Расчет стоимости доходным способом

Расчет стоимости доходным способом

уФПЙНПУФШ ВЙЪОЕУБ ДПИПДОЩН РПДИПДПН ПРТЕДЕМСЕФУС УХННПК РТЙЧЕДЕООЩИ ВХДХЭЙИ ДПИПДПЧ ВЙЪОЕУБ ВЕЪ ХЮЕФБ ЛБРЧМПЦЕОЙК УДЕМБООЩИ РТЕЦОЙН ЙОЧЕУФПТПН Ч ЬФПФ ВЙЪОЕУ, ОП ЧЛМАЮБС ЧЩТХЮЛХ ПФ РТПДБЦЙ ЙЪВЩФПЮОЩИ ЙМЙ ОЕЖХОЛГЙПОЙТХАЭЙИ БЛФЙЧПЧ. ч ЬФПН УМХЮБЕ ЙУИПДСФ ЙЪ РТЕДРПМПЦЕОЙС, ЮФП ЙОЧЕУФПТ ЙНЕЕФ 100%-ОЩК ЛПОФТПМШ ОБ ДБООПН РТЕДРТЙСФЙЙ. оБЙВПМЕЕ ФПЮОЩК ТЕЪХМШФБФ ДПИПДОЩК РПДИПД ДБУФ РТЙ ПГЕОЛЕ РТЕДРТЙСФЙС, ОБИПДСЭЕЗПУС ОБ УФБДЙЙ ТПУФБ ЙМЙ УФБВЙМШОПЗП ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС.

ъБ ВБЪХ ТБУЮЕФБ НПЗХФ ВЩФШ РТЙОСФЩ УМЕДХАЭЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ:

  • дЕОЕЦОЩК РПФПЛ (др)
  • тБЪМЙЮОЩЕ ЧЙДЩ РТЙВЩМЕК
  • чЩТХЮЛБ
  • дЙЧЙДЕОДПЧ

чЩТХЮЛБ РТЙНЕОСЕФУС ПВЩЮОП РТЙ ПГЕОЛЕ ФПТЗПЧЩИ РТЕДРТЙСФЙК. дЙЧЙДЕОДЩ ВЕТХФУС ЪБ ПУОПЧХ ТБУЮЕФБ Ч ФПН УМХЮБЕ, ЕУМЙ РТЕДРТЙСФЙЕ ЙНЕЕФ УФБВЙМШОХА ДПМЗПУТПЮОХА ДЙЧЙДЕОДОХА РПМЙФЙЛХ. рТЙВЩМШ НПЦЕФ ВЩФШ ЛБЛ ЧБМПЧБС, ЮЙУФБС, ФБЛ Й ДП ОБМПЗППВМПЦЕОЙС. пДОБЛП ОБД ЬФЙНЙ РПЛБЪБФЕМСНЙ ЪОБЮЙФЕМШОПЕ РТЕЙНХЭЕУФЧП ЙНЕЕФ ДЕОЕЦОЩК РПФПЛ.

дЕОЕЦОЩК РПФПЛ — ЬФП УХННБ ДЕОЕЦОЩИ УТЕДУФЧ, ДПУФХРОЩИ УПВУФЧЕООЙЛХ РПУМЕ ХДПЧМЕФЧПТЕОЙС ЧУЕИ РПФТЕВОПУФЕК РТЕДРТЙСФЙС Ч ФЕЛХЭЕН ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЙ, ЙОЧЕУФЙГЙСИ, УПВУФЧЕООПН ПВПТПФОПН ЛБРЙФБМЕ. йУИПДС ЙЪ ЬФПЗП НПЦОП ЧЩДЕМЙФШ УМЕДХАЭЙЕ РТЕЙНХЭЕУФЧБ др ОБД ДТХЗЙНЙ РПЛБЪБФЕМСНЙ:

