Растворы способы выражения концентрации растворов тесты

Тест по химии Способы выражения концентрации растворов 11 класс

Тест по химии Способы выражения концентрации растворов 11 класс с ответами. Тест содержит 10 заданий.

1. Определите массовую долю соли в растворе , полученном при растворении 25 г соли в 100 г воды.

1) 0,15
2) 0,20
3) 0,25
4) 0,30

2. Какую массу соли следует растворить в 120 г воды для получения 20%-ного раствора?

1) 24 г
2) 26 г
3) 28 г
4) 30 г

3. Какую массу воды следует прибавить к 180 г 15%-ного раствора для получения 12%-ного раствора?

1) 35 г
2) 40 г
3) 45 г
4) 50 г

4. Определите плотность 30%-ного раствора NaOH, если в 200 мл этого раствора содержится 69 г NaOH.

1) 1,18 г/мл
2) 1,15 г/мл
3) 1,12 г/мл
4) 1,10 г/мл

5. Определите объем 44%-ного раствора серной кислоты с плотностью 1,34 г/мл, в котором содержится 53 г H2SO4.

1) 90 мл
2) 100 мл
3) 110 мл
4) 120 мл

6. Какой объем (н.у.) хлороводорода растворили в воде для-получения 500 мл 10%-ного раствора соляной кислоты?

1) 30,7 л
2) 32,4 л
3) 28,2 л
4) 36,8 л

7. Какой объем (н.у.) хлороводорода растворили в воде для получения 200 мл 2М раствора соляной кислоты?

1) 8 л
2) 9 л
3) 10 л
4) 11 л

8. В каком объеме воды следует растворить 120 г гидроксида натрия для получения 1,5М раствора?

1) 1,2 л
2) 1,6 л
3) 2,0 л
4) 2,4 л

9. В каком объеме 0,5М раствора серной кислоты содержится 29,4 г H2SO4?

1) 0,45 л
2) 0,50 л
3) 0,55 л
4) 0,60 л

10. Определите молярную концентрацию 20%-ного раствора NaOH с плотностью 1,2 г /мл.

Ответы на тест по химии Способы выражения концентрации растворов 11 класс
1-2
2-4
3-3
4-2
5-1
6-1
7-2
8-3
9-4
10-1

Источник

Растворы. Способы выражения концентрации растворов

Материалы портала onx.distant.ru

Растворы. Способы выражения концентрации растворов

Способы выражения концентрации растворов

Существуют различные способы выражения концентрации растворов.

Массовая доля ω компонента раствора определяется как отношение массы данного компонента Х, содержащегося в данной массе раствора к массе всего раствора m. Массовая доля – безразмерная величина, её выражают в долях от единицы:

Массовый процент представляет собой массовую долю, умноженную на 100:

ω(Х) = m(Х)/m · 100% (0%

где ω(X) – массовая доля компонента раствора X; m(X) – масса компонента раствора X; m – общая масса раствора.

Мольная доля χ компонента раствора равна отношению количества вещества данного компонента X к суммарному количеству вещества всех компонентов в растворе.

Для бинарного раствора, состоящего из растворённого вещества Х и растворителя (например, Н2О), мольная доля растворённого вещества равна:

Мольный процент представляет мольную долю, умноженную на 100:

Объёмная доля φ компонента раствора определяется как отношение объёма данного компонента Х к общему объёму раствора V. Объёмная доля – безразмерная величина, её выражают в долях от единицы:

φ(Х) = V(Х)/V (0

Объёмный процент представляет собой объёмную долю, умноженную на 100.

Молярность (молярная концентрация) C или Cм определяется как отношение количества растворённого вещества X, моль к объёму раствора V, л:

Cм(Х) = n(Х)/V (6)

Основной единицей молярности является моль/л или М. Пример записи молярной концентрации: Cм(H2SO4) = 0,8 моль/л или 0,8М.

Нормальность Сн определяется как отношение количества эквивалентов растворённого вещества X к объёму раствора V:

Основной единицей нормальности является моль-экв/л. Пример записи нормальной концентрации: Сн(H2SO4) = 0,8 моль-экв/л или 0,8н.

