная сигнализа­ция и при поочередном пропуске транспортных потоков в местах вре­менного сужения проезжей части (например, в местах производства дррожно-ремонтных или строительных работ), где нельзя организовать одностороннее движение.

Во всех случаях, когда используется светофорная сигнализация, может быть применено и ручное регулирование с помощью сигналов, подаваемых сотрудниками ДПС. Однако в современных условиях ин­тенсивного многорядного движения ручное регулирование может при­меняться лишь в течение какого-то ограниченного времени (на период выхода из строя светофорной сигнализации, возникновения непред­виденных заторов и других чрезвычайных ситуаций), поскольку при многополосной проезжей части практически невозможно обеспечить четкую и одновременную подачу сигналов по всем направлениям.

Особые условия возникают, например, когда необходимо обеспе­чить безопасный пропуск транспортного потока в зоне ДТП, если там возникают заторовые ситуации. Здесь функции регулирования выпол­няют сотрудники ДПС, прибывшие на место ДТП.

Детально все вопросы, связанные со светофорным регулировани­ем, применением дорожных знаков и разметки излагаются в курсе «Тех­нические средства организации дорожного движения».

Разделение движения во времени обеспечивается временным рас­пределением транспортных потоков. По мере развития автомобилиза­ции все чаще, особенно в крупных городах, возникают систематичес­кие заторы в связи с перегрузкой УДС. В таких условиях даже АСУД не в состоянии предотвратить осложнение транспортной ситуации, при­водящее к резкому падению скоростей сообщения. Облегчить ситуа­цию можно с помощью таких организационных мероприятий, как пла­новое распределение определенных видов перевозок по времени суток или запрет движения отдельных видов транспортных средств в опреде­ленные периоды. Так, например, сокращения интенсивности движе­ния МПТ можно достичь путем рассредоточения пассажиропотока за счет назначения различного времени начала рабочего дня (и его окон­чания) в близкорасположенных крупных предприятиях и учреждени­ях. Эта мера реализуется во многих городах мира путем соответствую­щих распоряжений местных органов власти.

Широко известна и такая мера, как запрещение в городах или не­которых их зонах перевозок тяжеловесных грузов и движение тяжелых грузовых автомобилей в дневное время (период наиболее высокой ин­тенсивности транспортных потоков).

Одним из примеров применения крайней меры в условиях особого обострения транспортной проблемы является решение властей столицы Мексики г. Мехико. Здесь в связи с глобальными систематически­ми заторами на УДС, сводящими на нет преимущества пользования легковыми автомобилями, было установлено, что владельцы автомо­билей с четным числом на номерном знаке могут ездить в черте города в четные дни, а с нечетными – в нечетные дни. Это является нагляд­ным примером ситуации, когда уровень автомобилизации города в не­допустимой степени превышает развитие УДС и ее пропускной спо­собности.

Источник

Разделение движения во времени

Разделение движения во времени заключается в реализации широкого круга задач, которые охватывают вопросы от регулирования движения на пересечениях до регулирования перевозочных процессов для снижения пиковой интенсивности движения.

Разделение транспортных и пешеходных потоков во времени выполняется с помощью правил дорожного движения, дорожных знаков и световых сигналов светофоров.

Благодаря этому исключаются (или сводятся к минимуму при выполнении правил дорожного движения водителями) конфликты при проезде перекрестков, железнодорожных переездов, мест сужения на дорогах. Наиболее универсальным способом является введение приоритета на пересеченияхна основании требований правил дорожного движения, благодаря которым водители самостоятельно организуют движение.

Читайте также:  Филлер для волос фармстей с коллагеном способ применения

Так, на пересечениях равнозначных дорог приоритетом на движение обладает водитель транспортного средства, не имеющий помехи справа. Это правило действует не только на перекрестках, не и во всех других местах, где возможно движение (на территории автотранспортной организации, во дворах, на других закрытых территориях).

При повороте налево водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо, тем самым обеспечивается рассредоточение во времени при проезде конфликтной точки.

Существует также общее правило, требующее от водителей транспортных средств, поворачивающих на перекрестке направо или налево, уступать дорогу пешеходам, которые переходят проезжую часть той дороги, в сторону которой совершается поворот. Однако практика показала, что более безопасное разделение транспортных и пешеходных потоков во времени обеспечивается с помощью дорожных знаков.

Дорожные знаки в совокупности с разметкой, сигналами светофорного регулирования составляют средства технического регулирования дорожного движения.

В связи с ростом интенсивности и связанными с этим изменениями условий движения, а также непрерывным развитием технических средств организации движения в последние годы в Российской Федерации выполняется работа по совершенствованию соответствующих нормативных положений.

Переработаны действующие ранее и выпущены новые государственные стандарты, например:

– ГОСТ Р 52290 — 2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования»;

– ГОСТ Р 51256 — 99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования»;

– ГОСТ Р 52282 — 2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний»;

– ГОСТ Р 52289 — 2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направлявших устройств».

На главной дороге предоставляется первоочередное право на движение и обеспечивается меньшая потеря времени на ожидание. Знаки 2.4 «Уступите дорогу» и 2.5 «Движение без остановки запрещено» требуют от водителей предоставить другим водителям транспортных средств, находящихся на пересекаемой дороге, право на первоочередное движение — таким образом, обеспечивается разделение движения во времени при проезде конфликтных точек.