  1. ЕЗП ЧЕМЙЮЙОБ ОЕ ЪБЧЙУЙФ ПФ ЧЩВПТБ УТЕДУФЧ Й НЕФПДПЧ ПФТБЦЕОЙС ИПЪСКУФЧЕООЩИ ПРЕТБГЙК;
  2. ПО ОЕ ФБЛ ЙЪНЕОЮЙЧ, ЛБЛ ЧЕМЙЮЙОБ ЮЙУФПК РТЙВЩМЙ (юр)
  3. УХЭЕУФЧХЕФ ФЕУОБС ЬНРЙТЙЮЕУЛБС ЧЪБЙНПУЧСЪШ НЕЦДХ ДЕОЕЦОЩН РПФПЛПН РТЕДРТЙСФЙС Й ЕЗП УФПЙНПУФША, ФПЗДБ ЛБЛ НЕЦДХ РТЙВЩМША Й УФПЙНПУФША ФБЛПК УЧСЪЙ ОЕ ОБВМАДБЕФУС.
  4. юБУФП ДПИПДЩ Й ТБУИПДЩ ОЕ УПЧРБДБАФ РП ЧТЕНЕОЙ Й РП УХННЕ У ЧЩРМБФБНЙ Й РПУФХРМЕОЙСНЙ ДЕОЕЦОЩИ УТЕДУФЧ.

уХЭЕУФЧХАФ ДЧЕ НПДЕМЙ др:

    дМС ДЕОЕЦОПЗП РПФПЛБ, РТЙОПУЙНПЗП УПВУФЧЕООЩН ЛБРЙФБМПН

дрУПВ = юр + б + ∆дъ — ∆упу — лЧМ
дМС ДЕОЕЦОПЗП РПФПЛБ, РТЙОПУЙНПЗП ЧУЕН ЙОЧЕУФЙТПЧБООЩН ЛБРЙФБМПН

ЗДЕ юр — ЮЙУФБС РТЙВЩМШ,

∆дъ — РТЙТПУФ ДПМЗПУТПЮОПК ЪБДПМЦЕООПУФЙ

∑% — УХННБ РТПГЕОФПЧ, ХРМБЮЕООЩИ ЪБ ЛТЕДЙФ

(1 — у) — ОБМПЗПЧЩК ЛПТТЕЛФПТ (у — ОБМПЗ ОБ РТЙВЩМШ)

∆упу — РТЙТПУФ УПВУФЧЕООПЗП ПВПТПФОПЗП ЛБРЙФБМБ,

лЧМ — РТЙТПУФ ЛБРЧМПЦЕОЙК

уХЭЕУФЧХЕФ ДЧБ НЕИБОЙЪНБ РТЙЧЕДЕОЙС ВХДХЭЙИ ДПИПДПЧ Л УФПЙНПУФЙ РТЕДРТЙСФЙС — НЕФПД ЛБРЙФБМЙЪБГЙЙ Й НЕФПД ДЙУЛПОФЙТПЧБООЩИ ДЕОЕЦОЩИ РПФПЛПЧ. тБУУНПФТЙН ЙИ РПДТПВОЕЕ.

нЕФПД ДЙУЛПОФЙТПЧБООЩИ ДЕОЕЦОЩИ РПФПЛПЧ

ьФБРЩ ДБООПЗП НЕФПДБ ТЕБМЙЪХАФУС ФБЛ:

  1. пРТЕДЕМЕОЙЕ РТПЗОПЪОПЗП РЕТЙПДБ Й ЧЙДБ др.
  2. бОБМЙЪ Й РТПЗОПЪЙТПЧБОЙЕ др, ЕЗП ТБУЮЕФ ДМС РТПЗОПЪОПЗП Й РПУФРТПЗОПЪОПЗП РЕТЙПДБ.
  3. чЩВПТ Й ТБУЮЕФ УФБЧЛЙ ДЙУЛПОФБ.
  4. рТЙЧЕДЕОЙЕ Л ФЕЛХЭЕНХ НПНЕОФХ ЧТЕНЕОЙ.
  5. рПРТБЧЛЙ.

