- Рациональное познание: понятие, примеры, особенности, виды
- Что такое рациональное познание?
- Особенности рационального познания
- Формы рационального познания, примеры
- Виды рационального познания
- Методы рационального познания
- Отличия от чувственного познания
- Заключение
- Рациональный способ объяснения действительности это
- СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОД И ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ
Рациональное познание: понятие, примеры, особенности, виды
Существует две основных уровня познания окружающего мира — чувственное и рациональное. Не смотря на принципиальные отличия, эти уровни познания тесно взаимосвязаны. В рамках данного материала более подробная характеристика будет дана рациональному познанию и его особенностям, а также отличиям от чувственного познания.
Что такое рациональное познание?
Рациональное познание (от лат. «ratio» — разум) — это особый способ получения информации, который по своей сути опирается на сведения, получаемые человеком с использованием разума. Это один из особых способов отражения действительности, который является характерным только для человека. Он имеет меньшее количество ограничений, чем чувственное познание.
Основной особенностью рационального познания является возможность проникновения в истинную сущность предметов, вещей и явления с точки зрения логики. Благодаря использованию рационального мышления в значительной степени можно расширить имеющиеся границы чувственного познания, поскольку большая часть логических цепочек являются недоступными для чувственного познания. Подобные связи могут быть рассмотрены только с использованием мышления.
Особенности рационального познания
При рассмотрении рационального познания можно выделить несколько ключевых особенностей:
- Обобщенность. Данный подход позволяет человеку выделять некоторые общие части для различных предметов;
- Абстрактный характер оценивания. Данная методика позволяет отсекать несущественные признаки конкретного предмета.
- Целенаправленный подход. Проводится мыслительный эксперимент, в ходе которого осуществляется преобразование предмета;
- Использование языка. Любые полученные знания закрепляются, передаются и систематизируются с использованием языка.
Стоит отметить, что рациональное и чувственное познание являются частью одного целого. Вся информация, которая поглощается чувственным познанием, впоследствии проходит обработку рациональной частью, что позволяет выделить и сформулировать конкретные определение, законы, принципы и общую картину мира. При этом для структуризация всей информации, которая анализируется рациональным знанием, требуются данные, которые собирают органы чувств. Наиболее ярким примером успешного совместного функционирования чувственного и рационального познания является интуиция.
Формы рационального познания, примеры
Выделяются следующие формы рационального познания: понятие, умозаключение, суждение. Нельзя недооценивать важность каждой из этих категорий, однако если провести их детальное исследование, то станет ясно, что умозаключение является высшей формой рационального познания. Рассмотрим каждую категорию подробнее.
1. Понятие. Наименование конкретного объекта изучения, который в обязательном порядке должен иметь некоторые характеристики, которые их описывают. Определение должно быть довольно точным, а также не нести в себе субъективных и оценочных характеристик.
Понятие существует в виде конкретного слова, например, «солнце», «человек», или абстрактного, например «время», «добро».
2. Суждение. Данная категория используется для создания определенной связи между различными понятиями. Суждение по своей сути является некоторой законченной мыслью, которая может быть истиной, ложью или оставаться нейтральной. Чтобы мысль можно было охарактеризовать, как суждение, она должна состоять из трех частей: субъект суждения, предикат (то есть то, что говорится о субъекте), и связка.
Примеры суждений: «солнце — это звезда», «клён — это дерево».
3. Умозаключение. Наиболее сложный и высший уровень рационального познания. Умозаключение – это правильные выводы из имеющихся суждений. Сложность заключается в необходимости подтверждения истинности данного умозаключения, а также необходимости обрабатывать большое количество суждений.
Пример умозаключения: «Серебро — это металл. Все металлы электропроводны. Вывод: серебро проводит электрический ток».
Виды рационального познания
Рациональное познание случае может быть разделено на две фундаментальных разновидности: ценностно-гуманитарное и логико-понятийное. Каждая из этих частей соответствует различным сферам деятельности нашего сознания, а также тонкостям его функционирования. Рассмотрим каждый из подходов подробнее.
- Ценностно-гуманитарный. Несмотря на то, что общий подход является рациональным, в нем есть место, казалось бы, нерациональным объектам, например культуре. Однако это ошибочное суждение. Чтобы рассуждать о таких категориях, как «культура» требуется наличие понятийной базы и смысла, вложенного в этот термин, что невозможно без рационального подхода. То есть, рациональный подход здесь используется для того, чтобы оценить нерациональные категории.
