Методы, приемы и средства обучения
Арина Деркач
Методы, приемы и средства обучения
Понятие и сущность метода, приема и правила обучения
Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Методы обучения – это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.
Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.
Широко распространенными в дидактике являются также понятия «прием обучения» и «правило обучения».
Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы. В одних случаях метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющий частное назначение. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным методом (объяснение, рассказ, беседа, в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то их показ выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения и основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация – как метод обучения.
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы преподавателя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности.
Правило обучения (дидактическое правило) – конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.
Правило служит описательной, нормативной моделью приема. Система правил для решения определенной задачи – это уже нормативно-описательная модель метода.
Метод обучения – категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производственных отношений оказывают влияние на цели, содержание, средства педагогического процесса. С их изменением меняются и методы обучения.
На ранних этапах общественного развития передача социального опыта подрастающим поколениям осуществлялась в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Преобладали методы обучения, основанные на подражании. Поступая так же, как взрослые, дети овладевали способами и приемами добывания пищи, получения огня, изготовления одежды и т. д. В основе лежал репродуктивный метод обучения («делай как я»). Это самый древний метод обучения, из которого развились все другие.
С момента организации школ появились словесные методы обучения. Учитель устно передавал готовую информацию детям, которые ее усваивали. С возникновением письменности, а затем и книгопечатания появилась возможность выражать, накапливать и передавать знания в знаковой форме. Слово становится главным носителем информации, а обучение по книгам – массовым способом взаимодействия учителя и ученика.
Использовались же книги по-разному. В средневековой школе учащиеся механически заучивали тексты, главным образом религиозного содержания. Так возник догматический, или катехизисный, метод обучения. Более совершенный его вид связан с постановкой вопросов и представлением готовых ответов.
В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают значение единственного способа передачи знаний учащимся. В процесс обучения органично входят такие методы, как наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, упражнение, направленные на развитие активности, сознательности, инициативности ребенка. Распространение получают методы наглядного обучения.
На рубеже XIX и XX вв. важное место стал занимать эвристический метод как вариант словесного, который более полно учитывал потребности и интересы ребенка, способствовал развитию его самостоятельности. Методам «книжной» учебы противопоставлялись «естественные» методы, т. е. обучение в ходе непосредственного контакта с действительностью. Интерес вызвала концепция «учение через деятельность» с использованием практических методов обучения. Основное место ней отводилось ручному труду, деятельности различного рода, а также работе учащихся с литературой, в процессе которой у детей формировалась самостоятельность на основе использования собственного опыта. Утвердились частично-поисковые, исследовательские методы.
Однако независимо от роли, которую в разные периоды развития образования отводили тем или иным методам обучения, ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Ни один метод обучения не является универсальным. В учебном процессе следует использовать разнообразные методы обучения.
Средства обучения
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактическими средствами).
Средства обучения – это источники получения знаний, формирования умений.
Понятие «средства обучения» употребляется в широком и узком смыслах. В узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и пр. В широком смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т. е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.
Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют их на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства, и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т. п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т. д.).
Часто в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются на:
визуальные (зрительные, к которым относятся таблицы, карты, натуральные объекты и т. п. ;
аудиальные (слуховые) – радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т. п.
аудиовизуальные (зрительно-слуховые) – звуковые фильмы, телевидение и т. п.
Польский дидакт В. Оконь предложил классификацию, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Среди них он выделил простые и сложные.
Простые средства:
словесные (учебники и другие тексты);
визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).
Сложные средства:
механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);
аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);
аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);
средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).
Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.
Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников «Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников» «ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!» 1. Требования к качеству речи педагога.
«Методы и приемы ФЭМП» (презентация) В процессе ФЭМП у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе.
Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ. 1. Обеспечение здорового ритма жизни. o Обеспечение благоприятного психологического.
Консультация для родителей по развитию речи «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» Консультация для родителей по развитию речи: «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» В основе словесного.
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников Форма организации: Форма организации обучения — это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.
Методы и приемы организации эксперементально-исследовательской деятельности Введение В наше противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания.
Нетрадиционные приемы и методы проведения артикуляционной гимнастики Упражнения с шариком (диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарика и завязана на узел).
Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе Педагогический опыт работы воспитателя МДОУ – детский сад №51» Хазипова Алевтина Замировна «Игровые методы и приемы обучения как средство.
Здоровьесберегающие методы и приемы для дошкольной группы Пискунова Л. Н. воспитатель дошкольной группы Здоровьесберегающие технологии направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования.