дМС РТПЗОПЪЙТПЧБОЙС др ПВЩЮОП РТЙНЕОСАФ ФТЕОДПЧЩК НЕФПД, ЧЕТПСФОПУФОЩК РПДИПД, ЬЛУРЕТФОЩК НЕФПД.

уФБЧЛБ ДЙУЛПОФЙТПЧБОЙС ЧЩВЙТБЕФУС ЙУИПДС ЙЪ НПДЕМЙ ДЕОЕЦОПЗП РПФПЛБ.

рТПЗОПЪОЩК РЕТЙПД ПВЩЮОП ПУОПЧЩЧБЕФУС ОБ ЦЙЪОЕООПН ГЙЛМЕ ФПЧБТБ.

пРТЕДЕМЕОЙЕ УФПЙНПУФЙ Ч РПУФРТПЗОПЪОПН РЕТЙПДЕ ПУОПЧЩЧБЕФУС ОБ УМЕДХАЭЙИ НЕФПДБИ:

  1. мЙЛЧЙДБГЙПООПК УФПЙНПУФЙ (ЕУМЙ РТЕДРТЙСФЙЕ ЙНЕЕФ РМПИЙЕ РЕТУРЕЛФЙЧЩ ТБЪЧЙФЙС, РПФЕОГЙБМШОЩК ВБОЛТПФ).
  2. нЕФПД ЮЙУФЩИ БЛФЙЧПЧ (ЕУМЙ РТЕДРТЙСФЙЕ ЛБРЙФБМПЕНЛПЕ, ЙНЕЕФ НОПЗП НБФЕТЙБМШОЩИ БЛФЙЧПЧ).
  3. нЕФПД РТЕДРПМБЗБЕНПК УФПЙНПУФЙ РЕТЕРТПДБЦЙ. лБЛ РТБЧЙМП ТБУУЮЙФЩЧБЕФУС РХФЕН ХНОПЦЕОЙС РПФПЛБ ЧЩЗПД РПУМЕДОЕЗП ЗПДБ ОБ НХМШФЙРМЙЛБФПТ.
  4. нПДЕМШ зПТДПОБ (ЕУМЙ ФЕНРЩ ТПУФБ ЛПНРБОЙЙ ХУФПКЮЙЧЩ)

йФПЗПЧЩЕ РПРТБЧЛЙ ДЕМБАФУС ОБ ФЕ БЛФЙЧЩ, ЛПФПТЩЕ ВЩМЙ ЙУЛМАЮЕОЩ Ч ТЕЪХМШФБФЕ ОПТНБМЙЪБГЙЙ, ЛТПНЕ ФПЗП, ХЮЙФЩЧБЕФУС НЕФПД ЛПОФТПМС.

ф.П. УФПЙНПУФШ ВЙЪОЕУБ НЕФПДПН ДЙУЛПОФЙТПЧБОЙС ОБИПДЙФУС УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН:

ЗДЕ уFi — ДЕОЕЦОЩК РПФПЛ i — ФПЗП ЗПДБ

R — УФБЧЛБ ДЙУЛПОФЙТПЧБОЙС

Vnn — УФПЙНПУФШ ОЕДЧЙЦЙНПУФЙ Ч РПУФРТПЗОПЪОЩК РЕТЙПД

нЕФПД ЛБРЙФБМЙЪБГЙЙ Ч ТБНЛБИ ДПИПДОПЗП РПДИПДБ

ч УМХЮБЕ, ЛПЗДБ НПЦОП У ХЧЕТЕООПУФША ХФЧЕТЦДБФШ П ФПН, ЮФП ДПИПДЩ ПФ ЧМБДЕОЙС ВЙЪОЕУПН РПУФПСООЩ, РТЙНЕОСЕФУС НЕФПД ЛБРЙФБМЙЪБГЙЙ, Б ОЕ НЕФПД ДЙУЛПОФЙТПЧБООЩИ ДЕОЕЦОЩИ РПФПЛПЧ.

