Рациональные способы запоминания шадриков

Общая психология: конспект лекций (26 стр.)

Физиологические основы памяти. В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителя, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Прочность следов зависит от того, какие именно следы имели место.

На первой стадии, непосредственно после воздействия раздражителя, в мозгу происходят кратковременные электрохимические реакции, вызывающие обратимые физиологические изменения в клетках. Эта стадия длится от нескольких секунд до нескольких минут и является физиологическим механизмом кратковременной памяти – следы есть, но они еще не упрочились. На второй стадии происходит биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ, которая приводит к необратимым химическим изменениям в клетках. Это механизм долговременной памяти – следы упрочились, могут существовать долго.

Для того чтобы информация отложилась в памяти, необходимо некоторое время, так называемое время консолидации, упрочения следов. Человек переживает этот процесс как отзвук только что произошедшего события: какое-то время он как бы продолжает видеть, слышать, чувствовать то, что уже непосредственно не воспринимает («стоит перед глазами», «звучит в ушах» и т. п.). Время консолидации – 15 мин. Временная потеря сознания у людей приводит к забыванию того, что происходило в непосредственно предшествующий этому событию период – возникает антероградная амнезия – вре?менная неспособность мозга запечатлевать следы.

Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. Следовательно, физиологической основой памяти является также образование и функционирование вре?менной нервной связи (ассоциации) между отдельными звеньями воспринятого ранее.

Различают два рода ассоциаций: простые и сложные.

К простым относят три вида ассоциаций: 1) по смежности – объединяются два явления, связанные во времени или пространстве (Чук и Гек, Принц и Нищий, алфавит, таблица умножения, расположение фигур на шахматной доске); 2) по сходству – связываются явления, имеющие сходные черты (ива – женщина в горе, «вишневая метель», тополиный пух – снег; 3) по контрасту – связывают два противоположных явления (зима – лето, черный – белый, жара – холод, здоровье – болезнь, общительность – замкнутость и т. п.).

Сложные (смысловые) ассоциации являются основой наших знаний, поскольку в них связываются явления, которые и в действительности постоянно связаны: 1) часть – целое (дерево – ветка, рука – палец); 2) род – вид (животное – млекопитающее – корова); 3) причина – следствие (курение в постели приводит к пожару); 4) функциональные связи (рыба – вода, птица – небо, воздух).

Для образования временной связи требуется повторное совпадение двух раздражителей по времени, т. е. для образований ассоциаций требуется повторение. Еще одним важным условием для образований ассоциаций является деловое подкрепление, т. е. включение того, что требуется запомнить, в деятельность.

Процессы памяти. Память включает в себя несколько взаимосвязанных процессов: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение.

Запоминание – это процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений путем связывания их с имеющимся опытом. С физиологической точки зрения запоминание – это образование и закрепление в мозгу следов возбуждения от воздействия окружающего мира (вещей, рисунков, мыслей, слов и т. п.). Характер запоминания, его сила, яркость, четкость зависят от особенностей раздражителя, характера деятельности, психического состояния человека.

Процесс запоминания может протекать в трех формах: запечатление, непроизвольное и произвольное запоминание.

Запечатление (импринтинг) – это прочное и точное сохранение событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Состояние импринтинга – мгновенного запечатления – возникает у человека в момент высочайшего эмоционального напряжения (эйдетические образы).

Непроизвольное запоминание возникает при отсутствии сознательной установки на запоминание при многократном повторении одного и того же раздражителя, носит избирательный характер и зависит от действий человека, т. е. определяется мотивами, целями, эмоциональным отношением к деятельности. Непреднамеренно запоминается что-то необычное, интересное, эмоционально возбуждающее, неожиданное, яркое.

Произвольное запоминание у человека является ведущей формой. Оно возникло в процессе трудовой деятельности и вызвано необходимостью сохранить знания, умения и навыки, без которых труд невозможен. Это более высокий уровень запоминания с заранее поставленной целью и приложением волевых усилий.

