Расчеты производились безналичным способом

Как учитываются безналичные денежные средства

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Безналичные расчеты используются практически в каждой организации. Они предполагают перевод средств между счетами, взаимозачет требований. При операциях не используется наличка. Они предполагают особый учет.

Как открыть расчетный счет в банковском учреждении

Произведение безналичных расчетов предполагает открытие р/с. Для этого необходимо обратиться в банковское учреждение. Взаимодействие с банком выполняется на основании соглашения взаимных расчетов. Организация при необходимости может открыть несколько счетов.

Место совершения мошенничества в отношении безналичных денежных средств, совершаемого при помощи средств компьютерной техники и мобильной связи

Формы безналичных расчетов

Расчеты подразделяются на различные формы. Рассмотрим самые распространенные из них:

  • Платежное поручение. Представляет собой распоряжение организации о переводе средств на счет. Отправляется оно в банк.
  • Аккредитивы. Это обязательство, принятое банком, по направлению платежа получателю. Аккредитивы нужны для обеспечения безопасности платежей. Учет по ним ведется по счету 55. К нему создается субсчет «аккредитив».
  • Расчеты посредством чеков. Выполняются при помощи чековой книжки. Это комфортная для отправителя форма перевода средств. Удобной эта форма считается потому, что платеж отправляется одновременно с отгрузкой продукции. Чек – это ценная бумага. В ней прописывается распоряжение об осуществлении платежа на положенную сумму. Нужно отметить, что чеки не получили распространение на территории РФ.
  • Инкассо. Это операция, в рамках которой банк берет на себя обязательство получения денег. После получения средства переводятся на счет клиента.
  • Все приведенные формы расчетов отличаются своими нюансами.

    Вопрос: Банк в декабре 2019 г. заключил с физическим лицом договор банковского счета (не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности), согласно которому стоимость оказываемых банком услуг по обслуживанию счета и выдача денежных средств с текущего счета клиента регулируются тарифами банка и операции по зачислению денежных средств в безналичном порядке не являются платными. На счет клиента в безналичном порядке от юридических лиц поступили денежные средства в общей сумме, превышающей 600 тыс. руб. По результатам применения правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ банк пришел к выводу, что операции клиента отвечают признакам сомнительных операций, и списал со счета комиссию в размере 15 процентов, которая была введена решением правления банка в январе 2020 г. и предусмотрена за зачисление на счет в безналичном порядке денежных средств при выявлении обстоятельств, дающих основания полагать, что осуществление платежей несет репутационный риск для банка. Правомерны ли действия банка?
    Посмотреть ответ

    Бухучет операций

    Рассмотрим порядок безналичных расчетов:

    1. Приход средств на учетную запись организации. Операция отражается на счете 51. Безналичные расчеты могут осуществляться при самых разных ситуациях: продажа продукции, получение услуг от контрагентов, получение кредитов и займов. Они фиксируются в учете на базе банковской выписки, а также первичных документов. Последние представляют собой требование о перечислении средств в письменной форме.
    2. Перевод средств с банковской учетной записи. Операция отражается на «Расчетных счетах». Списание выполняется на базе расчетных документов. В них обычно указываются требования взыскателя средств о том, что плательщику нужно перечислить определенную сумму на банковский счет в погашение задолженности.
    3. Возврат денег на расчетный счет. Осуществляется в некоторых случаях. В частности, это нарушение положений составленного соглашения, возникших проблем при купле-продаже.
    Читайте также:  Способы оказания первой помощи одним человеком

    Бухгалтеру для управления безналичными средствами рекомендуется завести специальный платежный календарь.

    Бухучет безналичных расчетов на счете 51

    Безналичные расчеты фиксируются на счете 51. Он является активным. У него есть сальдо дебета. ДТ51 нужен для фиксации поступления безнала на расчетные счета, КТ51 – для фиксации списания средств. В первом случае актив будет увеличиваться, во втором – уменьшаться.

    Списание средств осуществляется на основании платежного поручения. Документ этот оформляется в двух экземплярах. Одна из копий направляется в банк. На ней проставляется отметка банка о принятии документа. Когда средства направляются на расчетный счет, необходимо составить заявку на взнос наличными.

    Используемые проводки

    Рассмотрим стандартные проводки по переводу безнала на р/с:

    • ДТ51 КТ62. Поступление оплаты или аванса от приобретателя услуг.
    • ДТ51 КТ50. Наличные средства направлены из кассы в банк.
    • ДТ51 КТ75. Взнос в УК безналом.
    • ДТ51 КТ67, 66. Долгосрочное или краткосрочное кредитование.

    При выбытии безнала с расчетного счета выполняются эти записи:

    • ДТ60 КТ51. Оплата услуг поставщика.
    • ДТ50 КТ51. Снятие средств и их направление в кассу организации.
    • ДТ75 КТ51. Перевод дивидендов.
    • ДТ67, 66 КТ51. Возврат кредита.

    То есть записи используются для двух основных направлений операций: поступление средств и их выбытие.

    Принципы расчетов безналичными средствами

    Рассматриваемые расчеты через банк реализуются исключительно при наличии соответствующего документа. К примеру, это могут быть письменное распоряжение, судебный приказ, исполнительный лист и прочие документы. Списание выполняется на базе соответствующего распоряжения. В некоторых случаях списание проводится без распоряжения. К примеру, выполняется эта процедура в тех случаях, когда есть соответствующее требование кредитора. Право на списание по просьбе кредитора должно быть указано в соглашении о предоставлении услуг.

    Следующий важный принцип – срочность. Существуют такие банковские процедуры: обработка официальных бумаг, списание средств, зачисление денег на счета. Практически для всех этих операций установлены определенные сроки. Последние обычно утверждаются каждым конкретным банком.

    К СВЕДЕНИЮ! Платежная обеспеченность предполагает исполнение платежей со счетов в рамках сумм, которые на них имеются. То есть на счетах организации есть определенная сумма. Снять средства сверх этой суммы нельзя.

    Следующий принцип – свободный подбор формы для расчета безналичкой. Существует множество форм для расчетов, которые были приведены выше. Это инкассо, аккредитив и прочее. Компания может самостоятельно подобрать подходящую для себя форму.

    Унификация платежных документов также важна. Расчетные бумаги составляются по определенной форме. Они могут быть электронными или бумажными. В бумагах содержатся эти реквизиты:

    • Форма расчетов.
    • Название расчетных бумаг.
    • Дата выписки из расчетного счета, номер этого счета.
    • Информация о сторонах сделки (плательщик и его контрагент): название ЮЛ, номер счета, ИНН, адрес, номер субсчета.
    • Размер платежа и его направление.
    • Очередность платежей.
    • Дополнительные нюансы.

    Документы не будут действительны без печати и подписи.

    Условные коды для операций с р/с

    При отражении операций используются эти коды:

    • 01. По ДТ проводится списание, по КТ – зачисление. Первичкой является поручение.
    • 02. По ДТ проводится оплата, по КТ – зачисление.
    • 05. По ДТ исполняется оплата, по КТ – зачисление. Первичкой является требование-поручение.
    • 06. Оплата и зачисление на основании инкассового поручения.
    • 07. Оплата и поступление средств по расчетным чекам.
    • 08. По ДТ отражается открытие аккредитива, по КТ – зачисление аннулирования аккредитива.
    • 09. Списание и зачисление средств по мемориальному ордеру.
    • 10. По ДТ отражается погашение кредита.
    • 11. Выдача и зачисление кредита.
    • 12. По ДТ отражается зачисление средств на базе авизо.
    • 13. По ДТ фиксируются расчеты с использованием банковских карт.
    • 16. Списание и зачисление средств по платежному ордеру.
    Читайте также:  Получить бутан тремя разными способами

    На основании приведенных кодов будут формироваться проводки.

    Пример

    Рассмотрим пример бухучета. Организация исполнила эти операции:

    • Поступление средств от покупателей в размере 18 тысяч рублей.
    • Снятие средств на ЗП персоналу в размере 118 тысяч рублей.
    • Выдача ЗП.
    • Выдача подотчета в размере 25 тысяч рублей.

    Проводки будут такими:

    • ДТ50 КТ62. Поступление средств от покупателей.
    • ДТ50 КТ51. Поступление средств с р/с.
    • ДТ70 КТ50. Выплата ЗП.
    • ДТ71 КТ50. Выдача средств под отчет.

    Каждая проводка меняет начальное и конечное сальдо. Она базируется на первичке.

    Источник

    Безналичный перевод

    Безналичные расчеты — расчеты, осуществляемые между физическим лицом и юридическим лицом без использования наличных денег, путём перевода средств через банк с расчётного (текущего) счёта плательщика на счёт их получателя.

    Такой формат платежей доступен всем – юридическим лицам, предпринимателям и обычным гражданам.

    Безналичная оплата – это один из наиболее удобных вариантов ведения расчетов по причине высокой скорости осуществления платежей и практически полном отсутствии нормативных ограничений в осуществлении платежей.

    В ходе проведения безналичных расчетов происходит зачисление и списание денежных средств в электронном виде.

    По итогам рабочего дня владельцу счета предоставляется выписка по счету, в которой отражается остаток на начало и конец дня, а также все приходно-расходные операции, что позволяет владельцу счета контролировать денежные потоки.

    Формы безналичных расчетов

    Существует несколько форм, в которых осуществляются безналичные расчеты:

    расчеты с помощью платежных поручений;

    расчеты посредством аккредитива;

    расчеты посредством инкассовых поручений или инкассо;

    расчеты через чековые книжки;

    расчеты с использованием пластиковых карточек;

    расчеты в виде перевода электронных денег.

    Расчеты с помощью платежных поручений

    В этом случае оформляется документ — платежное поручение, в котором содержится поручение банку произвести перевод указанной в платежном документе суммы за счет средств плательщика.

    Платежное поручение как форма расчетов по исполнению перевода представляет собой платежную инструкцию, согласно которой банк-отправитель осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении.

    Сторонами выступают плательщик и получатель платежа, участником является банк, который осуществляет операцию перевода.

    Перевод осуществляется в сроки и тому лицу, которое указано в поручении.

    Срок действия платежного поручения составляет десять дней, в которые не входит день составления документа.

    Расчеты посредством аккредитива

    Аккредитив представляет собой специальный счет, который используется для расчетов по операциям, требующим посредничества банка.

    Аккредитив – это поручение банка покупателя банку поставщика производить оплату счетов этого поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении.

    В расчетах по аккредитиву участвуют:

    приказодатель, который обращается в банк с просьбой об открытии аккредитива;

    банк, который привлекается для передачи аккредитива получателю средств.

    Читайте также:  Экономические системы способы принятия экономических решений

    В случае осуществления расчетов с использованием аккредитива плательщик даёт распоряжение банку о переводе средств их получателю, но только при соблюдении получателем денежных средств особых условий, например, поставки товаров, предоставления документов и иных условий.

    Расчеты с использованием аккредитива проводятся следующим образом.

    Покупатель открывает в своем банке аккредитив и переводит туда стоимость производимой им покупки.

    Поставщик сможет получить эти средства при условии осуществления поставки товара и передачи сопроводительных документов банку, где открыт аккредитив.

    И только после этого банк осуществляет перевод средств.

    Удобство такой формы расчетов заключается в защищенности сделки.

    Расчеты посредством инкассовых поручений или инкассо

    Такие расчеты возможны только при наличии у взыскателя (получателя) средств прав на предъявление требований к счету должника (плательщика).

    Эти права могут быть предусмотрены законом либо договором, который заключен между держателем счета (должником) и банком.

    Инкассо по своей сути носит взыскательный характер.

    Таким образом получатель средств, чтобы взыскать необходимую сумму, должен предъявить банку-держателю счета плательщика необходимые сведения о должнике и его обязательстве.

    Расчеты с использованием чековых книжек

    Расчеты чеками из чековых книжек совершают:

    юридические лица (предприниматели) либо индивидуальные предприниматели — чекодержатели, являющиеся получателями платежа по чеку из чековой книжки;

    физические лица — чекодатели.

    В этом случае происходит списание средств со счета чекодателя на счет чекодержателя или выдачу ему наличных денег.

    Расчет по чекам производится только при условии, что у чекодателя есть на счету достаточная сумма денег и после подтверждения личности предъявителя чека и проверки подлинности самого чека.

    Расчеты с использованием пластиковых карточек

    Пластиковая карточка — это платежный инструмент, посредством которого ее держатели могут осуществлять безналичные расчеты и получать наличные денежные средства. Расчеты пластиковыми карточками предполагают наличие определенной системы, в состав которой входят банки и иные участники, которые совместно осуществляют выпуск в обращение и операции с использованием пластиковых карточек.

    Безналичные расчеты с использованием пластиковых карточек совершаются согласно договору, заключаемому банком с владельцем системы расчетов по установленным им стандартам и правилам.

    Расчеты в виде перевода электронных денег

    В рамках этого вида безналичных расчетов гражданин (физическое лицо) предоставляет оператору для ведения операций денежные средства с его личного банковского счета.

    Принципы построения безналичных расчетов

    Система безналичных расчетов базируется на следующих принципах:

    принцип законности. Все безналичные операции проводятся в соответствии с требованиями законодательства и осуществляются только рамках закона;

    принцип достаточности средств. Проведение всех расчетных операций должно быть обеспечено суммой, достаточной для осуществления платежей;

    принцип акцепта. Этот принцип заключается в том, что без согласия или предварительного уведомления держателя счета никакие денежные средства не могут быть списаны со счета;

    принцип ведения всех операций на основании договора. Это принцип основан на том, что обслуживающий банк обязан действовать только в рамках действующего между ним и держателем счета договором, в котором установлены правила отношений между банком и собственником открытого в банке счета;

    принцип срочности платежа. Это означает, что любой платеж, производимый с банковского счета, должен быть проведен в указанный плательщиком срок;

  • принцип свободы выбора. Суть данного принципа заключается в том, что участник расчетов свободен выбрать любой вид осуществления безналичных расчетов. И банк не может повлиять на этот выбор.
  • Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы