Раздел языкознания изучающий способы образования

Словообразование (раздел лингвистики)

  • Словообразова́ние (дериватоло́гия) — раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке.

Являясь наукой о создании новых названий как мотивированных однословных знаков языка, словообразование может рассматриваться как часть ономасиологии. Оно изучает производные и сложные слова в динамическом («как делаются слова») и в статическом («как они сделаны») аспектах (Л. В. Щерба).

Различают синхронное и диахроническое словообразование. Синхронный анализ имеет дело с современными отношениями между родственными словами, без учёта этимологической ситуации. При синхронном словообразовании для того чтобы установить производную и производящую основы, нужно ответить на вопрос: какая из двух однокоренных основ более простая по форме и по смыслу (производящая), а какая более сложная (производная). Диахроническое (историческое) словообразование изучает историю появления того или иного слова, развитие его структуры и формально-семантических связей между родственными словами. При диахроническом словообразовании для того чтобы установить производность слова и, следовательно, определить, какое из сравниваемых родственных слов послужило базой для образования другого, то есть какое имеет производящую основу, а какое — производную, надо изучить конкретную историю этих слов и выяснить, какое из них более раннее, а какое более позднее, какое из слов исторически образовано от другого. Существует вместе с тем точка зрения, что словообразование всегда диахронно (О. Н. Трубачёв). Однако фактически теория словообразования может предсказывать появление новых слов и условия такого появления, а также выявлять правила, по которым говорящий создает новые производные и сложные слова в синхронии, на данном этапе развития языка.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

О служебных словах в информатике см. Зарезервированное слово.Служе́бные слова́ — лексически несамостоятельные слова, имеющие в языке не номинативную функцию (они не называют предметы, свойства или отношения), а лишь выражающие различные семантико-синтаксические отношения между словами, предложениями и частями предложений. Противопоставляются знаменательным, или самостоятельным, словам, отличаясь от них, помимо значения, отсутствием морфологических категорий. Приближаясь к словоизменительным морфемам.

Источник

Словообразование

Словообразование — это раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.

Выделяют следующие способы образования новых слов:

Морфологические:

► приставочный способ: слова образуются путём присоединения приставки (или приставок)

Например: лететь → при лететь; интересный → не интересный.

► суффиксальный способ: слова образуются путём присоединения суффикса (или суффиксов)

Например: кот → кот ик ; горох → горох ов ый.

► приставочно-суффиксальный способ: слова образуются путём одновременного присоединения приставки и суффикса

Например: сад → по сад к и; пилить → на пиль ник..

► бессуффиксный способ — способ образования путём исключения суффикса.

Например : вход и ть → вход , дал ёк и й → даль , син ий → синь .

►сложение :

  • основ с помощью соединительной гласной о, е: лед о ход , пар о воз , пул е мёт.;
  • целых слов: лётчик-испытатель, купля-продажа, магазин-салон;
  • начальной части слова с целым словом: мультфильм = мульт ипликационный + фильм;
  • слогов: лесхоз = лесное хозяйство;
  • начальных букв: ВДНХ = выставка достижений народного хозяйства;
  • начальных звуков: тюз = театр юного зрителя.
Читайте также:  Иллюстрация для детей способ

Примечание: слова, образованные сложением начальных звуков или букв, называются аббревиатурой, а способ образования — аббревиацией.

Неморфологические:

► переход одной части речи в другую:

Например : мороженое (какое? — прилагательное) мясо → мороженое (что? существительное) ванильное.

сращение = слияние слов:

Например: быстрорастворимый ← быстро + растворимый.

Раздел науки, в котором изучается происхождение слов, называется этимологией.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Словообразование как раздел языкознания

Словообразование как раздел языкознания

Словообразование – раздел языкознания, в котором излагаются способы и средства образования слов, их строение. Изучение законов словообразования помогает понять происхождение слов, создание новых слов в языке, а правильный анализ слова способствует овладению орфографией, освоению правописания слов (Винокур Г.О.).

