Распространение демократических способов решения

Обострение этнических конфликтов, терроризм

Под терроризмом понимается применение насилия в отношении гражданских лиц, политических деятелей и символов того или иного государства, направленное на достижение заранее определенных политических целей.

Особенности терроризма, отличающие его от других форм насилия:

-использование террористических методов исключительно для достижения определенных политических целей

-рассмотрение гражданского населения как объекта воздействия

-адресация террористических акций, в конечном счете, властям той или иной страны в целом

-ассиметричный характер. Терроризм – это оружие существенно более слабой сточки зрения параметров военно-политической мощи стороны в противостоянии с явно превосходящим противником

-наиболее распространенная форма террористической активности связана с использованием террористических методов негосударственной группировкой для давления на государство, с целью оказания влияния на его действия посредством применения насилия против гражданского населения, политических лидеров и символов государственности. Выделяют два основных вида террористической активности:

Связь современного международного терроризма и процессов глобализации прослеживается довольно четко.

Новые международные террористические организации легко освоились в меняющемся мире. Согласно опубликованным оценкам, совокупный бюджет в сфере террористической активности колеблется ежегодно от 5 до 20 млрд. долларов.

Противостояние современному терроризму возможно только на основе более тесной координации действий правительства, органов внутренних дел и служб безопасности различных стран мира.

Практическая часть:

1.Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?

1) замедленные темпы развития реликтовых племен Центральной Африки

2) строительство водохранилища

3) формирование рас

4) развитие торговли и мореплавания в Древней Греции

2. С каждым годом возрастает степень социальной ответственности ученых за свои открытия и изобретения. Это можно объяснить тем, что

1) современная наука стремится к познанию истины

2) активизировалась борьба среди разработчиков высоких технологий

3) научные открытия приобретают все более коммерческий характер

4) последствия научных открытий становятся все более неоднозначными

3.Революции, эволюции, реформы являются

1) формами преобразования общества

2) проявлениями классовой структуры общества

3) примерами коллективной деятельности

4) видами социальных связей

4. В каком из приведенных примерах выражено наиболее широкое понятие «гуманизация общества»?

1) распространение демократических способов решения важнейших проблем

2) гармоничное сочетание индивидуальных и общественных интересов, усиленное внимание к правам и свободам личности

3) бесплатное образование для всех граждан страны

4) обязательное соблюдение законов

5. Загрязнение воздуха, связанное с ростом промышленных предприятий, служит примером взаимосвязи

1) общества и природы

2) техники и технологии

3) цивилизации и культуры

4) экологии морали

6. Возникновение транснациональных корпораций в современном мире, развитие международной торговли служат проявлением тенденции

7. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

(А) На наш взгляд, сегодня многие значительно преуменьшают опасность новой мировой войны, что абсолютно неоправданно. (Б) В странах мира насчитывается около 7 тысяч единиц ядерного оружия. (В) Проведенные расчеты показывают, что этот арсенал способен уничтожить жизнь на планете. (Г) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо. (Д) В этом проявляется сегодня глобальные проблемы человечества, проблемы, которые захватывают жизненно важные интересы человечества.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) теоретический характер

8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

1) Глобальное потепление, 2) угроза третьей мировой войны, 3) терроризм, 4) глобальные проблемы, 5) демографический взрыв в третьих странах, 6) СПИД

9. О противоречивости общественного прогресса свидетельствует следующий факт:

1) в период промышленного переворота изобретен паровой двигатель

2) в годы массового внедрения компьютеров увеличилось число заболеваний органов зрения

3) внедрение компьютеров расширило возможности творческого труда

4) в эпоху Великих географических открытий начал формироваться мировой рынок

10. Найдите в приведенном списке характеристики современного мира

1) выравнивание уровня экономического развития всех стран

2) стабилизация демографической ситуации на планете

3) глобализация мирового хозяйства

4) отставание стран третьего мира

5) обострение этнических конфликтов

6) уменьшение вероятности экологической катастрофы

11. Верны ли следующие суждения о глобализации?

А. Глобализация проявляется в переносе промышленных производств в страны «третьего мира».

Б. В результате глобализации появилась массовая культура.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. К глобальным демографическим проблемам стран «третьего мира» относится

1) перенаселенность, голод

2) низкая рождаемость, старение наций

3) сокращение природных ресурсов

4) побьем уровня моря и затопление прибрежных территорий

13. Революция в отличие от реформы

1) является средством социального развития

2) предполагает резкие коренные изменения

3) проводится по инициативе властей

4) влечет противоречивые последствия

14. Какой из приведенных ниже примеров иллюстрирует противоречивость общественного прогресса?