ьЗП РТЙНЕОЕОЙЕ ПУОПЧБОП ОБ УМЕДХАЭЙИ ЬФБРБИ:

  1. чЩВЙТБЕФУС ЧЙД ЛБРЙФБМЙЪЙТХЕНПЗП ДПИПДБ (юр, EBIT, др, ДЙЧЙДЕОДЩ Й РТПЮ.), ДЕМБАФ РТПЗОПЪ ЛБРЙФБМЙЪЙТХЕНПЗП ДПИПДБ ОБ ВХДХЭЕЕ.
  2. пРТЕДЕМСАФ УФБЧЛХ ЛБРЙФБМЙЪБГЙЙ ЙУИПДС ЙЪ ЧЩВПТБ ЛБРЙФБМЙЪЙТХЕНПЗП ДПИПДБ

Источник

Подходы к оценке стоимости бизнеса

Если спросить человека, сколько денег у него в кошельке или на счетах, он назовет конкретную сумму. Легко понять, сколько стоит квартира или машина. А как же быть с бизнесом? Можно оценить его стоимость? Конечно, да. Для этого существует три подхода к оценке стоимости бизнеса. Рассмотрим их подробнее.

Содержание статьи

Оценка стоимости бизнеса может потребоваться в следующих случаях:

  • при продаже компании;
  • для привлечения инвестиций или при открытии новых проектов;
  • для оценки эффективности работы, страхования компании или оптимизации налогообложения;
  • если собственник решил закрыть компанию.

Олег владеет химчисткой. Помещение в аренде, оборудование: 4 стиральных и 4 сушильных машины. Мебель: стойка администратора, стул, диван и стол в клиентской зоне, кофемашина.
Для открытия брали кредит, по нему осталось выплатить 200 000 рублей. Олегу поступило предложение от конкурентов, которые хотят масштабироваться, о покупке бизнеса, поэтому он решил посчитать, сколько стоит его компания.

Для оценки стоимости бизнеса можно воспользоваться тремя подходами: затратным, сравнительным и доходным. Специалисты рекомендуют использовать два разных подхода и сравнить результат. Он не должен сильно отличаться. Если разница большая — где-то допущена ошибка.

Сергей Васильев, руководитель финансового направления консалтинговой компании Smart Success Group:

«Оценка бизнеса позволяет понять, сколько можно получить за него при желании его продать. Для отслеживания динамики развития компании рекомендуется проводить оценку регулярно, например, ежегодно.
Важно понимать, что ключевое слово — это «оценка». Полученные показатели — это не всесторонне объективное значение, это субъективное мнение. От того, кто проводит оценку, будет зависеть, какой метод использовать, какие предположения и допущения принять во внимание, какой горизонт планирования закладывать. Я неоднократно оценивал компании, рассматривая их с точки зрения денежных потоков или сравнивая их с аналогами. И я уверен, что в зависимости от целей, компанию можно оценить диаметрально противоположно: можно как занизить, так и завысить стоимость. Объективность в данном вопросе — понятие относительное»

Оцениваем бизнес затратным подходом

Стоимость объекта оценки определяется как сумма затрат, необходимых для создания такого же объекта с учетом износа. Важный нюанс — учитывается не сколько денег потратил предприниматель на бизнес, а сколько денег потребуется, чтобы воссоздать такую же компанию.

Например, кофемашина, которая стоит у Олега в клиентской зоне, подарена друзьями на открытие бизнеса. Стоимость приобретения — ноль рублей. Новая машина такой же модели будет стоить 30 000 рублей. Но для оценки стоимости бизнеса потребуется ее рыночная цена. Сейчас эта модель с той же степенью износа стоит 20 000 рублей. Эта стоимость и будет использоваться в оценке.

Затратный подход включает два метода:

1. Метод чистых активов

Стоимость компании равна сумме всех активов за вычетом обязательств.
Олег проанализировал, сколько стоит оборудование и мебель, вычел обязательства по кредиту и получил результат 630 000 рублей.

