Расположите приведенные ниже способы исправления ошибок по степени возрастания самостоятельности

Задание (стр. 4 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

  1. В одной из методических работ описывается способ обучения младших школьников умению обнаруживать орфографические трудности и сознательно преодолевать их. Выскажите свое отношение к данному приему обучения. Считаете ли вы его нужным для своей педагогической практики.

« … достигаем этого весьма простым способом. Прежде всего, на все самостоятельные работы распространяется общее требование: в процессе письма должны быть выделены все орфограммы. Те из них, которые можешь проверить,? проверь; те, которые проверке не поддаются, но написание их ты твердо помнишь,? пиши по памяти. Относительно остальных – справься в словаре или у учителя, если это возможно. Если же в написании ты не уверен, и справиться нельзя (а мы часто специально задаем такие ситуации, запрещающие задавать вопросы и пользоваться словарями) – оставь орфограмму, обозначь ее черточкой… (П.С. Жедек, В.В. Репкин)

  1. Определите тип ошибки: каллиграфическая, графическая, орфографическая. Укажите для каждой ее возможную причину. Водрасли, жилание, ушлышал, облока, Косьтя, колидор, зделал, вздахнул, сначало, вюга, лодонь, хичник, Згорка, комнота, спол (стол), решаит, диткант, поъехал, купатся, корабыль, дьевачка, подьезд, свежое, залаел.
  2. Расположите приведенные ниже способы исправления ошибок по степени возрастания самостоятельности, проявляемой учеником при работе над ошибками.

а) Подчеркнуто ошибочно написанное слово, а на полях указана часть слова, содержащая ошибку;

б) неправильная буква зачеркнута, а на поля вынесен знак ошибки;

в) подчеркнуто слово с ошибкой;

г) неправильная буква зачеркнута, а на полях указан номер орфограммы;

д) на поля вынесен знак ошибки;

е) на поля вынесен знак ошибки, а рядом – указание на часть слова или часть речи.

Какие еще способы исправления ошибок знаете?

Чем будете руководствоваться при выборе способа исправления?

  1. Проанализируйте определения, которыми пользовался учитель. Правильны ли они? Докажите примерами.
    1. Корень ? это неизменяемая часть однокоренных слов.
    2. Окончание ? это изменяемая часть, которая стоит на конце слова.
  2. На примере данных рядов слов раскройте тезис: каждая морфема выполняет свою «работу» и, как правило, привносит в слово свое значение. Нужно ли проводить подобные наблюдения с детьми? Если да, то зачем?

1) Зима, зимушка, зимний, зимник, зимовать, перезимовать, зимовье.

2) Вбежать, влететь, вползти; отбежать, отлететь, отползти; выбежать, вылететь, выползти.

3) Домик, столик, комарик; грибок, пирожок, сапожок. Что вы можете сказать о выделенных морфемах в каждой группе слов?

