- Рациональные способы организации учебной деятельности в дополнительном образовании статья по технологии
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Педагогика
- —>Основы педагогического мастерства —>
- —>Наглядные пособия педагога —>
- —>Детская психология —>
- —>Магазин детских колготок —>
- Рациональная организация деятельности преподавателя и студента
Рациональные способы организации учебной деятельности в дополнительном образовании
статья по технологии
Чтобы научить детей учиться, надо включить их в организованную учебную деятельность, постоянно повышать мотивацию этой деятельности
Для того, чтобы учащиеся с интересом ждали урока, активно участвовали во всех его этапах, необходимо чередовать традиционные уроки с нестандартными. К нестандартным урокам можно отнести уроки – соревнования, уроки – олимпиады, уроки – игры, но возможно и точечное внесение элементов занимательности в урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ratsionalnye_sposoby_organizatsii_uchebnoy_deyatelnosti_s_vvedeniem_elementov_igry_i_zanimatelnosti.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Рациональные способы организации учебной деятельности с введением элементов игры и занимательности
Чтобы научить детей учиться, надо включить их в организованную учебную деятельность, постоянно повышать мотивацию этой деятельности
Для того, чтобы учащиеся с интересом ждали урока, активно участвовали во всех его этапах, необходимо чередовать традиционные уроки с нестандартными. К нестандартным урокам можно отнести уроки – соревнования, уроки – олимпиады, уроки – игры, но возможно и точечное внесение элементов занимательности в урок.
Рациональные способы организации учебной деятельности с введением элементов игры и занимательности
Проблема рациональной организации учебной деятельности учащихся является основной в системе образования. Чтобы научить учащихся учиться, надо включить их в организованную учебную деятельность, постоянно повышать мотивацию этой деятельности и обучать наиболее рациональным способам ее осуществления, направлять детей на самостоятельный познавательный поиск. Для этого разрабатываются различные приемы и формы работы с детьми, учитывая особенности предмета, количество учебных часов, индивидуальные особенности каждого учащегося и класса в целом.
Актуальность статьи состоит в повышении конкурентно-способности школы. Современное поколение активно использует развлекательную индустрию вне учебного процесса, поэтому школа должна соответствовать интеллектуальным и практическим требованиям обучающихся. В учебном заведении детям должно быть так же интересно, как и вне его стен. В познавательном процессе на первом месте стоит интерес, основной мотив и стимул к действию.
Цель статьи: помочь педагогам сформировать комплексный подход для проявления внутренней мотивации учащихся к обучению.
Всем известно, что во всякой деятельности человеку нужны знания, сообразительность, находчивость, то есть «смекалка». Одной из основных и самых сложных задач при обучении черчению является развитие у детей этой «смекалки», без которой невозможно развитие творческих способностей, пространственного и логического мышления, то есть умения выполнять разного рода умственные операции, направленные на решение творческих задач. Смекалку можно развить систематическими упражнениями, решением разнообразных задач по черчению. Важной задачей учителя черчения для развития смекалки детей является тренировка воображения учащихся, которое сводится к мысленному созданию новых образов на основе прошлых восприятий, выраженное в сформированных ранее представлениях.
Задачи статьи: сгруппировать факторы повышения мотивации по видам, разработать методику проведения уроков с элементами занимательности, создать вспомогательный инструментарий.
Одним из способов решения этих задачи является применение занимательности в обучении. Элементы занимательности способны заставить ребенка удивляться, помогают «зажечь» учащихся, возбудить в них процесс мышления, повысить интерес к предмету, содействуют активизации учебной деятельности и, наконец, помогают им лучше овладеть умением читать чертежи. При внимательном изучении литературы по данному вопросу, можно найти занимательные задачи почти по всем темам программы курса черчения. Кроме этого очень полезно, особенно начинающим учителям черчения, изучать опыт, накопленный другими учителями по применению занимательности в обучении.
Однако чрезмерно злоупотреблять решением занимательных задач нельзя, так как в курсе черчения учащиеся должны получить обширный круг знаний, овладение которым требует от них большой усидчивости и труда. Поэтому учителю необходимо дозировано подойти к использованию занимательности в обучении.
