- Допускаются ли исправления в кассовой книге
- Основание и общий порядок
- Методика и практика
- Штрафы
- Как вносить исправления в первичные документы
- Способ 1: исправить исходник
- Способ 2: сделать замену
- Можно ли внести исправления в расходно-кассовый ордер?
- Расходном кассовом ордере допущена ошибка при написании суммы способ исправления ошибки
- В расходно-кассовом ордере неверно указан номер бухгалтерского счета и указано неверное назначение платежа. Можно ли их зачеркнуть, написать правильный вариант и заверить подписью кассира «исправленному верить»?
Допускаются ли исправления в кассовой книге
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Порядок ведения кассовых операций и работы с наличными деньгами устанавливается документом №3210-у от 11/03/14 г. ЦБ РФ. До указанного года ошибка, допущенная при ведении кассовой книги, становилась серьезной проблемой организации. Вносить исправления было запрещено. За нарушение правила следовал штраф. В настоящее время запрет отменен, но вопрос, как исправить ошибку в кассовой книге, чтобы избежать вопросов при проверке, актуален.
Основание и общий порядок
В указаниях ЦБ исправлениям посвящен пункт 4.7. В нем по-прежнему содержится запрет на исправления в кассовой книге, но касается он только электронных документов. При этом под «электронным документом» понимается в данном случае следующий порядок ведения книги:
- полностью ведется в электронном виде на ПК с использованием специальных ПО;
- закрывается как обычная «бумажная» книга ежедневно, со сверкой остатков фактического наличия средств;
- заверяется электронной подписью;
- за сохранность информации отвечает руководитель фирмы.
Такой электронный документ сопоставим с бумажным, поэтому распечатывать его нет необходимости.
На заметку! Понятие и порядок использования электронной подписи (ЭЦП) регулируется ФЗ-63 от 6/04/11 г.
Ведение документа на бумажном носителе позволяет вносить в него изменения при обнаружении ошибки. Большое число фирм ведет кассовую книгу следующим образом: на компьютере открывается отдельный файл, например, в электронных таблицах Excel, строится электронная таблица, повторяющая форму документа, куда кассир вносит данные. В конце дня он производит сверку, исчисляет сальдо, распечатывает и передает бухгалтеру, который ставит свою подпись на документе.
По окончании года распечатанная с электронного формата кассовая книга сшивается и заверяется печатью. Обязательна сквозная нумерация листов. Такая электронная книга, как и регистр, который ведется от руки, может быть исправлена, поскольку на ней отсутствует электронная подпись. Возможность исправления следует из самого понятия кассовой книги. Указания запрещают править кассовые документы (ПКО, РКО), но книга – учетный регистр.
Методика и практика
Общие рекомендации по исправлению содержатся в тех же указаниях ЦБ. Исправляющая надпись должна содержать:
- дату внесения корректировки;
- ФИО ответственных за корректировку лиц;
- подписи этих лиц.
Такая методика согласуется с нормами ФЗ-402 от 6/12/11 г. «О бухучете».
Ошибочная надпись зачеркивается. Вписывая рядом верные данные, обращают внимание на четкость текста и читабельность. Исправляет регистр тот же работник, что допустил ошибку. Обычно это кассир, руководитель или бухгалтер в одном лице в небольшой фирме. Нужна ли подпись директора при исправлениях, если в организации есть главный бухгалтер и кассир?
Поскольку директор заверяет кассовую книгу в целом (нумерацию и число листов в конце года), предполагается, что при исправлении ошибки необходима только подпись кассира и главного бухгалтера. Если все записи в кассовую книгу вносит сам директор, он и заверит исправления. Содержащие корректировки листы помечаются надписью ответственного лица «исправленному верить», «исправлено». На каждое исправление, если их на листе несколько, ставится отдельная подпись.
Ошибка, состоящая в пропуске кассового листа, исправляется перечеркиванием свободного поля и надписью «аннулировано». Ошибка, обнаруженная не сразу, ведет за собой, как правило, изменения кассового остатка на нескольких листах. Исправляется каждый из них. Рекомендуется аннулировать лист и заполнить новый.
Другие распространенные ошибки при ведении кассового регистра – неправильное указание количества приходных и расходных документов, пропуск строки. Они исправляются аналогично. Исправления фиксируют составлением бухгалтерской справки, содержащей их основную суть и состав данных. Она также подписывается ответственным лицом.
Обнаружив ошибку в электронной книге с ЭЦП, формируют новый документ, содержащий верные данные, и заново ставят электронную подпись на нем.
Административный порядок исправлений такой:
- если кассовую книгу ведет не руководитель, а иное лицо, оформляется докладная записка на имя руководителя;
- руководитель издает приказ о создании соответствующей комиссии;
- под наблюдением членов комиссии вносятся изменения в регистр или формируется новый электронный документ.