1) После отмены смертной казни общество стало боде гуманным.

2) В результате развития медицины увеличилась продолжительность жизни человека.

3) Развитие техники позволило быстрее перевозить людей и грузы на дальние расстояния.

4) Компьютеризация и роботизации производства привели к безработице отдельных категорий работников.

15. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современного общества?

А. Перенаселенность и нищета в странах «третьего мира» порождает межэтнические вооруженные конфликты.

Б. Помощь наиболее развитых стран способна решить проблему разрыва в уровнях развития «Севера» и «Юга».

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

16. Установите соответствие между социальными фактами и глобальными проблемами.

Социальные факты Глобальные проблемы
А) увеличение озоновых дыр 1) экологическая
Б) низкая продолжительность жизни в странах Африки 2) демографическая
В) неравномерность развития государств, расположенных на одном континенте 3) вероятность новой мировой войны
Г) вспышка региональных этнических конфликтов 4) разрыв в уровнях развития «Север» и «Юг»
Д) тенденция глобального потепления

17. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(А) Понятие прогресса выражает идею совершенствования, перехода к более высоким ступеням развития, преодоления устарелого, отжившего, победы нового, передового. (Б) Социальный прогресс, то есть прогресс в развитии общества, имеет, на наш взгляд, аналогичное значение. (В) Идея социального прогресса, то есть поступательного движения общества, является, вне всякого сомнения, революционной идеей. (Г) Она означает развитие общества по восходящей линии, другими словами обязательную смену устаревших и отживших свой век институтов новыми, молодыми и растущими. (Д) Идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований человеческого общества.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

18. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(А) Глобальные проблемы современного мира угрожают выживанию человечества как биологического вида. (Б) Преуменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (В) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тыс. единиц ядерного оружия. (Г) проведенные расчеты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Д) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

19. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(А) Голод и недоедание части населения Земли без преувеличения можно считать глобальной проблемой современности. (Б) возросшая взаимосвязь и взаимозависимость народов придает ряду проблем общества глобальный характер. (В) Каждые трое из пяти детей Юго-Восточной Азии страдают от недоедания, а к югу от Сахары это участь 30% детей. (Г) Усилия отдельных стран пока недостаточно эффективны и не дают нужного результата. (Д) К сожалению, существующие благотворительные фонды и программы являются малоэффективными.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

20. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(А) Экологическая проблема – это изменение природной среды в результате антропогенных воздействий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы. (Б) Одним из самых актуальных ее аспектов представляется загрязнение воды – морей, рек, озер. (В) Человек своей деятельностью изменяет естественный режим водных объектов, загрязняя их отходами и сбросами. (Г) Частым явлением становятся засухи, различные экологические бедствия. (Д) Несомненно, отношение людей к проблеме промышленных сбросов необходимо радикально пересмотреть.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

21. Найдите в приведенном списке особенности реформы как формы социальных изменений.

1) существенные преобразования, вводимые законным путем

2) смена правящей группировки при сохранении существующих общественных отношений

3) постепенные изменения в различных сферах общества, происходящие под влиянием объективных факторов

4) крупные преобразования, проводимые по инициативе властей

5) масштабные преобразования, не затрагивающие фундаментальных основ жизни общества

22. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний) и выберите из списка слова, подходящие по смыслу.

«_______________(А) современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы _________ (Б), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется __________(В). Глобализация — _____________ (Г) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление ___________ (Д) общества, с другой, — обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема ___________(Е)».

1) диалог культур

2) разделение труда

6) массовая культура

7) сельское хозяйство

23. Прочитайте текст и вставьте попущенные слова.

«Социальный прогресс – одна из форм ________ (А) общества, связанная с переходом к более высокому уровняю развития материальной и духовной культуры.

Прогресс как понятие можно применять как к _______ (Б) в целом, так и к отдельным ее элементам. Отношение исследователей к _______ (В) социального прогресса неоднозначно. Нередко наблюдается застойное, попятное развитие общества. Можно также говорить о _________ (Г), движении по кругу.

Для преодоления уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два ________ (Д): уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Современная наука выдвигает еще один — уровень _______(Е) в обществе».

2) современное общество

7) социальная система

24. В решении глобальных проблем современности выделились два направления ученых: неомальтузианцы, полагающие, что рост человечества необходимо строго контролировать и ограничить потребности, и корнукопианцы, полагающие, что технический прогресс и открытия способны сделать ресурсы, необходимые для жизни людей, безграничными. Ученые опросили разные категории ученых и обычных граждан для выяснения их отношения к поставленной проблеме. Респондентам были заданы вопросы: «Кто прав: неомальтузианцы или корнукопианцы?»

