Глава 3 ОБРАБОТКА ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ
Собранная в результате социологических исследований информация является основой последующего изучения. Задача PR-специалиста — получить от социолога научную интерпретацию данных исследований, позволяющую определить обобщенное мнение целевых аудиторий по состоянию объекта PR-воздействия. Полученные материалы позволяют проверить, насколько верны исходные предположения (гипотезы), получить ответы на заданные вопросы и выявить новые проблемы.
Исходя из того что гипотезы подразделяются на описательные и объяснительные, выделяются два класса процедур анализа:
—исследования маркетинговой ситуации: группировка, классификация, типологизация;
—аналитико-экспериментальные (установление связей взаимодействия и детерминации).
Группировка и классификация являются элементарными процедурами упорядочения данных, предваряющих их анализ. С помощью этих процедур расширяется область подобия данных и устанавливаются новые границы различий без выхода за пределы нормативных свойств.
Простая группировка — классификация или упорядочение данных по одному признаку (по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по суждениям и т.п.). В этом случае показатели группируются по возрастанию (убыванию) признака.
Перекрестная группировка (перекрестная классификация) — это связывание предварительно упорядоченных данных по двум признакам (свойствам, показателям) с целью:
—обнаружить какие-то взаимозависимости;
—осуществить взаимоконтроль показателей, сформировать новый составной показатель (индекс) на основе совмещения двух свойств или состояний объекта, определить направление связей влияния одного явления (характеристики, свойства) на другое;
—найти устойчивые связи, выявляющие структурные свойства изучаемого явления;
—установить зависимости между предметной областью научного знания и длительностью жизни интерпретированной информации о ней;
— провести поиск тенденции, динамики процесса.Типологический анализ предусматривает более высокий уровень
обобщения, основанием которого выступают не сочетания признаков-индикаторов, но соотносимые с ними понятия, типы.
Наиболее сильный прием — использование анализа по описательному плану — эмпирическая типологизация (определение типов, достигнутое экспериментальным путем). Этот метод характеризуется поиском устойчивых сочетаний свойств социальных объектов или явлений, рассматриваемых в соответствии с описательными гипотезами в нескольких измерениях одновременно.
Техника многомерной эмпирической типологизации (кластерный анализ) успешно используется для изучения расстановки сил в Государственной Думе, Совете Федерации Федерального Собрания и подобных структурах в регионах. На базе информации о поименном голосовании по принципиальным вопросам может быть представлена типологическая структура политических позиций депутатского корпуса, конфигурации депутатских групп, позволяющие прогнозировать их действия.
Наряду с эмпирической типологизацией при обработке данных используется и теоретическая типологизация: обобщение признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели и по теоретически обоснованным критериям.
Сопоставление идеальной модели с реальным распределением есть способ эмпирической проверки теории, на основе которой конструировалась модель.
Скажем, при базовом электоральном исследовании во время выборной кампании изучаются ожидания избирателей по идеальным качествам избираемого политика, которые потом соотносятся с качествами реального кандидата, и затем даются рекомендации, на что ему нужно обратить внимание при позиционировании.
При обработке данных социологических исследований применяются и другие методы анализа полученных переменных:
—метод выявления взаимосвязи с помощью контрольного фактора;
—метод обнаружения интерпретирующей и объясняющей связи между явлениями или предметами;
—метод спецификации (уточнения) данных;
—факторный анализ (выявление структурных взаимосвязей множества переменных).
В качестве самого сильного способа проверки объяснительной гипотезы выступает социальный эксперимент, фигурирующий в трех видах:
—мысленный (манипулирование информацией о реальных объектах без вмешательства в действительный ход событий);
—натуральный (предполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий);
— проектирующий (вмешательство в естественный ход событийпрограммируется, но для корреляции непостоянно).