Штрафы
При исправлении ошибок в кассовой книге недопустимо:
- использовать штрих-корректор;
- подтирать ластиком или лезвием неверную запись;
- изымать листы книги, отрывать их от корешка.
Вышеуказанные действия грубо нарушают порядок ведения кассовых операций (КоАП РФ ст. 15.1). По этой статье к организации могут применяться штрафные санкции в размере 40-50 тыс. рублей, а на ответственных лиц – от 4 до 5 тыс. рублей.
Источник
Как вносить исправления в первичные документы
Способ 1: исправить исходник
Исправление ошибок в первичных бухгалтерских документах разрешает закон о бухучете (от 06.12.2011 № 402-ФЗ). При внесении исправлений в исходный документ ошибочную информацию зачеркивают, записывают верную, ставят пометку: «Исправлено» или «Исправленному верить» и указывают дату внесения исправлений. На документе должны быть проставлены подписи лиц, которые составили данный документ, с указанием их Ф. И. О. Если на момент внесения исправления кто-то из них уволился, рекомендуем заверить исправление подписью руководителя. Ставить на исправительной надписи печать закон не требует.
Выглядит это примерно следующим образом:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В каких первичных документах не допускаются исправления? Запрещается исправлять кассовые и банковские документы: приходный и расходный кассовый ордера, платежные поручения (п. 16 Положения по бухучету и отчетности, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н). Такой ошибочный документ нужно заменить новым с верными данными.
Способ 2: сделать замену
Вместо правки исходного документа можно оформить другой — исправительный. Несмотря на то, что законом о бухучете такой способ исправления не предусмотрен, чиновники это разрешают (см., например, письмо ФНС от 05.03.2018 № СД-4-3/4226@). Порядок внесения исправлений в этом случае должен быть подобен выписке исправительного счета-фактуры. То есть в нем должно быть указание на то, что это исправительный документ, приведены номер и дата исходного документа, а также порядковый номер и дата исправления.
Алгоритм исправления ошибок в счете-фактуре хорошо описан в КонсультантПлюс. Чтобы его посмотреть, переходите в Готовое решение. Пробный полный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Например, вот так:
Этот же способ используют, когда требуются исправления в первичных документах, составленных в электронной форме.
Источник
Можно ли внести исправления в расходно-кассовый ордер?
В расходно-кассовом ордере неверно указан номер бухгалтерского счета и указано неверное назначение платежа. Можно ли их зачеркнуть, написать правильный вариант и заверить подписью кассира «исправленному верить»?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В расходные кассовые ордера не допускается внесение изменений.
На наш взгляд, в данном случае можно оформить бухгалтерскую справку, на основании которой вносятся исправления в бухгалтерский учет.
Конкретная ответственность за внесение исправлений в кассовые документы законодательством не предусмотрена. При этом, учитывая запрет на внесение изменений в такие документы, исправленный документ может считаться недействительным.
Обоснование вывода:
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее — Закон N 402-ФЗ)). В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (ч. 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
В частности, не допускается внесение изменений в кассовые документы (п. 4.7 Указания Банка России 11.03.2014 N 3210-У (далее — Указание), п. 16 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
К кассовым документам относятся приходные кассовые ордера и расходные кассовые ордера (п. 4.1 Указания).
При этом действующими на сегодняшний день нормативными актами не установлен порядок исправления ошибок для случаев, указанных в вопросе.
На наш взгляд, при обнаружении ошибки в расходном кассовом ордере в части неверного указания корреспондирующего счета и основания платежа можно составить бухгалтерскую справку, в которой следует указать, по какой причине была допущена ошибка, при возможности представить доказательства того, что основание платежа указано неверно.
Например, если в основании платежа указано: выплата заработной платы, а фактически выдана сумма под отчет (на командировочные расходы), доказательством может служить авансовый отчет, приказ на командировку и т.п.
С кассира (бухгалтера), допустившего ошибку, следует взять объяснительную записку.
Бухгалтерскую справку с объяснением кассира (бухгалтера) целесообразно приложить к расходному кассовому ордеру.
Напомним, что в бухгалтерской справке должны присутствовать обязательные реквизиты, приведенные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Бухгалтерская справка будет являться первичным документом, на основании которого вносятся исправления в бухгалтерский учет (смотрите Энциклопедию решений. Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности).
Заметим, что возможен и иной вариант исправления ошибки в данной ситуации, когда к неверно заполненному документу прикладывается новый с верными записями. На неверном документе ставится надпись «ошибочно», дата, подписи, а также ссылка на правильный документ (смотрите Энциклопедию решений. Исправление первичных документов; Вопрос: Допускается ли внесение исправлений в кассовые и банковские документы? («Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2013 г.)).
Выбранный порядок внесения исправлений для аналогичных случаев следует закрепить в учетной политике организации в целях бухгалтерского учета.
Например, если организация примет решение исправлять рассматриваемые ошибки на основании бухгалтерской справки, в учетной политике можно указать, что исправление ошибок в части применения корреспондирующего счета и основания платежа, допущенных при осуществлении кассовых операций, отражается в учете на основании бухгалтерской справки.