2. Метод ликвидационной стоимости

Бизнес рассматривается как комплекс активов, которые нужно продать как можно быстрее для погашения обязательств. В этом случае, стоимость активов, полученная предыдущим методом, корректируется на дисконт (размер скидки для ускорения продажи) и стоимость рекламы.

Предположим, Олег решил переехать и продать химчистку как можно быстрее. Все активы он продает со скидкой 10% и планирует потратить еще 30 000 рублей на рекламу.

Скидка = 830 000 х 10% = 83 000 (руб.)
Стоимость активов = 830 000 — 83 000 = 747 000 (руб.)
Стоимость бизнеса = 747 000 — 30 000 — 200 000 = 517 000 (руб.)

Сергей Вербицкий, трабл-шутер, ментор:

«Оценка бизнеса нужна, если вы готовитесь к какому-то событию. Например, взять кредит в банке, продать весь бизнес или его часть, привлечь инвестиции. Ее можно провести самостоятельно, но вторая сторона может не доверять такой оценке. Чтобы этого избежать, можно обратиться в стороннюю компанию. Каждый метод оценки имеет свои и плюсы и минусы. Лучше выбирать тот, который привычен инвестору. Если же проводит оценку бизнеса сторонний специалист, то он лучше знает, какой метод предпочитает банк, фонд или инвестор»

Проводим оценку с помощью доходного подхода

Если затратный подход опирается на стоимость имущества, то доходный основан на определении ожидаемых поступлений от бизнеса. Он предполагает, что бизнес будет приносить стабильную прибыль на протяжении долгого периода. Резкие изменения экономики, локдауны, революционные предложения на рынке остаются «за скобками». Так, владелец нефтяной вышки будет рассчитывать стоимость бизнеса исходя из текущей прибыли, не задумываясь о растущей популярности электротранспорта.

Доходный подход также включает два метода:

1. Модель дисконтированных денежных потоков

Основана на будущей прибыли.
Чтобы понять, сколько денег будет приносить бизнес в будущем, строится финансовая модель денежного потока, похожая на отчет о движении денежных средств.

Химчистка Олега приносит 40 000 рублей в месяц. Узнать эти данные не составило труда, так как Олег с открытия ведет учет в сервисе Планфакт. Размер денежного потока в следующие три года составит:

Денежный поток = 40 000 х 12 х 3 = 1 440 000 рублей.

Казалось бы, дело сделано. Но все не так просто. Деньги сейчас стоят больше, чем деньги в будущем. У всех нас есть примеры того, что какая-то вещь раньше стоила меньше, чем сейчас. Дорожает недвижимость, товары, услуги, путешествия. С каждым годом объем товаров, который можно купить на 1000 рублей уменьшается. Значит, 1000 рублей в 2031 году будет стоить меньше, чем 1000 рублей в 2021.
Снижение стоимости денег показывает ставка дисконтирования. Она может определяться различными методами, рассчитываться на основании мнений экспертов или доходом по надежным инструментам, например, государственным ценным бумагам. Чаще всего, она выше ставки по депозитам, так как учитывает, что вложения в бизнес более рискованные. И чем надежнее бизнес, тем меньше риск и ниже ставка дисконтирования.

Для того, чтобы облегчить расчеты, можно воспользоваться функцией ЧПС (чистого приведенного дохода) в Excel или NPV в Google Таблицах. Олег посчитал, что у него стабильный, приносящий доход бизнес, поэтому установил ставку дисконтирования 30%. При прогнозируемом доходе 480 000 рублей в год, стоимость бизнеса в настоящий момент составляет 871 734 рубля.

2. Метод капитализации

Оценивает бизнес исходя из прошлых доходов. Прибыль в течение последних 3-5 лет суммируется, усредняется и делится на ставку капитализации. Результат — стоимость компании. Ставка капитализации — это значение ставки доходности на вложения, рассчитанная по отрасли или рынку.

