Рациональная организация урока как способ

Статья «Рациональная организация урока — важнейший фактор оптимизации учебной нагрузки учащихся»
по теме

Статья (информационный материал), поможет учителю рационально организовать урок.

Скачать:

Вложение Размер
ratsionalnaya_organizatsiya_uroka.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рациональная организация урока — важнейший фактор оптимизации учебной нагрузки учащихся

Плотников А.Н. учитель первой квалификационной категории

Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. В дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

Психическое и физиологическое состояние школьников в значительной мере зависит от структуры урока и характера организации деятельности учащихся.

Для предупреждения физической перегрузки учащихся необходимо:

  1. соотносить содержание урока и величину нагрузки с состоянием здоровья, уровнем физической подготовленности, возраста и пола учащихся;
  2. методически правильно строить урок с выделением отдельных структурных частей :
  1. подготовительной (5—10 минут),
  2. основной (25— 30 минут),
  3. заключительной (3—5 минут);
  1. обеспечивать оптимальную общую и моторную плотность урока, регулировать физиологическую нагрузку учащихся.

Реализация ниже перечисленных принципов создаст условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повысит эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление:

• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной, и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;

• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию);

• введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства);

• рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в начальной школе;

• индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.

Рассмотрим первый принцип: принцип гигиенически правильной организации урока, который дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность школьников на высоком уровне, поэтому психогигиеническая оптимизация школьного урока является основой профилактики утомления учащихся.

Источник

Рациональная организация урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Использую на своих уроках географии здровьесберегающие технологии.

Скачать:

Вложение Размер
ratsionalnaya_organizatsiya_uroka_s_pozitsii_zdorovesberezheniya.docx 774.09 КБ

Предварительный просмотр:

Рациональная организация урока с позиции здоровьесбережения

(памятка для учителя)

Рациональная организация урока с позиции здоровьесбережения — это использование учителем продуманной с точки зрения сохранения психологического, эмоционального, физического благополучия учащихся системы построения урока, позволяющей повысить его эффективность, достичь максимального результата в реализации развивающей, обучающей и воспитательной цели урока. Здоровьесберегающий урок — это урок, на протяжении которого учитель в состоянии обеспечить доброжелательную, творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику утомления, поддержание внимания и интереса у учеников.

Задачей каждого учителя является проведение любого урока на основе здоровьесберегающих технологий, включающих в себя психолого-гигиенические рекомендации по организации умственного труда, а если учитель работает в рамках определенной дидактической системы, реализует ту или иную образовательную технологию, то следует отдавать предпочтение так называемым здоровьсберегающим педагогическим технологиям.

Технология (от греческого слова techne) — это оптимальный способ действия, достижения цели в заданных условиях. Технология несет в себе заданность и воспроизводимость результатов, предполагает четкий, порой однозначный алгоритм действий, высокую культуру и дисциплину деятельности.

Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько), это системная совокупность всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин), другими словами — это рациональный путь обучения.

К потенциально здоровьесберегающим педагогическим технологиям, с точки зрения врачей-гигиенистов, физиологов, относятся такие технологии, которые построены на индивидуализации обучения и направлены на удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с учетом его возрастных психофизических особенностей, с учетом его здоровья, пола, склонностей, интересов, учебно-познавательных возможностей (Н.Н. Куинджи. 2000). Их реализация предполагает применение программ обучения, индивидуализированных по содержанию, уровню нагрузки, темпам учебно-познавательной деятельности школьников, по годам работы с разными детьми, то есть образовательную технологию делает потенциально здоровьесберегающуей личностно-ориентированное обучение.

Критерием таких технологий является то, что обучение на уроке происходит в зоне интереса ребенка, и такой урок приводит к раннему развитию утомления и снижению работоспособности учащихся, является нестрессогенным.

