СИЛАЕВОЙ НАТАЛЬИ ЮРЬЕВНЫ
ГБПОУ «Самарский техникум промышленных технологий»
Лекция 10. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАЗМЕЩЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
1. Производственная структура предприятия.
2. Требования к составлению плана размещения оборудования.
3. Способы размещения оборудования.
4. План размещения оборудования рабочего места.
Хороший план размещения оборудования существенно влияет на безопасность, эффективность и мотивацию работников, а плохой план – приводит к пустой трате производственных площадей, времени, а иногда может причинить серьезный ущерб.
Производственная структура делится на рабочие места, участки, цехи.
Рабочее место — это участок работы, который оснащен всем необходимым для выполнения производственных операций.
Рабочее место бывает стационарным и подвижным.
Стационарное рабочее место расположено на закрепленной производственной площади, которая оснащена соответствующим оборудованием, а предметы труда подаются к рабочему месту.
Подвижное рабочее место передвигается с соответствующим оборудованием по мере обработки предметов труда.
Участок — это производственное подразделение, которое объединяет ряд рабочих мест.
Руководит участком – производственный мастер участка.
Цех — это система, в которую входят производственные участки и ряд функциональных органов (отделов). Цех – это основная структурная единица крупного предприятия.
Правильно составленный план размещения оборудования (то есть правильная организация рабочего места) обеспечивает рациональные движения работающего и сокращает до минимума затраты времени на отыскание инструментов и материалов.
При составлении плана размещения оборудования на рабочем месте следует соблюдать следующие требования:
1. Определить пространство, требуемое для работы и обслуживания каждого станка, для потребностей в хранении заготовок, материальных запасов;
2. Организовать так планировку, чтобы ощущалось чувство единения. Это важно и для стимулирования работника и для упрощения задач контроля. Производственные помещения не должны препятствовать сближению и общению работников. Оборудование следует располагать так, чтобы велось беспрепятственное наблюдение за всем ходом технологического процесса;
3. Закладывать возможности для гибкого переноса оборудования, что требуется для изменений в технологи, в связи со спросом продукции на рынке;
4. Предусмотреть достаточно места для обеспечения безопасности в работе.
Планирование размещения оборудования – это всегда поиск компромиссов (уступка ради достижения). Во все потенциальных конфликтах лучше перестраховаться, если планировка окажется не гибкой и может оказаться даже не пригодной для работы, в случаях изменения производственных обстоятельств.
Существуют следующие способы размещения оборудования:
1.Пооперационная схема (размещение оборудования по технологическому принципу);
2. Линейная планировка (размещение оборудования по предметному принципу);
3. Схема технологических ячеек (размещение оборудования по принципу групповой технологии);
4. Фиксированная планировка (размещение оборудования по принципу обслуживания неподвижного объекта).
Пооперационная схема (размещение оборудования по технологическому принципу). Одинаковое оборудование или однородные технологические операции группируются вместе. Применяется в серийном производстве.
Линейная планировка (размещение оборудования по предметному принципу). Рабочие места располагаются в виде последовательного выполнения операций. Применяется на поточных линиях. Главная проблема – распределение нагрузки на определенные операционные элементы с целью предотвращения «узких мест» в производственном процессе.
Схема технологических ячеек (размещение оборудования по принципу групповой технологии). Различное оборудование группируется в ячейки для выполнения операций с несколькими изделиями, однородными по конструктивно — технологическим признакам.
Преимущество данного метода – это:
— сокращение времени наладки оборудования;
— сокращение площадей хранения запасов;
— сокращение длительности технологических переходов.
Недостаток – не рекомендуется применять при мелкосерийном производстве.
Фиксированная планировка (размещение оборудования по принципу обслуживания неподвижного объекта). Для размещения оборудования необходимо установить очередность работ, которая определяется производственными стадиями. Размещение оборудования вокруг неподвижного объекта следует разрабатывать по технологическому приоритету (первенству).
При планировании рабочего места следует учитывать размеры и формы тела человека; его массу; силу и направления движения рук и ног; особенности зрения и слуха.
Обязательно при планировании следует соблюдать оптимальные размеры рабочей зоны.
План размещения оборудования рабочего места электрика, который выполняет работы по профилактике, техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования, находящегося в эксплуатации на участке.
Площадь помещения определяется объемом работ по обслуживанию электрооборудования.
План размещения оборудования рабочего места электрика по типовому и индивидуальному проектам:
1 – Верстак;
2 – Заточной станок;
3 – Шкаф для приборов;
4 – Стол;
5 – Стул;
6 – Шкаф для документации;
7 – Стеллаж;
8 – Электроточило.