Для большей эффективности произвольного запоминания необходимо соблюдение следующих условий:

• наличие психологической установки на запоминание;

• уяснение значения приобретаемых знаний;

• самоконтроль, сочетание запоминания с воспроизведением;

• опора на рациональные приемы запоминания.

К рациональным приемам запоминания (мнемическим приемам) относятся выделение опорных пунктов, смысловая группировка материала, выделение основного, главного, составление плана и др.

Разновидностью произвольного запоминания является заучивание – систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением мнемических приемов.

По результату запоминание может быть дословным, близким к тексту, смысловым, требующим мыслительной переработки материала, по способу – в целом, по частям, комбинированным. По характеру связей запоминание делится на механическое и логическое (смысловое), эффективность которого в 20 раз выше, чем механического. Логическое запоминание предполагает определенную организацию материала, понимание смысла, связи между частями материала, понимание значения каждого слова и использование образных приемов запоминания (схемы, графики, картинки).

Основными условиями прочного запоминания являются:

• осознание цели, задачи;

• наличие установки на запоминание;

• рациональное повторение – активное и распределенное, поскольку оно более эффективно, чем пассивное и сплошное.

Сохранение представляет собой процесс более или менее длительного удержания в памяти сведений, полученных в опыте. С физиологической точки зрения сохранение – это существование следов в скрытой форме. Это не пассивный процесс удержания информации, а процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Сохранение прежде всего зависит:

• от установок личности;

• силы воздействия запоминаемого материала;

• интереса к отражаемым воздействиям;

• состояния человека. При утомлении, ослаблении нервной системы, тяжелом заболевании забывание проявляется очень резко. Так, известно, что Вальтер Скотт писал «Айвенго» во время тяжелой болезни. Читая произведение после выздоровления, он не мог вспомнить, когда и как написал его.

Читайте также:  Способы получения нефтяного кокса

Процесс сохранения имеет две стороны – собственно сохранение и забывание.

Забывание это естественный процесс угасания, ликвидации, стирания следов, затормаживания связей. Оно носит избирательный характер: забывается то, что не важно для человека, не соответствует его потребностям. Забывание – целесообразный, естественный и необходимый процесс, который дает мозгу возможность освободиться от избытка ненужной информации.

Забывание может быть полным – материал не только не воспроизводится, но и не узнается; частичным – человек узнает материал, но воспроизвести его не может или воспроизводит с ошибками; временным – при торможении нервных связей, полным – при их угасании.

Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, потом замедляется. Наибольший процент забывания приходится на первые 48 ч после заучивания, и так продолжается на протяжении еще трех суток. В течение следующих пяти суток забывание идет медленнее. Отсюда следует вывод:

• повторять материал надо спустя небольшое время после заучивания (первое повторение – через 40 мин), так как через час в памяти остается только 50 % механически заученной информации;

• необходимо распределять повторения во времени – лучше повторять материал небольшими порциями один раз в 10 дней, чем за три дня перед экзаменом;

• необходимо понимание, осмысление информации;

• для уменьшения забывания надо включать знания в деятельность.

Причинами забывания могут быть как неповторение материала (угасание связей), так и многократное повторение, при котором в коре головного мозга возникает запредельное торможение.

Источник

Формирование приёмов произвольного запоминания в младшем школьном возрасте.
статья на тему

В данно работе содержатся научные сведения о разнообразии приемов произвольного запоминания, а так же необходимые формы и методы работы на уроках в начальной школе, необходимые для формирования данных приемов у учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_u_mladshikh_shkolnikov_priyomov_proizvolnogo_zapominaniya_na_primere_priyoma_smyslovoy_gruppirovki.docx 28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у младших школьников приёмов произвольного запоминания.

Шадриков предлагает следующие способы произвольного или организованного заучивания. Важнейшими способами логического запоминания является группировка, классификация, смысловое соотнесение.

1. Группировка – деление материала на группы по каким-либо основаниям (по смыслу, ассоциациям и т. д.), выделение опорных пунктов (тезисы, заглавия, вопросы, примеры и т. д.).

План – совокупность опорных пунктов.

2. Классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков.

3. Структурирование материала – установление взаимного расположения частей, соединяющих целое.

4. Схематизация – изображение или описание чего-либо в основных чертах.

5. Аналогия – установление сходства, подобия между предметами, явлениями, понятиями, образами.

6. Перекодирование – вербализация или проговаривание, представление информации в образной форме.

7. Достраивание запоминаемого материала, привнесение нового в запоминание.

8. Ассоциации – установление связей по сходству, смежности или противоположности, связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленные в нашей памяти.

При обучении мнемическому действию классификации успех достигается, если его формирование осуществляется в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий П. Я Гальперина.

  1. Этап практического действия.
  2. Этап речевого действия.
  3. Этап умственного действия.

Выделяют общие приемы продуктивности запоминания:

  1. Большое влияние на успешность запоминания оказывает активная работа над запоминаемым материалом, внимательное его изучение.
  2. Еще на ранних стадиях изучения материала желательно переходить от пассивного его воспроизведения к активному. Это позволяет ученику проверять, что из данного текста он уже усвоил. Эта проверка активизирует внимание учащихся, выявляя то, что он уже знает. Ученик видит, что прилагаемые им усилия подкрепляются успехом, и это дополнительно стимулирует его к запоминанию. При разнообразии повторений повышается интерес детей к работе, в связи с чем мнемическая деятельность осуществляется более успешно. При запоминании и воспроизведении всегда устанавливают связи между запоминаемыми предметами и явлениями. Такого рода связи называются ассоциациями.
  3. Рациональная организация повторений:

а) распределение повторений во времени (например, в I день – 5-6 раз, во II день – 4, в III еще 2-3 раза);

б) изменение способов повторения (индивидуально каждым учеником, «цепочкой», хором, в порядке инсценировки, слушание учителя и прочее);

в) сочетание повторений всего материала целиком с заучиванием его по смысловым частям.

3. Использование приема соотнесения – связывания нового материала с усвоенным ранее, с практическим его использованием. Новые знания усваиваются осмысленно, в соответствующей последовательности и системе. Младшие школьники без помощи учителя самостоятельно не справляются с этой задачей.

4. Овладение приемами осмысленного запоминания происходит наиболее успешно в тех случаях, когда младшие школьники при изучении предмета используют наглядные пособия: модели, рисунки схемы, картины зарисовки, чертежи и образцы.

5. Продуктивность памяти зависит от степени развития самоконтроля у младших школьников, от умения проверять себя, то есть насколько полно и точно воспроизведено то, что заучивалось.

6. Применение заученного материала в решении задач разных видов, в выполнении разных упражнений, в разнообразных видах деятельности детей способствует более глубокому и осознанному запоминанию материала.

7.Важным условием того, чтобы учебный материал запоминался быстро и надолго, является наличие интереса к тому, что запоминаешь, и внимания в процессе усвоения и воспроизведения материала.

Формировать приемы осмысленного запоминания текста можно следующим образом:

  1. Многократное прочитывание;
  2. Чередование прочитывания с воспроизведением;
  3. Возвращение к прочитанным частям текста с целью уяснения их содержания;
  4. Мысленное припоминание прочитанного, когда чтение текста полностью еще не закончено;
  5. Составление развернутого и свернутого плана;
  6. Выделение смысловых единиц и группировка материала (объединение и соподчинение его основных компонентов, расчленение посылок и выводов, сведение отдельных данных в таблицу и т. д.).
  7. Переход от одних элементов текста к другим и сопоставление их;
  8. Оформление результатов группировки в виде письменного плана.

Рассмотренные приемы работы с текстом обеспечивают не только его понимание, но и успешное запоминание. Чем тщательней и всесторонней будет работа с текстом, тем быстрее и легче он будет запомнен.

Возможности памяти детей наиболее полно раскрываются в процессе их целенаправленного обучения, в процессе активного формирования у них способов логического запоминания.

Задача учителя – научить детей думать, анализировать, то есть группировать материал, классифицировать, а это значит научить использовать приемы логического запоминания. Было доказано, что если детей с первого класса обучать приемам осмысленного запоминания, то это приводит к повышению продуктивности их логической памяти. Поэтому умение работать с текстом является важнейшим компонентом умения учиться.

Наиболее необходимым и часто встречающимся в учебной деятельности является прием смысловой группировки . Так как практически на всех уроках учащиеся встречаются с текстами, возрастает необходимость овладения школьниками именно этим приемом. От качества работы с текстом (или другими видами представления информации) зависит усвоение определенных знаний, умение самостоятельно пользоваться различными источниками и, как следствие, общий уровень развития и успеваемость детей.

На уроках русского языка дети обычно работают с различного характера текстами. Поэтому развитие у учащихся приема смысловой группировки на этом уроке будет наиболее целесообразным. Школьники обычно выполняют следующие виды заданий:

1. Работа над правилом.

С целью сознательного и качественного усвоения правила такая работа должна проводиться следующим образом:

  1. Прочитай правило;
  2. Раздели его на смысловые части. О чем говорится в каждой части?
  3. Приведи свои примеры.
  1. Написание изложения.

С целью развития мышления и речи детей можно предложить следующие задания (на примере текста «Яхта «Спасибо» для 3 класса):

1) Прочитай внимательно название и подумай, о чем может пойти речь в тексте. Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом? Подбор другого названия.

2) Прочитай внимательно текст и сравни свой рассказ с предложенным в учебнике. Чем они отличаются?

3) Определи основное содержание прочитанного. О чем текст?

4) Прочитай текст еще раз и найди в нем незнакомые или непонятные слова. Словарно – лексическая работа: учащиеся выясняют значение слов, подбирают к ним синонимы, антонимы, выясняют, почему автор употребил именно это слово или словосочетание (с целью обогащения и уточнения активного словаря детей). Для активизации внимания учащихся и концентрации его на тексте можно задать вопрос до текста, который будет стимулировать внимательной чтение текста. Вопрос можно задать после чтения, тогда неизвестность вопроса также будет стимулировать внимательность при чтении. Например:

— Что значит «упорная борьба»? «Упорная борьба с волнами»?

5) Выделение опорных слов, чтение по абзацам и выделение героев, места и времени действия (с целью логического запоминания текста). Выделение смысловых опор – о чем будет говориться в начале рассказа, в середине, и чем он закончится.

6) Деление текста на смысловые части. В каждую часть объединяются предложения, связанные общим смыслом. Где заканчивается каждая часть? Почему?

7) Озаглавливание частей. Составление плана (по смысловым опорам). Здесь дети должны четко и кратко уметь формулировать главную мысль. С этой целью можно предложить приемы работы:

а) Показать на примере каким должен быть план, как формулируются его заголовки.

б) методика восстановления текста (составление из абзацев текста). Учащиеся выделяют существенное, что приводит к выделению главной мысли.

В процессе анализа плана обязательно отмечается логичность и стройность его, правильность и точность формулировок, отсутствие повторения, выбор главного в тексте. Постепенно у детей складывается представление о том, каких ошибок и как надо избегать. Это помогает им осуществлять самоконтроль.

8) Пересказ каждой части и всего текста. Здесь необходимо развивать речь ребенка, при чтении текста следует обратить внимание на подбор эпитетов, которые украшают речь человека (см. п.4).

9) При чтении большую роль играет воображение. С целью его развития необходимо предложить учащимся представить картины прочитанного. Их можно описать словесно или составить картинный план, то есть нарисовать. Коллективное устное рисование: учащиеся описывают те образы, которые представили, выбирают наиболее яркие и точные, дополняют друг друга. Ученики чувствуют себя настоящими художниками «слова», когда они владеют богатым запасом эпитетов, определений, ярких сравнительных выражений. Здесь еще раз следует обратить внимание на важность словарной работы.

10) Картинный план. Он помогает учащимся не только лучше, наглядно запомнить сюжет, но и легко восстановить в памяти последовательность событий. Картинный план помогает младшим школьникам точнее и ярче представить образы прочитанного. Можно предложить задание – восстановить порядок картинок, слайдов в правильной последовательности событий.

11) С целью выявления качества понимания школьниками смысла прочитанного и закрепления его в памяти предлагаются вопросы:

— Зачем построили новую яхту?

— Почему назвали ее «Спасибо»?

12) Работа с иллюстрацией.

13) Чтение текста последний раз, и написание изложения.

3 . Почти аналогично проводится работа и перед написанием сочинения на какую — либо тему:

1) Представление образов, о чем пойдет речь.

2) Выделение частей сюжета.

3) Словесное рисование или составление картинного плана.

4) Запись плана, формулирование главных мыслей.

5) Составление смысловых опор и выделение ключевых слов. Работа со словарем.

6) Написание сочинения с опорой на план.

4. Особую трудность может представить следующее задание: составление рассказа по картине и предложенному плану. Здесь также будет вестись активная работа по обогащению и уточнению словаря учащихся.

1) Рассмотри внимательно рисунок. Что на нем изображено?

2) Можно предложить учащимся опорные слова для облегчения составления рассказа.

3) Внимательно рассмотрев рисунок, ученики должны подобрать к нему название, обобщить. Здесь особую роль играет сформированность у учащихся аналитико–синтетической деятельности. Учащиеся выбирают более точное название.

4) Составление предложений по каждому пункту плана с включением опорных слов.

На уроках чтения перед пересказом текста проводится аналогичная работа по его анализу. Здесь большее внимание следует уделить формированию умения делить текст на смысловые части, выделять опорные слова и формулировать главную мысль каждой части.

Последовательность действий ученика при работе с научно-познавательными текстами :

1) найти главный вопрос произведения — т.е. определить его тему.

2) найти ответ на этот вопрос — т.е. определить главную мысль;

3) увидеть, как доказывает автор эту главную мысль, — т.е. найти в тексте доказательства;

4) выделить в каждой части новую информацию, новые термины;

5) осмыслить, почему именно в такой последовательности они приводятся, как они связаны между собой;

6) осмыслить целое, уметь доказывать основную мысль (этому помогут опорные конспекты).

На уроках окружающего мира :

I. Осознанность в работе с научно – познавательным текстом обеспечивает прежде всего умение распознавать этот текст среди других текстов. С целью формирования этого умения учащимся может быть предложено сравнение научно – познавательного текста с художественным и научным и выделение таких его особенностей, как наличие в нем научной информации и занимательная форма ее изложения, что обусловливает сочетание в нем научного и художественного стилей речи.

Основное предназначение научно – познавательных текстов определяет необходимость формирования умения выделять из него научную информацию и оформлять ее в тексте. В качестве упражнений для овладения данным умением в системе работы могут быть предложены:

  1. систематизация выделенных из научно – познавательного текста сведений и оформление их в тексте;
  2. изложение научно – познавательного текста с изменением стиля исходного текста, то есть создание текста в научном стиле на основе научно – познавательного текста, в котором преобладает художественный стиль;
  3. составление научного текста на основе сведений, полученных из нескольких научно – познавательных текстов.

Учет особенностей научно – познавательного текста и задачи обучения определяют специфику этапов урока в перечисленных видах упражнений, в частности, анализ текста, который занимает центральное место при подготовке к изложению. На первый план при анализе выступает задача выделения из исходного текста научной информации (фактографической), определение стиля ее изложения в тексте, установление элементов художественного и научного стилей, выявление языковых средств того и другого стиля.

