Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации
Как это работает: семь видов мошенничества в разъяснениях Пленума ВС
Современные виды мошенничества могут вызвать немало вопросов у судов, которые разбирают уголовные дела. Расплатиться чужой кредиткой в магазине – это мошенничество или кража? А если снять с нее деньги в банкомате или использовать карту вместе с похищенным конвертом с ПИН-кодом? Как выглядит мошенничество с социальными выплатами и какие дотации к ним не относятся? Какие особенности есть у хищения безналичных денег? И почему хищение денег через поддельные благотворительные сайты не относится к мошенничеству в сфере компьютерной информации? На эти и другие вопросы ответил Пленум Верховного суда в постановлении, принятом 30 ноября 2017 года.
1. Мошенничество – хищение путем обмана или злоупотребления доверием. А что такое обман и злоупотребление доверием?
Обман – это сознательное сообщение или представление ложных сведений, или умолчание об истинных фактах, или умышленные действия для того, чтобы ввести в заблуждение. К последним, например, относятся передача сфальсифицированного товара, имитация использования кассы, обманные приемы в азартных играх и т.п. А ложные сведения могут касаться чего угодно: юридических фактов и событий, качества и стоимости имущества, личности обманщика, его возможностей и намерений.
Злоупотребление доверием – это его использование с корыстной целью. Доверие может объясняться личными или служебными отношениями. Злоупотребляет доверием и тот, кто получает деньги или имущество по договору, но не собирается его исполнять. Например, человек получил кредит в банке или аванс за работы или услуги.
2. Когда мошенничество считается законченным?
В тот момент, когда преступник или другие люди завладели имуществом и получили реальную возможность пользоваться и распоряжаться им.
Если мошенник получил право на чужое имущество (например, убедил оформить на себя недвижимость или ценную бумагу), преступление считается оконченным с момента регистрации или другого решения уполномоченного органа.
3. Какие особенности есть у хищения безналичных денег?
Они точно такой же объект посягательства, как и наличные средства, но с некоторыми юридическими отличиями. В случае хищения безналичных денег преступление считается оконченным с момента изъятия денежных средств с банковского счета владельца или электронных денег, а не с того момента, как ими завладел преступник. Главное, что потерпевшему причинен ущерб, а куда ушли электронные деньги – неважно. К тому же часто их путь сложно отследить, как показывает судебная практика.
Место окончания преступления определяют по адресу банка, его филиала или другой организации, где был открыт счет или велся учет электронных денег. Это поможет определить, к территории какого суда относится преступление.
4. Сколько есть разных видов мошенничества и зачем нужно такое разделение?
Кроме «простого» мошенничества (ч. 1–4 ст. 159 УК), есть мошенничество в предпринимательстве (ч. 5–7 ст. 159 УК), в сфере кредитования (159.1), при получении выплат (159.2), с использованием платежных карт (159.3), в сфере страхования (159.5), в сфере компьютерной информации (159.6). При таком условном разделении их получается семь.
Он служит для дифференциации наказания в зависимости от общественной опасности преступления. Например, за «простое» мошенничество без отягчающих обстоятельств можно получить до двух лет лишения свободы, а аналогичное мошенничество с кредитами или страховыми выплатами грозит максимум четырьмя месяцами ареста.
5. А что такое мошенничество в сфере кредитования (ст. 159.1 УК)?
Это действия заемщика, который от своего лица или от лица своей фирмы сообщил банку заведомо ложные или недостоверные сведения, чтобы получить кредит и не отдавать его. Эта неверная информация должна касаться условий, на которых банк выдает кредит (например, сведения о месте работы, доходах, финансовом состоянии, наличии кредиторской задолженности, предмете залога).
Чаще случается, что предприниматель или директор фирмы подают неверную отчетность, просто чтобы получить кредит или льготные условия кредитования. При этом они планируют отдавать деньги банку. Это не является мошенничеством. Но если такой обман причинил ему крупный ущерб (2,25 млн руб.), то бизнесмену или менеджеру грозит ответственность по ч. 1 ст. 176 УК («Незаконное получение кредита»).
6. Как выглядит мошенничество с социальными выплатами (ст. 159.2 УК)?
Это предоставление чиновникам, которые назначают выплаты, заведомо ложных или недостоверных сведений с целью получить деньги. Например, неверной информации о личности получателя, об инвалидности, наличии детей или иждивенцев, участии в боевых действиях, невозможности устроиться на работу.
Умолчание тоже могут назвать преступлением в том случае, когда человек потерял право на выплаты (например, ему дали другую группу инвалидности), но продолжил их получать.
За приготовление к мошенничеству должны судить того, кто получил обманом сертификат или другой документ, но не смог его «обналичить» по объективным обстоятельствам. В этом случае нужно обязательно доказать умысел совершить преступление.
К социальным выплатам не относятся гранты, стипендии в поддержку науки, образования и т.п., сельскохозяйственные субсидии и выплаты в поддержку малого и среднего предпринимательства. Мошенничество при их получении квалифицируют как «простое» по ст. 159 УК.
