- Распятие: как римская казнь возродилась в нынешней Сирии
- Распятие
- Читайте также
- 3.3. Распятие и воскресение на третий день
- Распятие Бальдра-Крестоса
- 5.4. Страсти и распятие
- 5.4.4. Распятие
- 3.3. Распятие и воскресение на третий день
- Глава 7. Переживший распятие
- Распятие
- 24. Раны Гамлета и распятие Христа
- 5.4. СТРАСТИ И РАСПЯТИЕ
- 7. Распятие Геро в Кельнском соборе
- Распятие Ирландии
- 7. Распятие и Погребение
- Крест «распятие»
- 7. Распятие и Погребение
Распятие: как римская казнь возродилась в нынешней Сирии
На фотографии из Сирии, которые в конце апреля увидел мир, невозможно смотреть без содрогания. На них – мертвые окровавленные тела, свисающие с крестов. Почему эта форма казни, вполне обычная для Древнего Рима, вдруг оказалась востребованной участниками нынешней гражданской войны в Сирии?
На фотографиях, сделанных в городе Ракка, что на севере страны, у убитых повязки на глазах, их руки с вывернутыми суставами привязаны к наспех сооруженным «крестам» шнурами зеленого цвета.
На груди одного из казненных плакат с надписью красными буквами: «Этот человек сражался против мусульман и закладывал здесь взрывные устройства».
Несколько человек, среди которых дети, подошли посмотреть поближе, остальные просто идут по своим делам, не обращая внимания на висящие буквально в двух шагах от них тела.
Для устрашения
По информации базирующейся в Великобритании организации «Сирийский центр по правам человека», трупы, выставленные на всеобщее обозрение, демонстрировались в течение двух дней, и ответственность за это, как считают, несет группировка «Исламское государство Ирака и Леванта (ISIS)» — одна из основных джихадистских групп, действующих против правительственных войск в Сирии.
В марте в той же Ракке несколько человек, как полагают, сначала были убиты, а затем привязаны к крестам и выставлены на всеобщее обозрение.
В базе данных международной правозащитной организации Amnesty International числится случай распятия человека в Йемене (в 2012 году). Там группа исламистов сочла 28-летнего местного жителя виновным в прикреплении электронных чипов к автомобилям, что позволяло американским беспилотникам отслеживать местонахождение их хозяев и наносить по ним удары.
Этого человека тоже сначала показательно казнили, а затем привязали к кресту.
Джихадистская группировка ISIS запретила в Ракке музыку и сигареты и велела закрывать все магазины в часы намаза.
Шейх доктор Усама Хосан, ведущий исламский богослов и исследователь ислама в «Киллиам фаундейшн» в Лондоне, считает, что такая форма казни происходит от самого буквального, фундаменталистского прочтения текста Корана.
Аят (стих) 33 в пятой суре Корана гласит: «Воистину, воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них — позор в ближайшей жизни, а в последней для них — великое наказание…»
Но, по словам Хасана, это место нельзя вырывать из контекста и рассматривать изолированно. Он зачитывает следующий аят: «кроме тех, которые обратились [покаялись] прежде, чем вы получили власть над ними. Знайте же, что Аллах — прощающий, милосердный!»
В Коране за словами, звучащими порой довольно жестоко и немилосердно, всегда следует напоминание о возможности покаяния и «о том, что Аллах в конечном счете всепрощающ и милостив», указывает ученый.
«Эти группировки всегда жестоки и немилосердны, вот почему, по нашему убеждению, они поступают совсем не по-мусульмански и очень далеки от духа ислама», – подчеркивает он.
Для Хасана распятие на кресте — это то, чего не должно быть в современном мире. Случившееся в Ракке можно объяснить так: это было предупреждение всем, кто подвергает сомнению власть группировки ISIS, полагает он.
Позорная смерть на кресте
Хотя казнь через распятие и упоминается в Коране, все-таки несравнимо более серьезную роль оно играет в Библии. В то время как ислам признает Иисуса пророком, он отвергает его распятие (и, соответственно, его последующее воскресение, не говоря уже о признании божественной природы Иисуса — Ред.), в отличие от христиан.