Любой текст в среднем содержит 75% избыточности и только 25% фактографической информации. Выделяя в тексте ключевые слова, ребенок определяет, что является главным, а что — второстепенным. Текст как будто сжимается, что делает формулирование основного содержания более легким и осмысленным, исключает простое бессознательное переписывание нескольких предложений из текста, совершенно не передающих главного

Модели – схемы помогают более глубокому пониманию и систематизации естественнонаучных знаний, формированию важного навыка учебного труда – умению обобщать знания, выделять в них главное, играют важную роль в развитии творческих способностей, логического мышления, воображения. Модели – схемы служат хорошим основанием для развития монологической речи, являясь как бы планом ответа.

Схемы передают основные (главные) признаки предмета, процесса. Поэтому они используются для обобщения, выделения главного в изучаемом материале.

Разнообразны приемы работы с иллюстрациями. С целью получения информации используется прием рассматривания, целенаправленного наблюдения. При чтении текста, абзаца статьи целесообразно рассмотреть рисунок. Такая работа с рисунком помогает лучше понять и усвоить содержание текста (рассмотреть рисунок до и после чтения статьи).

Лучшему запоминаю текста способствует также работа с картографической наглядностью:

1) «Путешествие» по карте является хорошим способом повторения и закрепления знания карты и умения ее читать.

2) Прием «заселения» карты поможет детям разместить объекты на карте, выявить их взаимное расположение (полезные ископаемые, различные виды водоемов и т. д.), лучше запомнить текст учебника.

Рекомендации учителю начальных классов по формированию у учащихся умения использовать приемы произвольного запоминания в учебной деятельности.

В своей работе по формированию у детей этого умения учитель должен обратить особое внимание на организацию следующих видов деятельности:

1. Повторение. Сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно учащиеся ставят задачу запомнить определенный материал. Организация повторений должна происходить с учетом процессов забывания.

2. Организация запоминания материала. Учащиеся группируют материал по категориям, по общим признакам, соотносят с уже имеющимися знаниями и представлениями, подбирают ассоциации, классифицируют и т. д. Здесь можно выделить рациональные приемы при работе с текстом:

— связать мышление с памятью и осуществить интеллектуальную работу по осмыслению текста;

— активная деятельность при работе с текстом;

— деление текста на смысловые части;

— придумывание заголовков, составление плана;

— прослеживание основных смысловых линий;

— возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания;

— выделение смысловых опорных пунктов или слов, моделирование;

— мысленное припоминание прочитанной части и воспроизведение вслух.

3. Семантическая обработка, когда дети могут предположить логический вывод для реконструкции события вместо простого воспроизведения.

4. Создание умственных образов может быть применено для воспроизведения рассказа.

5. Поиск информации в памяти.

6. Для скорейшего и более качественного овладения учащимися приемами осмысленного запоминания такая работа должна проводиться не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках природоведения, математики, истории.

7. Постепенно создавать учащимся условия для самостоятельного применения приемов произвольного запоминания.

8. Обеспечить осознанность, понимание учащимися значимости применения этих приемов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРИЁМОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пути развития ребёнка.Игра-один из важнейших приёмов работы с детьми младшего школьного возраста.Межпредметные связи — одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса.Учить играя.

«Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста».

Наряду с внешней оценкой, важное место в становлении личности, согласно требованиям ФГОС НОО, занимает самооценка.Тема адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста выбрана не случай.

Специфика произвольного внимания в младшем школьном возрасте.

В младшем школьном возрасте ведущий вид деятельности-учебная деятельность, которая базируется на произвольном внимании.

Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста на уроках рисования с натуры Авторская программа «Изобразительное искусство 1-4 классы»

Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста на уроках рисования с натурыАвторская программа «Изобразительное искусство 1-4 классы».

Cтатья на тему: » Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи»

В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста

Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры .

Источник

Читайте также:  Таблицы по биологическим способами
Оцените статью
Разные способы