Титр Т показывает, сколько граммов растворённого вещества X содержится в 1 мл или в 1 см 3 раствора:

T(Х) = m(Х)/V (8)

где m(X) – масса растворённого вещества X, V – объём раствора в мл.

Моляльность раствора μ показывает количество растворённого вещества X в 1 кг растворителя:

μ(Х) = n(Х)/mр-ля (9)

где n(X) – число моль растворённого вещества X, mр-ля – масса растворителя в кг.

Мольное (массовое и объёмное) отношение – это отношение количеств (масс и объёмов соответственно) компонентов в растворе.

Необходимо иметь ввиду, что нормальность Сн всегда больше или равна молярности См. Связь между ними описывается выражением:

Читайте также:  Способы утверждения юридического лица

Для получения навыков пересчёта молярности в нормальность и наоборот рассмотрим табл. 1. В этой таблице приведены значения молярности См, которые необходимо пересчитать в нормальность Сн и величины нормальности Сн, которые следует пересчитать в молярность См.

Пересчёт осуществляем по уравнению (10). При этом нормальность раствора находим по уравнению:

Результаты расчётов приведены в табл. 2.

Таблица 1. К определению молярности и нормальности растворов

Тип химического превращения См Сн Сн См
Реакции обмена 0,2 M Na2SO4 ? 6 н FeCl3 ?
1,5 M Fe2(SO4)3 ? 0,1 н Ва(ОН)2 ?
Реакции окисления-восстановления 0,05 М KMnO4

в кислой среде

? 0,03 М KMnO4

в нейтральной среде

?

Значения молярности и нормальности растворов

Тип химического превращения См Сн Сн См
Реакции обмена 0,2M Ma2SO4 0,4н 6н FeCl3
1,5M Fe2(SO4)3 0,1н Ва(ОН)2 0,05М
Реакции окисления-восстановления 0,05М KMnO4 в кислой среде 0,25н 0,03М KMnO4

в нейтральной среде

0,01М

Между объёмами V и нормальностями Сн реагирующих веществ существует соотношение:

Примеры решения задач

Задача 1. Рассчитайте молярность, нормальность, моляльность, титр, мольную долю и мольное отношение для 40 мас.% раствора серной кислоты, если плотность этого раствора равна 1,303 г/см 3 .

Решение.

Масса 1 литра раствора равна М = 1000·1,303 = 1303,0 г.

Масса серной кислоты в этом растворе: m = 1303·0,4 = 521,2 г.

Молярность раствора См = 521,2/98 = 5,32 М.

Нормальность раствора Сн = 5,32/(1/2) = 10,64 н.

Титр раствора Т = 521,2/1000 = 0,5212 г/см 3 .

Моляльность μ = 5,32/(1,303 – 0,5212) = 6,8 моль/кг воды.

Обратите внимание на то, что в концентрированных растворах моляльность (μ) всегда больше молярности (См). В разбавленных растворах наоборот.

Масса воды в растворе: m = 1303,0 – 521,2 = 781,8 г.

Количество вещества воды: n = 781,8/18 = 43,43 моль.

Мольная доля серной кислоты: χ = 5,32/(5,32+43,43) = 0,109. Мольная доля воды равна 1– 0,109 = 0,891.

Мольное отношение равно 5,32/43,43 = 0,1225.

Задача 2. Определите объём 70 мас.% раствора серной кислоты (r = 1,611 г/см 3 ), который потребуется для приготовления 2 л 0,1 н раствора этой кислоты.

Решение.

2 л 0,1н раствора серной кислоты содержат 0,2 моль-экв, т.е. 0,1 моль или 9,8 г.

Масса 70%-го раствора кислоты m = 9,8/0,7 = 14 г.

Объём раствора кислоты V = 14/1,611 = 8,69 мл.

Задача 3. В 5 л воды растворили 100 л аммиака (н.у.). Рассчитать массовую долю и молярную концентрацию NH3 в полученном растворе, если его плотность равна 0,992 г/см 3 .

Решение.

Масса 100 л аммиака (н.у.) m = 17·100/22,4 = 75,9 г.

Масса раствора m = 5000 + 75,9 = 5075,9 г.

Массовая доля NH3 равна 75,9/5075,9 = 0,0149 или 1,49 %.

