- Цитаты и их оформление
- Урок 31. Русский язык 11 класс ФГОС
- В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
- Получите невероятные возможности
- Конспект урока «Цитаты и их оформление»
- Рассмотришь разные способы оформления
- Что такое конспект
- Виды конспектов
- Методы конспектирования
- Метод Корнелла
- Когда полезен
- Предметы
- Как использовать этот метод конспектирования:
- Метод боксов
- Когда полезен:
- Предметы:
- Как использовать:
- Метод нумерации
- Когда полезен метод
- Предметы:
- Как использовать:
- Метод таблиц
- Когда полезен:
- Предметы:
- Как использовать этот метод написания конспекта:
- Метод индексов
- Когда полезен
- Предметы:
- Как конспектировать методом индексов:
- Метод ментальных карт
- Когда полезен:
- Предметы:
- Как использовать этот метод ведения конспектов:
- Интересное по рубрике
- Найдите необходимую статью по тегам
- Подпишитесь на нашу рассылку
- Мы в инстаграм
- Рекомендуем прочитать
- Реальный опыт семейного обучения
Цитаты и их оформление
Урок 31. Русский язык 11 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Цитаты и их оформление»
· Попытаемся цитировать классиков.
· Узнаем, как цитировать правильно.
· Выясним всё об оформлении цитат.
А для начала попытаемся составить хороший доклад или яркое сообщение! И сразу же возникает вопрос – а где бы взять умных мыслей? И тут к нам на помощь радостно приходят писатели, поэты, философы – вместе со своими афоризмами и произведениями. Иначе говоря – нам нужно обратиться к цитатам!
Возьмём какое-нибудь произведение и будем его цитировать в своём докладе.
Пожалуй, подойдёт великий роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.
В нём есть известная фраза … Отлично подойдёт для цитаты.
Но как мы оформим эту цитату в докладе?
«Рукописи не горят», − говорит герой романа Булгакова.
И это выглядит очень знакомо. Похоже на прямую речь!
И первый способ оформить цитату – действительно перевести её в прямую речь.
Причём, схемы этого оформления могут быть разными.
Цитируемая речь может стоять перед основным текстом.
«Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно», − писал Александр Блок.
Здесь цитата берётся в кавычки, а после неё ставится тире. Всё как в прямой речи.
Но цитата может стоять и после основного текста.
Максим Горький призывает: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека».
Здесь мы опять берём цитату в кавычки, но теперь перед ней ставится двоеточие.
Наконец, цитата может разрываться словами автора.
«Высшая и самая характерная черта нашего народа, – отмечал Достоевский, – это чувство справедливости и жажда ее».
Как и в прямой речи, здесь речь автора выделена с двух сторон при помощи тире. Мы разрываем одно предложение, так что после речи автора идёт запятая, и дальнейшая цитата пишется с маленькой буквы.
А теперь обратимся к другому из романа Булгакова. Представим, что мы хотим процитировать вот этот кусочек, о земле. Но ведь нам не нужно всё предложение – только его часть!
Тогда можно прибегнуть вот к такому приёму.
Не зря героиня Булгакова убедилась в том, что «земля всё же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима»!
Здесь цитата оформлена немного иначе. Мы вставили её в предложение в качестве придаточной части.
Цитата в таком случае выделяется при помощи кавычек, но пишется с маленькой буквы.
Оноре де Бальзак не зря утверждал, что «слава – товар невыгодный».
Это даже может быть не придаточная часть – мы просто вставляем в предложение цитату при помощи кавычек.
А по мнению Волошина, газета – это не что иное как «самый сильнодействующий яд, дающий наибольшие доходы».
Здесь нет ни тире, ни двоеточия.
Обычно так цитируется какая-то часть предложения.
Кстати, о частях… Что, если нам нужно указать, как назвался наш герой? Теперь нам вообще нужно только слово!
При первом знакомстве герой отрицает, что он писатель, и называется «мастером».
Мы процитировали слово, взяв его в кавычки.
Значит, в текст можно вставлять одно слово или выражение в качестве цитаты. Достаточно просто взять его в кавычки.
На вопросы Ольги опечаленный Штольц отвечает, что происходит «обломовщина».
Берём в кавычки слово и включаем в текст.
«Чурбан, которому вскружили голову» – по мнению, Голсуорси, самое вредное, что только можно отыскать.
Здесь мы процитировали целое выражение и тоже взяли его в кавычки.
А теперь взглянем на монолог Воланда. Цитировать его довольно неудобно.
Так и хочется взять то, что нам нужнее, и составить из этого цитату!
И вот что у нас получится.
Воланд замечает: «. тени получаются от предметов и людей. …. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?»
Нам пришлось кое-что пропустить здесь.
Отметим, что пропуски в цитатах обозначаются многоточиями или берутся в особые кавычки.
Владимир Даль писал: «Мало славы служить из одной корысти; нет… послужи-ка ты… под оговором, под клеветою, верою и правдою, как служат на Руси, из одной ревности да из чести».
Здесь пропуски выделены при помощи многоточий, а сама цитата оформлена как прямая речь.
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок , и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи», – утверждает Гоголь.
Ещё одна цитата оформлена как прямая речь, а пропуск выделен при помощи особых скобок.