Но следует отметить, что в современном языкознании термин словообразование имеет два значения. По мнению Янко-Триницкой Н.А. , Земской Е.А. , Арутюновой Н.Д. , с одной стороны, это сам процесс образования новых слов, с другой — особый раздел науки о языке, в котором изучается словообразовательная система русского языка. Как отмечают Реформатский А. А. , Щерба Л.В. и Кубрякова Е.С. , непосредственным предметом изучения в словообразовании, как и в любом другом разделе науки о языке, являются слова. Но в отличие от лексикологии, где изучаются индивидуальные особенности слова (лексическое значение, экспрессивно-стилистические возможности и т.д.) или от грамматики, где изучаются грамматические особенности слова и его синтаксические функции, словообразование изучает состав, структуру, способы образования слова как единицы действующей в языке словообразовательной системы. Изучение словообразовательной системы дает возможность понять законы ее функционирования, установить нормы современного словообразования (Реформатский А.А.).

Таким образом, словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс.

По мнению Е.С. Кубряковой, образование новых слов может иметь несколько целей: первая цель — обозначение реалий действительности сворачиванием в одно слово синтаксических конструкций (выключатель — то, чем выключают); вторая цель — перемещение в иную синтаксическую позицию того или иного смысла (например, от глаголов образуются существительные со значением действия типа пение, которые могут выступать в качестве предмета сообщения, занимая синтаксическую позицию подлежащего); словообразование может служить также для выражения стилистической характеристики слова (ср.: небо — небеса) и эмоционально-оценочных компонентов значений (ср.: книга — книжонка). Словообразование наряду с заимствованием является важнейшим путем обогащения лексики русского языка (Е.С. Кубрякова).

Предмет словообразования – это словообразовательная система как единица языка. Рассмотрим понятие словообразовательной системы (Арутюнова Н.Д.). Под словообразовательной системой понимаются те элементы, из которых состоят слова, т. е. значимые единицы слова (корни, приставки, суффиксы, окончания), их роль в словопроизводстве, сама структура слов, употребляемых в языке (слова производные и непроизводные), а также те законы, по которым одни слова (производные) мотивируются другими (производящими), способы образования слов и те словообразовательные типы (внутри способов образования), которые активно участвуют в образовании новых слов. Изучение словообразовательной системы предполагает изучение способов образования слов, которые действуют на данном этапе развития языка, а также тех правил, которые объединяют слова одного способа образования в разные словообразовательные типы.

Читайте также:  Миллион способов потерять голову иви

Важно отметить, что изучение словообразовательной системы современного русского языка предполагает знание русской морфемики — учения о значимых частях слова — морфемах. Все русские слова состоят из значимых частей. Так, в словах актр-ис-а, трус-их-а легко выделяются три значимые части, а в слове журнал-ист-к-а — четыре, каждая из которых имеет определенное значение в слове. Слово может содержать всего одну значимую часть: здесь, или, леди, шоссе. Такие далее неделимые без потери смысла части слова принято называть морфемами. В русском языке в зависимости от морфемного состава основы различают слова производные: пере-под-готов-к(а), раз-дви-ну(ть) и слова непроизводные: час(ы), бел(ый), мы(ть), сюда, но. не забывайте про ссылки – они должны быть в каждом абзаце. Таким образом, словообразование и морфемика тесно связаны между собой (Винокур Г.О.).

Рассмотрим основные понятия словообразования и способы словообразования более подробно вслед за Земской Е.А. . По мнению ученого, производная основа — основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой (критерий мотивированности): стол-ик — стол, столик — «маленький стол» .

Производящая основа — ближайшая по форме к производной основа, через которую мотивируется, истолковывается производная основа.

Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).

Как отмечает Кубрякова Е.С. , есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются (например, сокращение основы как средство создания нового слова (в пределах одной и той же части речи): специалист — спец; сложение компонентов производящих основ при их возможном сокращении, которое сопровождается жесткой фиксацией их последовательности в пределах производного слова, а также единым ударением: универсальный магазин – универмаг и др.).

В научной лингвистической литературе существует несколько классификаций способов образования новых слов (Винокур Г.О. ).