Количество вещества NH3 равно 100/22,4 = 4,46 моль.

Объём раствора V = 5,0759/0,992 = 5,12 л.

Молярность раствора См = 4,46/5,1168 = 0,872 моль/л.

Задача 4. Сколько мл 0,1М раствора ортофосфорной кислоты потребуется для нейтрализации 10 мл 0,3М раствора гидроксида бария?

Решение.

Переводим молярность в нормальность:

Используя выражение (12), получаем: V(H3P04)=10·0,6/0,3 = 20 мл.

Задача 5. Какой объем, мл 2 и 14 мас.% растворов NaCl потребуется для приготовления 150 мл 6,2 мас.% раствора хлорида натрия?

Плотности растворов NaCl:

С, мас.% 2 6 7 14
ρ, г/см 3 2,012 1,041 1,049 1,101

Решение.

Методом интерполяции рассчитываем плотность 6,2 мас.% раствора NaCl:

Определяем массу раствора: m = 150·1,0426 = 156,39 г.

Находим массу NaCl в этом растворе: m = 156,39·0,062 = 9,70 г.

Для расчёта объёмов 2 мас.% раствора (V1) и 14 мас.% раствора (V2) составляем два уравнения с двумя неизвестными (баланс по массе раствора и по массе хлорида натрия):

Решение системы этих двух уравнений дает V1 =100,45 мл и V2 = 49,71 мл.

Задачи для самостоятельного решения

3.1. Рассчитайте нормальность 2 М раствора сульфата железа (III), взаимодействующего со щёлочью в водном растворе.

3.2. Определите молярность 0,2 н раствора сульфата магния, взаимодействующего с ортофосфатом натрия в водном растворе.

3.3. Рассчитайте нормальность 0,02 М раствора KMnO4, взаимодействующего с восстановителем в нейтральной среде.

3.4. Определите молярность 0,1 н раствора KMnO4, взаимодействующего с восстановителем в кислой среде.

3.5. Рассчитать нормальность 0,2 М раствора K2Cr2O7, взаимодействующего с восстановителем в кислой среде.

3.6. 15 г CuSO4·5H2O растворили в 200 г 6 мас.% раствора CuSO4. Чему равна массовая доля сульфата меди, а также молярность, моляльность и титр полученного раствора, если его плотность составляет 1,107 г/мл?

0,1; 0,695М; 0,698 моль/кг; 0,111 г/мл.

3.7. При выпаривании 400 мл 12 мас.% раствора KNO3 (плотность раствора 1,076 г/мл) получили 2М раствор нитрата калия. Определить объём полученного раствора, его нормальную концентрацию и титр.

255 мл; 2 н; 0,203 г/мл.

3.8. В 3 л воды растворили 67,2 л хлороводорода, измеренного при нормальных условиях. Плотность полученного раствора равна 1,016 г/мл. Вычислить массовую, мольную долю растворённого вещества и мольное отношение растворённого вещества и воды в приготовленном растворе.

0,035; 0,0177; 1:55,6.

3.9. Сколько граммов NaCl надо добавить к 250 г 6 мас.% раствору NaCl, чтобы приготовить 500 мл раствора хлорида натрия, содержащего 16 мас.% NaCl? Плотность полученного раствора составляет 1,116 г/мл. Определить молярную концентрацию и титр полученного раствора.

74,28 г; 3,05 М; 0,179 г/мл.

3.10. Определить массу воды, в которой следует растворить 26 г ВaCl2·2H2O для получения 0,55М раствора ВaCl2 (плотность раствора 1,092 г/мл). Вычислить титр и моляльность полученного раствора.

Источник

Тестовая контрольная работа по теме: «Основы приготовления проб и растворов».

Тестовая контрольная работа по теме: «Основы приготовления проб и растворов».

1.Свойство вещества растворяться в воде называется:

2.При приготовлении 1 литра раствора из фиксанала получим раствор следующей концентрации:

3.Плотность твердого вещества измеряют:

4.При какой температуре определяется плотность органических веществ:

5.Единица размерности абсолютной плотности в системе единиц СИ:

в) величина без размерности.