Рациональная организация урока с позиций здоровьесбережения включает в себя следующие психолого-педагогические подходы к его построению и условия проведения:

1. Обеспечение индивидуального подхода на основе знания и учета типологических свойств нервной системы (силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов), состояния индивидуального здоровья, психологических особенностей личности, склонностей и задатков учеников к той или иной творческой деятельности, что позволит правильно дозировать учебную нагрузку, индивидуализировать темп учебной деятельности, характер проведения опросов и контрольных заданий.

2. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий, например в начальной школе: технологии развивающего обучения, технологию природосообразного воспитания грамотности (А.Кушнир), гуманно-личностную технологию Амонашвили и др.

3. Использование методик группового обучения, игрового обучения, коллективного способа обучения, а также методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, таких как:

— метода свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, способа действия, способа взаимодействия, варианта домашнего задания);

— активных методов (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, ученик как исследователь);

— методов, направленных на самопознание и развитие, в то числе самооценки и взаимооценки.

4. Использование здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (по-возможности).

5. Выбор оптимального темпа проведения урока.

6.Построение урока с учетом возрастной физиологической динамики работоспособности (изменение характера, степени сложности заданий, видов и темпа деятельности по ходу урока).

7. Выбор оптимального соотношения между такими составляющими урока, как трудность (нагрузка), насыщенность разными видами деятельности, эмоциональный фон урока, от нерационального сочетания которых зависит утомительность урока. (См. «Методические рекомендации по оценке состояния здоровья, учебной и внеучебной нагрузки, организации учебного процесса в I-10 классах, при проведении широкомасштабного эксперимента (блок физиологического и психофизиологического сопровождения эксперимента)». 2001. М.М.Безруких). Оптимальное количество видов учебной деятельности — 4-7.

8. Учет гигиенических рекомендаций по обшей продолжительности и продолжительности непрерывных видов деятельности. Так общая продолжительность письма на уроке в 1-2-м классе не должна превышать 8-10 минут: длительность непрерывного письма в 1-2-м классе — 3 минуты: в 3-4 классе — до 15-20 минут. Продолжительность непрерывного чтения в 1-м классе должна составлять 7-10 минут, во 2-м — 15 минут, в 3-4-м -20-25 минут. Продолжительность непрерывной зрительной работы с монитором компьютера для детей 7-12 лет на уроке информатики не должна превышать 20 минут.

9. Чередование разных видов преподавания: словесного, наглядного, аудивизуаль-ного, выполнения самостоятельной работы.

10. Вовлечение, по-возможности, большего числа анализаторов в процессе усвоения, запоминания материала учащимися.

11. Создание доброжелательной, творческой атмосферы сотрудничества, ситуации успеха, положительного эмоционального фона, благоприятного психологического климата, использование уместных и умных шуток учителем, использование приемов стимуляции внешней (за счет похвалы, поддержки) и внутренней (за счет поддержания интереса, стремления ученика больше и глубже узнать) мотивации.

12. Демократичный (не авторитарный) стиль педагогического общения, недопущение речевой агрессии, не запугивающее поведение, позы, жесты учителя.

13. Адекватное, в начальной школе желательно безотметочное оценивание учебных достижений; продуманная, взвешенная учителем и воспринимаемая учеником как справедливая оценка его деятельности.

14. Энтузиазм, увлеченность учителя своим предметом, высокая степень подготовленности учителя к уроку, артистизм.

15. Использование высококачественных наглядных пособий, дидактического материала. ТСО (в соответствии с нормами времени их использования на уроке. СанПин 2.4.2.1178 -2002).

16. Обеспечение оптимальной двигательной активности на уроке:

— проведение физкультминутки (в начальной школе — 2-х физкультминуток) в виде дыхательной гимнастики; упражнений для профилактики и снятия зрительного утомления, статопозного утомления, для предотвращения утомления мелкой мускулатуры кистей рук, для улучшения мозгового кровообращения, в виде точечного массажа и др.;

— работа на уроке в режиме смены динамических поз (стоя за конторкой — по Базарному);

— использование заданий, предполагающих перемещение учеников по классу, в том числе игровых;

— уделение внимания со стороны учителя правильной осанке детей, особенно во время выполнения письменных заданий, поддержанию правильной рабочей позы.

17. Использование воспитательного потенциала урока для формирования правильных представлений, установок, касающихся сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни. Включение в тему урока содержания, касающегося здоровья (в соответствии с междисциплинарной программой, «Здоровье», региональной программой «Формирование ЗОЖ и профилактика социально значимых заболеваний» или др. программами).

18. Строгое соблюдение продолжительности урока, окончание урока со звонком.

19. Обеспечение оптимальных санитарно-гигиенических условий в классе: оптимального воздушно-теплового и светового режимов, обеспечение каждого ученика удобной ростовой мебелью, оборудованием, качественными учебниками (СанПин 2.4.2.1178 — 2002).

Современный урок — это урок высокой культуры. Готовясь к каждому уроку, расписывая его «партитуру», учителю следует продумывать и эти рекомендуемые подходы. Такая организация урока позволит обеспечить его высокую эффективность, а также — сохранить здоровье, как учащимся, так и самому учителю.

Памятку подготовила Н.В.Лядова, зав. кафедрой охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Детям, имеющим отклонения со стороны

— сердечно-сосудистой системы (неактивные формы ревматизма и миокардита, вегетососудистая дистония — ВСД, малая аномалия развития сердца — МАРС)

— органов дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, гайморит)

противопоказаны упражнения с задержкой дыхания.

Закрыть правую ноздрю большим пальцем. Медленно вдохнуть через левую ноздрю. Медленно выдохнуть через эту же ноздрю. Соотношение времени вдоха и выдоха — 1:2, выдох должен быть в два раза продолжительнее вдоха. Затем закрыть левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем и выполнить аналогичные вдохи и выдохи. Повторить 15-20 раз. Очень важным условием при этом является освоение дыхания трех типов: брюшного (с выпячиванием живота), грудного (с расширением грудной клетки) и верхнего (с подниманием плеч и ключиц).

Схема одного цикла: вдох через левую ноздрю — выдох через правую без паузы, вдох через правую — выдох через левую. Затем цикл повторяется. Закрывание ноздрей пальцами такое же, как и в упражнении 1 (упражнение 2 выполняют через месяц после первого). Соотношение времени вдоха и выдоха — как в упражнении 1.

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

Носом — вдох, (Поднимание рук — на вдохе.)

А выдох — ртом, (Свободное опускание рук — на выдохе.)

Источник

Рациональная организация урока – важнейший фактор оптимизации учебной нагрузки учащихся

Статья для всех категорий учителей на тему: «Рациональная организация урока важнейший фактор оптимизации учебной нагрузки учащихся»

Просмотр содержимого документа
«Рациональная организация урока – важнейший фактор оптимизации учебной нагрузки учащихся»

Рациональная организация урока – важнейший фактор оптимизации учебной нагрузки учащихся

Рациональная организация учебных занятий – это создание условий для работы школьников без чрезмерного напряжения и утомления, с высокой работоспособностью, таких условий, которые бы обеспечивали высокое качество обучения.

Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. В дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

Психическое и физиологическое состояние школьников в значительной мере зависит от структуры урока и характера организации деятельности учащихся.

Для предупреждения физической перегрузки учащихся необходимо:

соотносить содержание урока и величину нагрузки с состоянием здоровья, уровнем физической подготовленности, возраста и пола учащихся;

методически правильно строить урок с выделением отдельных структурных частей:

подготовительной (5—10 минут),

основной (25— 30 минут),

заключительной (3—5 минут);

обеспечивать оптимальную общую и моторную плотность урока, регулировать физиологическую нагрузку учащихся.

Гигиенически правильная организация урока дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность школьников на высоком уровне, поэтому психогигиеническая оптимизация школьного урока является основой профилактики утомления учащихся.