Применение занимательности на уроках, во внеурочное время, оформление стендов «Занимательное черчение», участие в олимпиадах поможет учителю достичь поставленной ближней цели – развитие у детей пространственного и логического мышления, а значит, способность к успешному решению творческих задач. Достижением отсроченной цели для учителя будет умение ребёнка познавать, умение действовать в ситуации неопределённости, умение решать актуальные проблемы и умение жить среди людей.
Общая характеристика факторов повышения мотивации к обучению:
Занимательное черчение можно разделить на несколько блоков и применять по мере необходимости. Условно их можно отнести к интеллектуальным, практическим и комбинированным. Это поможет детям с различным складом ума (гуманитарным и техническим) проявить свои способности.
Первый блок (интеллектуальный) – « Разминка для ума », который очень хорошо развивает воображение и активизирует детей, рекомендуется применять в начале или конце урока. Это теоретические блиц — опросы или практические творческие задания, не требующих больших затрат времени на уроке. Учащиеся односложно отвечают на вопросы учителя, за каждый правильный вариант ответа они поощряются красным жетоном, что влияет на оценку за урок или серию уроков.
Второй блок (интеллектуальный) – «Вопрос на засыпку» может применяться при повторении материала, изученного на предыдущих уроках. Это различные головоломки, ребусы, кроссворды, теоретические задачи на повторение. Применять с использованием мульти-медийной системы. Слайды формируются с эффектами анимации. Кроме заданий предлагаются ответы, которые дети видят на экране после обсуждения.
Третий блок (комбинированный) — «Репетиция экзамена » можно применить, когда на решение теоретических и практических задач по той или иной теме отводится достаточное количество времени на уроке. Очень хорошо зарекомендовали себя задачи по построению третьего вида предметов по двум заданным с неопределенностью формы. Эти задачи предполагают вариативность в решении, поэтому детям очень нравятся. К этому же блоку относятся задачи по построению аксонометрических проекций и технических рисунков, по выполнению чертежей и эскизов деталей, задачи на развитие логического мышления. Практические и теоретические задачи оформляются в виде экзаменационных тестовых листов современного образца (ЕГЭ и ГИА) и билетов традиционной формы, которые позволяют более эффективно оценить качество знаний ученика в личном общении с учителем.
Четвертый блок (практический) — «Испорченная графика» возможно применять на начальном этапе обучения черчению или на особо сложных для детей темах, с целью повысить интерес к выполнению работы. При изучении изображений ортогонального чертежа предложить детям задания на восстановление «условно испорченных» чертежей или чертежей, с допущенными на них ошибками. Почти всегда в классе находятся ученики, которые быстро и хорошо справляются с графической работой, поэтому, чтобы такие ученики не скучали, предложить им занимательную задачу – головоломку на сообразительность, которая дает возможность самому ученику оценить свою ориентировку в пространстве и запас пространственных представлений. Кроме этого, очень полезны в развитии смекалки упражнения по выполнению наклонных сечений простых геометрических тел, которые учащийся может выполнять приблизительно и на глаз.
Пятый блок (практический) – «Играя, создаём». Для проведения таких уроков используется разнообразный дидактический материал. Это — чертежный конструктор из кубиков и параллелепипедов, полоски бумаги и проволоки для изготовления моделей, изготовленные учащимися конструкции, состоящие из отдельных геометрических тел. При изучении правильных многоугольников, то есть деления окружности на равные части, предложить мальчикам выполнение чертежей торговых логотипов известных автомобилей зарубежного производства, а девочкам — составление узоров и орнаментов из правильных многоугольников, моделирование витражей. При построении сопряжений чертежи плоских деталей рекомендуется заменить контурами знакомых предметов быта.
Для того, чтобы учащиеся с интересом ждали урока, активно участвовали во всех его этапах, необходимо чередовать традиционные уроки с нестандартными. К нестандартным урокам можно отнести уроки – соревнования, уроки – олимпиады, уроки – игры, но возможно и точечное внесение элементов занимательности в урок.
Источник
Педагогика
—>Основы педагогического мастерства —>
—>Наглядные пособия педагога —>
Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.
Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.
Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.
—>Детская психология —>
—>Магазин детских колготок —>
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Г. А. Балл считает индивидуализацию важным аспектом стратегии педагогической деятельности, развития образования: «Речь идет об индивидуализации, причем не просто как один из аспектов учебно-воспитательного процесса, а как принцип, вне которого вообще нельзя говорить о свободном развитии личности.
Здесь имеется в виду: во-первых, стремление наиболее полно учесть не только имеющиеся достижения ученика, но и направление его развития, перспективу, его «потенциальное Я»; во-вторых, уважение к каждому ученику (даже такого, который еще не проявил себя ничем положительным) – уважение, когда с ним как с партнером, субъектом, личностью считаются, конкретизируя цели обучения и определяя способы их достижения».
Смысл этого принципа заключается в том, что педагог согласно коллективному характеру учебного процесса, учитывая индивидуально-психические особенности субъектов обучения, может и должен применять разнообразные методы и формы учебной деятельности во время проведения, как плановых учебных мероприятий, так и внеплановых.
Внедряя требования этого принципа в процесс преподавания, педагог должен иметь в виду трудности, с которыми он будет сталкиваться в своей деятельности, в частности:
– процессуальная сторона обучения предусматривает преимущественно коллективная форма учебно-познавательной деятельности, которая не всегда учитывает индивидуально-психические склонности, способности и интересы учащихся;
– в школе обучаются учащиеся с разным уровнем интеллектуальных и физических способностей, различной мотивацией учения.
Знание педагогами противоречий этого принципа способствует объективному и оптимальному их решению. Классические примеры умелого использования такой методики – молодежный коллектив в А. С. Макаренко, ученический коллектив В. А. Сухомлинского, различные варианты педагогики сотрудничества современных педагогов-новаторов.
Основные положения этого принципа:
организация коллективной учебно-познавательной деятельности с учетом особенностей психологии ученического коллектива и психики ученика в соответствии с требованиями психологической и педагогической наук;
дифференциация содержательного компонента дидактического процесса;
всестороннее знание индивидуально-психических особенностей учащихся и их учета при организации как коллективной, так и индивидуальной учебно-познавательной деятельности;
оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм и методов учебно-познавательной деятельности субъектов обучения;
широкое применение индивидуализации обучения;
предпочтение активным методам обучения;
широкое использование приемов взаимообучения, взаимопомощи учащихся, оказание помощи отличниками тем, кто отстает;
знание разнообразных проявлений социально-психологических явлений во время осуществления учебного процесса и умелое управление ими в дидактических интересах;
педагогический анализ результатов обучения с последующей корректировкой и тому подобное.
Некоторые авторы этот принцип определяется как принцип дифференциации учебного процесса.
Источник
Рациональная организация деятельности преподавателя и студента
От правильной организации учебного занятия, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, преждевременное наступление утомления.
Рациональная организация – это такой вариант учебного процесса, при котором не нарушается нормальное развитие и здоровье учащихся, а учебная работа, интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки не требуют от организма высокой физиологической цены, не вызывают чрезмерного напряжения и быстрого утомления.
В своей статье хотелось бы обратиться к творческому наследию Я.А. Коменского. Он по-прежнему актуальный классик педагогики, по сути создавший пока ещё незыблемую у нас классно-урочную систему. Одну из групп существенных черт метода обучения, разработанного Коменским, составляют все те указания, которые направлены на рациональную организацию учебного процесса. Они, без сомнения, определялись повсюду проявлявшимися тенденциями развивающего капитализма к экономии времени и сил. Это стремление наблюдалось во всех областях жизни и в первую очередь в области производства. «Экономия времени и сил» — вот то требование, которое повторялось в различных вариантах, выражая стремление к максимальной рентабельности. Так и у Коменского повсюду на первый план выступает стремление сообщать всем учащимся по возможности достоверные знания, и притом самым быстрым и самым легким путем.
Обучение в современных ему школах Коменский порицает за то, что здесь «учащихся задерживали пять, десять и больше лет на том, что, несомненно, можно воспринять человеку в течение года». Он же обещает с помощью своего метода указать «пути сокращения при преподавании и учении». Коменский пришел к выдвижению целого ряда важных дидактических принципов и сформулировал много важных указаний, способствовавших успешному осуществлению классно-урочной формы обучения.
Так, Коменский в самых разнообразных выражениях формулирует принцип последовательности при изложении учебного материала. В «Новейшем методе языков» он писал: «Учащийся не может продвигаться вперед иначе, чем постепенно… В огромном количестве вещей, которые нужно усвоить, всегда одни бывают легче других…Следовательно, всегда нужно (в массе подлежащих изучению вещей) начинать с более легких, переходя от них к более трудным… Всегда нужно начинать с малого, краткого, простого, общего, близкого, правильного, постепенно переходя ко многому, расширенному, сложному, частному, отдаленному, неправильному».
В «Великой дидактике» говорится, что учебный материал должен излагаться в определенной последовательности, так чтобы «последующее всегда основывалось на предшествующем, а предшествующее укреплялось последующим».
Чтобы достигнуть последовательности в обучении, Коменский предлагает сначала преимущественно развивать чувства учащихся, ибо без правильно развитой способности наблюдать невозможно и правильное обучение, потом упражнять память и мышление; развивать, наконец речь и умение правильно излагать изученное, а в случае надобности и применять знания на практике.
Наряду с этим дидактическим принципом, в частности для облегчения проведения его на практике, Коменский дает много советов относительно рациональной организации обучения. Неоднократно он указывал на необходимость дидактической обработки материала, правильного его смыслового членения. Он требует ясного изложения и понятного объяснения, отмечая обязательность последовательного, непрерывного и целенаправленного обучения. Коменский подчеркивает, что все изучаемое должно закрепляться в памяти детей, а для этого он рекомендует, чтобы учащиеся заводили себе маленькие записные книжки, куда заносились бы важнейшие данные, подлежащие запоминанию. Он указывает на важность большого количества упражнений, отмечая необходимость систематического повторения и постоянной проверки знаний учащихся.
Наиболее ярким выражением детально разработанной системы такого обучения, целью которого было планомерное овладение систематическими знаниями наиболее легким и эффективным путем, были учебники, составленные Коменским; для каждой ступени изучения латинского языка предназначались учебники соответствующей трудности.
«Преддверие к языкам» содержит около 1000 наиболее употребительных латинских слов, объединенных тематически в 400 кратких предложений. При переходе от одной темы к другой нарастают грамматические трудности, так что этот учебник, наряду с расширением запаса слов дает сведения из элементарной грамматики. Для следующей ступени обучения предназначалась книга «Открытая дверь к языкам», содержащая уже 8000 латинских слов, соединенных приблизительно в 1000 фраз, сгруппированных в 100 тем. В них дается обзор всех наиболее важных, с точки зрения Коменского, областей жизни. Первые предложения построены еще просто, но постепенно они усложняются, превращаясь, наконец, в длинные многочисленные периоды. Книги для последующих ступеней обучения должны были затем использовать тот же самый языковой материал , представляя его в форме писем и диалогов, в виде художественной изящной речи, в виде стихов.
Этот систематический ход обучения, который позволяет сознательно и постепенно увеличивать знания учащихся и надежно вести по усложняющимся ступеням трудности к достижению высот знаний и умений, был той проблемой, более совершенному решению которой снова и снова уделяли внимание Коменский и его последователи.
Коменский считал, что снижение физиологической и психологической цены обучения и повышение эффективности учебного процесса возможно при реализации рациональной организации учебного процесса:
Рациональная организация учебных занятий – это создание условий для работы учащихся без чрезмерного напряжения и утомления, с высокой работоспособностью, таких условий, которые бы обеспечивали высокое качество обучения. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние преподавателя и его здоровье. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.
Рациональная организация учебных занятий включает в себя , в том числе и соответствие условий обучения нормативам, определенным санитарными правилами и нормами (СанПиН). Эти нормативы регламентируют комплекс внешних условий жизни учащегося и определяют требования к помещению учебного заведения, освещенности рабочих мест, воздушно-тепловому режиму, к организации кабинетов, столовой и т.п. Это очень важные требования, так как они определяют те условия, которые должны обеспечить сохранение здоровья учащихся. СанПиНы регламентируют учебную нагрузку и в учебном заведении (урок, факультативы, дополнительные занятия), и дома (все виды домашних заданий). Следует заметить, что допустимая учебная нагрузка у старшеклассников составляет 6 часов в учебном заведении и до 4 – домашних заданий, то есть 10 часов.
Максимальный объем учебной нагрузки не должен превышать нормативы, установленные СанПиНом.
Расписание УЗ в должно быть составлено с учетом степени сложности предмета для восприятия учащихся.
Математика, русский язык (для национальных школ)
Источник