Святые апостолы Петр и Павел умерли разной смертью
Казнь посредством распятия на кресте была довольно распространенным наказанием в Римской империи задолго до рождения Христа. «Известный пример — Спартак, — напоминает профессор Кембриджского университета Мэри Бирд о гладиаторе, возглавившем восстание рабов и казненном в 71 году до н.э. после того, как бунт был подавлен. — Когда Красс разгромил войско повстанцев, он велел возвести кресты вдоль Аппиевой дороги».
На этих крестах — от Капуи до Рима — были распяты, как считается, около 6 тысяч пленных рабов, воинов армии Спартака.
«В республиканском Риме в первом веке до н.э., это было стандартной и позорной формой казни, — подчеркивает Бирд, специалист по истории древнего мира. — Если вы были гражданином Рима, вас не могли казнить таким образом. Святого Петра распяли в Риме, потому что он не имел римского гражданства, в отличие от св. Павла».
Считается, что апостол Павел был обезглавлен — такая смерть была быстрой и потому более предпочтительной.
И хотя в истории можно найти и гораздо более ранние упоминания о казни через распятие — за сотни лет до римлян, — те случаи могли относиться и к некоторым другим формам казни, например, к посажению на кол, или когда приговоренных прибивали к деревьям и оставляли умирать.
Для христиан, верящих в воскресшего Иисуса, крест из орудия казни превратился в символ победы над смертью
Латинское слово crux, которое обычно переводят как «крест», на самом деле изначально имело более широкий смысл, обозначая любой столб, на котором вешали приговоренных, например, Т-образный крест.
Римский император Константин, принявший христианство, в четвертом столетии н.э. запретил использовать распятие для казни. Однако спустя тысячу лет оно вернулось на другом конце Земли — так убивали христиан в Японии.
И на столбах, и на крестах
В 1597 году в Нагасаки были распяты 26 христиан, и далее, на протяжении следующего столетия еще сотни были казнены таким же способом.
«Причина, по которой людей распинали, часто состояла в том, что, кроме умерщвления, хотелось еще и публично унизить врага на устрашение другим, — рассказывает профессор японской истории из Лондонской школы восточных и африканских исследований Таймон Скрич. — Сохранились описания того, как палач оставлял распятых в таком положении на пару часов или до заката солнца, а затем убивал их мечом».
Впрочем, этот вид казни в Японии стали применять и в отношении не-христиан. Так, в 1651 году около 150 человек были распяты после неудавшегося восстания против династии сегунов.
«Я подозреваю, что в Японии XVII века распятие как казнь уже почти не ассоциировалось с христианством», — говорит Скрич. Однако власти в конце концов пришли к заключению, что чрезмерная публичность казни через распятие — это не очень хорошо. Слишком много внимания приковывается к преступлениям против государства. «И неугодных стали просто тайно устранять в темных уголках», — резюмирует профессор.
Есть также свидетельства того, что во время Второй Мировой войны японские военнослужащие распинали людей. В частности, самый известный случай — с тремя австралийскими военнопленными, работавшими на строительстве железной дороги из Таиланда в Бирму. Их приговорили к смерти за уничтожение скота и привязали к деревьям. Один из них выжил и стал прототипом персонажа романа Невила Шюта «Город как Элис», бестселлера 50-х.
И сегодня казнь, называемая распятием, по-прежнему может применяться судами в ряде мусульманских стран — например, в Саудовской Аравии.
«Распятия производятся после обезглавливания приговоренного, — свидетельствует Amnesty International, борющаяся против любых форм смертной казни. — Тело, к которому пришита отрубленная ранее голова, закрепляется на столбе в качестве меры устрашения».
Столб, надо отметить, иногда имеет форму креста, но не всегда.
Источник
Распятие
Распятие. Фрагмент картины неизвестного голландского автора XVI века. D.R.
Крестная мука была в ходу у египтян, иудеев, карфагенян, финикийцев, персов. В Македонии, Греции и Римской империи распинали обычно рабов, иногда — виновных в совершении особо тяжких преступлений, чтобы показательно их унизить.
Первые казни на кресте отмечены в Риме при Тарквинии Великолепном, последнем из семи царей. Эта практика пришла в Рим от карфагенян, которые переняли ее у финикийцев.
Римских сенаторов и судей обвинили в «преступлении» за то, что они приговорили к распятию римских граждан.
Мученичество святого Петра. Гравюра с картины Микеланджело. XVIII в. Частн. кол.
Вспомним, как Цицерон гневно упрекал Верреса, когда тот, будучи наместником на Сицилии, приговорил к кресту римского гражданина. Считается, что иудеи стали применять распятие во времена правления царя Ирода.
Крест мог состоять из двух, трех, иногда даже четырех перекладин и принимать самые разные формы: Т-образную, Х-образную, Y-образную. Первая разновидность — перевернутый крест — позволяла распинать человека вниз головой, так казнили бунтовщиков. Именно так распяли апостола Петра по его собственной просьбе: он посчитал себя недостойным быть распятым, как Христос. Император Нерон удовлетворил его просьбу, но другим мученикам отказал.
По мнению Юбера Монтейе, практика распятия вниз головой родилась по чисто техническим причинам. «Во влажную землю крест приходилось втыкать глубоко, так что горизонтальная балка оказывалась близко к земле, и один из ее концов, в зависимости от того, куда кренился крест, заостряли. Так достигалась максимальная устойчивость, и жертву распинали головой вниз».
Х-образный крест прозвали крестом святого Андрея по имени мученика Андрея, брата апостола Петра и ученика Иоанна Крестителя. Когда он очутился подле креста, то снял всю одежду и отдал палачу. Ему не стали прибивать руки и ноги гвоздями, а привязали их веревками, чтобы пытка продлилась дольше. Он прожил после распятия два дня.
Гвозди в запястья
В Риме, Греции и на Востоке приговоренного к распятию сначала бичевали кнутом, а потом заставляли нести крест к месту казни. Точнее говоря, он нес «патибулум» (patibulum) — верхнюю горизонтальную балку креста, тогда как «ствол» (stips) к приходу приговоренного и палачей уже торчал из земли. Бесчисленные картины, изображающие шествующего на Голгофу Христа с крестом на плечах, искажают реалии того времени.
На месте казни осужденного привязывали к кресту веревками, но чаще прибивали гвоздями. В первом случае человеку разводили руки, крепили их к патибулуму, потом с помощью веревки и блока поднимали наверх и фиксировали.
Когда приговоренного прибивали гвоздями, действовали так же: сначала прибивали к патибулуму руки, затем подвешивали и прибивали ноги. Случалось, что казнимого прибивали к кресту, лежащему на земле, потом крест поднимали и вставляли в заранее приготовленную яму. Гвозди никогда не забивали в ладони — они бы разорвались под тяжестью тела.
«Четырехугольное» распятие. Гравюра, опубликованная в «De Сгuсе» Юстуса Липсия. Частн. кол.
Гвозди вгоняли в запястья двумя способами. Опытный палач забивал длинный гвоздь в окруженную костями точку, которую современные анатомы называют «пространством Дестота».
Острие пронзало ее, не повреждая костей, разве что разрывая медианный нерв, в результате чего большой палец прижимался к ладони. Менее ловкий палач ограничивался тем, что загонял гвоздь между лучевой и локтевой костями. Но в обоих случаях крепление оказывалось весьма прочным.
Ноги прибивали разными способами. Их могли крепить, забивая гвоздь в каждую, накладывать одну на другую или разводить в стороны при так называемом «четырехугольном» распятии.
В Римской империи существовал особый способ, когда сведенные вместе ноги располагали боком, так что гвоздь пронзал обе пятки, отчего у осужденного скручивало все тело.
В любом случае, каким бы ни был способ прибивания, никакой опоры для ног, столь часто изображаемой на религиозных картинах, не было и в помине.
Х-образное распятие на так называемом андреевском кресте. D.R.
Подобная опора противоречила бы самому смыслу казни. Ведь на кресте умирали не от голода и жажды, как думают многие, и не от потери крови, а от удушья. Распятый мог дышать, только если приподнимался на руках, но гвозди причиняли ему сильную боль, мышцы сводило судорогой, и он не мог выдохнуть воздух, наполнявший грудную клетку. Ролан Вильнев обращает внимание, что этот феномен отмечен и очень точно описан выжившими узниками концлагерей, присутствовавшими при распятиях. Для усиления асфиксии к ногам самых крепких распинаемых привязывали тяжелые камни, чтобы обеспечить полную неподвижность рук и лишить человека возможности дышать.