Ставка капитализации по отрасли = Годовой доход / Стоимость имущества

Стоимость компании = Средний годовой доход компании / Ставка капитализации

Полина Каплунова, директор по развитию «Смарткемпер»:

«Подход, основанный на оценке прибыли, состоит в том, что ценность бизнеса заключается в его способности производить богатство в будущем.
Если бизнес в прошлом году имел доход в 1 миллион рублей, а средняя ставка капитализации в отрасли составляет 10%, вы можете оценить стоимость, разделив 1 миллион рублей на 10%. Итоговая стоимость компании составит 10 миллионов рублей.

Оценка бизнеса индивидуального предпринимателя может стать сложной задачей, поскольку лояльность клиентов напрямую зависит от личности владельца бизнеса. Будут ли клиенты автоматически ожидать, что новый владелец предоставит такой же уровень обслуживания и сервиса? Поэтому оценка бизнеса должна включать риск, при котором бизнес может быть потерян в результате смены владельца. Хотя метод оценки прибыли является наиболее популярным, самым правильным будет использование комбинации методов оценки стоимости бизнеса»

Используем сравнительный подход

Для оценки стоимости бизнеса сравнительным подходом нужно выбрать несколько сделок на рынке с похожими компаниями, у которых известна цена продажи. Сравнение проводится по какому-то общему показателю. Это может быть выручка на квадратный метр площади, заполняемость номерного фонда, число посадочных мест.

Олег связался со своими знакомыми владельцами химчисток, посмотрел объявления о продаже и собрал базу для анализа. В нее попали 4 компании с похожим спектром услуг и расположением в городах с населением от 300 до 500 тысяч человек, как и его бизнес. В качестве основного показателя для сравнения Олег выбрал количество стиральных машин, потому что от него зависит объем продаж.

В результате анализа выяснилось, что цена продажи бизнеса, в расчете на одну стиральную машину колеблется от 150 000 до 200 000 рублей, а, в среднем, составляет 182 500. Если умножить эту величину на количество стиральных машин в химчистке Олега, можно получить стоимость его бизнеса сравнительным методом.

182 500 х 4 = 730 000 (руб.)

Полина Каплунова, директор по развитию «Смарткемпер»:

«Сравнительный подход — это определение стоимости компании в сравнении с аналогичными, которые недавно были проданы. Идея похожа на использование сравнений с недвижимостью для оценки квартиры или дома. Этот метод работает только в том случае, если существует достаточное количество похожих компаний для сравнения.
Оценка стоимости бизнеса индивидуального предпринимателя на основе рыночной стоимости особенно сложна, так как найти общедоступную информацию о предыдущих продажах аналогичных предприятий часто просто невозможно»

Подводим итоги

Итак, у Олега получилось три разных варианта стоимости бизнеса:

  • 630 000 рублей рассчитано затратным подходом;
  • 871 734 рубля получилось в результате доходного;
  • 730 000 рублей — результат оценки с помощью сравнительного подхода.

Эти суммы дали Олегу понимание того, с какой стоимости можно начать переговоры и ниже какой цены лучше не опускаться. Покупатель может согласиться или нет с результатами оценки и ценой бизнеса, но Олег знает, на что ориентироваться в ходе сделки.

Марина Захарова, CEO Dolce Style:

«Когда продавала долю бизнесе, пользовалась простым подходом, отталкиваясь от того, сколько люди реально готовы заплатить. Пыталась привлечь оценщиков, но это не помогло. В итоге, продала долю за сумму, равную годовой прибыли»

Ян Петручик, PR-специалист Potolki.SPb:

«Я продал два готовых бизнеса: магазин и сервис техники Apple, точку по продаже хот-догов в торговом комплексе. Оценку провел по простой формуле:
Стоимость бизнеса = Годовая прибыль + Стоимость активов
В магазине активами я посчитал: торговое оборудование: стенды и инструменты. Для точки фаст-фуда добавил к годовой прибыли стоимость холодильников и прочей техники. Аккаунты в социальных сетях и настроенные рекламные кампании передавал покупателям бесплатно»

Источник

Читайте также:  Абсолютный способ контроля это
Оцените статью
Разные способы