Ну, а теперь попытаемся процитировать другое произведение – «Горе от ума» Александра Грибоедова.
И здесь нам нужно цитировать стихи! Но как это сделать? Все эти знаки, заглавные буквы, строки…
Чацкий в комедии Грибоедова метко замечает:
Когда ж пространствуешь,
И дым Отечества нам сладок и
Можно поступить так. Но получается, что мы вообще ничего не поменяли!
Дело в том, что стихотворные строки можно цитировать двумя способами.
Герой стихотворения Симонова раскрывает секрет своего возвращения:
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Здесь мы цитируем стихотворение в столбик, без кавычек.
Герой стихотворения Симонова раскрывает секрет своего возвращения: «Просто ты умела ждать, // Как никто другой».
Мы цитируем не в столбик, а в строку. А здесь кавычки уже нужны. Строки разделяются наклонными линиями. Но так можно цитировать только пару строк.
Итак, как оформляются цитаты в речи?
· Цитируемый текст обычно берётся в кавычки
· мы можем оформить цитату как прямую речь, в любом её варианте.
· мы можем вставить цитату как придаточную часть предложения.
· мы можем процитировать слово или выражение – с маленькой буквы.
· При этом если мы делаем в цитате пропуски, мы обозначаем их многоточиями.
· Стихи можно цитировать в столбик, без кавычек.
· И стихи можно цитировать в строку, тогда кавычки нам понадобятся.
Источник
Рассмотришь разные способы оформления
Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.
Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.
Что такое конспект
Конспектирование — это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.
Виды конспектов
Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:
- Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
- Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
- Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
- Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
- Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.
Методы конспектирования
Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.
Метод Корнелла
В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.
Когда полезен
Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.
Предметы
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- биология,
- химия,
- география.
Как использовать этот метод конспектирования:
- Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
- Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
- Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
- В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.
Многие ученики домашней онлайн-школы «Фоксфорда» пользуются именно таким методом конспектирования и отмечают его эффективность. В интервью семиклассница Елена Янышина отметила, что конспектирование по методу Корнелла особенно полезно в гуманитарных предметах.
Метод боксов
Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.
Когда полезен:
- при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
- для сопоставления нескольких понятий.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык.
Как использовать:
- Возьмите удобный вам формат листа бумаги. Начертите несколько одинаковых квадратных или прямоугольных «боксов». Лучше распределить их на странице хаотично, чтобы не воспринимать всё как единую таблицу.
- Если знаете тему, заранее впишите в «боксы» заголовки и подзаголовки. Это поможет быстро структурировать информацию внутри блоков.
- Записывайте в «боксы» важную информацию по каждой ключевой мысли или понятию.
Метод нумерации
Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.
Когда полезен метод
Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык,
- химия,
- биология,
- география,
- геометрия,
- физика.
Как использовать:
- Возьмите тетрадь и ручки двух цветов.
- Во время урока пишите тезисно — желательно, чтобы фразы умещались в одну строку.
- Присваивайте номер каждой строке. Используйте ручку цвета, отличного от того, каким пишете основной текст.
- Если в новом тезисе есть отсылка к написанному ранее, поставьте в конце предложения соответствующую пометку. Например, «см. № 3».
Метод таблиц
Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.
Когда полезен:
- при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
- при конспектировании большого количества фактов,
- чтобы свести несколько элементов в одну систему,
- чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык,
- биология,
- география.
Как использовать этот метод написания конспекта:
- Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
- Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
- Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.
Ученица «Домашней онлайн-школы Фоксфорда» Варвара Онохина любит, когда в тетради всё аккуратно и красиво. Она часто использует конспекты и делает таблицы по материалам урока. Они помогают лучше запоминать. Причём во время онлайн-занятий ей интересно общаться в чате, а конспекты она делает, пересматривая записи. Удобно, когда преподавателя можно «поставить на паузу» и всё подробно записать.
Метод индексов
Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.
Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.
Когда полезен
Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык,
- химия,
- биология,
- география,
- геометрия,
- физика,
- информатика.
Как конспектировать методом индексов:
- Составьте список значков, которые вы будете использовать. Например: квадрат — выучить наизусть, круг — прочитать в учебнике, знак вопроса — уточнить у преподавателя и так далее.
- Запишите принятые условные обозначения на форзаце тетради, даже если хорошо их запомнили.
- Потренируйтесь пользоваться индексами на записях занятий, чтобы не запутаться в «прямом эфире»
Метод ментальных карт
Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.
Когда полезен:
- для разбора больших сложных тем,
- для анализа литературных произведений,
- при написании эссе,
- в подготовке докладов.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык,
- биология,
- география.
Как использовать этот метод ведения конспектов:
- В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
- Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.
Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!
Учащиеся «Домашней школы Фоксфорда» часто сталкиваются с составлением ментальных карт на уроках по эмоциональному интеллекту и иностранным языкам. Заведующая кафедрой английского языка Ольга Зуева считает, что интеллект-карты отлично развивают логику и стратегию и подходят для всех типов восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики). А благодаря современным технологиям в карте мыслей можно визуализировать материал, наполнять его аудио- или видеосодержанием, и плюс все эти элементы можно передвигать.
Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Пишите нам письма
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Источник