Необходимый перечень оборудования, приборов и инструмента рабочего места электрика:
№№ | Перечень оборудования, приборов и инструментов | Типовой проект (количество) | Индивидуальный проект (количество) |
---|---|---|---|
1 | Мегаометр | 3 | 4 |
2 | Прибор для измерения петли «Фаза-нуль» | 2 | 3 |
3 | Указатель напряжения | 2 | 3 |
4 | Тахометр | 1 | 2 |
5 | Люксметр | 1 | 1 |
6 | Пылесос | 1 | 1 |
7 | Комплект монтерского инструмента | 2 | 3 |
8 | Плоскогубцы с изолированными ручками | 2 | 3 |
9 | Предохранительный пояс | 2 | 3 |
10 | Монтерские когти (пара) | 2 | 3 |
11 | Электропаяльник | 1 | 2 |
12 | Электрическая дрель | 1 | 1 |
13 | Тиски слесарные | 1 | 2 |
14 | Электроточило (заточной станок) | 1 | 1 |
15 | Слесарный верстак | 1 | 2 |
16 | Стеллаж | 2 | 2 |
17 | Шкаф для технической литературы | 1 | 1 |
На рабочем месте должна находится техническая и учетная документация, должностная инструкция и документация по безопасности и организации труда.
Техническая документация – это схемы наиболее сложных станков, подъемно-транспортного оборудования, принципиальная электрическая схема электроэнергий участка (цеха), электрическая схема распределительных щитов и т.п.
Учетная документация отражает простои оборудования и работу электрика. Один из видов такой документации – эксплуатационный (оперативный) журнал. К обязательной документации относится инструкция по безопасности труда.
Документация по организации труда – это календарный график плановых осмотров и карта организации труда электрика.
Разработчик Силаева Н.Ю., 2020 год
yandex_e42982b1215021b8.html Verification: e42982b1215021b8
Источник
Основные способы размещения оборудования
. Размещение оборудования по технологическому принципу (его также называют размещением по функциональному принципу или размещением производства, работающего по заказам) – это такой способ размещения, при котором одинаковое оборудование или однородные технологические операции группируются вместе, например, все токарные станки располагают в одном месте, а все штамповочные прессы – в другом. Об-рабатываемая деталь перемещается в соответствии с последовательностью операций с одного места на другое, где для каждой операции расположено соответствующее оборудование. Такой способ размещения характерен, напри-мер, для больниц, где определенные участки предназначены для оказания отдельных видов медицинской помощи, как, например, родильные палаты и отделения интенсивной терапии.
Размещение оборудования по предметному принципу (его также называют, размещением оборудования по ходу материального потока) – это такой способ размещения оборудования, при котором оборудование или производ-ственные процессы выстраиваются по ходу технологических операций, через которые изделие последовательно проходит при изготовлении. Иными словами, траектория движения каждой детали представляет собой прямую линию. Производственные линии по изготовлению обуви, химические заводы, мойка автомобилей – все это примеры размещения оборудования и организации работ по предметному принципу.
Размещение оборудования по принципу групповой технологии (формирования технологических ячеек); принцип групповой технологии предполагает группирование различного оборудования в рабочие центры, или технологические ячейки, для обработки изделий, имеющих одинаковые или сходные способы и требования к обработке. Размещение оборудования по принципу групповой технологии, с одной стороны, аналогично размещению оборудования по технологическому принципу, в соответствии с которым создаются ячейки для выполнения определенного набора технологических операций, а с другой – напоминает размещение по предметному принципу, поскольку рабочие центры специализируются на выпуске ограниченного ассортимента изделий. Групповая техно-логия также требует, чтобы для всех компонентов изделия была проведена технологическая классификация и уста-новлены соответствующие коды, которые затем используют для определения типов оборудования, входящих в технологические ячейки.
Размещение оборудования по принципу обслуживания неподвижного объекта реализуется в случае, если изделие (из-за больших габаритов или массы) в течение всего технологического процесса остается на одном месте. Производственное оборудование подвозится к изделию, а не наоборот. По такому принципу организованы судостроительные верфи, строительные и киносъемочные площадки.
Многие производственные объекты в целом представляют собой комбинацию различных видов размещения оборудования и организации процесса. Например, работу
одного цеха можно организовать на основе технологического принципа, а другого – на основе предметного. Обычно работа всего завода организуется по предметному принципу (изготовление основных узлов, промежуточная сборка, линия окончательной сборки), но каждая производственная стадия реализуется по технологическому принципу или по предметному, например, в сборочном цехе. Аналогично организация работ на основе групповой технологии часто встречается на участках, которые сами являются элементами широко применяемой на данном заводе организации производства по предметному принципу.
Источник
Размещение оборудования и формирование характера движения посетителей
В процессе продажи товаров в магазине должны участвовать не только продавцы, но и все, что присутствует и формирует его атмосферу, а также сами посетители, которые должны быть не просто пассивными покупателями, а принимать активное участие в продажах.
Именно этим мерчандайзинговый подход в торговом бизнесе отличается от традиционных систем продажи товаров. Поэтому оборудование (холодильники, прилавки, стеллажи, кассовое оборудование и др.) и система его размещения также должны не только выполнять свои чисто функциональные задачи, но и участвовать в организации торгово-технологического процесса таким образом, чтобы ориентировать его на решение тактических задач и достижение стратегических целей.
Размещение оборудования должно быть использовано для целенаправленного управления познавательными ресурсами посетителей и способствовать тому, чтобы покупатели не только посещали все отделы, но и совершали как можно больше покупок, особенно товаров импульсивного и пассивного спроса, продажа которых требует больших усилий, но представляет интерес с точки зрения формирования прибыли.
Тип выбираемого оборудования должен соответствовать ассортиментной политике фирмы, товарным свойствам продукта, методу обслуживания, типу торгового предприятия и отвечать целям внедрения мерчандайзинга. Однако само по себе оборудование без правильного размещения товарных секций не способствует улучшению торгового процесса.
Этим объясняется необходимость пересмотра традиционных принципов распределения площади торгового зала между товарными группами. Согласно мерчандайзинговым подходам к размещению «холодные» товары необходимо выставлять в «горячих» зонах, а «горячие» товары — в «холодных» зонах. Кроме того, «холодные» и «горячие» товары должны находиться в сочетаемом соседстве.
При размещении оборудования следует:
- устанавливать его параллельно движению посетителей в глубь зала;
- избегать разрыва направления движения покупательского потока,
который может возникнуть из-за конфигурации зала и (или) самого оборудования; - размещать его таким образом, чтобы это не препятствовало желанию посетителя выйти из потока для посещения других отделов или вы хода из магазина;
- избегать нарушения взаимосвязи основных отделов торгового зала
и соответствующих подсобных и иных помещений.
Схематически размещение секций (отделов) большинства групп товаров в торговом зале с использованием стандартного оборудования может выглядеть как на рис. 5.1 и 5.2. Планировка торгового зала с использованием только прямых прилавков или стеллажей (рис. 5.1) может спровоцировать посетителя на выход из торгового зала (в соответствии с желанием человека двигаться преимущественно по прямой). Для устранения такого недостатка можно использовать оборудование иных конфигураций, способных придать торговому залу необходимую пространственную ориентацию (рис. 5.2).
Однако специфика обслуживания отдельных категорий покупателей и свойства самих товаров могут предполагать иное размещение оборудования. Например, специализированные магазины дорогостоящих товаров (например, ювелирные), выставки-галереи по продаже произведений искусства и т.п., как правило, не предполагают формирование управляемого потока движения посетителей. Покупатели таких товаров предпочитают уединение, индивидуальное изучение и обсуждение с сопровождающими их лицами.
Товары в этом случае могут выставляться на отдельно стоящих островных и пристенных прилавках или другом оборудовании, обеспечивающем особую презентацию специфических особенностей таких предметов. Планировка выставочного зала по продаже произведений искусства может быть реализована по следующей схеме (рис. 5.3).
При выборе системы расстановки торгового оборудования используют различные виды технологической планировки торгового зала.
Существуют следующие виды технологической планировки торгового зала:
- линейная (решетка);
- боксовая (трек, или петля);
- смешанная;
- выставочная;
- свободная (произвольная).
Линейная планировка торгового зала предполагает схемы размещения товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий. Соответственно ей должны быть выстроены и линии торгового оборудования. При этом линия узла расчета располагается перпендикулярно. Такая планировка, как правило, используется в магазинах самообслуживания при продаже товаров повседневного спроса.
Линейная планировка торгового зала позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает лучший просмотр торгового зала.
В условиях линейной планировки покупатели наиболее эффективно воспринимают информацию о товарах. Посредством изменения длины линий можно регулировать сосредоточение покупателей на различных участках торгового зала. Также к преимуществам линейной планировки следует отнести более эффективное использование площади торгового зала.
В торговых залах прямоугольной конфигурации шириной от 7 до 12 м целесообразно применять линейную расстановку с продольным размещением оборудования. В магазинах, ширина торгового зала которых превышает 24 м, более эффективной оказывается смешанная расстановка оборудования. Причем комбинирование линейного продольного и линейного поперечного размещения требует учета многих факторов и определенного мастерства.
Желательно, чтобы длина линий островных горок не превышала 20 м. В противном случае избыточное увеличение потоков покупателей в магазине затруднит их движение в торговом зале. Кроме того, при размещении торгового оборудования следует учитывать расположение имеющихся в зале колонн, с тем чтобы они находились в пределах линий и не мешали движению покупателей.
Решетка предполагает размещение длинных прилавков и стеллажей параллельными рядами, которые разделяют проходами таким образом, чтобы покупатели могли осуществлять покупки в определенной последовательности с наименьшими затратами времени. Используется в магазинах товаров повседневного спроса. Такая система размещения проста для внедрения и позволяет использовать экономически выгодные стандартное оборудование и технологии. В продовольственных магазинах, работающих по методу самообслуживания, обычно применяют следующие три способа размещения оборудования и планировки торговых залов (рис. 5.4):
- решетка прямая — пристенные или островные прилавки размещаются параллельно направлению движения основного потока покупателей,
что обеспечивает непрерывность движения; - решетка поперек — прилавки устанавливаются под прямым углом
к направлению движения основного потока покупателей; - решетка-колосок — прилавки размещают острым или тупым утлом
по отношению к направлению движения основного потока покупателей.
В зависимости от угла размещения по отношению к движению покупателей различают решетку-колосок, увлекающую покупателя в торговый зал, и решетку-колосок, выводящую покупателя к выходу.
Способ установки оборудования решетка-колосок , увлекающая покупателя в торговый зал (вероятно, может обеспечить посещение покупателем большего числа отделов и секций, что является одной из целей розничного торговца. Второй вариант колоска (в2) может быть ошибочным и не привлекательным с точки зрения повышения посещаемости покупателями незапланированных ими отделов импульсивных покупок.
Трек, или петля , предполагает один центральный проход, к которому ведут несколько петляющих входов. Такой способ размещения оборудования заставляет покупателя обращать внимание на все отделы, расположенные на пути его следования к основным отделам, и осуществлять незапланированные (импульсивные) покупки (рис. 5.5). В отличие от решетки этот способ рассчитан на удовлетворение не только функциональных, но и эстетических потребностей покупателя. Он часто применяется в универмагах, а также нередко используется в специализирован-ных магазинах товаров предварительного выбора.
Произвольная планировка предполагает асимметричное расположение нестандартного оборудования и иных конструкций, проходов и других элементов планировки торгового зала (рис. 5.6). Однако установка нестандартного оборудования и расточительное использование площади торгового зала делают этот тип планировки довольно дорогим. Кроме того, произвольный характер размещения оборудования ухудшает обзор и затрудняет внедрение стандартных систем предупреждения воровства.
Такую планировку часто используют небольшие магазины или отделы крупных торговых центров. Расчет в этом случае делается на то, что расслабленная атмосфера и возможность свободного, непринужденного передвижения по залам позволят привлечь большее количество посетителей, т.е. дополнительные покупательские потоки, а следовательно, увеличить продажи.
Смешанная планировка предусматривает комбинации различных способов планировки. Оптимизация расстановки оборудования в магазине осуществляется исходя из геометрии торгового пространства и структуры торговых секций.
Выставочная планировка торгового зала применяется при продаже товаров по образцам. Крупногабаритные товары размещаются, как правило, на нестандартном оборудовании и образуют различные демонстрационные композиции.
Практика показывает, что нерациональность, неэффективность планировки часто являются следствием:
- неудачного размещения стеллажей — не вдоль длинной стены, а поперек, что резко сужает обзор и создает видимость тесноты;
- недостаточной ширины проходов между торговым оборудованием, что не позволяет применять технику для пополнения товара в зале магазина;
- недостаточной освещенности;
- узких выходов из магазина, не позволяющих вывозить из него покупки к автомобилю на тележках;
- недостаточной площади перед кассовыми узлами, что приводит к скоплению покупателей между стеллажами;
- перекрывания или сужения проходов между рядами, что затрудняет, а порой и совсем исключает движение покупателей с тележками;
- непродуманных структуры персонала и распределения обязанностей в магазине.
Довольно часто присутствие большого количества сотрудников охраны, подсобных рабочих и другого персонала в торговом зале с небольшой площадью затрудняет доступ покупателей к товарам.
Правильная планировка предполагает, с одной стороны, предоставление покупателю достаточного для продвижения по залу пространства, а с другой — его эффективное, рациональное использование. Ведь площадь торгового зала довольно дорогой и ограниченный ресурс.
При планировке магазина необходимо:
- рассмотреть ее возможные варианты;
- распределить торговую площадь под отделы и прилавки;
- продумать варианты использования стен.
При размещении оборудования площадь торгового зала должна быть распределена так, чтобы:
- 60% площади было отведено под покупателей, а 40% — под презентацию товаров;
- ширина проходов при покупательском потоке с односторонним движением составляла не менее 60 см, а при покупательском потоке с дву-сторонним движением — не менее 120 см (по 60 см на каждый поток) плюс дополнительно 30 см.
И только после проведения рациональной планировки торгового зала можно приступать к вопросу размещения и представления товара.
Источник