6.Температура, при которой твёрдое тело переходит в жидкое состояние, называется:

а) температурой плавления;

б) температурой кристаллизации;

в) температурой кипения.

7.Вискозиметр – это прибор для измерения:

а) температуры плавления вещества;

б) вязкости вещества;

в) плотности вещества.

8.Каким прибором определяют плотность растворов:

9.Если невозможно провести анализ отбора пробы в течение 12 часов, то её:

в) хранят в эксикаторе.

10.При отборе воды из технических стоков пользуются:

11. Что значит серийная проба , отобранная:

а) через определенные промежутки времени;

б) в одном и том же месте;

в ) один раз в сутки.

12.В течение ,какого времени нужно успеть сделать анализы, после отбора проб:

13.Вискозиметр подбирают таким образом, чтобы время истечения анализируемого продукта были не менее секунд:

14. Пылящие и вредные вещества измельчают :

а) в весовой комнате;

б) в вытяжном шкафу;

в) в вытяжном шкафу, закрыв ступку чехлом.

15.Размерность молярной концентрации :

16.Для механического измельчения твердых веществ , которые могут налипать на детали мельницы используют:

а) шаровые мельницы;

б) коллоидные мельницы;

в) вихревые мельницы.

17. Выбрать, какая посуда используется в гравиметрическом методе анализа?

в) холодильник шариковый.

18. Проверка ёмкости измерительной посуды называется:

19Какая посуда относится к посуде общего назначения?

а) холодильники, химические стаканы;

б) мензурки, дозаторы;

в) склянки Тищенко, капельницы.

20. Сосуд для перегонки при атмосферном давлении – это колба-

1.Какую пробу получают однократным отбором всего требуемого компонента:

а) смешанную пробу;

б) серийную пробу;

в) простую пробу.

2.Система, в которой составляющие части не отделены поверхностью разреза:

а) гомогенная система;

б) гетерогенная система;

в) гомогенная или гетерогенная система, значения не имеет.

3. Для измельчения вещества на частицы размером 1,0-0,1 мкм используют:

а) шаровую мельницу;

б) коллоидную мельницу;

в) вихревую мельницу.

4. Какие воронки применяют для разделения несмешивающихся жидкостей:

а) конические обыкновенные;

5. Раствор, в котором на 100г растворителя приходится растворённого вещества, меньше чем его растворимость:

а) насыщенный раствор;

б) перенасыщенный раствор;

в) ненасыщенный раствор.

6. Индикатор это:

а) вещество, показывающее момент окончания реакции;

б) рабочий раствор;

в) раствор — титрант.

7. Вязкие жидкости перед фильтрованием нагревают до температуры:

8. Батометр используют:

а) для отбора проб жидкостей;

б) для отбора проб газов;

в) для отбора проб твердых веществ.

9.При использовании «правила креста» в центре указывают :

а) концентрацию исходного раствора;

б) требуемую концентрацию;

в) или концентрацию исходного раствора или требуемую концентрацию ( значения не имеет.

10.Смешанную пробу нельзя отбирать за период:

а) больше 1суток;

б) больше 3 часов;

в) больше 1 недели.

11.Количество пробы, которое необходимо отобрать, зависит от:

а) от определяемого вещества;

б) числа определяемых компонентов;

в) концентрации компонентов.

12.Система растворов бывает:

а) только гомогенная;

б) только гетерогенная;

в) гомогенная или гетерогенная.

13.Перед определением плотности твердого вещества, его необходимо:

а) растворить в воде;

б) измельчить в фарфоровой ступке и высушить в сушильном шкафу;

в) оставить таким как есть.

14.Для ручного измельчения твердых веществ используются:

15.Для определения температуры плавления капилляр прикрепляют:

б) к химическому стакану;

16. При разбавлении концентрированных кислот следует приливать :

а) кислоту в воду;

б) воду в кислоту;

в) кислоту в воду или воду в кислоту значения не имеет.

17.Для измельчения алмазов, твёрдых сплавов используют дробилки:

б) молотковые и валковые;

в) универсальные инерционные.

18.Вещество, которое необходимо измельчить, насыпают в ступку:

19.Для определения компонентов газовой фазы используют:

а) поглотительные приборы;

б) фильтрующие воронки;

20.Сушка в эксикаторе это метод:

а) горячей сушки;

б) холодной сушки;

в) сушки эфиром и спиртом.

