- Конспект урока русского языка на тему: «Образование сложных существительных путем сложения»
- Способы словообразования в русском языке
- Морфологический способ словообразования
- Таблица с примерами
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Видеоурок
Конспект урока русского языка на тему: «Образование сложных существительных путем сложения»
Конспект урока русского языка на тему «Образование сложных существительных»
Тип урока: комбинированный (повторение пройденного, изучение нового материала, контроль знаний).
Используемые технологии: проблемно-диалогическая, компьютерная, групповая, игровая, здоровьесберегающая.
Цель: познакомить учащихся с новым способом образования имен существительных и систематизировать их знания по теме «Словообразование имен существительных».
Обучающие : создать условия для расширения кругозора учащихся, познакомить с правилами написания сложных существительных; повторить правописание орфограммы «Не с существительными»;
Развивающие: развивать умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); доказывать свою точку зрения, развивать познавательные процессы учащихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие), орфографическую зоркость.
Воспитательные: формировать интерес к языку, слову; культуру общения, умение работать в паре, группе; самостоятельность, трудолюбие.
Оборудование: компьютер и проектор; презентация учителя, учебник, сигнальные карточки, карточки с заданиями.
1. Организационный момент (1 мин.)
— Здравствуйте! Садитесь. Я рада видеть вас и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.
2. Проверка (частичная) выполнения домашнего задания. Опрос (фронтальный). Работа с сигнальными карточками (5 мин.)
– Ребята! На прошлом уроке мы завершили изучение орфограммы «Не с существительными». Вспомним это правило.
— Когда НЕ с именами существительными пишется слитно?
— В домашнем задании вам нужно было не просто правильно написать существительные с НЕ, но и объяснить смыл пословиц, в которых такие слова встретились.
– Теперь поработаем с сигнальными карточками. Я называю слова на данное правило, а вы поднимаете карточку «слитно» или «раздельно».
Неправда (ложь); не друг, а всего лишь товарищ; невежда; невнимательность (рассеянность); негодование; недовольство (досада); вовсе не помощник; не пером пишут — умом; не счастье, а горе; необходимость; недостаток (изъян, дефект); незнайка (глупец).
3. Актуализация опорных знаний (5 мин.)
— Каким способом образованы слова, правописание которых мы сейчас закрепляли? (Приставочным).
— А какие еще способы часто используется для образования новых слов и имен существительных в частности? (Суффиксальный, приставочно-суффиксальный). (Слайд 1)
— Приведите примеры таких слов. (Дети приводят примеры)
Но процесс образования новых слов не ограничивается только этими тремя способами. Давайте рассмотрим опорный материал (слайд 2) и выясним, как образовались данные слова.
1)благодарность, землемер
2) авиапочта, пол-Москвы, полчашки
— Что объединяет все эти слова? (Они образовались при помощи сложения).
— Какими способами могут еще образовываться имена существительные? (При помощи сложения основ, сложения части слова с целым словом). (Слайд 3).
— Попытаемся обозначить тему нашего сегодняшнего урока. (Образование существительных путем сложения. Образование сложных существительных). (Слайд 4).
— Запишите в тетради число, «классная работа» и тему нашего урока.
4. Усвоение новых знаний (17 мин.)
— Посмотрим, как же работает механизм сложения при образовании разных существительных.
а) Из данных словосочетаний образуйте сложные существительные (слайд 5), выделите в них корни и сделайте вывод об их правописании. (1 ученик у доски) (В образовании сложных существительных участвуют соединительные гласные о-е). Сравните свой вывод с учебником (с. 54)
ходить по Луне
любить книгу
варить кашу
ловить мышей
косить газон
б) Работа в группах. Вспомните и запишите сложные существительные со значениями: «предметы домашнего обихода», «профессии», «транспортные средства». (Раздаю карточки со значениями).
в) Как много слов образовано в русском языке путем сложения основ. Во всех словах, которые вы придумали есть соединительные гласные о или е.
А теперь посмотрите на данный ряд слов (слайд 6) и подумайте, есть ли в них соединительная гласная? Составьте с двумя словами предложения и запишите их в тетрадь.
авторучка
метеостанция
мультиварка
телеведущий
(В этих словах происходит сложение части слова с целым словом).
5. Физминутка (1 мин.) (слайд 7)
Раз — подняться, подтянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три – соседу улыбнуться.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать.
Шесть – за стол тихонько сесть.
г) Мы разобрали два варианта образования существительных путем сложения. Когда мы изучали опорный материал, то отметили в нем слова, в которых наблюдается сложение с усеченным корнем пол-.
Понаблюдаем за данными словами и попробуем сделать вывод о правописании таких слов (слайд 8). Для формулирования вывода используйте материал упр. 141.
6. Закрепление знаний (10 мин.)
а) Упражнение 142 (ученики по цепочке выходят к доске)
б)Игра «Четвертый лишний» (Слайды 9-12)
чтец, жилец, певец, спец
паровоз, авиабомба, автопилот, телефон
сыроварение, землетрясение, диван-кровать, самолетостроение
полмесяца, полотенце, полдыни, полведра
7. Подведение итогов урока и рефлексия (3 мин.)
— С каким способом образования имен существительных мы с вами сегодня познакомились? (Сложение).
— О каких видах сложения вы узнали?
— С какими орфограммами познакомились на уроке?
— А как бы вы сами оценили свою работу на уроке?
— Закончите высказывание (слайд 13)
Сегодня я узнал… Я понял, что… Было трудно…
Было интересно… Я научился… Я смог…
8. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению (1 мин.) (Слайд 14).
– Творческое задание: составить словарный диктант с изученными сегодня орфограммами (15-20 словосочетаний).
— Я благодарю вас за урок и желаю раскрывать всё новые тайны русского языка.
Источник
Способы словообразования в русском языке
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
- писа ть → вы писать
- вид → под вид
- забавн ый → пре забавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
- находи ть → наход к а
- цвет (цветок) → цвет ник
- улыба ть ся → улыб к а
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
- локоть → под локот ник
- бесед а → со бесед ник
- свеж ий → о свеж и ть
- мор е → за мор ск ий
- мох → за мш е ть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
- взводи ть → взвод
- припева ть → припев
- свинь я → свин ой
- золот о → золот ой
- восемь → восьм ой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
- кт о → кто- то
- чт о → что- нибудь
- где → где- либо
- когда → когда- то
- броса ть → бросать ся
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
- слуша ть → в слушать ся
- нюха ть → при нюхать ся
- дума ть → в думать ся
- тоскова ть → ис тосковать ся
- жда ть → до ждать ся
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
- толп а → толп и ть ся
- скуп ой → скуп и ться
- переговори ть → переговар ива ть ся
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
- север , восток → север о -восток;
- сух ие фрукт ы → сух о фрукты;
- свод неб а → неб о свод;
- птиц а , фабрик а → птиц е фабрика;
- хранилищ е для овощ ей → овощ е хранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
- вет еринарный врач → ветврач;
- тур истический поход → турпоход;
- мед ицинский пункт → медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
- зам еститель пред седателя → зампред;
- мо тоцикл пед альный → мопед;
- проф союзный ком итет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
- длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерстный;
- хлеб , реза ть + -к- → хлеб о резка;
- сам , вари ть + → сам о вар;
- черн ые бров и + → черн о бровый;
- каш а, вари ть + → каш е вар.
Таблица с примерами
Способы образования слов | Примеры |
---|---|