В древности только иудеи смягчали казнь: на закате распятым ломали ноги, чтобы ускорить асфиксию. Иудейский закон требовал подносить осужденному питье, притупляющее чувствительность к боли. Вспомним, что Христу предлагали такое питье: вино с опиатом перед распятием и уксус после распятия.
Тела казненных висели на крестах до тех пор, пока к ним не слетались стервятники.
Тела мятежников висели до полного разложения. Так случалось после каждой «войны рабов» — трех крупных восстаний, с трудом подавленных Римом. За победой следовала ужасная бойня и тысячи распятий. Два первых бунта вспыхнули на Сицилии, соответственно за полтора и за век до христианской эры. После третьего — самого знаменитого — под предводительством Спартака в 73 году до P. X. более шести тысяч мятежников приговорили к распятию. Кресты стояли вдоль всей дороги из Капуи до Рима.
Когда приговор был «законным», как, например, в суде над Христом, власти разрешали родственникам и друзьям казненного отдать ему последний долг после официальной констатации смерти. Удар копьем в бок, по римскому законодательству, служил подтверждением наступившей смерти. Вопреки расхожему мнению, этот удар никогда не добивал распятого и не усиливал его страданий.
Самую большую дань этому орудию казни заплатили не восставшие рабы, бунтовщики и опасные преступники, а христиане. За триста с лишним лет вслед за апостолами на кресте было распято множество христиан, не пожелавших отречься от новой веры. При императоре Траяне в Иерусалиме распяли святого Симеона. Святую Юлию распяли в Карфагене. Людей тысячами распинали во всех средиземноморских странах.
Вспомним Нерона, находившего удовольствие в обмазывании жертв смолой, чтобы добавить к страданиям на кресте пытку огнем. Осужденных римскими магистратами на распятие часто пытали до казни. Все современные исследователи истории древнего мира едины во мнении, что число жертв во времена правления Септима Сурового, Каракаллы, Гелиогабала, Максимина и особенно Диоклетиана, Деция и Домициана было огромным. С приходом христианских императоров распятие отменили в память о страстях Христовых. С тех пор символ креста приобрел культовый характер, как в греческих, так и в латинских литургиях. Крест и распятие заняли важное место в католических ритуалах и церемониях. Крест, некогда бывший орудием казни, стал символом воскресения.
«Убей меня из любви к Господу!»
В СССР немцы распинали евреев во время последней мировой войны. Малапарте в «Шкуре» рассказывает о встрече с распятыми на кресте.
«Крик ужаса застрял у меня в горле. Это были распятые люди. Они были прибиты к стволам деревьев. Кто-то уронил голову на плечи, кто-то на грудь, кто-то поднимал глаза к небу, глядя на молодой месяц. Почти все были в черных еврейских плащах на голое тело, их кожа блестела в мягком лунном свете…».
«Распятые молчали, я слышал их дыхание. Я слышал глухой хрип, вырывавшийся из горла, чувствовал на себе тяжелые взгляды, их глаза обжигали огнем мое лицо, залитое слезами, капавшими на грудь…».
«Если есть в тебе жалость, убей меня! Выстрели мне в голову, — кричал один из распятых. — Выстрели мне в голову, сжалься надо мной! Убей меня, о-о-о, убей меня из любви к Господу!»
Ребенок, распятый за кражу. Камбоджа. 1984 г. Фотография. D.R.
Применение распятия к преступникам в Европе стало восприниматься как богохульство, но в Азии и на Востоке этот метод казни сохранялся. Писатель и путешественник Жан-Пьер-Оскар Кометтан в книге «Неизвестная цивилизация» пишет, что в XIX веке в Японии «судьи все еще приговаривали к распятию». Надо сказать, что и Европа, несмотря на все свое христианство, не раз еще возвращалась к варварской практике распятия.
Случаи распятий были отмечены во время Вандейской войны во Франции: так поступали республиканские солдаты, наказывая жителей городов Машкуль и Сен-Флоран, давших сигнал к восстанию в 1793 году. Людей распинали и в Испании во время наполеоновской кампании. В СССР нацисты казнили на кресте партизан и евреев. В конце XIX века распятие по-прежнему существовало в Бирме и Северной Африке, в частности в Марокко. В 1892 году, то есть через два года после того, как в США начали «обрабатывать современным способом» приговоренных к смертной казни марокканцев, сажая их на электрический стул, на большой площади в Марракеше публика собралась, чтобы поприсутствовать на распятии каида Хабура. Эта казнь под музыку стала поводом для трехдневных празднеств, после чего труп разорвали на мелкие кусочки и бросили собакам. Напомним, что в семидесятых годах коммунистические силы Северного Вьетнама сеяли ужас, оставляя за собой десятки распятых в регионе «Утиный клюв».
