Распределение закупок по способам определения поставщика диаграмма

Сравнительная таблица способов закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Способы осуществления закупок:

  • конкурентные и неконкурентные;
  • закрытые и открытые;
  • конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений.

С 2022 года вступает в силу так называемый оптимизационный закон, и все изменится. Готовиться рекомендуем уже сейчас.

В 2022 году сократили количество способов определения поставщика

С 2022 года вступает в силу федеральный закон № 360-ФЗ от 02.07.2021. В п. 9 ст. 5 этого закона указано, что количество основных способов закупки в рамках 44-ФЗ сокращается до 6 форм определения поставщика:

  1. Конкурсы (открытый конкурс в электронной форме). Подробнее: «Инструкция по проведению открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ»
  2. Закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме. Подробнее: «Как правильно провести закрытую закупку по 44-ФЗ».
  3. Аукционы (открытый аукцион в электронной форме). Подробнее: «Инструкция по проведению электронного аукциона по 44-ФЗ».
  4. Закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
  5. Запрос котировок в электронной форме. Подробнее: «Инструкция по проведению электронного запроса котировок по 44-ФЗ и 223-ФЗ».
  6. Малая электронная закупка у единственного поставщика. Подробнее: «Как закупают у единственного поставщика до 3 млн рублей с 01.04.2021».

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как определить типовой способ закупки при планировании. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какие есть варианты процедур по № 44-ФЗ в 2021 году

Вот удобная таблица по № 44-ФЗ, которая наглядно демонстрирует все варианты форм определения поставщика в 2021 году.

Конкурентные формы закупок по 44-ФЗ Неконкурентные
Конкурсы (в т. ч. электронные) Закупки у единственного поставщика
Аукционы
Запросы котировок (в т. ч. электронные)
Запросы предложений (в т. ч. электронные)
Закрытые способы (в т. ч. электронные)

Конкурентные способы определения поставщика по № 44-ФЗ

Для удобства сделали сравнение способов закупки по 44-ФЗ в таблице, отражающей все конкурентные виды тендеров в рамках действующего контрактного законодательства.