7. Что отличает мошенничество в предпринимательской деятельности (ч. 5–7 статьи 159 УК РФ)?
Здесь нарушитель – это индивидуальный предприниматель или член правления коммерческой организации, который умышленно не исполняет обязательства по предпринимательскому договору. Например, таким преступлением могут назвать привлечение денег под видом инвестиций.
Здесь обязателен прямой умысел на хищение чужого имущества, который возник у преступника до того, как он его получил. Минимальный ущерб для преступления составляет 10 000 руб.
8. Что такое мошенничество с помощью кредитных карт (ст. 159.3 УК)?
Это хищение денег с использованием поддельной или чужой платежной карты – кредитной, дебитной и т.д. Чтобы рассчитаться с ее помощью, мошенник сообщает кассиру или другому работнику, что эта карта принадлежит ему, или просто умалчивает, что карта чужая.
Если преступник расплачивается с помощью чужой карты в банкомате или использует карту совместно с похищенными ПИН-кодами или паролями – это считается кражей, а не мошенничеством.
9. Как выглядит мошенничество со страховками (ст. 159.5 УК)?
В этом случае мошенник может обманывать насчет наступления страхового случая – например, инсценирует ДТП, несчастный случай, хищение застрахованного имущества. Другой вид преступления – завышение размера страхового возмещения по наступившему случаю.
Преступником может быть страхователь, застрахованное лицо, иной выгодоприобретатель, а также представитель страховщика, который вступил в сговор, или эксперт.
10. Что понимают под мошенничеством в сфере компьютерной информации (ст. 159.6 УК)?
Его обязательный признак – целенаправленное вмешательство в работу программ и баз данных, которое нарушает процесс обработки, хранения, передачи компьютерной информации. Примером может служить вирус, собирающий данные кредитных карт, с помощью которых пользователи оплачивают покупки в интернете.
Если преступник воспользовался телефоном потерпевшего с «мобильным банком» или авторизовался в системе платежей под чужим аккаунтом, – такое получение денег считается кражей, а не мошенничеством. Если он, конечно, не вмешивался в работу компьютерных программ. К таким воздействиям не относится изменение данных о счете или движении денег.
«Простым», а не «компьютерным» является известный в Интернете вид обмана – например, поддельные сайты благотворительных организаций, интернет-магазинов.
Источник
Как мошенники крадут деньги с банковских карт
Однажды одна моя знакомая получила смс с неизвестного номера: «Мама, я купил новую сим-карту. Отправь мне, пожалуйста, на этот номер 500 рублей. Как приеду, все объясню». Знакомая перечислила деньги не задумываясь, т.к. на тот момент её сын действительно был в отъезде. Позже выяснилось, что писали мошенники.
Чтобы и вы не попались на ту же удочку, расскажу какие еще способы используют финансовые мошенники, чтобы вывести деньги с карты или получить доступ к персональным данным.
Всплеск финансового мошенничества произошел в пандемию. Только за первое полугодие 2020 года мошенники украли с расчетных счетов более 4 млрд рублей и провели более 360 тысяч операций без согласия клиентов. Средняя сумма украденных денег составила 10 000 ₽.
Более 80% мошенников при звонке используют технологию подмены банковских телефонных номеров — переставляют цифры местами или меняют одну цифру. Злоумышленники выдают себя за сотрудников банков и выуживают у людей информацию, необходимую для хищения денег.
В последнее время злоумышленники меняют схемы мошенничества и используют новые уловки. В ход идет все — запускают фейковые сайты госуслуг, звонят от лица чиновника и обещают выплаты на детей или перевод денег для открытия «резервного фонда». Способы разные, но во всех схемах есть общие признаки: манипулируют чувствами людей, нагнетают страх и заставляют действовать быстро.
Рассмотрим, какие схемы разработали злоумышленники и что нужно сделать, чтобы избежать обмана.
Во время самоизоляции появилась новая схема телефонного мошенничества. Злоумышленники звонят и представляются специалистами социальных служб или сотрудниками банков. Они обещают «коронавирусные» льготы, социальные выплаты и компенсации. Предлагают оформить кредит с минимальной ставкой — до 4% или снизить проценты по действующему кредиту. Своими обещаниями они вызывают доверие и усыпляют бдительность.
Во время разговора мошенники предлагают «проверить», какая льгота положена и какую сумму можно получить. Для этого абоненту нужно сообщить паспортные данные и информацию по банковской карте, на которую якобы переведут деньги. Дополнительно уточняют, к какому номеру телефона привязана карта.
Через некоторое время у владельца карты пропадает со счета крупная сумма или все деньги. Злоумышленники воспользовались информацией и оплатили дорогостоящую покупку с карты жертвы. Даже если не сообщить злоумышленникам код безопасности CVV или CVC, полученной информации достаточно, чтобы украсть деньги. Некоторым зарубежным платежным системам хватает фамилии и имени владельца банковской карты, ее номер и срок действия — вводить необязательно.