В заключение рассказа о распятии добавим, что оно до сих пор фигурирует в уголовном кодексе Северного Йемена в качестве законной формы высшей меры наказания. Однако стоит отметить, что приговоренный может быть распят только после того, как его казнят согласно вынесенному вердикту — через расстрел или отрубание головы.
Распятие каида Хабура в 1892 году в Марракеше. Казнь прошла под музыку, после чего начались торжества. Иллюстрация из «Пти журналь». Частн. кол.
В Судане все обстоит иначе: распятие живьем предусмотрено за преступления хадда, то есть против Бога, правда, исламистские власти Хартума пока ни разу не осмелились вынести подобный приговор.
В 1991 году 11 человек, обвиненных в уголовных преступлениях, совершенных с особой жестокостью, были приговорены к публичному повешению с последующим распятием. В семи странах, живущих по законам ислама, можно на законном основании казнить людей на кресте, распиная их живыми. Речь идет о Судане и Северном Йемене, Объединенных Арабских Эмиратах, Иране, Мавритании, Пакистане и Саудовской Аравии.
Поиски истинного креста Господня
Казнь некоторых жертв возвысила орудия их умерщвления. Так, нож гильотины, упавший на шею Людовика XVI, множество раз продавали разным коллекционерам, фетишистам и поборникам Старого режима, каждый из которых считал, что именно он владеет «королевским резаком». Крест Христа, возвышенный Божественной жертвой, был обнаружен довольно быстро. Елена, мать императора Константина, несмотря на преклонный возраст, первой решила направиться в Иерусалим, чтобы найти священную реликвию. Никто не знал, где он находится. Елене было откровение, что крест спрятан в пещере Гроба Господня. Но язычники засыпали пещеру камнями, а император Адриан повелел установить там статуи Венеры и Юпитера. Императрица-христианка приказала разрушить их и начать раскопки. Долгие поиски увенчались находкой трех крестов с гвоздями. Но как узнать, на котором распяли Спасителя? Макарий, епископ Иерусалимский, предложил отнести все три орудия казни одной женщине, бывшей при смерти. Ее попросили прикоснуться к первому, потом ко второму. Ничего не произошло. Едва коснувшись третьего, она исцелилась. В 326 году Елена приказала построить великолепный храм Гроба Господня, где и разместили большую часть креста, завернув его в богато украшенное покрывало. Своему сыну Константину она отослала небольшой фрагмент, еще один послала в Рим, приказав возвести во дворце Сессория базилику Святого Иерусалимского Креста.
Позднее персидский царь Хосров II, захватив Иерусалим, разграбил и сжег город, а драгоценную реликвию забрал с собой. Из почтения к священному куску дерева Хосров оставил его в покрывале. Христианский император Ираклий пришел в Персию и победил Хосрова в ходе недолгой войны, а условием заключения мира поставил возвращение креста и освобождение рабов-христиан. Его требования были выполнены, и он с триумфом вернулся в Константинополь, после чего отправился в Иерусалим и вернул городу крест. Чтобы священная реликвия не смогла попасть в руки иноверцев, ее разделили на несколько частей, разослав во все христианские страны. Большой фрагмент отправили в Рим.
Читайте также
3.3. Распятие и воскресение на третий день
3.3. Распятие и воскресение на третий день • АПОКАЛИПСИС. – В «Вознесении Исайи» мы читаем следующее. Во время Вознесения Исайя оказывается вместе с ангелом на тверди и на первом небе.«И взошли мы на твердь, и увидел я там БРАНЬ ВЕЛИКУЮ САТАНЫ И СИЛ ЕГО, ПРОТИВЯЩИХСЯ
Распятие Бальдра-Крестоса
Распятие Бальдра-Крестоса Это принципиальное недоверие к Вотану, подтверждаемое в кругах «Аненэрбе» вполне научными открытиями Бернхарда Куммера[53] и Германа Вирта,[54] исходило из коренного ирминистского предания о распятии вотанистами Бальдра-Крестоса. Потому
5.4. Страсти и распятие
5.4. Страсти и распятие 5.4.1. Город отцов Мучения и распятие Андрея Первозванного описаны в его Житии весьма похоже на страсти Христа. Хотя само по себе это ничего не доказывает, тем не менее, такой штрих хорошо дополняет обнаруженное нами соответствие между Андреем и
5.4.4. Распятие
5.4.4. Распятие Житие Андрея Первозванного сообщает: «Егеат приказал праведника растянуть по земле и троим мучителям бить его… Наконец святого мученика подняли и привели к судье… Словами праведника Егеат приведён был в неописуемую ярость. Он приказал св. Андрея распять
3.3. Распятие и воскресение на третий день
3.3. Распятие и воскресение на третий день • АПОКАЛИПСИС. — В «Вознесении Исайи» мы читаем следующее. Во время Вознесения Исайя оказывается вместе с ангелом на тверди и на первом небе.«И взошли мы на твердь, и увидел я там БРАНЬ ВЕЛИКУЮ САТАНЫ И СИЛ ЕГО, ПРОТИВЯЩИХСЯ
Глава 7. Переживший распятие
Глава 7. Переживший распятие Иисус въехал в Иерусалим на осле. Этот факт выглядит случайным. Ещё раньше, по пути из Иерихона в Иерусалим на праздник Пасхи, Иисус остановился на Масличной горе.Он попросил двух своих учеников найти для него осла. Для него это было важно, и
Распятие
Распятие Распятие. Фрагмент картины неизвестного голландского автора XVI века. D.R.Крестная мука была в ходу у египтян, иудеев, карфагенян, финикийцев, персов. В Македонии, Греции и Римской империи распинали обычно рабов, иногда — виновных в совершении особо тяжких
24. Раны Гамлета и распятие Христа
24. Раны Гамлета и распятие Христа Конец Саги о Гамлете с версии Саксона Грамматика очень интересен. Хотя напрямую о казни принца тут не говорится, но разбросаны отдельные фрагменты, недвусмысленно связывающие историю Гамлета со страстями и казнью Иисуса. В частности,
5.4. СТРАСТИ И РАСПЯТИЕ
5.4. СТРАСТИ И РАСПЯТИЕ 5.4.1. ГОРОД ОТЦОВ Мучения и распятие Андрея Первозванного описаны в его Житии весьма похоже на страсти Христа. Хотя само по себе это ничего не доказывает, тем не менее, такой штрих хорошо дополняет обнаруженное нами соответствие между Андреем и
7. Распятие Геро в Кельнском соборе
7. Распятие Геро в Кельнском соборе Согласно новой хронологии, Иисуса Христа распяли в XII веке, в 1185 году. См. нашу книгу «Царь Славян». А теперь возникает естественный вопрос. Поскольку Кельнский собор, как мы только что убедились, хранит много действительно древних
Распятие Ирландии
Распятие Ирландии Одно из величайших имен в истории Англии – Стронгбоу. Что прославило его? Благородные поступки? Великий ум? Щедрая душа? О, нет. Он был первым захватчиком Ирландии. Во второй половине XII века Стронгбоу возглавил войско, которое выступило, чтобы завоевать
7. Распятие и Погребение
7. Распятие и Погребение Евангельские повествования о распятии и погребении Иисуса (Мф 27:32-66, Мк 15:21-47, Лк 23:26-56, Ин 19:16в-42) в существенном согласны между собою и взаимно друг друга дополняют. Мы можем ограничиться здесь указанием основных вех.Как уже отмечалось, крестный путь
Крест «распятие»
Крест «распятие» Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Иисуса Христа относится только к V веку, на дверях церкви святой Сабины в Риме. С V века Спаситель стал изображаться в длинном одеянии коллобии – как бы прислоненным ко кресту. Именно такой образ
7. Распятие и Погребение
7. Распятие и Погребение Евангельские повествования о распятии и погребении Иисуса (Мф 27:32-66, Мк 15:21-47, Лк 23:26-56, Ин 19:16в-42) в существенном согласны между собою и взаимно друг друга дополняют. Мы можем ограничиться здесь указанием основных вех.Как уже отмечалось, крестный путь
Источник