Источник
Понятия «метод», «прием». Функциональное назначение методов в социальной педагогике
Тема 2. методология и метОДИКа социально-педагогических технологий
1. Понятия «методология», «метод», «прием», «методика». Функциональное назначение методов в социальной педагогике.
2. Средства как инструментарий метода и фактор технологии.
3. Характеристика уровней классификации методов в социальной педагогике.
4. Традиционные педагогические методы в работе социального педагога. Методы социального воспитания.
1. Методика работы социального педагога / под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. – М. : Школьная Пресса, 2004. – 130 с.
2. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов [и др.]; под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Академия, 2002. – С. 3–15.
3. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / М.В. Шакурова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. –272 с.
4. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
В общем значении методология рассматривается рядом исследователей как учение о структуре, логической организации, методах и средствах теоретической деятельности. Одни ученые считают методологию учением о принципах и процедурах формирования и применения методов познания и преобразования действительности, другие — учением о совокупности наиболее общих принципов решения сложных практических задач, о методах исследования. Некоторые ученые трактуют методологию как учение о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Обобщая представленные подходы, можно сказать, что методология социально-педагогических технологий базируется на системе знаний об основаниях и структуре социально-педагогической теории, о принципах и способах добывания знаний, отражающих социальную действительность, а также на системе деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ и методов деятельности, оценке качества работы специалиста.
Таким образом, мы видим, что методология тесно связывает понятия технологии и метода. В учебной и научно-педагогической литературе эти понятия нередко рассматривают как синонимы или как соподчиненные явления, или как составные части целого (технология в методе, методы в технологии). Чтобы четко разграничить эти категории, необходимо рассмотреть, что собой представляет метод как педагогическое понятие.
Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Уже само значение этого слова свидетельствует о том, что оно может использоваться в социальной педагогике достаточно широко.
Методы – это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка. С помощью методов социальный педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства ребенка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.
В зависимости от сферы применения выделяются отдельные группы методов: методы воспитания; методы педагогической реабилитации; методы педагогической коррекции и др. Внутри каждой группы разработаны свои методы, в зависимости от того, на что они нацелены и каким способом решают проблему.
Так, методы воспитания – это специфические способы воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся,для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.
По отношению к социально-педагогической технологии методы могут выступать ее составной частью, обеспечивая в совокупности решение проблемы. Чтобы определить, какой метод необходим в определенной социально-педагогической ситуации для решения функциональной задачи, необходимо пользоваться классификацией методов. Однако прежде чем представить классификацию методов, следует разобраться в том, какое они занимают место и какую выполняют роль в решении функциональных задач вообще, а также в той или иной технологии в частности.
Итак, метод в социальной педагогике – это путь (способ) решения определенной проблемы человека, группы. Причем известно, что решение проблемы (проблем) человека достижимо только посредством реализации потенциала возможностей самого человека. Другими словами, источником решения проблем человека является он сам. Методы в этом случае направлены на то, чтобы включить человека в определенные действия для решения своих проблем: выбора направления развития; овладения (усвоения) какой-либо информацией или умениями; коррекции (исправления) усвоенного; совершенствования каких-либо возможностей; восстановления знания, умения, навыка и их совершенствования и пр.
Выбирая метод воспитания, социальный педагог должен учитывать следующие условия:уровень воспитанности личности школьника и коллектива; практическую задачу, стоящую перед педагогом;приверженность педагога к определенным стилям педагогического взаимодействия (демократический, авторитарный, либеральный); ситуацию школьной жизни;психологическое состояние ученика и класса в конкретной ситуации.
Структура любого метода воспитания включает его сущность и назначение, функции, сферы применения, приемы и результат.
В педагогической теории и практике помимо метода широко применяется также понятие «прием». Под термином «прием» следует понимать отдельное своеобразное действие, движение, способ осуществления чего-либо. В педагогике (в том числе и в социальной педагогике) – это составляющая часть способа использования какого-либо средства в процессе педагогической деятельности.
Таким образом, прием понимается как частное выражение метода, его конкретизация, он носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий. Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами. Например, метод убеждения может включать следующие приемы: постановка проблемы, выдвижение нравственной нормы, обмен мнениями, анализ поступков ученика в соответствии с нормой и т. д.
Однако приемы могут использоваться социальным педагогом и вне зависимости от методов. Э.Ш. Натанзон выделяет, например, «созидающие» и «тормозящие» приемы. К «созидающим» он относит такие приемы как поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры ребенка в собственные силы, доверие и т.д. К «тормозящим» он относит следующие приемы: приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение и др.
Сущность приема также можно рассматривать как совокупность и (или) своеобразие использования и проявления личностных, словесных, интонационных, мимических возможностей, поведения, действий, поступков и других проявлений специалиста в процессе целенаправленной педагогической деятельности, в частности реализации социально-педагогической технологии, метода, средства.