По-прежнему звонят мошенники, которые выдают себя за работников банков. У них разработана целая схема. Сначала владелец карты получает сообщение, что с карты списаны деньги. Сообщение не вызывает сомнения, потому что номер злоумышленников напоминает номер банка. Например, летом 2020 года мошенники активно рассылали фейковые сообщения с короткого номера Сбербанка 900.
Через несколько секунд злоумышленник звонит и выдает себя за работника службы безопасности банка. Мнимый сотрудник говорит, что прямо сейчас кто-то пытается снять деньги с вашей карты, нужно действовать быстро и сработать на опережение. После такого напора злоумышленник просит назвать одноразовый пароль из смс или кодовое слово — они якобы нужны, чтобы отменить операцию. Как только человек сообщает код, мошенник тут же списывает деньги. Отличительная черта мошенников — говорят уверенно, часто повторяют слово «безопасность» и торопят с ответом.
Мошенники делают все, чтобы развеять сомнения: могут обратиться по имени и отчеству, назвать ваши паспортные данные и даже последние цифры номера карты. Эти сведения они получают из открытых источников: просматривают страницы в соцсетях, взламывают базы данных интернет-магазинов, запускают сайты-двойники, чтобы собрать персональные данные. Например, сайт — двойник видеосервиса предлагает бесплатную недельную подписку на фильмы, но за это пользователь должен оставить свои персональные данные: имя, фамилия, номер карты и срок ее действия. Бесплатного доступа пользователи, естественно, не получают, а злоумышленники собирают необходимую информацию для мошенничества.
Настоящий сотрудник банка никогда не будет запрашивать у человека номер карты, срок действия, CVV код и одноразовые коды из смс. Это запрещено внутренними инструкциями. Если у клиента несколько карт, сотрудник может уточнить последние четыре цифры карты. Также может задать вопросы по операциям для дополнительного подтверждения личности и легитимности операции, в том числе и кодовое слово. Бывают ситуации, когда клиент говорит, что покупает билеты, а сотрудник банка видит, что перевод уходит на чужую карту. Значит, клиент попал на сайт-двойник.
Иногда злоумышленники делают вид, что переключают на систему автоматизации или робота, которые должны обрабатывать одноразовый пароль. Им также нельзя сообщать код подтверждения, номер карты или CVV-код.
Обо всех изменениях банк всегда предупреждает, чтобы клиенты могли прочитать сообщение и спокойно обдумать предложение. Но сотрудник банка никогда не предложит установить приложение на телефон, перевести средства на резервный счет или снять их в ближайшем отделении банка.
Двухэтапная схема мошенничества. Цель первого этапа — вызвать у человека тревогу и ослабить внимание. Сначала мошенник представляется сотрудником банка — называет любой действующий банк. Он говорит, что вы оставили заявку на оформление кредитной карты. Если человек отказывается, лжесотрудник просит назвать банк, в котором вы обслуживаетесь. Мотивирует вопрос тем, что информация не секретная. Между кредитными организациями действует договор межбанковского партнерства, и он передаст в ваш банк информацию о мошеннических действиях.
На втором этапе звонит якобы сотрудник вашего банка и говорит, что от банка-партнера поступила информация: мошенники подали заявку на кредит от вашего имени. Для идентификации клиента ему необходимо проверить номер, срок действия карты, а заодно и секретный смс-код. А на самом деле информация нужна, чтобы украсть ваши деньги.
Предлагают «спасти» деньги в банковской ячейке. Лжесотрудник банка сообщает, что карту заблокировали и нужно срочно спасать деньги. Для этого остаток средств необходимо перевести в защищенную банковскую ячейку. А сделать это может только сотрудник банка. Поэтому деньги сначала нужно перевести ему на счет. При этом нельзя передать деньги кому-то другому, например, родственнику — карту заблокируют вместе с деньгами, и вывести их со счета будет невозможно. Так мошенник вынуждает жертву отдать деньги.
Советуют действовать быстро. Злоумышленник сообщает, что по карте провели сомнительную операцию и нужно срочно посетить ближайшее отделение банка. Но для экономии времени просят прислать нужную информацию — номер банковской карты и срок ее действия.
Мошенник пытается убедить жертву, что он действительно сотрудник банка и в подтверждение присылает смс. Чтобы жертва мошенничества купилась на обман, злоумышленники создают хитрые номера: в именных номерах заменяют букву О на цифру 0, в цифровых, наоборот, цифру заменяют буквой. Абонент получает сообщение с номера, в котором все цифры, на первый взгляд, совпадают с официальным номером банка.
Чтобы предотвратить несанкционированный перевод, мошенник просит прислать в ответном сообщении секретный код карты или иную конфиденциальную информацию. Как только потенциальная жертва отсылает данные, злоумышленники списывают деньги.
Рассылают поддельные смс. Аферисты отправляют смс о блокировке карты с целью безопасности — последняя операция показалась подозрительной. Кроме этого, в сообщении указывают номер телефона, по которому нужно позвонить для подтверждения транзакции. Когда человек перезванивает, его просят сообщить номер карты и CVV-код. Далее злоумышленники переводят деньги или делают покупки в интернет-магазинах.
Источник