В части ответственности за внесение исправлений в расходный кассовый ордер отметим следующее.
Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов установлена ст. 15.1. КоАП РФ.
Так, ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ установлено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в:
осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;
несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств;
а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов,
— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Ответственность за внесение исправлений в кассовые документы (в частности, в расходный кассовый ордер) ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ не предусмотрена.
Поэтому полагаем, что привлекать к ответственности по названной норме за внесение исправлений в данной ситуации оснований нет.
Однако учитывая, что согласно п. 4.7 Указания не допускается внесение изменений в кассовые документы, не исключаем того, что документ, в который внесены изменения, может быть рассмотрен контролирующими ведомствами как недействительный.
В этом случае существует вероятность привлечения к ответственности за отсутствие первичного документа (ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 120 НК РФ, Энциклопедия решений. Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов) (ст. 120 НК РФ)).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида
Ответ прошел контроль качества
31 января 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник
Расходном кассовом ордере допущена ошибка при написании суммы способ исправления ошибки
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В расходно-кассовом ордере неверно указан номер бухгалтерского счета и указано неверное назначение платежа.
Можно ли их зачеркнуть, написать правильный вариант и заверить подписью кассира «исправленному верить»?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В расходные кассовые ордера не допускается внесение изменений.
На наш взгляд, в данном случае можно оформить бухгалтерскую справку, на основании которой вносятся исправления в бухгалтерский учет.
Конкретная ответственность за внесение исправлений в кассовые документы законодательством не предусмотрена. При этом, учитывая запрет на внесение изменений в такие документы, исправленный документ может считаться недействительным.
Обоснование вывода:
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее — Закон N 402-ФЗ)). В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (ч. 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
В частности, не допускается внесение изменений в кассовые документы (п. 4.7 Указания Банка России 11.03.2014 N 3210-У (далее — Указание), п. 16 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
К кассовым документам относятся приходные кассовые ордера и расходные кассовые ордера (п. 4.1 Указания).
При этом действующими на сегодняшний день нормативными актами не установлен порядок исправления ошибок для случаев, указанных в вопросе.
На наш взгляд, при обнаружении ошибки в расходном кассовом ордере в части неверного указания корреспондирующего счета и основания платежа можно составить бухгалтерскую справку, в которой следует указать, по какой причине была допущена ошибка, при возможности представить доказательства того, что основание платежа указано неверно.
Например, если в основании платежа указано: выплата заработной платы, а фактически выдана сумма под отчет (на командировочные расходы), доказательством может служить авансовый отчет, приказ на командировку и т.п.
С кассира (бухгалтера), допустившего ошибку, следует взять объяснительную записку.
Бухгалтерскую справку с объяснением кассира (бухгалтера) целесообразно приложить к расходному кассовому ордеру.
Напомним, что в бухгалтерской справке должны присутствовать обязательные реквизиты, приведенные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Бухгалтерская справка будет являться первичным документом, на основании которого вносятся исправления в бухгалтерский учет (смотрите Энциклопедию решений. Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности).
Заметим, что возможен и иной вариант исправления ошибки в данной ситуации, когда к неверно заполненному документу прикладывается новый с верными записями. На неверном документе ставится надпись «ошибочно», дата, подписи, а также ссылка на правильный документ (смотрите Энциклопедию решений. Исправление первичных документов; Вопрос: Допускается ли внесение исправлений в кассовые и банковские документы? («Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2013 г.)).
Выбранный порядок внесения исправлений для аналогичных случаев следует закрепить в учетной политике организации в целях бухгалтерского учета.
Например, если организация примет решение исправлять рассматриваемые ошибки на основании бухгалтерской справки, в учетной политике можно указать, что исправление ошибок в части применения корреспондирующего счета и основания платежа, допущенных при осуществлении кассовых операций, отражается в учете на основании бухгалтерской справки.
В части ответственности за внесение исправлений в расходный кассовый ордер отметим следующее.
Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов установлена ст. 15.1. КоАП РФ.
Так, ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ установлено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в:
— осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
— неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;
— несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств;
— а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Ответственность за внесение исправлений в кассовые документы (в частности, в расходный кассовый ордер) ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ не предусмотрена.
Поэтому полагаем, что привлекать к ответственности по названной норме за внесение исправлений в данной ситуации оснований нет.
Однако учитывая, что согласно п. 4.7 Указания не допускается внесение изменений в кассовые документы, не исключаем того, что документ, в который внесены изменения, может быть рассмотрен контролирующими ведомствами как недействительный.
В этом случае существует вероятность привлечения к ответственности за отсутствие первичного документа (ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 120 НК РФ, Энциклопедия решений. Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов) (ст. 120 НК РФ)).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида
Ответ прошел контроль качества
31 января 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник