Методические указания для подготовки к единому государственному экзамену. Биология (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
4) чашеобразный таз
5) позвоночник с четырьмя изгибами
6) уплощенная в спинно-брюшном направлении грудная клетка
Обведенные цифры запишите в бланк ответов в порядке возрастания (не более трёх цифр).
У человека в процессе эволюции в связи с прямохождением появились следующие признаки: чашеобразный таз, позвоночник с четырьмя изгибами, уплощенная в спинно-брюшном направлении грудная клетка. Все остальные признаки, перечисленные в задании, характерны для представителей отряда Приматы.
При выполнении заданий В4–В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
В4. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот приз-нак характерен
A) сухая кожа, лишенная желез
Б) роговые образования на коже
B) четырехкамерное сердце
Е) наличие клоаки
Ответ: 1, 1, 2, 2, 2, 1.
Для пресмыкающихся характерны сухая кожа, лишенная желез, роговые образования на коже, наличие клоаки. Для млекопитающих характерны четырехкамерное сердце, дифференцированные зубы и теплокровность.
В5. Установите соответствие между пищеварительным процессом и отделом пищеваритель-ного тракта, в котором процесс осуществляется
A) всасывание аминокислот
Б) пристеночное пищеварение
B) расщепление клетчатки
Г) всасывание воды
2) толстая кишка
Пристеночное пищеварение и всасывание переваренных веществ осуществляется в тонком кишечнике. В тонком кишечнике отсутствуют ферменты, расщепляющие клетчатку, расщепление которой осуществляется в толстой кишке при участии микрофлоры кишечника. В толстом кишечнике происходит всасывание воды.
В6. Установите соответствие между перечисленными организмами и способом постэмбрио-нального развития, характерного для организма
B) дождевой червь
СПОСОБ ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
2) с метаморфозом
Ответ: 2, 1, 1, 2, 1.
Прямое постэмбриональное развитие характерно для млекопитающих, малощетинковых червей и паукообразных. Развитие с метаморфозом характерно для бесхвостых амфибий, чешуекрылых насекомых.
При выполнении заданий В7-В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
В7. Установите последовательность передачи световых лучей на зрительные рецепторы
Б) стекловидное тело
B) передняя камера глаза
Ответ: А, В, Д, Г, Б, Е.
Квант света первоначально попадает на роговицу, затем в переднюю камеру глаза, из которой через зрачок и стекловидное тело фокусируется на сетчатке.
В8. Установите хронологическую последовательность появления перечисленных признаков в процессе эволюции животных
A) двусторонняя симметрия
B) вторичная полость тела
Г) членистые конечности
Ответ: Б, А, В, Г, Д.
Первые многоклеточные животные были двухслойными животными (Кишечнополостные), при переходе к активному движению появилась двусторонняя симметрия (Плоские черви), вторичная полость тела появилась у Кольчатых червей, членистые конечности у Членистоногих, хорда у Хордовых.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
Для ответов на задания этой части (C1-С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (C1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание C1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 — полный развёрнутый ответ.
C1. Объясните, почему млекопитающие, обитающие в северных широтах, обладают относи-тельно небольшими размерами выступающих частей тела.
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Кольчатые черви — несегментированные животные.
2. Это трехслойные животные с первичной полостью тела.
3. Их кишечник состоит из передней, средней и задней кишки, заканчивающейся анальным отверстием.
4. Кровеносная система у них незамкнута.
5. Под кожным эпителием расположены два слоя мышц.
С3. Объясните, почему свиной цепень для человека более опасен, чем бычий.
C4. Объясните, как происходит процесс раскрывания устьиц на свету.
С5. Пользуясь таблицей генетического кода определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны тРНК и последовательность аминокислот фрагмента молекулы белка, если фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: АТААГТТАЦЦАА.
Генетический код (иРНК)
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
С6. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и втором поколении (обозначены цифрами 1 и 2).
Приложение 3 Критерии оценивания заданий с развернутым ответом
C1. Почему хлореллу и хламидомонаду используют для очистки водоёмов?
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Они способны поглощать органические вещества, находящиеся в воде.
2. Они являются биологическими фильтрами.
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Вирусы, в силу особенности их организации и жизнедеятельности, выделяют в самостоя-тельную группу, называя их неклеточными формами жизни.
2. Они способны воспроизводить себе подобные формы.
3. У них хорошо развит процесс метаболизма.
4. В благоприятных условиях способны к бесполому размножению.
5. Находясь вне живой клетки, они образуют цисту.
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Ошибки сделаны в предложениях 3, 4, 5.
2. Метаболизм отсутствует у вирусов.
3. У вирусов отсутствует бесполое и половое размножение.
4. Вне клетки хозяина вирус существует в форме вириона.
С3. Чем отличается непрямое развитие насекомых от прямого?
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Непрямое развитие насекомых характеризуется следующими особенностями.
1. Имеется стадия куколки.
2. Личинка не похожа на взрослую особь, занимает другую экологическую нишу.
3. Отсутствует конкуренция между личинкой и взрослой особью, что способствует большей выживаемости потомства.
С4. Почему самыми древними и примитивными организмами считаются прокариоты?
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Отсутствует оформленное ядро.
2. Все организмы только одноклеточны.
3. Отсутствуют мембранные органоиды.
С5. В интерфазе перед митозом или первым делением мейоза в клетке удваивается количество генетического материала, увеличивается количество белков. Каково биологическое значение этих изменений? Дайте развернутый ответ.
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Увеличение количества генетического материала необходимо для того, чтобы не уменьшить число хромосом в образующихся клетках по сравнению с исходной.
2. Увеличение белка необходимо для образования нитей веретена деления.
3. Увеличение белка необходимо для формирования вновь образующихся ядерных и клеточ-ных оболочек.
С6. У человека ген нормальной пигментации кожи доминантен по отношению к гену альбинизма (отсутствие пигмента в коже). Муж и жена имеют нормальную пигментацию кожи, а первый ребенок в семье — альбинос. Определите генотипы всех членов семьи. Какова вероятность рождения детей с нормальной пигментацией?
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Генотипы родителей: Аа; Аа.
2. Генотип ребенка: аа.
3. Вероятность рождения детей с нормальной пигментацией — 75 %.
C1. Что может произойти с инфузорией туфелькой при исчезновении у неё сократительных вакуолей?
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Сократительные вакуоли необходимы для удаления избытка воды, которая постоянно поступает в организм в результате осмоса.
2. При отсутствии сократительных вакуолей инфузория туфелька лопнет.
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Грибы — относятся к надцарству прокариотических организмов.
2. Основной тип питания — гетеротрофный.
3. В биоценозах они являются продуцентами.
4. Клеточая стенка содержит муреин, как и у бактерий.
5. Запасной углевод — гликоген.
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Ошибки сделаны в предложениях 1, 3, 4.
2. В клетках грибов имеется ядро, поэтому они относятся к надцарству эукариот.
3. В биоценозах грибы являются консументами или редуцентами.
4. Клеточная стенка грибов содержит хитин.
С3. Какие процессы происходят в световую фазу фотосинтеза?
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
3. Образование НАДФН.
С4. Какие функции выполняет живое вещество в биосфере?
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Концентрационная — поглощение и накопление организмами химических элементов – угле-рода, кальция, кремния и др.
2. Газовая — процесс фотосинтеза и дыхания.
3. Окислительно-восстановительная — изменение веществ в процессе метаболизма.
С5. Одинаков ли генетический состав двух хроматид одной и той же хромосомы? Дайте развернутый ответ.
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Две хроматиды абсолютно генетически идентичны.
2. Это возможно благодаря репликации (редупликации) молекулы ДНК.
3. Редупликация основана на принципе комплементарности.
С6. У человека шестипалость определяется доминантным геном, а пятипалость — его рецессивной аллелью. Какова вероятность рождения пятипалого ребенка в семье, где оба родителя гетерозиготные шестипалые? Определите генотипы всех членов семьи.
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Генотипы родителей Аа; Аа.
2. Генотип ребенка: аа.
3. Вероятность рождения пятипалого ребенка — 25 %.
C1. Какова роль т-РНК в биосинтезе белка?
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. К месту сборки т-РНК осуществляет транспорт аминокислот пептидной цепи в рибосоме.
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Растения — это царство эукариотических организмов.
2. По способу питания они являются хемосинтетиками.
3. На нашей планете они играют важнейшую роль, являясь продуцентами.
4. В зависимости от среды обитания их делят на низшие и высшие.
5. Все высшие растения — исключительно наземные обитатели.
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Ошибки сделаны в предложениях 2, 4, 5.
2. По способу питания растения являются фотосинтетиками.
3. На низшие и высшие растения делятся в зависимости от дифференцировки клеток на ткани и органы.
4. Высшие растения могут быть как наземными, так и водными.
С3. Перечислите основные ароморфозы растительного мира.
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Появление фотосинтеза.
2. Дифференцировка тела на ткани и вегетативные органы (корень, лист, стебель).
3. Появление генеративных органов (семя, плод, цветок).
C4. Какие структуры имеются в растительных клетках, но отсутствуют в животных?
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Клеточная стенка со срединной пластинкой.
2. Пластиды (хлоропласты, лейкопласты, хромопласты).
3. Крупная центральная вакуоль во взрослой клетке.
С5. Почему мейоз служит основой комбинативной изменчивости и обеспечивает генетическое разнообразие гамет?
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. В результате профазы I происходит кроссинговер, из-за которого наблюдается обмен гомологичным участками хромосом, происходит 1-ая рекомбинация генов.
2. В анафазе мейоза I происходит расхождение гомологичных хромосом, которое приводит к случайному сочетанию отцовских и материнских хромосом в будущих гаметах. Происходит вторая рекомбинация генетического материала.
3. В результате анафазы II происходит произвольное расхождение сестринских хроматид к противоположным полюсам, третья рекомбинация генетического материала.
С6. У человека шестипалость определяется доминантным геном, а пятипалость — его рецессивной аллелью. Какова вероятность рождения пятипалого ребенка в семье, если один родитель пятипалый, а другой гетерозиготный шестипалый? Определите генотипы всех членов семьи.
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Генотипы родителей: аа; Аа.
2. Генотип пятипалого ребенка: аа; шестипалого – Аа.
3. Вероятность рождения пятипалых детей — 50 %.
C1. Почему людей всех рас относят к одному виду?
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Имеют одинаковый состав хромосом.
2. Вступая в брак, имеют детей.
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Плауновидные — это многолетние, вечнозеленые низшие наземные растения.
2. Как и моховидные, они поселяются, главным образом, во влажных местах.
3. В жизненном цикле плауновидных преобладает гаметофитная стадия.
4. Гаметофит — это листостебельное растение.
5. Плауновидные могут размножаться вегетативно, частями стебля.
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Ошибки сделаны в предложениях 1, 3, 4.
2. Плауновидные являются высшими растениями.
3. В жизненном цикле у плауновидных преобладает спорофит.
4. Гаметофит у плауновидных — многолетний, мелкий, развивающийся в почве.
С3. В чем заключается отличие спорофита от гаметофита в жизненном цикле папоротников?
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Спорофит — бесполое поколение.
2. Развивается из зиготы, клетки имеют диплоидный набор хромосом.
3. Спорофит — листостебельное растение, на котором формируются споры.
С4. Вирусы не имеют клеточного строения и не обладают метаболизмом, но их относят к живым организмам. Объясните почему? Что общего у вирусов и живых организмов?