Читайте также:  Как решить выражения разными способами

Результаты опроса были подсчитаны учеными и представлены в виде таблицы.

Дата добавления: 2021-02-10 ; просмотров: 47 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Промежуточная аттестация «Обществознание» 10 класс В.1-4 ФГОС

Контрольная работа по обществознанию (промежуточная аттестация)

Задания контрольной работы по обществознанию (промежуточная аттестация) для 10 класса различаются по форме и уровню сложности.

К каждому заданию 1 – 8 контрольной работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если обучающийся записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан. В задании 9 необходимо вставить пропущенные слова в схему. Ответ необходимо записать словом (словосочетанием). В задании 10 обучающимся необходимо выбрать понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ряда, и записать цифру, под которой оно указано. Ответом к заданиям 11 – 15 является последовательность цифр. В задании 11 и 13, 14 необходимо найти два термина «выпадающих» из общего рядя обществоведческих терминов и записать цифры, под которыми они указаны; из перечисленных характеристик нужно выбрать в соответствии с заданием. В задании 12 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов. Необходимо установить соответствие между элементами первого столбца и элементами второго столбца: к каждой позиции, дан­ной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Задание 15 предполагает работу с текстом: прочитав текст, необходимо выбрать из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Задание 16 (часть 2) предполагает работу с текстом, который необходимо прочитать, а затем ответь на вопросы. В 17 задании обучающимся необходимо дать ответ на поставленный вопрос, который записывается в свободной форме.

Каждое правильно выполненное задание 1 – 8, 10 оцениваются 1 баллом.

В задании 9 необходимо вставить пропущенные слова в схему. За каждое правильное слово обучающийся получает 1 балл.

Верно выбранная и записанная последовательность цифр в 11 задании оценивается в 2 балла, при одной допущенной ошибке – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов.

Ответы на задания 12 – 15 оцениваются: 2 балла за правильный ответ; 1 балл – ответ с одной ошибкой и 0 баллов за ответ с более чем 1 ошибкой.

Задания 16 – 17 оцениваются за полный правильный ответ по 3 балла каждый; краткий правильный ответ оценивается 2 баллами.

Каждый представленный вариант заданий содержит вопросы, касающиеся разных сфер общественной жизни. В заданиях предусмотрен высокий уровень обобщения и осмысления теоретического материала, включены элементы оценочных знаний. Форма проведения – письменная контрольная работа (по вариантам).

На написание работы отводится в 10-ых классах 40 минут. Дополнительные материалы и оборудование не требуются.

Контрольная работа по обществознанию (промежуточная аттестация)

ОТВЕТЫ к тестовым заданиям

16.1. Текст «Государство»:

Ответ: государство – это отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство подчинения.

Подчинение обусловливают «чрезвычайно грубые мотивы страха и надежды – страха перед местью магических сил или властителя, надежды на потустороннее или посюстороннее вознаграждение – и вместе с тем разнообразные интересы».

1) традиция – авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освящённых исконной значимостью и привычным соблюдением норм;

2) харизма – авторитет внеобыденного личного дара, полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием определённых выдающихся качеств у правителя;

3) легальность – ориентация на подчинение при выполнении установленных правил.

Внешние средства любого типа господства: армия, общественное мнение, парламент, государственный аппарат, массовые политические мероприятия, выборы.

1) тип легитимности может определять форму правления. Например, традиционная легитимность предполагает чаще всего монархию;

2) тип легитимности может определить политический режим. Например, для традиционной и харизматической легитимности чаще всего характерен авторитарный режим;

3) тип легитимности может повлиять и на форму государственного устройства. Например, традиционная легитимность, скорее всего, обеспечит унитарную форму государственного устройства.

16.1. Текст «Политическая система общества»:

Ответ: 1) «главный субъект суверенитета»; 2) «основная форма политической интеграции общества на строго ограниченной географической территории»; 3) принимает «решения общенационального значения, обязательные для исполнения как всеми без исключения звеньями государственного аппарата, так и гражданами».

16.2. Функции политических партий, содержащиеся в тексте:

— ведут борьбу за завоевание государственной власти и рычагов государственного управления;

— представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе.

Дополнительная функция, например:

— политическое образование и воспитание граждан;

— формирование общественного мнения.

1) управляющая подсистема.

2) подсистемы, не упомянутые в тексте, и их элементы:

— нормативная (законы, обычаи, традиции);

— коммуникативная (взаимодействие политических организаций, СМИ, органы, ответственные за PR );

— культурно-идеологическая (политическая культура, политическая психология и идеология, ценности, идеалы).