  1. Нужно ли подобный языковой материал предъявлять для наблюдения в начальных классах? Ответ обоснуйте. Выключатель, учитель, водитель, наполнитель; студентка, пианистка, пуговка, книжка; засвистеть, засмеяться, завязать, закрыть.
  2. Чем отличается окончание от других морфем? Как распознать разные слова и формы слова? В каких ситуациях на уроке учителю важно обеспечить разграничение однокоренных слов и форм одного и того же слова? При изучении каких тем курса могут возникнуть такие ситуации?
  3. Подберите языковой материал для наблюдения, который поможет предупредить «стихийный формализм» и «наивный семантизм» младших школьников.
  4. Какие из заданий целесообразны, а какие нет на подготовительном этапе работы по теме «Состав слова»? Почему? Какова цель подобных заданий?
    1. Спишите слова и выделите в них дугой общую часть: лес, лесок, лесник, лесной. (Первоклассники в двух первых словах выделили лес-, а в двух других лесн-).
    2. Прочитайте слова и скажите, есть ли среди них такое, которое поможет объяснить значение всех других: хлебный, хлебница, хлеб. Попробуйте объяснить.
  5. Любая морфема как единица знаковой системы имеет формальный и семантический признаки. Учитывая эти закономерности, подберите дидактический материал, который следует использовать при знакомстве младших школьников с понятиями «окончание», «приставка», «суффикс».
  6. Какие из приведенных ниже слов нельзя предлагать учащимся начальной школы для полного морфемного анализа? Почему? Книжный, обул, печник, придорожный, подходит, тетрадка, лисий, радость, стрелочка, бережок, подписали, кружочек, шипение, садовый, травушка, листочки, шумок, хозяюшка, долюшка.
  7. Определите круг понятий в области морфологии, изучаемых в начальных классах (рассмотрите учебники русского языка разных авторов), их содержание и объем. Назовите морфологические категории, которыми дети учатся оперировать практическим путем.
  8. Определите, при изучении каких морфологических тем и как можно использовать представленный ниже дидактический материал.
    1. В тексте, написанном на доске, закрыты слова какой-либо части речи: На другое утро дядя Федор, пес и кот паутину сметали, мусор выносили, печку чистили. Дом и был не очень грязненький, а тут совсем заблестел.
    2. Дядя Федор взял удочка и пошел рыба ловить. А кот с Шарик печка истопили и вода принесли.
  9. Перед Вами несколько морфологических вопросов, упражнений, предложенных учителями младшим школьникам. Определите их цели, оцените обучающий и развивающий характер.
    1. Что общего у зимы и у лета? А у слов зима и лето? Что различного в первом случае и во втором?
    2. Что общего и что различного у слов с окончанием –ет и –ит? –ет и –ем?, -ет и –ите?
    3. Вставьте в каждое предложение слово охотник, а потом объясните свои действия: На поляну вышел … . Движения … осторожны. Щенок очень понравился … .
    4. Как в глаголы играть, читать, бегать внести значение: действие совершает тот человек, который говорит, и совершает его в момент речи? Что действие совершалось до момента речи несколькими людьми? Что действие совершает в момент речи тот, к кому обращаются? Назовите средства языка, с помощью которых вносятся эти значения.
    5. Ученик в соседнем классе, анализируя глагол думала, указал 3 лицо. Прав ли он? Почему? Как бы вы посоветовали ему действовать, чтобы проверить себя? Другой ученик о глаголе пишет сказал, что он мужского рода. Как проверить, прав ли он?
  10. Одним из основных видов упражнений при изучении частей речи традиционно является морфологический разбор. Охарактеризуйте этот вид упражнения: его назначение, содержание на разных этапах обучения, последовательность характеристики слова. Какие из слов приведенного ниже предложения нельзя предлагать учащимся начальной школы для морфологического анализа? Почему? Приведите образцовый ответ ученика при морфологическом разборе выделенных слов. Только стайка проворных воробьев торопливо клевала ягоды боярышника да нахохлившаяся ворона сидела на дереве
  11. Некоторые задания, например, по определению склонения, спряжения можно считать не морфологическими, а морфолого-орфографическими. Почему? Составьте цепочку морфологических умений, которые необходимы для правильного решения орфографической задачи, связанной с написанием личного окончания глагола, родового окончания глагола. Какие синтаксические и морфологические умения необходимы для осознанного правильного написания безударных окончаний имен существительных, имен прилагательных?
Читайте также:  Какие стали хорошо свариваются всеми способами сварки плавлением

Вопросы к экзамену

Выбираете любой вопрос отвечаете письменно

  1. Русский язык как учебный предмет в начальных классах. Методы изучения русского языка.
  2. Содержание и структура программы по русскому языку.
  3. Современная система обучения грамоте содержание периода, задачи, структура периода обучения грамоте).
  4. Знакомство с первыми лингвистическими понятиями на подготовительном этапе обучения грамоте (речь, предложение, слово понятия «слог», «ударение», «звуки речи»)
  5. Структура урока изучения новой буквы в период обучения грамоте.
  6. Формирование каллиграфического навыка учащихся на уроке письма (что такое письмо, цель обучения письму, принципы, методы обучения письму, этапы обучения письму, приемы обучения первоначальному письму).
  7. Способы формирования фонетических умений. Фонетический разбор и фонетико-графический в период обучения грамоте.
  8. Знакомство с графической системой русского языка в начальной школе (графика, алфавит, законы русской графики). Изучение способов обозначения на письме твердости/мягкости согласных звуков, и звука [ й], гласных после шипящих в период обучения грамоте.
  9. Психологические основы процесса чтения. Обучение первоначальному чтению и дальнейшее совершенствование навыка чтения в период обучения грамоте.
  10. Сущность понятия «орфограмма». Виды орфограмм, которые изучаются в начальной школе. Виды орфографических упражнений. Фонетико-орфографический разбор слова.
  11. Структура орфографического действия. Орфографические умения. Работа с орфографическим правилом в начальной школе.
  12. Методика проведения внеклассной работы по русскому языку: принципы, содержание, особенности и формы внеклассной работы.
  13. Значение, задачи, содержание изучения морфемного состава слова в начальной школе. Знакомство с понятиями из области морфемики и словообразования в начальной школе. Морфемный разбор слова в начальной школе (значение, порядок, трудности).
  14. Процесс формирования грамматического понятия в начальной школе.
  15. Система изучения имени существительного в начальной школе. Морфологический разбор имени существительного в начальной школе
  16. Система изучения имени прилагательного в начальной школе. Морфологический разбор имени прилагательного в начальной школе.
  17. Система изучения глагола в начальной школе. Алгоритм определения спряжения.
  18. Изучение местоимения в начальной школе. Морфологический разбор местоимения в начальной школе
  19. Изучение словосочетания и предложения в начальной школе: языковой аспект, речевой аспект
  20. Изучение пунктуации в начальной школе.
  21. Работа над ошибками в начальной школе.
  22. Текст как лингвистическая основа методики развития связной речи. Абзац как часть текста. Актуальное членение предложения. Типы речи (текста).
  23. Культура речи как база овладения нормами литературного языка.
  24. Совершенствование техники речи младшего школьника, интонационных умений младших школьников
  25. Усвоение норм орфоэпии младшими школьниками.
  26. Задачи и основные направления работы над словом в начальной школе.
  27. Методика обучения н речевому этикету в начальной школе.
  28. Методика работы над изложением в начальной школе.
  29. Методика обучения младших школьников сочинению.
  30. Речевые ошибки младших школьников (типы и причины речевых ошибок)
Читайте также:  Способы обналичивать материнский капитал

Источник

Способы предупредительной работы

Система исправления ошибок

1. Для работы над ошибками, свойственными большинству, на одном из уроков выделяется фрагмент продолжительностью в 20 минут на единую тему. [В конце изучаемой темы по совокупности накопившихся ошибок]. Учитель организует:

— повторение грамматико – орфографической темы;

— выполнение нескольких упражнений;

— обсуждение конкретных ошибок;

— составление примеров и задач самими учащимися.

2. Урок работы над ошибками. Проводится после контрольной работы и состоит из следующих этапов:

1) краткий анализ выполнения контрольной работы (количественный и качественный);

2) организация индивидуальной и дифференцированной работы над ошибками;

3) обобщение, итог.

3. Орфографические минутки («разминки») в начале урока: отчетливое проговаривание 5-10 слов, в которых ранее многими допускались ошибки. Практикуется также включение таких слов в упражнения, выполняемые устно или письменно на уроке. Также ученику задаются вопросы по его прежним ошибкам, когда он вызван отвечать к столу учителя или к доске.

4. Работа с орфографическими словарями (! Пользоваться разрешается на каждом уроке, кроме контрольных работ).

5. Дополнительные групповые и индивидуальные занятияво внеурочное время: письмо дополнительных упражнений, диктантов, повторение плохо усвоенных тем, приучение детей к приемам самопроверки написанного.

. Часто привлекаются хорошо успевающие учащиеся.

1. На основе диагностики допущенных ошибок учитель выделяет «опасные» правила, слова, их сочетания, типы орфограмм.

2. Усиление внимания к тем темам, вопросам, которые труднее усваиваются.

3. Отчетливое выделение перечня трудных слов для каждого класса, включение их в употребление, вывешивание плакатов с этими словами и пр.

4. Поощрение тех учащихся, которые сами преодолевают свои ошибки.

5. Одобрение каждого, даже малого успеха ученика, стремление придать уверенности тем детям, которых преследуют ошибки.

Читайте также:  Маска гель для кожи вокруг глаз с маслом оливы райское увлажнение способ применения

6. Воспитание орфографического оптимизма, создание повышенной мотивации.

7. Воспитание уверенности учащихся в возможности достижения высокого уровня грамотного письма.

. Для формирования навыка правописания важным условием являются предупреждение и исправление орфографических ошибок. Наличие ошибки свидетельствует о том, что у детей имеются неправильные знания или они отсутствуют: причиной ошибки может быть также отсутствие связей между знаниями.

Работа над ошибками – это, прежде всего, как отмечается в психологической литературе, актуализация цепи правильных знаний и затормаживание неверных.

Д/з Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах, с.299. Памятка «Как надо работать над ошибками».

Задание 1. Приведенные ниже способы учительской правки орфографических ошибок расположите по степени возрастания самостоятельности, проявляемой учеником при работе над ошибками. Подумайте над возможными критериями выбора способа исправления ошибки.

а) Подчеркнуто слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком названа часть слова, содержащая ошибку; б) на полях поставлен знак ошибки; в) неправильная буква зачеркнута; г) подчеркнуто слово с ошибкой; д) слово с ошибкой подчеркнуто, в нем выделена часть слова с ошибкой; е) на полях поставлен знак ошибки, а рядом – указание на часть слова или часть речи.

Задание 2. Какую информацию о причинах ошибок, а также в целом об уровне орфографической подготовки младших школьников может получить учитель, если:

1) при записи текста ученики отмечали: а) точками все орфограммы; б) вопросительными знаками – сомнительные;

2) ученики выполняли задание: а) из текста выписать все слова с заданной орфограммой (они не были пропущены) и доказать правильность записи; б) списать (текст без пропуска букв), исправляя ошибки, если они встретятся, и доказывая правильность исправлений; в) вставляя пропущенные буквы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью
Разные способы