1 вариант. 2 вариант.

Тестовая контрольная работа по теме: « Техника подготовки химической посуды».

1.Выберите прибор для измерения плотности?

2. На действии, какого закона основано измерение плотности ареометром?

а) закон Ньютона;

б) закон Менделеева;

в) закон Архимеда.

3. В нижней части денсиметра находится

4.Недостатки корковых пробок:

б) низкая стойкость к агрессивным жидкостям;

в) слабая прочность.

5.Сушка в эксикаторе относится:

а) к методу горячей сушки;

б) к методу холодной сушки;

в) контактной сушке.

а) взвешивание мерной посуды;

б) проверка ёмкости измерительной посуды;

в) проверка прочности химической посуды.

7.Ареометр имеет другое название:

8.Полый герметически закрытый цилиндрический сосуд с нанесёнными на нем метками, который используется для измерения плотности:

9. Корковые пробки не рекомендуется нагревать до температуры не выше:

10.Какими пробками нельзя закрывать органические растворители?

11.Методы холодной сушки:

а) сушка спиртом и эфиром;

б) сушка в сушильном шкафу;

в) сушка потоком горячего воздуха.

12.Почему нельзя сушить мерную посуду методом горячей сушки?

а) она не выдержит высоких температур;

б) изменит форму;

в) изменит объём.

13.От чего зависят способы мытья химической посуды?

а) от температуры в помещениях;

б) от вида загрязнений;

в) от вида посуды.

14.Как необходимо ставить посуду в сушильный шкаф:

в) класть на бок.

15.Количество массы вещества, содержащееся в единице объема:

а) абсолютная плотность;

б) относительная плотность;

в) процентная концентрация.

1.Водяные бани применяют тогда, когда вещество необходимо нагреть до температуры:

а) не выше 100 0 С;

2.Прокаливанием называют операцию нагревания твёрдых веществ до температуры выше:

3.Электрические песочные бани применяют для нагревания веществ до температуры:

а) выше 400 град. С.

б) не более 400град.С.

в) ниже 100 град.С.

4.Для прокаливания и сплавления химических веществ используют:

а) тигельные печи;

б) электрические песочные бани

в) муфельные печи.

5.Для перегонки веществ, разлагающихся при нагревании до температуры кипения, используют перегонку:

а) под уменьшенным давлением или перегонкой с водяным паром;

б) при атмосферном давлении;

в) только с водяным паром.

6.Где необходимо сушить гигроскопические вещества:

а) в сушильном шкафу;

7.В химическом анализе принято выражение «взять навеску», это значит:

б) взять специальным приспособлением для взвешивания; в) взвесить.

8.В какой посуде можно выпаривать растворы досуха и сжигать вещества при температуре ≤ 1200 град.С?

б) в полиэтиленовой;

9.Какие кислоты взаимодействуют с посудой из кварцевого стекла:

а) серная и соляная;

в) плавиковая и фосфорная.

10.Какой фильтр из фильтровальной бумаги самый плотный:

а) «красная лента»;

б) «белая, жёлтая лента»;

в) «синяя, зелёная лента».

11.Фильтр помещают в воронку так, чтобы до края воронки осталось расстояние:

а) фильтрование под вакуумом;

б) промывание осадка;

в) сливание жидкости с отстоявшегося осадка.

13. Ультрапористые фильтрующие материалы- мембраны используют для фильтрования:

а) грубодисперсных частиц;

б) коллоидных частиц;

в) мелкодисперсных частиц.

14.В случае дистилляции бинарной смеси пар содержит:

а) низкокипящий компонент;

б) высококипящий компонент;

15.Перед работой с делительной воронкой шлиф стеклянного крана необходимо:

а) смазать глицерином или вазелином;

б) протереть спиртом;

в) смочить водой.

Вариант 1 . Вариант 2. 1-б 1-а

Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 95 человек из 45 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 341 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

  • Сейчас обучается 173 человека из 48 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДВ-488521

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Попова предложила изменить школьную программу по биологии

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Способы управления асинхронными электродвигателями
Оцените статью
Разные способы