Натуральный эксперимент может быть контролируемым и неконтролируемым. Контролируемый эксперимент представляет собой попытку получить относительно чистый эффект воздействия экспериментальной переменной. С этой целью предпринимается тщательное выравнивание прочих условий, которые могут исказить результат влияния экспериментального фактора.
Скажем, мы ожидаем, что изменение в системе оплаты труда (Q повысит его производительность (Р). В натуральном эксперименте вводится новая система организации и оплаты труда — бригадный подряд (Q в двух бригадах. Во всех прочих отношениях бригады различаются по характеру труда, составу работающих и т.п. Если после введения новой системы организации и оплаты труда в обеих бригадах повышается производительность, мы относим это изменение за счет влияния общего для обеих бригад изучаемого фактора (С), так как другие факторы не согласуются с повышением производительности: в одной бригаде они имели место, в другой — нет.
Проверка такого заключения возможна на третьей (контрольной) бригаде. В ней новая система организации и оплаты труда не вводится. По правилу различия мы ожидаем, что производительность труда останется здесь на прежнем уровне, так как не-С влечет как следствие не-Р. При этом мы пренебрегаем прочими условиями, которые различны для обеих бригад (простои по объективным причинам, опытность бригадира и другие неконтролируемые факторы).
Вместе с тем натуральный и даже проектирующий эксперимент не всегда возможен по реальным условиям, и тогда м тсленно проводится анализ событий по логике такого эксперимента без вмешательства в реальную действительность.
Допустим, надо выяснить, насколько чтение газет и просмотр телепередач влияют на общую информированность людей в отличие от получения информации только из газет или только по ТВ.
При натуральном эксперименте подбираются две группы, которые выравниваются по существующим условиям. В экспериментальной группе все участники обеспечиваются теле- и газетной информацией, и замеряется их информированность. В контрольной группе делается то же самое.
Затем экспериментальная группа лишается газет, и через некоторое время замеряется ее информированность. В контрольной группе условия сохраняются прежними. Если обнаруживается различие в пользу большей осведомленности контрольной группы, делается заключение: газеты суть важное дополнение к телеинформации. Если разницы не наблюдается, то делается заключение, что газеты не добавляют существенного к информации, получаемой по телевидению.
После этого проводится эксперимент на изъятие телевизоров, и опыт повторяется на других выравненных группах до получения устойчивого результата.
Поскольку такое экспериментирование по объективным причинам предпринимать затруднительно, прибегают к другой технике: из общей массы населения отбирают лиц, выписывающих газеты и имеющих телевизор, а затем — аналогичную группу жителей, которые газет не выписывают. Выравнивая группы методом случайно-механического отбора, исследователи обращаются с ними как с реальными объектами по той же логике, как при натуральном эксперименте.
В целом обработка упирается в некую последовательность действий по качественно-количественному анализу данных:
I стадия — описание всей совокупности данных в их простейшей форме при первичном контроле качества полученной информации («частокол массива»); общая оценка выборочной совокупности и частных под-выборок для последующей интерпретации того или иного частного выводаи обобщающих заключений.
II стадия — «уплотнение» исходной информации (укрупнение шкал,формирование агрегированных признаков-индексов, выявление типических групп, жестких подвыборок) с целью сокращения числа признаков,нужных для итогового анализа. Применяются типологизация, факторный анализ и т.п.
IIIстадия — анализ взаимосвязей, построение интерпретационных схем, объяснение фактов путем выявления возможных прямых и косвенных влияний на агрегированные свойства, социальные типы и устойчивые образования (получение основных выводов, проверка главных гипотез, выработка рекомендаций).
IVстадия — попытка прогноза развития изучаемого процесса, событий, явлений при определенных условиях.
V стадия — составление итогового документа.
Нередко успешно проведенное исследование заканчивается не вполне удачно только потому, что его авторы допускают ошибки в построении итогового отчета, передаваемого заказчику. Типичные ошибки состоят в преувеличенном внимании к технике проведения исследования, описательным разделам, изобилующим таблицами и малосущественными деталями.