Виды конкурентных процедур по 44-ФЗ Подвид Описание процедуры Как определяют победителя
Конкурсы Открытый Как и другие конкурсы, открытый проводится в «живом» виде. Какие-либо ограничения по ценам отсутствуют. Это самый распространенный подвид. Ко всем участникам предъявляются одинаковые требования. Конкурс адресован неопределенному кругу поставщиков. Извещение о процедуре должно публиковаться в ЕИС. Побеждает поставщик, предложивший наилучшие условия.
С ограниченным участием Применяется при госзакупках сложных и инновационных товаров и услуг. Победитель проходит предквалификационный отбор. Круг лиц, выступающих в качестве адресатов, неограничен, требования ко всем участникам едины.
Двухэтапный Помимо основных требований, заказчик вправе добавлять дополнительные. Побеждает тот, чьи условия окажутся наилучшими по результатам второго этапа. Двухэтапные конкурентные процедуры по 44-ФЗ проводятся в целях заключения госконтракта на проведение научных экспериментов, различных исследований, изысканий и т. д. и при необходимости обсудить с компаниями-участниками характеристики объекта. Конкурс адресуется неопределенному кругу лиц.
Закрытый Конкурсное предложение адресуется ограниченному кругу поставщиков, соответствующих определенным требованиям. Применяются, когда присутствует государственная тайна, либо закупают перевозку средств госфонда, либо при поиске водителей и персонала для обслуживания судей и судебных приставов. С 01.07.2018 этот список дополнили процедурами для федеральных органов исполнительной власти, составляющих и реализующих государственную политику в сфере обороны, обеспечения безопасности, и закупками для подведомственных им учреждений и ГУП. Полный перечень таких заказчиков утвержден ПП № 223 от 28.02.2019. В него попали Министерство обороны, СВР и ФСБ.
Закрытый с ограниченным участием
Закрытый двухэтапный
Электронные конкурсы Электронные конкурсные процедуры по 44 ФЗ — это аналог «бумажных». Проводятся по аналогии с «бумажными» процедурами. Заказчики в обязательном порядке применяют с 01.01.2019.
Аукционы Открытый в электронной форме Открытые аукционные конкурентные процедуры закупок — это самая популярная форма. В качестве критерия для выбора победителя выступает предложенная ими цена. Процедура проводится без какого-либо ограничения по сумме. Перечень закупок, обязательный для этой формы торгов, устанавливается правительством. Открытые аукционы проводятся на электронных площадках. В настоящий момент их восемь. Побеждает поставщик, чья цена в ходе торгов с пошаговым снижением стала наименьшей.
Закрытый За получение документации об этом виде аукциона устанавливают определенную плату. Ее назначает заказчик, а информация об этом должна указываться в приглашениях на принятие участия в аукционе. В Распоряжении Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждается специализированная площадка для таких торгов — АСТ «ГОЗ».
Запросы котировок Используются, когда НМЦК назначена менее 500 000 рублей. Проводятся посредством передачи поставщиками конвертов с ценами заказчику. В качестве участников выступает неопределенный круг лиц. Извещение о процедуре должно размещаться в ЕИС. Побеждает поставщик, предложивший наименьшую цену.
Электронные запросы котировок С 01.01.2019 электронные запросы котировок обязаны проходить в цифровой форме. В качестве оснований для выбора этого вида закупок выступают те же, что и для «бумажного» варианта. В соответствии с ч. 45 ст. 112 № 44-ФЗ в 2019 году годовой объем госзакупок «бумажных», электронных запросов котировок или одновременно тех и других в совокупности не превышает 10 % СГОЗ.
Запросы предложений Это тоже закупки конкурентным способом по № 44-ФЗ. Используются при госзакупке лекарственных препаратов для пациентов по медицинским показаниям, спортивной экипировки и инвентаря для Олимпийских и Паралимпийских игр в случае признания повторного круга несостоявшимся. Участниками выступает неопределенный круг лиц. Информация о процедуре должна размещаться в ЕИС. Еще одно название запроса предложений — мини-конкурс. Побеждает та компания, у которой в окончательном предложении будут отражены самые идеальные условия.
Электронные запросы предложений С 01.01.2019 они перешли на дистанционный метод определения победителя. Наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений выбирают после того, как признали:
  • электронный аукцион несостоявшимся по ч. 4 ст. 71 № 44-ФЗ;
  • открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися по ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.

Комплексный анализ Закона о контрактной системе определяет, какие способы закупок используются при объемах менее 500 000 руб. в 2021 году, — только запрос котировок в «бумажной форме». Это указано в ст. 72 № 44-ФЗ. Но это не означает, что другие процедуры не проводят при таких объемах, для аукциона, конкурса, запроса предложений предельной начальной (максимальной) цены не предусмотрено.

А с 01.04.2021 заказчики вправе проводить электронные запросы котировок на сумму до 3 млн руб. До этой даты предельная стартовая цена была ограничена 500 000 рублей.

Обратите внимание на сводный отчет мониторинга госзакупок. Минфин ежегодно публикует таблицу способов закупок по 44-ФЗ, в которой показывает, какие из них чаще проводятся, а какие практически не используются заказчиками. Вот пример такой таблицы из отчета за 2020 год.

Неконкурентные способы

Существует только один неконкурентный способ закупки по № 44-ФЗ — у единственного поставщика. Она предусматривает возможность заключения госконтракта без организации процедуры по отбору компании-победителя (так записано в ст. 93 № 44-ФЗ). Список случаев является закрытым. В нем 55 различных оснований, в их числе:

  • покупка лекарств;
  • ликвидация аварий;
  • и др.

Способы определения поставщика по 223-ФЗ

В настоящее время по № 223-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют способы закупок конкурентного и неконкурентного типа. Вплоть до 01.07.2018 в законодательстве закреплялось только два вида таких процедур: конкурс и электронный аукцион. Но, после того как в силу вступили изменения к Положению о проведении закупок, заказчиков обязали самостоятельно прописывать алгоритмы проведения аукционов, конкурсов и запросов предложений и запросов котировок по № 223-ФЗ.