Таким образом, можно заключить, что применение того или иного приема социальным педагогом зависит от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения ребенка, умения ориентироваться в сложившейся ситуации, арсенала приемов, которые специалист имеет в запасе. Однако использование того или иного приема социальным педагогом зависит не только от того, насколько хорошо социальный педагог владеет методикой, какие приемы являются для него предпочтительными, какими он владеет в совершенстве, но также и от субъективных особенностей самого специалиста: какими мотивами он руководствуется, насколько искренне он хочет помочь ребенку, как он обращается к нему, какой использует тон, позу, мимику и т.д.
Педагогическими работниками нередко используется также термин методический прием – подчеркивающий методическое своеобразие реализации средства, которое позволяет усиливать его педагогическое воздействие.
С понятием метода тесно связано понятие «методика». Под методикой обычно понимают учение о методах решения определенной задачи, а также совокупность и последовательность применения методов, обеспечивающих решение определенной задачи. В качестве наиболее характерных особенностей, отличающих содержание методики, следует выделить:
а) технические приемы реализации определенного метода, конкретное воплощение метода. В данном понимании иногда методика
рассматривается как синоним техники реализации метода. Такой
подход к выделению методики находит отражение и в дидактике,
и в теории и практике воспитания;
б) выработанные способы деятельности, на основе которых реализуется достижение конкретной педагогической цели – методика реализации определенной педагогической технологии. В этом случае
под методикой понимается методическая разработка, раскрывающая последовательность и особенности реализации совокупности методов, средств, направленных на достижение определенной цели. Например, методика формирования привычки, методика обучения письму, методика развития речи, методика организации практики студентов и т.д.;
в) особенности педагогической деятельности в процессе преподавания учебной дисциплины, включающие рекомендации по
изучению отдельных разделов, тем, проведения различных видов
учебных занятий – частная методика преподавания.
Часто в педагогической литературе происходит подмена понятий «методика» и «технология», что делает целесообразным рассмотрение соотношения этих понятий, что мы и сделаем ниже.
Термин «технология», по мнению ряда белорусских ученых, трактует воспитание как алгоритмизированный процесс с заранее прогнозируемым результатом, что противоречит сути самой педагогической науки и деятельности, так как педагогам приходится иметь дело с живыми людьми, имеющими индивидуальные особенности, что требует специфического подхода в каждом случае (В.Н. Наумчик, М.А. Паздников и др.). Эту же позицию поддерживают и многие российские педагоги (В.И. Слуцкий, С.Д. Поляков, М.В. Шакурова и др.). В этом отношении ими выделены следующие основные отличительные черты методики в сравнении с технологией:
· ожидаемый результат педагогической работы не может быть досконально конкретизирован, т.к. крайне сложно придать изменяемому объекту необходимые для дальнейшей «обработки» свойства, если исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром изменения – одно или несколько его свойств;
· нужная последовательность даже самых результативных процессов или мероприятий не гарантирует достижения полной эффективности; человек – многофакторная система, на него оказывает влияние огромное количество внешних воздействий, сила и направленность которых различна, а порой и противоположна, поэтому заранее предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно;
· огромную роль играет обратная связь, возможно выборочное повторение отдельных частей процесса и др.
Таким образом, совершенно очевидно, что невозможно технологизировать всю социально-педагогическую деятельность. Ибо различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются технологизации. Например, деятельность по охране прав ребенка в большинстве случаев построена на заранее разработанных технологиях, значительная часть которых имеет узаконенную процедуру исполнения. Работа же в открытой среде, «на улице», наоборот спонтанна, интуитивна, хотя и использует определенные технологии (технология группового общения, технология преодоления межличностных конфликтов и т.д.). В этом отношении скорее можно говорить о необходимости постоянного приспособления типовых алгоритмов к конкретной ситуации с учетом их характеристик, обязательности индивидуального целеполагания, что и позволяет делать методика.
Исходя из сказанного, термин «технология» в отношении воспитательного и социально-педагогического процесса, по мнению ряда ученых, можно применять только для обозначения совокупности педагогических приемов и техник, направленных на решение конкретных педагогических задач (технология организации коллективных творческих дел, технология организации ролевой игры и т. д.). При этом термин «методика» трактуется ими как система технологий, способствующих решению более глобальных педагогических целей (методика нравственно-правового воспитания и т. д.).
На этой основе структура социально-педагогической деятельности представляется данными педагогами следующим образом: «методика → технология → техники (методы)», что, по нашему мнению, является весьма логичным.
Источник