Рисунок 2.8 – Знаки 2.4 «Уступите дорогу» и 2.5 «Движение без остановки запрещено»

Для попеременного движения в местах сужения проезжей части при относительно невысокой интенсивности движения применяют знаки 2.6 «Преимущество встречного движения» и 2.7 «Преимущество перед встречным движением».

Чем выше интенсивность движения, тем больше вероятность возникновения конфликтов на дороге, решением чего является светофорное регулирование. Практика организации дорожного движения выработала критерии введения светофорной сигнализации, учитывающие суммарные задержки и степень опасности движения.

Рисунок 2.9 – Знаки 2.6 «Преимущество встречного движения» и 2.7 «Преимущество перед встречным движением»

Разделение во времени можно достигнуть для пешеходных потоков смещением начала и конца работы крупных, близко расположенных предприятий, для транспортных потоков — сдвигом и рациональным распределением времени выхода и возврата транспортных средств соседних предприятий, часов работы близко расположенных складов и т.п.

Результативной мерой снижения загрузки дороги является ликвидация объектов, образующих пешеходные и транспортные потоки, или сокращение их размеров. При отсутствии резервов путей сообщения этот прием становится неизбежным. В условиях города сокращение пешеходных потоков, пересекающих дорогу, можно достичь, например, рациональным размещением и дублированием по обеим сторонам дороги наиболее посещаемых объектов (торговых точек, предприятий бытового обслуживания и т.п.).

Читайте также:  Биологический способ борьбы с тлей

Для сокращения части транспортных потоков в перегруженных зонах эффективной мерой является ликвидация и перенос складов, торговых баз, некапитальных производственных предприятий и других грузообразующих объектов.

Широко известна такая мера, как запрещение в городах или некоторых их зонах перевозок тяжеловесных грузов и движение тяжелых грузовых транспортных средств в дневное время (период наиболее высокой интенсивности транспортных потоков).

Без светофорной сигнализации невозможно обеспечить должную безопасность движения на железнодорожных переездах.

Под железнодорожным переездом подразумевают специально оборудованное пересечение в одном уровне железной и автомобильной дорог.

Организация движения по железнодорожным переездам должна обеспечивать максимальную защиту участников дорожного движения от вовлечения в ДТП, минимальные задержки транспортных средств и максимальное удобство передвижения водителей, машинистов и пассажиров транспортных средств через переезд.

Основными направлениями повышения безопасности дорожного движения на переездах являются следующие:

– ликвидация малодеятельных переездов;

– соблюдение действующих норм проектирования и эксплуатации железных и автомобильных дорог в зонах устройства переездов;

– совершенствование технического оснащения переездов;

– строительство пересечений в разных уровнях.

Переезды должны располагаться преимущественно на прямых участках железных и автомобильных дорог вне пределов выемок, мест с неудовлетворительными условиями видимости.

Согласно требованиям инструкций железнодорожного транспорта в Российской Федерации видимость для водителя должна обеспечиваться и контролироваться в зависимости от скорости наиболее быстрых поездов υп, курсирующих на данном участке железной дороги.

Установлено, что на удалении 50 м от переезда расстояние видимости lв приближающегося поезда для водителя должно быть не менее следующих значений:

υп,км/ч 121. 140 81. 120 41. 80 26. 40 25 и менее
lв, м

Такая видимость обязательна на неохраняемых переездах. В свою очередь, в целях безопасности движения машинист должен иметь возможность видеть железнодорожный переезд с расстояния не менее 1000 м.

Для обеспечения безопасности все переезды оборудуют соответствующими средствами сигнализации, информации и контроля. Переезды, которые оборудованы автоматической сигнализацией или на которых предусмотрено присутствие дежурного работника, управляющего включением сигнализации (а также шлагбаумами), относят к регулируемым. Переезды, где нет автоматической сигнализации или дежурного работника, относят к нерегулируемым.

Кроме того, переезды подразделяют на охраняемые (где дежурный присутствует постоянно) и на неохраняемые. Переезды I и II категорий должны быть только охраняемыми. Их обязательно оборудуют надежным освещением.

Рисунок 2.10 – Регулируемый охраняемый железнодорожный переезд

Расчетное время извещения о приближении поезда к переезду определяется в зависимости от протяженности участка дороги в границах переезда. При этом расчетное время извещения о приближении поезда к переезду должно быть не менее 30 сек при автоматической переездной сигнализации, в том числе с автоматическими шлагбаумами и не менее 40 сек — при оповестительной сигнализации.

Расстояние, на котором включается сигнализация при приближении поезда к переезду, определяют для самого быстрого поезда. Поэтому при приближении поезда, движущегося с меньшей скоростью, время извещения, а, следовательно, время закрытия переезда будет больше.

Следует считать, что при исключении из состава транспортного потока тихоходных транспортных средств и обеспечении нормального состояния настилов и проезжей части на переезде минимальное время извещения и добавочное время могут быть существенно сокращены, что позволяет повысить пропускную способность переезда.

Источник

Оцените статью
Разные способы