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Вирусы способны воспроизводить себе подобных (репродукция).
2. Вирусы обладают наследственностью.
3. Вирусы обладают изменчивостью, а значит способны приспосабливаться к изменяющимся условиям.
С5. Благодаря каким процессам обеспечивается постоянство числа, формы и размера хромосом из поколения в поколение? Ответ обоснуйте.
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. В результате процесса мейоза образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом.
2. При оплодотворении восстанавливается диплоидный набор хромосом.
3. Образование клеток дочернего организма из зиготы происходит за счет митоза, который обеспечивает постоянство и число хромосом.
С6. Нормальный слух у человека обусловлен доминантным геном, а наследственная глухонемота определяется рецессивным геном. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определите генотипы всех членов семьи и вероятность рождения здоровых детей.
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Генотипы родителей: аа; Аа.
2. Генотип ребенка: аа.
3. Вероятность рождения здорового ребенка — 50 %.
C1. Чем занимается генная инженерия?
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Создает новые генотипы.
2. Встраивая или исключая отдельные гены.
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Отдел цветковые или покрытосемянные является самой многочисленной группой в царстве растений.
2. Они являются первыми истинно сухопутными растениями.
3. Это объясняется тем, что отсутствие воды не препятствует нормальному протеканию про-цесса оплодотворения.
4. Все покрытосеменные, без исключения, — древесные, долгоживущие растения.
5. В цикле их jm3BHTHfl преобладает гаметофит.
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Ошибки сделаны в предложениях 2, 4, 5.
2. Истинно сухопутными растениями являются голосеменные растения.
3. Среди покрытосемянных растений встречаются все жизненные формы: травы, кустарнички, кустарники, деревья. Срок жизни покрытосемянных различен: однолетники, двулетники, многолетники.
4. В цикле развития преобладает спорофит — листостебельное растение.
С3. В чем заключается отличие гаметофита от спорофита в жизненном цикле развития мхов?
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Гаметофит — половое поколение, представляющее листостебельное растение.
2. Формируется из споры, клетки имеют гаплоидный набор хромосом.
3. На нем формируются гаметы.
С4. Чем отличаются ферменты от катализаторов неорганической природы?
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Один фермент катализирует только один тип химической реакции.
2. Ферменты активны только при определенных физиологических значениях кислотности раствора и температуры.
3. Скорость ферментативных реакций в десятки тысяч раз выше скорости реакций, идущих с участием неорганического катализатора.
С5. Почему популяция считается элементарной единицей эволюции?
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. В результате размножения происходит обмен генами.
2. В популяции накапливаются мутации, в результате чего происходит изменение генофонда.
3. Происходит борьба за существование и естественный отбор.
С6. У человека группы крови систем АВО контролируются серией множественных аллелей одного гена — . Они формируют шесть генотипов:
— первая;
или
– вторая,
или
— третья,
— четвертая группа крови.
Если мать имеет четвертую группу крови, а отец — третью, то какие группы крови невозможны у их детей? Напишите генотипы родителей.
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Группа крови матери — , отца —
или
.
2. У детей невозможна первая группа крови.
C1. Чем фенотип гетерозиготной особи отличается от фенотипа рецессивной особи?
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. У гетерозиготных особей в фенотипе проявляется доминантный признак.
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. К простейшим относятся одноклеточные организмы.
2. Некоторые из них способны образовывать колонии, но клетки в них слабо дифференци-рованы.
3. Строение клеток простейших типично, как и для всех прокариот.
4. В цитоплазме клеток простейших отсутствуют мембранные органоиды.
5. У всех простейших отсутствует половой процесс.
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Ошибки сделаны в предложениях 3, 4, 5.
2. Простейшие — это эукариоты.
3. Так, как простейшие являются эукариотами, следовательно, для них характерны мембран-ные органоиды.
Источник