Итоговый документ должен быть максимально кратким, концентрировать внимание на выводах и рекомендациях, относящихся к осуществлению предлагаемых мероприятий.
Вот примерная структура отчета по итогам исследования:
1. Четкая формулировка задач.
2. Информация о календарных сроках, в течение которых проводи-
лось исследование, на каких объектах и какие источники информации использованы.
3. Основные выводы диагностического характера:
а) результаты, указывающие на наличие проблем и факторов, препятствующих их решению;
б) убедительные, не требующие особых пояснений статистическиеданные.
4. Предлагаемые решения, ожидаемые экономические и социальные эффекты от их реализации, указания специалистам, ответственным за осуществление.
5. Полный отчет по описанной форме, как правило, снабжается небольшой аннотацией (краткий отчет) с отсылкой к соответствующим разделам и приложениям основного текста 1 .
Источник
ОБРАБОТКА ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ
Опросы
Третьей разновидностью сбора информации являются опросы. Выделяется несколько их категорий.
1. Фокус-группа (фокусированная групповая дискуссия) — метод сбора и анализа информации, который позволяет с высокой степенью достоверности оценить эффективность интегрированной маркетинговой коммуникации на любом ее этапе: от возникновения идеи до конкретного PR-продукта. На практике этот метод заключается в проведении коллективного интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная информация от участников по обозначенному кругу проблем.
Термин «групповая дискуссия» означает, что в ходе исследования анализируются мнения не отдельных индивидов, а группы, т.е. взаимодействующих людей, объединенных общими интересами, идеями и т.п.
Определение «фокусированная» подчеркивает сознательную ограниченность круга обсуждаемых вопросов, приоритет максимально углубленного рассмотрения небольшого спектра проблем. Обычно в рамках фокус-группы стараются рассматривать не более 10 основных вопросов. Это позволяет познакомиться с мнением всех участников группы и обратить внимание на различные нюансы, оттенки, акценты их восприятия предмета обсуждения.
«Интервью» ведет модератор, который задает вопросы участникам и старается получить от них максимально полную информацию.
Фокус-группы имеют три существенных отличия от традиционных социологических методов исследования:
— фокус-группа является не количественным методом исследования (как, например, социологический опрос, который дает ответ на вопросы «кто» и «сколько»), а качественным, дающим ответы на вопросы «как именно» и «почему»;
— выборка формируется другим способом, как и методы сбора информации (в количественном социологическом исследовании базовым методом является личный или телефонный опрос, когда респондентов, представляющих определенную категорию потребителей, опрашивают по единой схеме-анкете; в фокус-группе методы получения информации позволяют «вытащить» из респондента информацию, не лежащую на поверхности, показывающую широкий спектр отношения к товару, имиджу, позиции на рынке; протестировать новую идею, выяснить воздействие PR-технологии на потребителя);
— фокус-группа — субъективный метод исследования, в групповом обсуждении потребитель включен в общение с себе подобными.
Если говорить о преимуществах фокус-группы как качественного метода сбора и анализа информации перед количественными методами, то они заключаются и в объеме информации, и в широчайших возможностях интерпретации, и в скорости диагностики — будь то имидж политика или дизайнерский проект.
В то же время фокус-группы не позволяют статистически обосновать полученные результаты, а потому понятие «репрезентативность» как способность выборки отражать характеристики генеральной совокупности к ним неприменимо. Фокус-группы предоставляют исследователю широкий спектр субъективных мнений, оценок, взглядов людей, необходимых для более глубокого понимания и объяснения социально-психологических явлений и процессов, выявления внутренней мотивации респондентов.
Роль ведущего фокус-группы (модератора) чрезвычайно важна. Именно от него зависят вовлечение в дискуссию всех членов группы, подробное и разностороннее обсуждение поставленных вопросов и, наконец, систематизация необходимой информации.