Гигиенически правильная рациональная организация урока обеспечивается:

плотностью урока — не менее 60 % и не более 75—80 %;

оптимальной сменой видов деятельности (4—7);

средней продолжительностью различных видов деятельности — не более 10 минут;

частотой чередования различных видов деятельности — не позже чем через 7— 10 минут;

количеством используемых методов и приемов преподавания — не менее 3;

чередованием методов и приемов преподавания — не реже чем через 10—15 минут;

наличием эмоциональных разрядок (2—3);

местом и длительностью применения ТСО — в соответствии с гигиеническими нормами;

чередованием позы учащихся, которая изменяется в соответствии с видом работы;

наличием, местом, содержанием и продолжительностью физкультминуток — при появлении у школьников внешних признаков утомления (снижение внимания, темпа работы; общее «двигательное беспокойство»; увеличение количества ошибок в ответах детей) проводятся легкие упражнения продолжительностью 3—4 минуты;

психологическим климатом с преобладанием положительных эмоций учащихся.

Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания трех факторов:

трудности учебного материала (определяется по характеру мыслительной деятельности, интенсивности и объему учебной нагрузки);

насыщенности видов учебной деятельности (определяется по числу видов учебной деятельности, элементов урока);

эмоционального состояния учащихся (зависит от реакций детей на учебную нагрузку, особенностей изложения учителем материала, формы и характера учебного задания и т.п.).

Степень выраженности факторов утомительности урока определяется одним из трех уровней: низким, средним и высоким.

Высокая работоспособность учащихся на уроке обеспечивается рациональным соотношением различной степени выраженности трех основных факторов

Повышение в рамках одного урока эмоциональной направленности, интенсификации учебного процесса и насыщенности учебной деятельности приводит не к эффективности обучения, а только к перегрузке учащихся. Это необходимо помнить, планируя полные напряженности, эмоций и переключения на разные виды деятельности уроки.

Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха. При правильно организованном уроке, разумном чередовании видов деятельности, умственного труда и отдыха, дети сохраняют работоспособность в течение всего урока, хорошо восстанавливают силы на перемене и готовы интенсивно работать дальше.

При организации урока необходимо учитывать динамику работоспособности учащихся:

3—5 минут — врабатывание;

5—10 минут — оптимум, период самой высокой работоспособности;
2—3 минуты — период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);
5—10 минут — период средней работоспособности;
оставшаяся часть времени урока (а это от 17 до 30 минут)— период непродуктивной работы.

А сейчас в контексте всего выше перечисленного коснёмся фрагмента изучения раздела «Основы алгоритмизации и программирования».

К началу изучения темы учащихся уже знакомы с понятием алгоритма, средой программирования, структурой программы, типами данных, арифметическими операциями и стандартными функциями, командой присваивания, составляли линейные вычислительные алгоритмы.

Простые и составные условия. Составной оператор. Оператор ветвления.

Составление алгоритмов с использованием ветвления

Самостоятельная работа на составление алгоритмов с ветвлением.

Оператор цикла с параметром.

Оператор цикла с предусловием.

Реализация, составление алгоритмов с использованием повторения

Реализация, составление алгоритмов с использованием повторения

Самостоятельная работа на составление алгоритмов с повторением.

Составление и реализация алгоритмов с ветвлением и повторением.

Составление и реализация алгоритмов с ветвлением и повторением.

Тема первого урока: Простые и составные условия. Составной оператор. Оператор ветвления. На этом уроке происходит знакомство с понятиями «Простое условие» и «Составные условия», с таблицей истинности составных условий.

Эти понятия лучше всего усваиваются при выполнении практических заданий. Примерные задания предлагаются вашему вниманию.

Задание 1. Указать условия, правильно записанные на языке Паскаль.

Задание 2. Указать условия, истинные при заданных значениях величин.

Задание 3. Записать на языке Паскаль следую­щие условия.

Задание 4. Записать условия, истинные (ложные) при заданных значениях величин.

Тема второго урока: Оператор ветвления. Составление алгоритмов с использованием ветвления. На этом уроке происходит знакомство с оператором ветвления if и отработка использования этого оператора при решении простейших задач. Я рассматриваю задачи на нахождение большего из двух введенных с клавиатуры чи­сел, на определение кратности числа и задачу на проверку условия существования треугольника.

Задание 1. Составить программу, которая нахо­дит большее из двух введенных с клавиатуры чи­сел а и b и выводит его на экран.

Задание 2. Составить программу, определяющую, является ли введенное с клавиатуры целое число кратным 3.

Задание 3. Составить программу, определяющую, могут ли три числа a, b, c являться длинами сторон треугольника. Числа a, b, c введите с клавиатуры.

Чем обусловлен выбор именно этих задач?

Они расположены по возрастанию сложности. В первых двух задачах необходимо проверить простое условие. В первой задаче это условие на сравнение, во второй – в условии необходимо использовать функцию mod (мы закрепляем условия, которые составляли на предыдущем уроке). В третьей задаче возникает необходимость применить составное условие.

Тема третьего урока: Самостоятельная работа на составление алгоритмов с использованием ветвления

На этом уроке я предлагаю учащимся выполнить самостоятельную работу из двух вариантов, которые включают задания, аналогичные заданиям первого и второго урока.

Порядок следования тем двух последующих уроков я меняю. Сначала изучаем «Оператор цикла с предусловием», затем «Оператор цикла с параметром». Практика показывает, что именно в таком порядке команды повторения усваиваются наилучшим образом. Причём изучаю их на примере одних и тех же задач. Это позволяет, как освоить методы решения типовых задач, так и иметь возможность сравнить операторы while и for.

Примеры задач, рассматриваемых на четвёртом и пятом уроках:

Задание 1. Составить программу, выводящую на экран числа от 1 до 10, по одному в строке.

Задание 2. Составить программу, выводящую на экран чётные числа от 10 до 20, по одному в строке.

Задание 3. Составить программу, выводящую на экран числа, кратные 3, от 12 до 99, по одному в строке.

Задание 4. Составить программу, выводящую на экран числа от 1 до 30, которые делятся без остатка на 2 и 3, но не делятся на 4.

Программу для решения первой задачи я сама пишу на доске. Затем совместно с учащимися изменяю её для решения второй задачи. Третью и четвертую они выполняют самостоятельно.

Два последующих урока (это 6-7 уроки по теме) посвящены теме «Реализация, составление алгоритмов с использованием повторения».

На 6 уроке я отрабатываю навыки использования операторов while и for при решении не сложных задач. В частности, задач на нахождение сумм рядов, а также добиваюсь понимания принципа работы цикла. Для этого задаю вопросы по готовой программе.

На седьмом уроке мы также составляем программы на вычисление сумм, но более сложных.

Задача 1. Составьте программу вычисления произведения чисел от 1 до 10.

Задача 2. Составьте программу, которая находит сумму квадратов нечётных чисел от 1 до 10.

1 2 +3 2 +5 2 + +9 2

Задача 3. Составьте программу, выводящую на экран сумму

Задача 4. Составьте программу, выводящую на экран сумму

Восьмой урок – «Самостоятельная работа на составление алгоритмов с повторением». Я предлагаю вам примерные варианты заданий этой работы на 2 варианта.

Девятый урок темы «Составление и реализация алгоритмов с ветвлением и повторением» можно посвятить решению различных задач на применение изученных конструкций. Лучше не браться за решение слишком сложных задач, лучше решить несколько небольших.

Я рассматривала решение следующих задач:

Задание 1. Составить программу, определяющую наименьшее из трёх введённых с клавиатуры чисел.

Задание 2. Составить программу для вычисления значения функции:

Задание 3. Разобрать программу, которая находит количество двузначных чисел, кратных 3.

Задание 4. Составить программу, которая выводит на экран двузначные числа, которые кратны 2 и 3.

Последний, десятый урок темы, также посвящён «Составлению и реализации алгоритмов с ветвлением и повторением».

На этом уроке можно предложить учащимся выполнить различные задания по изученной теме.

Таким образом, после изучения темы у учащихся должно быть сформировано чёткое представление об операторах повторения и ветвления. Что позволит им использовать эти конструкции в следующем году при изучении массивов.

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения: перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.

Источник

Читайте также:  Молчание это лучший способ
Оцените статью
Разные способы