Для остальных процедур заказчики вправе задавать в Положении прочие способы выбора поставщика. Например:

  • редукцион (представляет собой аукцион на повышение);
  • многолотовый аукцион и др.

Заказчику необходимо прописать все условия для проведения процедур, начиная с оснований и заканчивая вариантами развития событий при признании их несостоявшимися.

Для неконкурентных способов по № 223-ФЗ четкого перечня процедур нет. Юридические лица определяют их самостоятельно. Ограничивают эти действия только правовые акты о защите конкуренции.

Источник

Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ

эксперт по бухучету и налогообложению сервиса Норматив

В статье расскажем о наиболее популярных способах закупок и разберемся, какой способ выбрать в том или ином случае

Наиболее популярные способы закупок

Как показывает практика, часто применимыми и востребованными способами закупок являются:

  • электронный аукцион;
  • закупки у единственного поставщика;
  • запрос котировок;
  • открытый конкурс.

Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика. В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ. Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ. Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.

Обратите внимание, что за выбор неправомерного способа закупки предусмотрена административная ответственность.

В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика наиболее удобна для заказчиков в том случае, если цена контракта незначительна. Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей. Правда, в п. 4 ч. 1 ст. 93 есть ряд условий и их не стоит игнорировать.

Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:

  • можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
  • не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;
  • минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:

  • высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих. в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком;
  • ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.

Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика, содержится в ч. 1 ст. 93. В случаях, не указанных в перечне, закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика заказчик не имеет права.

Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится открытый конкурс (ст. 48) или электронный аукцион (ст. 59). А в ряде случаев, можно провести запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или запрос предложений (ч. 2 ст. 83).

Оксана Шипунова на вебинаре « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации» рассказала об особенностях закупки у единственного поставщика.

Электронный аукцион

Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов.

Достоинства электронного аукциона:

  • минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки.
  • незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика;
  • сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
  • возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.

Однако, электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:

  • невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
  • более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;
  • риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
  • риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;
  • невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.

Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений.

1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион.

2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:

  • если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,
  • если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.

Запрос котировок

Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку.

Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч. 2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п. 2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст. 75 и ст. 76).

Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет.

Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:

  • определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
  • минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
  • минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).

Запрос котировок имеет ряд недостатков:

  • высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч. 2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;
  • более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
  • высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
  • отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.

Таким образом, запрос котировок рекомендуется проводить в случае закупок товаров, работ, услуг, незначительного объема и не относящихся категории сложных, не требующих повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика.

Открытый конкурс

Проведение открытого конкурса позволяет:

  • получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
  • часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.

Конкурс с ограниченным участием

Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:

  • При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
  • При выполнении работ:
    • Для сохранения объектов культурного наследия;
    • Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
    • При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.

Двухэтапный конкурс

Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:

  1. конкурс проводится для заключения:
    • контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
    • энергосервисного контракта;
    • контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  2. для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).

Закрытый конкурс

Закрытый конкурс считается достаточно длительной и сложной процедурой, поэтому он не популярен.

Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в четырех случаях:

1. закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2. закупок товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке;

3. заключение контрактов:

  • по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
  • по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций,
  • по страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;

4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).

Запрос предложений

Главное достоинство запроса предложений — более короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.

Организовать закупку путем проведения запроса предложений возможно:

  1. при закупке спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, для участия и подготовки спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх (п. 2 ч. 2 ст. 83);
  2. При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
  3. При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
  4. При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
  5. При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
  6. После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
  7. При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ от 18.01.2001 № 35);
  8. При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).

Организуйте закупки правильно с первого раза в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44-ФЗ.

Источник

Читайте также:  Разные способы повесить шторы
Оцените статью
Разные способы