1. Принцип организации и осуществления государственной власти – разделение властей.

2. Данный принцип реализует правовое государство.

3. Сущность данного принципа на примере РФ: в соответствии с Конституцией в РФ существует три ветви власти: законодательная (Федеральное собрание), исполнительная (Правительство РФ), судебная (Верховный суд, Конституционный суд). Они осуществляют свои полномочия самостоятельно, но взаимодействуют между собой, ограничивая и уравновешивая друг друга. Например, законодательная власть принимает бюджет РФ, правительство организует его исполнение, судебная ветвь власти контролирует этот процесс.

16.1. Роль ценностей в обществе:

— на основе ценностей складываются оценки различных общественных явлений, поступков людей;

— закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, регулирующие деятельность отдельных людей и социальных институтов.

16.2. Факторы, способствующие формированию ценностей: опыт и эмоциональные переживания.

16.3. Три группы ценностей:

Принцип равенства граждан перед законом можно отнести к групповым ценностям, так как он признаётся определёнными группами людей.

16.4. С помощью норм поддерживаются, воспроизводятся и регулируются формы деятельности людей.

Две основные группы социальных норм:

1) моральные нормы;

2) правовые нормы.

Примерами моральных норм могут служить так называемые простые нормы нравственности: не убей, не укради и др. В качестве примеров правовых норм могут быть приведены права личности: право на защиту чести и достоинства, на личную неприкосновенность и др.

16.1. Ответ: Модернизация расколола пространство культуры на Добрый Старый мир и Новый мир XX – XI веков. В результате человечество потеряло относительную стабильность, человеку стало трудно ориентироваться в этом мире и определять в нём своё место и позицию по тому или иному вопросу.

16.2. Особенности Нового мира XX – XXI вв.:

1) Смешение ранее несопоставимых времён.

2) Смешение культур.

3) Стирание границ между сословиями.

4) Переоценка ценностей, для которых сложно подобрать единые критерии измерения.

16.3. Ответ: автор считает, чтобы развиваться, культурное пространство должно обладать единством и целостностью, а осколки культуры не могут создать новые ценности, значимые для всего человечества. Они лишь «повторяют на разный лад старую мелодию». Таким образом, мир стремится в будущее, а находит себя в прошлом. Эту позицию можно подтвердить следующими примерами.

1. Некоторые россияне, в том числе и современные политики, под видом борьбы за права человека настаивают на введении цензуры СМИ, а это противоречит самой идее прав человека.

2. В России есть большое число сторонников смертной казни, тем не менее право человека на жизнь является естественным и неотъемлемым, признаваемым Конституцией РФ.

3. Многочисленные предвыборные скандалы, грязные технологии и невыполнимые популистские обещания кандидатов подрывают веру людей в честность и истинное значение выборов. Растёт количество абсентеистов.

Все эти примеры иллюстрируют попытки отойти от демократического правового пути развития государства и вернуться к авторитарным формам. А это — социальный регресс.

16.4. Ответ: автор уверен, что современные люди нуждаются в «скрепах» близости, чёткой идентификации, вере. Современному человеку необходимы локальные объединения гражданского общества для выражения и защиты своих частных интересов. Участие в них не должно быть безликим, анонимным. Человек должен верить в их силу, в их возможность решать конкретные вопросы и реально видеть себя в них. Таким образом, через непосредственное общение, близкие отношения у людей формируется человечность.

Могут быть названы следующие способы:

1. Активная жизненная позиция человека: всё начинается с малых дел (оказание помощи пожилому соседу, обустройство детской площадки во дворе, организация группы здоровья для совместного занятия спортом).

2. Формирование у молодых людей правовой культуры, умения реализовывать и защищать свои права; воспитание уважительного отношения к правам других членов общества.

Укрепление семьи как одной из главных «скреп» общества, обеспечивающей первичную социализацию человека, его эмоциональную и материальную поддержку.

17. Два основных вида обязательств в соответствии с ГК РФ и примеры к ним:

— Договорные. Пример: гражданин Иванов заключил с гражданином Петровым договор о застеклении балкона в своей квартире.

— Возникшие из причинения вреда. Пример: суд реабилитировал необоснованно привлечённую к уголовной ответственности гражданку Н. и назначил компенсацию за причинённый ей моральный вред в сумме 300 тыс. рублей.

17. Вопросы, регулируемые нормами международного права:

1. Ведение военных действий на территории другого государства, регулирование вооружённых конфликтов, определение состояния войны. Например , стороны военного конфликта обладают определёнными правами и обязанностями по отношению друг к другу, методы ведения войны и применение оружия ограничиваются этим правом.

2. Вопросы нейтралитета государства, международным правом определяется статус государства, которое может считаться нейтральным в конфликте. Например , территория нейтрального государства считается неприкосновенной в конфликте.

3. Определение ответственности за военные преступления. Например , Нюрнбергский процесс над военными преступниками периода Второй мировой войны привлёк к ответственности верхушку нацистской Германии.

17. Функции искусства:

1) мировоззренческая: искусство – способ и форма познания мира эстетическими средствами (например, полотна И. Левитана помогают познавать красоту русской природы, ментальности русского человека);

2) эстетическая: формирование вкусов людей (например, классный руководитель организовала экскурсию своего класса в Эрмитаж, где школьники смогли увидеть настоящие сокровища живописи, архитектуры, декоративно-прикладного искусства);

3) коммуникативная: произведения искусства помогают людям общаться, находить общие интересы (например, посетив выставку современной живописи, молодой человек нашёл новых друзей и единомышленников);

4) воспитательная: искусство прививает эстетические чувства, формирует культуру поведения (например, читая книги, посещая картинные галереи, музыкальные концерты, молодой человек обрёл чувство прекрасного, освоил способы поведения в обществе).

Читайте также:  Урок 9 класс способы сжатого изложения

5) эмоционально-психологическая (например, просмотр художественного фильма вызывает у нас яркие эмоции, мы сопереживаем героям, испытываем к ним определённые чувства: симпатию, антипатию и т.д.; весёлая комедия позволяет нам расслабиться, отвлечься от проблем, отдохнуть и с оптимизмом
взглянуть на будущее).

17. Социальные функции общения:

1)обмен информацией о событиях и ситуациях (например, рассказ об участии в конкурсе профессионального мастерства);

2) самоорганизация людей, обеспечение единства действий (например, соглашение о правилах поведения в группе);

3) управление определённой группой – координация, планирование, предписание, контроль (например, распределение руководителем проекта обязанностей между членами творческой группы);

4) обмен опытом, обучение (например, учитель объясняет ученику как правильно решать задачу).

Контрольная работа по обществознанию

1. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на при­роду?

экстенсивный характер земледелия

углубление русла реки

развитие научных знаний о мире

2. Определите признак, свойственный традиционному обществу.

наследственный характер социального статуса

преобладание демократических форм государства

главной ценностью является информация

реализация принципа «равенство стартовых возможностей»

3. Верны ли следующие суждения об отношениях общества и природы?

А. Общество является частью природы.

Б. Природа полностью определяет развитие общества.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Направление развития общества, для которого характерен пе­реход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называют

5. Революция, эволюция, реформа являются

формами преобразования общества

проявлениями классовой структуры общества

примерами коллективных действий

видами социальных связей

6. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество, в отличие от природы, обладает свойствами системы.

Б. Общество не может существовать, не создавая культуру.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Общество, в отличие от природы,

является динамической системой

8. В каком из приведённых примеров выражено наиболее широ­кое значение понятия «гуманизация общества»?

распространение демократических способов решения важ­нейших общественных проблем

гармоничное сочетание индивидуальных и общественных интересов, усиленное внимание к правам и свободам лич­ности

бесплатное образование для всех граждан страны

обязательное соблюдение законов

9. Запишите слово, пропущенное в схеме

10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) сословное деление; 2) воспроизводство социального идеала; 3) коллективистские ценности; 4) традиционное общество; 5) сельская община; 6) сращивание власти и собственности; 7) низкая социальная мобильность.

11. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к практической деятельности.

1) земледелие; 2) реформа государственного аппарата; 3) произ­водство; 4) идеология;

5) строительство; 6) проповедничество.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запи­шите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

12. Установите соответствие между проявлениями глобальных проблем современности и их типами: к каждой позиции, дан­ной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ТИП ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

А) постепенное истощение запасов нефти

и металлов 1) политическая

Б) активизация деятельности экстремист­ских 2) экологическая

групп (захват заложников, подго­товка и 3) социальная

проведение взрывов в местах массового 4) экономическая

В) быстрый рост населения в странах Азии,

Африки и Латинской Америки

Г) увеличение разрыва в уровне валового

национального дохода на душу населе­ния

между группами стран

Д) рост заболеваний, вызванных отходами

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

13. Из перечисленных характеристик выберите сильные стороны цивилизационного подхода к изучению развития общества.

Запишите цифры , под которыми они указаны.

учитывает специфику стран и регионов

существование главного магистрального прогрессивного пути развития общества

рассматривает историю как многовариантный процесс

возможность сравнивать цивилизации, определять наибо­лее развитые и отсталые в развитии

аморфность критериев для выделения типов цивилизаций

главную роль в историческом процессе отводит духовно-нравственному и интеллектуальному развитию человека

14. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Постижение прошлого человечества — довольно сложный про­цесс. (Б) В нём объективные факты переплетаются с субъективны­ми мнениями и оценками. (В) История общества методологически изучается с точки зрения двух подходов: линейного (формацион­ного и стадиально-цивилизационного) и нелинейного (локально-­цивилизационного). (Г) На наш взгляд, широко используемое по­нятие «цивилизация» является слишком неоднозначным.

Определите, какие положения текста имеют

характер оценочных суждений

характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

15. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В XVII—XVIII вв. в работах выдающихся мыслителей отчётли­во проводится мысль о приоритете __________ (А) в развитии общества. В укреплении этой идеи важную роль сыграла теория ____________ (Б), в основе которой лежали представления о естественности (врождён­ном характере) ____________ (В). Поэтому человек рассматривается как партнёр ________ (Г). Он добровольно отдаёт ему часть прав, чтобы обеспечить необходимую безопасность и защиту

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (сло­восочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно за­полняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше , чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

божественное происхождение государства %.

основные права человека

самодержавная власть монарха

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие про­пущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

16. Прочитайте текст и выполните задания.

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) на­силие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует. Когда и почему они так поступают? Какие внутренние основания для оправдания го­сподства и какие внешние средства служат ему опорой?

В принципе имеется три вида внутренних оправданий, т. е. осно­ваний легитимности (начнём с них). Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освящённых исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, — «традиционное» го­сподство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет внеобыденного личного дара (ха­ризмы), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием определённых качеств у какого-то человека: откровений, героизма и других, — хаотическое господство, как его осуществляют пророк, или — в области политического — избранный князь-военачальник, или «плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь». Наконец, господство в силу «легальности, в силу веры в обязательность легального установления и деловой компетентности», обоснованной рационально созданны­ми правилами. Речь идёт об ориентации на подчинение при выпол­нении установленных правил. Это господство в том виде, в каком его осуществляют современный государственный служащий и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении.

Понятно, что в действительности подчинение обусловливают чрезвычайно грубые мотивы страха и надежды — страха перед местью магических сил или властителя, надежды на потустороннее или посю­стороннее вознаграждение — и вместе с тем разнообразные интересы.

Но если пытаться выяснить, на чём основана легитимность та­кой покорности, тогда, конечно, столкнёшься с указанными тремя её «чистыми» типами.

1. Что автор понимает под термином государство ? Какие факто­ры определяют подчинение авторитету?

2. Какие три внутренних основания легитимности выделил ав­тор? Приведите по одной авторской характеристике каждого основания.

3. Используя содержание текста и знания обществоведческого курса, укажите четыре внешних средства любого типа господ­ства.

4. Как тип легитимности влияет на форму государства? Выска­жите три предположения, используя содержание текста и зна­ния обществоведческого курса.

17. Назовите основные виды обязательств в соответствии с Гра­жданским кодексом РФ и проиллюстрируйте каждый из них примером.

Контрольная работа по обществознанию

1. Загрязнение воздуха, связанное с ростом числа промышлен­ных предприятий, служит примером взаимосвязи

1) общества и природы 3) цивилизации и культуры

2) техники и технологии 4) экологии и морали

2. Характеристикой постиндустриального общества является

переход от присваивающего хозяйства к производящему

переход от натурального к товарному производству

завершение промышленного переворота

преобладание сферы услуг в экономике

3. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общест­венной жизни?

А. Митинги протеста студентов против решения правительст­ва о повышении платы за обучение в государственных вузах иллюстрируют взаимосвязь экономической, политической и социальной сфер общества.

Б. Принятие парламентом закона, запрещающего насилие над животными, иллюстрирует взаимосвязь духовной и соци­альной сфер общественной жизни.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Возникновение транснациональных корпораций в современ­ном мире, развитие международной торговли являются про­явлениями тенденции

1) информатизации 3) демократизации

2) модернизации 4) глобализации

5. Деятельность государства по управлению обществом пред­ставляет собой пример . деятельности.

1) экономической 3) социальной

2) духовной 4) политической

6. Верны ли следующие суждения об отличии природы от обще­ства?

А. Природа способна развиваться независимо от человека, а общество — нет.

Б. Общество, в отличие от природы, всегда изменяется в на­правлении от низшего к высшему

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Какое положение иллюстрирует прогрессивный характер раз­вития науки и техники?

отказ от смертной казни за совершение преступлений

успехи в освоении космического пространства

сглаживание социального неравенства в обществе

формирование гражданского общества

8. Индустриальное и информационное общества объединяет об­щий признак —

широкое распространение социальных сетей

создание единых мировых финансовых центров

преобладание крупной промышленности и транспорта

признание ценности индивидуальной свободы и частной собственности

9. Запишите слово, пропущенное в схеме.

10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) природа; 2) общество; 3) экономика; 4) политика; 5) система.

11. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

1) прогресс; 2) структура; 3) эволюция; 4) реформа; 5) спад; 6) стратификация.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запи­шите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

12. Установите соответствие между видами деятельности человека и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Читайте также:  Способы регистрации заряженных частиц кратко

А) материально-производствен­ная деятельность

1) практическая деятельность

Б) познавательная деятельность

2) духовная деятельность

В) социально-преобразовательная деятельность

Г) прогностическая деятельность

Д) ценностно-ориентировочная деятельность

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

13. Из перечисленных характеристик выберите те, которые отно­сятся к формационному подходу в изучении развития обще­ства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

развитие общества рассматривается как поступательный за­кономерный процесс смены общественно-экономических формаций

существование главного магистрального прогрессивного пути развития общества

история рассматривается как много векторный, разнона­правленный процесс

критерием прогресса является производственная деятель­ность человека, характер труда и способы включения в про­изводственный процесс

главная роль в историческом процессе отводится духовно-­нравственному и интеллектуальному развитию человека

14. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) На наш взгляд, сегодня многие значительно преуменьшают опасность новой мировой войны, что абсолютно неоправданно. (Б) В странах мира насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (В) Проведённые расчёты показывают, что этот арсенал способен уничтожить жизнь на планете. (Г) Глобальные пробле­мы — это вызовы современности, представляющие угрозу для су­ществования всего человечества и требующие объединения усилий всех стран для их совместного решения.

Определите, какие положения текста имеют. Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

характер оценочных суждений

характер теоретических утверждений

15. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«_____________ (А) современные учёные называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие миро­вой экономики и мировой системы _________ (Б), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройст­ве, распространяется ____________ (В). Глобализация — ____________ (Г) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит станов­ление ______________ (Д) общества, с другой — обостряются экономические

разногласия стран Запада со странами третьего мира, обостряется проблема ______ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (сло­восочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно за­полняя словами каждый пропуск. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем Вам необходимо выбрать.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие про­пущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

16. Прочитайте текст и выполните задания.

Политическая система общества.

Политическая система представляет собой комплекс институ­тов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Это прежде всего институты и органы управления, руководства и координации политической жизни. Цен­тральным или осевым институтом политической системы являемся государство. Без государства нет политической системы. Государство — кон­центрированное воплощение идеи политического. Именно вокруг государства группируются остальные политические институты, борь­ба между различными социально-политическими силами разворачи­вается прежде всего за завоевание государственной власти и рычагов государственного управления. Государство по своему существу при­звано обеспечить целостность и единство институтов и агентств, вы­полняющих разнообразные функции управления. Например, поли­тические партии, избирательная система, система представительства и т.д. немыслимы взятые сами по себе, вне их связи с государством. Оно реализует отношения власти и контроля в обществе. В этом кон­тексте государство представляет собой базисную структуру правле­ния и порядка в обществе.

Если партии и другие институты представляют интересы и пози­ции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес, оно есть глав­ный инструмент реализации власти, главный субъект суверенитета. Государство представляет всё общество в совокупности, им и от его имени принимаются все без исключения властные решения, касаю­щиеся всех членов общества и обязательные для выполнения всеми ими. Это, собственно говоря, основная форма политической интег­рации общества на строго ограниченной географической террито­рии. В самом государстве центральное место занимают парламент, правительство, административный аппарат, суд, прокуратура и т.д.

Высшие органы государственной власти в лице главы государ­ства и его аппарата, правительства, парламента и судебных органов в совокупности играют роль управляющей подсистемы, составные компоненты которой связаны между собой сложными функциональ­ными отношениями. Они принимают решения общенационального значения, обязательные для исполнения как всеми без исключения звеньями государственного аппарата, так и гражданами. Каждый из высших органов государственной власти обладает реальной струк­турно-функциональной определённостью, установленной конститу­цией. Высшие органы государственной власти обладают определён­ной самостоятельностью по отношению друг к другу.

1. Укажите любые три признака государства, раскрытые в тексте.

2. Укажите две функции политических партий, содержащиеся в тексте. Приведите ещё одну функцию этого политического института.

3. Как автор называет подсистему, в состав которой входят выс­шие органы государственной власти? Назовите любые две не упомянутые в тексте подсистемы политической системы и укажите по одному элементу каждой из них.