- Логико-понятийный. В рамках данной категории фигурируют абстрактные, идеальные объекты или модели, использование которых позволяет определить имеющиеся взаимосвязи между объектами или явлениями и их общие характеристики. Данный подход наиболее эффективен в точных науках.
Методы рационального познания
Для рационального познания характерны особенные методики изучения объектов или явлений, которые характерны только для данного способа познания.
- Идеализация. Придание конкретному объекту идеальных характеристик для его более детального изучения.
- Формализация. Использование конкретного языка или абстрактных образов логического мышления для создания некоторого описания объектов и явлений.
- Аксиоматический подход. Использование аксиом (то есть утверждений, не требующих доказательств) для создания новых суждений;
- Гипотетико-дедуктивный метод. Использование непроверенных суждений для создания новых.
- Эксперимент. Проверка сделанных гипотез и умозаключений на практике. Также допускается проведение эксперимента над неким идеальным объектом.
- Исторический. Использование знаний об истории становления и развития объекта для формирования некоторых логических цепочек его дальнейшего развития.
Отличия от чувственного познания
Стоит отметить, что рациональному познанию присущи некоторые характеристики, которые коренным образом отличают его от чувственного познания.
- Во-первых, рациональное познание носит обобщенный характер. Подобный эффект направлен на выявление некоторой общей части у всех объектов с целью выявления фундаментальных признаков.
- Во-вторых, рациональное познание использует абстракцию. То есть, при рассмотрении объекта или явления не учитываются второстепенные, несущественные признаки.
- В-третьих, рациональное познание всегда направлено на конкретный объект и обладает целью. В ходе данного вида познания требуется провести исследование объекта или поставить мыслительный эксперимент для его изучения.
- В-четвертых, рациональное познание требует использования языка для сбора, систематизации и сохранения полученных знаний.
Более подробно про чувственное познание читайте в этой статье.
Заключение
Как итог, стоит осознать, что чувственное и рациональное познание являются взаимосвязанными категориями, или, другими словами — двумя ступенями единого процесса познания. Каждая из этих методик дополняет другую, позволяя формировать более целостную картину происходящего. Для каждой из этих видов познания характерна собственная специфика и формы.
Источник
Рациональный способ объяснения действительности это
В каждом обществе у людей складываются те или иные представления о существующей действительности, то есть определенное мировоззрение, определённое общественное сознание. Одной из важнейших форм такого мировоззрения и общественного сознания является философия. Общепризнанно, что она возникла в VI – V веке до н.э. в Древней Греции. Здесь появляется и само слово «философия», образованное из двух греческих слов: «филео» – любовь, «софия» – мудрость. Таким образом философия буквально – любовь к мудрости. Классическими произведениями философского знания стали труды Платона и Аристотеля. Именно в их трудах были впервые поставлены и определенным образом решены проблемы, получившие название философских.
Философия как мировоззрение, прежде всего, связана с отражением места человека в мире. Она ищет ответы на такие вопросы:
— как устроен мир в целом?
— как относится к миру человек?
— каково его место в нем?
— как он его познает?
— как он действует в этом мире?
То есть философия изучает:
1. Общие принципы мироустройства;
2. Отношение человека к миру.
По своему содержанию философия есть стремление к всеохватности и единству. Если другие науки делают предметом изучения какой-либо один срез реальности, то философия стремится охватить всю реальность в её единстве. Реальность мира как целого – таково характерное содержание философии.
По своему методу философия есть рациональный способ объяснения действительности. В этом отличие её от религии, искусства, мифологии, которые также рассматривают мир в целостности, но не ставят задачи его рационального объяснения. Философия стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или художественном образе.
По своей цели философия есть знания, свободные от практических интересов. Полезность не есть цель философии. Этим она и отличается от большей части знаний, которые призваны обслуживать практические нужды людей. Цель изучения философии в системе образования – не формирование одинаковых взглядов и убеждений. Она состоит в усвоении определенного объема философских знаний и формировании умения применять их. Это необходимо для того, чтобы впоследствии иметь возможность самостоятельно разбираться в сложнейших вопросах жизни.
В массовом сознании философия представляется чем-то весьма далёким от реальной жизни. Но это не так. И перед высшей философией и перед простыми смертными стояли и стоят одни и те же вопросы, одни и те же проблемы. Эти проблемы не люди «придумывают», их ставит сама жизнь.
Философская мысль есть мысль о вечном, о смысле жизни. Если бы жизнь была только весельем и праздником, если бы в ней не было места ни заботам, ни тревогам, ни горестям, — философии, скорее всего, просто не было бы. У людей бы не было проблем, — а философия всегда решает проблемы.
Каково же соотношение философии и науки?
Является ли философия наукой и каково её отношение к ней? Есть три основных варианта ответа на эти вопросы.
1-й вариант связан с отказом от самостоятельного значения философии. Она должна выполнять по отношению к науке подчинённую роль – быть методологией науки. (Неопозитивизм)
2-й вариант состоит в стремлении превратить философию в строгую науку. (Феноменология).
3-й вариант состоит в признании того, что философия не является и не должна быть наукой. Обобщая достижения науки, философия прибавляет к ним новое знание, которое не могут дать частные науки. Философия обобщает достижения науки, опираясь на них.
Источник
СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОД И ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ
По своему содержанию философия есть стремление к всеохватно-сти и единству. Если другие науки делают предметом изучения какой-либо отдельный срез реальности, то философия стремится охватить всю реальность в ее единстве. Для философии характерно представление о том, что мир обладает внутренним единством, несмотря на внешнюю разрозненность частей. Реальность мира как целого — таково характерное содержание философии.
Нередко говорят о предмете философии. Однако термин «предмет» более применим к объектам изучения частных наук. Предмет -это то, что предстоит, подлежит, что очерчено. Философское же содержание часто не отвечает этим требованиям; его можно усмотреть повсюду. «В отличие от ученого-естествоиспытателя, стремящегося к познанию материального мира, — отмечал испанский мыслитель X. Ортега-и-Гассет (1883-1955), — философ не знает каков предмет философии» 1 . Применительно к философии более правильно говорить о содержании, а не о предмете. Стремясь охватить мир в его единстве, философия ставит вопросы предельного характера, такие, как: какова сущность мира? В чем его первоистоки? Почему существует человек? В чем смысл истории общества? В чем состоят фунда-
Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991. С. 34.
ментальные основания совместного бытия людей? Каков смысл жизни человека? И др.
По своему методу философия есть рациональный способ объяснения действительности. Она не довольствуется эмоциональными символами, а стремится к логической аргументированности и обоснованности. В этом отличие философии от религии, искусства, мифологии, которые также рассматривают мир в целостности, но не ставят задачи его рационального объяснения. Философия стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или художественном образе. Художественный образ, метафора, сравнение и др. в философии играют вспомогательную роль.
От философии как рационального теоретического знания следует отличать философские запросы. Философские запросы могут содержаться в религии, мифологии, художественной литературе, даже в поэзии и живописи. Существование философских идей в нефилософских формах культуры свидетельствует о потребности человека и общества так или иначе осмыслить предельные основания своего бытия.
По своей цели философия есть знание, свободное от утилитарных практических интересов. Этим она отличается от большей части знаний, прежде всего научных и технологических, которые призваны обслуживать практические нужды. Полезность не есть цель философии. Характерно изречение Аристотеля: «Все другие науки более необходимы, но лучше нет ни одной».
Значение философии можно усмотреть не в практической полезности (утилитарности), а в нравственном пафосе. История философии свидетельствует, что философская мысль ищет и обосновывает идеал, способный служить путеводной звездой в жизни людей. Это прежде всего нравственный идеал, связанный с отысканием смысла жизни человека. Это также и общественный идеал, призванный объяснить смысл общественного развития. В этой связи немецкий философ М. Шелер (1874—1928) характеризовал философию как «знание ради спасения», противопоставив его «знанию ради достижений и господства», т.е. позитивному, — научному и технологическому знанию.
Вместе с тем надо иметь в виду, что отдельные специализированные сферы философского знания косвенно способны приносить значительные практические результаты. Например, философия и методология науки помогают отдельным наукам в решении стоящих перед ними задач. Тем самым философия способствует научному и техническому прогрессу. Социальная философия участвует в решении общественно-политических, экономических и др. проблем. Можно с полным правом утверждать, что во всех достижениях человечества присутствует значительный, хотя и косвенный вклад философии.
Источник