Американский маркетолог Т. Каргер говорил, что «лучший модератор обладает скромными качествами хамелеона; мягко вовлекает участников в процесс общения; искусно подбадривает их для взаимодействия друг с другом; позволяет общению протекать естественно, с минимальным вмешательством; умеет хорошо использовать молчание; снова проигрывает утверждения респондентов, что дает более очищенные мысли и объяснения; остается полностью неавторитарным и неосуждающим».
Интерпретация и анализ информации, полученной в процессе проведения фокус-групп, требуют высокой квалификации исследователя. Главной его задачей является выявление основных идей и направлений дискуссии и систематизация разрозненных высказываний участников с учетом их поведения, последовательности ответов и динамики мнений.
Отчеты по результатам фокус-групп представляются в нескольких вариантах.
Устный отчет. Результаты исследования докладываются заказчику устно в краткой форме, при этом упор делается на наиболее важных выводах исследования, которые нередко дополняются иллюстративным материалом (слайды, диаграммы, фрагменты видеозаписи и т.п.). После этого исследователь отвечает на вопросы заказчика.
Письменный отчет включает следующие необходимые разделы:
1. Введение (информация о том, каковы цели исследования, сколько фокус-групп проведено, каковы критерии и процедуры отбора участников фокус-групп, когда и где проводились фокус-группы, состав участников).
2. Результаты исследования (изложение и интерпретация дискуссии, систематизированной по тематическим блокам).
3. Выводы и рекомендации (краткое изложение основных выводов исследования, рекомендации и предложения исследователя).
В детализированный отчет в отличие от краткого включаются цитаты из высказываний участников дискуссии, иллюстрирующие обобщения и выводы исследователя.
Отчет в виде таблиц создается для наглядного сопоставления реакций различных категорий участников фокус-групп.
Фокусированная дискуссия может быть не только групповой, но и индивидуальной, в этом случае она называется глубинным интервью. Такое интервью применяется в целях наиболее полного раскрытия позиции каждого эксперта, когда субъективное мнение или оценка не затмевается и не тонет в общем «концерте» группового обсуждения проблемы.
Как правило, глубинные интервью проводятся для выявления мнения по какой-то креативной проблеме, в области которой эксперт является специалистом, способным проявить высокую профессиональную компетентность.
2. Анкетный опрос — наиболее распространенный и универсальный метод сбора информации. Это незаменимый социологический инструмент для получения информации о ценностях, интересах, предпочтениях, склонностях людей* мотивах их деятельности, настроениях и мнениях. Опрос позволяет мысленно моделировать любые нужные РR-специалисту ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, предпочтений и других субъективных состояний отдельных лиц и общественных групп в отношении конкретных товаров, услуг, технологий, организаций.
Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (очный опрос).
Анкетные опросы разделяются по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают:
— открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме,
— закрытые вопросы, когда варианты ответов заранее предусмотрены.
— полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.
Анкетирование на месте отличают от почтового опроса:
— в первом случае анкетер сам собирает заполненные опросные листы,
— во втором ожидается возвращение опросного листа по обычной почте или по Е-mail.
— групповое анкетирование — анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и выделяет определенное время для заполнения анкет,
— индивидуальное анкетирование — анкетер обращается индивидуально к каждому респонденту.
Выделяется так называемое раздаточное анкетирование, когда опросы проводятся по месту жительства, покупки товаров, получения услуг.
Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:
1. Введение, где указывается, кто и для каких целей проводит опрос, как будут использованы данные; присутствует гарантия анонимности информации, содержится инструкция по заполнению анкеты и способу ее возврата.
2. Вступительные вопросы, предназначенные для того, чтобы заинтересовать респондента и включить его в работу.
3. Основной блок вопросов.
4. Заключительные вопросы, которые должны быть относительно нетрудными, так как, работая с анкетой, люди постепенно утомляются. Открытые вопросы, требующие пространных комментариев, располагают ближе к середине анкеты, для контроля они размещаются и в конце, но не более одного-двух.