4. Автор указывает, что высшие органы государственной власти связаны между собой, но обладают определённой самостоя­тельностью по отношению друг к другу. Используя общество­ведческие знания, назовите принцип организации и осущест­вления государственной власти, наиболее полно выражающий названные особенности. Как называется государство, которое реализует данный принцип? Раскройте сущность данного принципа на примере Российской Федерации.

17. Назовите не менее трёх вопросов, регулируемых нормами международного права, и проиллюстрируйте каждый из них примером.

Контрольная работа по обществознанию

1. К основным функциям политики в обществе не относится

предотвращение и урегулирование групповых конфликтов как внутри государства, так и на международной арене

разработка целей, задач и перспектив развития общества

урегулирование спроса и предложения на рынке товаров и услуг, установление цен на товары первой необходимости

общественное перераспределение ценностей и материаль­ных благ

2. Из перечисленных социальных институтов укажите собствен­но политическую организацию.

религиозное объединение буддистов

ассоциация «Изучение наследия императорской династии Романовых»

3. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Наличие собственной территории не является обязатель­ным признаком для государства.

Б. Установление и взимание налогов на территории государ­ства — это монопольное право государства.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. В соответствии с Конституцией РФ не относится ни к одной из ветвей власти РФ и представляет собой систему сдержек и противовесов трёх ветвей власти

Генеральная прокуратура РФ

орган местного самоуправления

5. Избирательная система, при которой избиратели голосуют не за отдельного кандидата, а за партийный список в целом, называется

1) демократической 3) ступенчатой

2) мажоритарной 4) пропорциональной

6. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Наличие собственной программы и устава отличает партию от других общественно-политических движений.

Б. При многопартийной системе партии изменяют свой статус в зависимости от результатов выборов.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. В основу идеального общества положен принцип монизма — преодоление многообразия в политике, экономике, социаль­ной сфере и духовной жизни: однопартийность, государствен­ная собственность на средства производства, единственная обязательная для всех идеология. О какой идеологии идёт речь?

8. Сущность какого политического режима выражает данное высказывание Б. Муссолини: «Всё находится внутри государ­ства, нет никого и ничего вне его, никто не может противосто­ять государству»?

1) авторитарного 3) правового

2) демократического 4) тоталитарного

9. Запишите пропущенное слово в схеме.

10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) политические знания, ценности; 2) политическая культура; 3) политические идеи, убеждения; 4) навыки политического по­ведения; 5) политические нормы.

11. Ниже приведён перечень политических партий. Все они, за исключением двух, образованы по политико-идеологическому признаку.

1) коммунистическая; 2) либеральная; 3) оппозиционная; 4) социал-демократическая; 5) кадровая; 6) монархическая.

Найдите две партий, «выпадающие» из общего ряда, и запи­шите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

12. Установите соответствие между видами политических партий и критериями их классификации: к каждой позиции, дан­ной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) по отношению к закону

2) по отношению к действующей власти

3) по методам отстаивания интересов

4) по численному составу

5) по методам формирования

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

13. Из предложенного ниже списка выберите специфические признаки политических партий. Запишите цифры , под кото­рыми они указаны.

всегда стремятся к получению и использованию власти

являются институтами политической системы

выражают интересы определённых слоёв населения

имеют жёсткую иерархическую систему

поддерживаются значительной частью населения

14. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Общепризнанной нормой построения и функционирования аппарата управления в современных демократических государст­вах является разделение властей. (Б) На наш взгляд, чрезмерное сосредоточие власти в одних руках — самая большая опасность, угрожающая демократии, порождающая деспотизм и бесправие. (В) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную предполагает, что органы власти, будучи независимыми друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга. (Г) Высшим органом, осуществляющим конституцион­ный надзор в России, является Конституционный суд. (Д) Прин­цип разделения властей — наиболее оптимальный способ реализа­ции концепции правового государства.

Определите, какие положения текста имеют

характер оценочных суждений

характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

15. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«____________ (А) — тип государства, основанного на _______________ (Б), раз­витой и непротиворечивой ___________ (В) и эффективной судебной власти, реальном _________ (Г) с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, развитым социальным контролем политики и власти. В его основе лежит юридическое и фактическое ___________ (Д) государственной власти, гражданина, общества перед законом, кото­рому в равной мере подчиняются все — от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. В нём создаются условия правовой свободы личности, основанные на принципе ___________ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (сло­восочетание, цитата) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно за­полняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше , чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

«дозволено всё, что прямо не запрещено законом»

Источник

Оцените статью
Разные способы