Винокур Г.О. считает, что способы словообразования можно классифицировать с учетом характеристики средства словообразования, используемого для образования новых слов. Этот критерий и лежит в основе первой классификации способов словообразования. Способы, использующие в качестве средства словообразования словообразующие морфемы :

1) приставочный: делать — пере-делать,

2) суффиксальный: синий — син-ев-а, мыть — мыть-ся, гордый — горд-и-ть-ся,

3) приставочно-суффиксальный: стакан — под-стакан-ник, бежать- раз-бежать-ся, говорить — пере-говар-ива-ть-ся.

Способы, использующие операционные средства словообразования:

1) сокращение: заместитель — зам,

а) сложносоставной способ: диван + кровать — диван-кровать,

б) сложение: лес + степь — лес(о)степь.

Разновидностью сложения является иногда выделяемое в самостоятельный способ сращение: с ума сшедший — сумасшедший. В составе производного слова конечная морфема первого производящего слова становится интерфиксом, а не суффиксом или окончанием, как это было в производящем: сум(а)сшедший .

в) сложение с сокращением (аббревиация): стенная газета — стенгазета, Министерство иностранных дел — МИД. Как отмечает Янко-Триницкая Н.А. , при аббревиации возможно сокращение исходных слов до первых звуков (вуз), букв (МГУ), начальных частей (завхоз), начальной части первого слова и первых букв или звуков остальных слов (городской отдел народного образования — гороно). Аббревиатурами являются также слова, образованные соединением начальной части первого слова с несокращенным вторым (сбербанк) и начала первого слова с началом и / или концом второго (торговое представительство — торгпредство).

Читайте также:  Способ приготовления зраз с яйцом

3) переход слова из одной части речи в другую; основным видом такого перехода является субстантивация — переход прилагательного или причастия в существительное: чистая столовая (прилагательное) – войти в столовую (существительное). Необходимо понимать, что переход слова из одной части речи в другую — процесс исторический. С точки зрения современного состояния языка (с синхронической точки зрения) все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой — зима, леж-а — лежать, по-пуст-у – пустой .

По мнению Земской Е.А. , смешанные способы — способы, при которых одновременно используются словообразующие морфемы и операционные средства словообразования: орден + носить — орден(о)нос-ец (сложение производящий основ + суффиксация).

Случаи типа «бежать — бег», одни ученые рассматривают как бессуффиксный способ словообразования, другие же относят к суффиксальному способу. Суффикс здесь, как уже было сказано, нулевой: бег — бежа-ть .

Согласно следующей классификации, все способы словообразования можно разделить на две группы – морфологические и неморфологичесие (Кубрякова Е.С. ). К морфологическим способам словообразования относятся аффиксация и сложение. В аффиксации выделяются суффиксальный, префиксальный, суффиксально-префиксальный способы. При суффиксальном способе словообразования новые слова образуются путем присоединения к основе словообразовательного суффикса: «тракторист», «лесной», «учительница»; при префиксальном – путем присоединения к основе префикса (приставки): «догнать», «выписать»; а при суффиксально-префиксальном – одновременным присоединением и суффикса, и приставки: «безнадежный», «пожизненный», «перестройка». Частным случаем суффиксального способа словообразования можно считать традиционно называемый в языкознании безаффиксным. Этот способ часто используется в русском языке при образовании существительных от глаголов и заключается в отбрасывании характерных для глагола морфем: «взрывать – ать = взрыв», «накалять – ать = накал»

Таким образом, аффиксация – самый распространенный способ словообразования. Следующий морфологический способ – сложение. Несколько менее чем аффиксация, распространено в русском языке словосложение. Слова, образованные этим способом, в русском языке часто носят книжный или узкоспециальный характер: «благообразный», «светотехник», «народохозяйственный» и т.д.

Все рассмотренные выше способы словообразования называются морфологическими. В противоположность им выделяются неморфологические способы словообразования. К ним относят различного рода объединения по лексико-синтаксическому, лексико-семантическому и морфолого-синтаксическому способу (переход одной части речи в другую), а также аббревиация.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что словообразование – это раздел языкознания, многозначное понятие. Как раздел языкознания словообразования имеет свой предмет исследования – словообразовательную систему. Кроме того, словообразование тесно связано с другими разделами – грамматикой (морфологией и синтаксисом), морфемикой, лексикологией. Таким образом, в данном параграфе словообразование было рассмотрено как лингвистическая единица.

Источник

Оцените статью
Разные способы