5. Сведения о демографических данных опрашиваемых.
6. Благодарность за сотрудничество.
В целях определения показателей надежности (устойчивости, обоснованности, адекватности) анкеты проводится «пилотаж», когда анкета испытывается на опытной группе респондентов, являющейся микромоделью планируемой выборки.
Чтобы снять субъективизм, в качестве альтернативного метода исследования используется комбинированный опрос общественного мнения. Например, в США организация покупает «свой» вопрос в исследовании общественного мнения на национальном уровне у таких организаций, как, допустим, Gallup или Harris. Genera/Mills размещает один-два вопроса в национальном исследовании на тему «Ваш любимый профессиональный атлет» для того, чтобы найти новое лицо для рекламы своих завтраков. В том же самом опросе Американское сообщество по борьбе с раком может поместить вопрос о том, как люди относятся к спортивным соревнованиям, спонсируемым производителями табачных изделий.
Этот метод привлекателен для организаций по двум причинам. Первая — относительная дешевизна исследования. За участие в комбинированном опросе организация платит гораздо меньше, чем за проведение своего собственного. Вторая причина — квалификация. Профессиональные исследовательские фирмы имеют опыт и специальные методики для проведения эффективных опросов.
Комбинированные исследования, однако, имеют свои ограничения. Задавая один-два вопроса, организация может узнать лишь небольшую часть общественного мнения.
Собранная в результате социологических исследований информация является основой последующего анализа. Задача РR-специалиста — получить от социолога научную интерпретацию данных исследований, позволяющую определить обобщенное мнение целевых аудиторий по состоянию объекта РR-воздействия. Полученные материалы позволяют проверить, насколько верны исходные предположения (гипотезы), получить ответы на заданные вопросы и выявить новые проблемы.
В целом обработка упирается в некую последовательность действий по качественно-количественному анализу данных:
стадия I — описание всей совокупности данных в их простейшей форме при первичном контроле качества полученной информации («частокол массива»); общая оценка выборочной совокупности и частных подвыборок для последующей интерпретации того или иного частного вывода и обобщающих заключений;
стадия II — «уплотнение» исходной информации (укрупнение шкал, формирование агрегированных признаков-индексов, выявление типических групп, жестких подвыборок) с целью сокращения числа признаков, нужных для итогового анализа (применяются типологизация, факторный анализ и т.п.);
стадия III — анализ взаимосвязей, построение интерпретационных схем, объяснение фактов путем выявления возможных прямых и косвенных влияний на агрегированные свойства, социальные типы и устойчивые образования (получение основных выводов, проверка главных гипотез, выработка рекомендаций);
стадия IV — попытка прогноза развития изучаемого процесса, событий, явлений при определенных условиях;
стадия V — составление итогового документа.
Нередко успешно проведенное исследование заканчивается не вполне удачно только потому, что его авторы допускают ошибки в построении итогового отчета, передаваемого заказчику. Типичные ошибки состоят в преувеличенном внимании к технике проведения исследования, опи сательным разделам, изобилующим таблицами и малосущественными деталями.
Итоговый документ должен быть максимально кратким, концентрировать внимание на выводах и рекомендациях, относящихся к осуществлению предлагаемых мероприятий.
Примерная структура отчета по итогам исследования:
1. Четкая формулировка задач.
2. Информация о календарных сроках, в течение которых проводилось исследование, о том, на каких объектах оно проводилось и какие источники информации использованы.
3. Основные выводы диагностического характера:
а) результаты, указывающие на наличие проблем и факторов, препятствующих их решению;
б) убедительные, не требующие особых пояс нений статистические данные.
4. Предлагаемые решения, ожидаемые экономические и социальные эффекты от их реализации, указания специалистам, ответственным за осуществление.
5. Полный отчет по описанной форме, как правило, снабжается небольшой аннотацией (краткий отчет) с отсылкой к соответствующим разделам и приложениям основного текста.
Источник