Определение эксплуатируемого парка пассажирских локомотивов графическим способом
Эксплуатируемый парк локомотивов может быть определен графическим способом.
Графический способ расчета основан на использовании графика оборота локомотивов и графика движения поездов на заданном участке. После построения этих графиков составляется ведомость оборота локомотивов.
График движения поездов является единым планом, по которому строят свою работу все звенья железнодорожного комплекса. В нем указывается время отправления, прибытия и стоянок поездов.
График движения поездов – это часовая сетка, на которой вертикальными сплошными линиями показывают часовые промежутки, вертикальными сплошными тонкими линиями – десятиминутные интервалы и вертикальными штриховыми линиями – получасовые промежутки.
Горизонтальные сплошные линии – это обычно станции и раздельные пункты различного назначения. График может быть построен в масштабе времени по горизонтали и в масштабе расстояния по вертикали. В курсовой работе график движения можно построить в удобном масштабе на миллиметровой бумаге.
На выполненной сетке графика наклонными линиями изображаются поезда, движущиеся по участку в обоих направлениях. Если на графике должны быть показаны грузовые и пассажирские поезда, то линии пассажирских поездов показывают красным цветом. Линия поезда называется ниткой ходапоезда. Каждому поезду присваивается номер в соответствии с требованиями ПТЭ, в зависимости от категории поезда. Так, например, пассажирским поездам присваиваются номера с 1 до 99. Номер поезда должен быть написан над ниткой хода поезда. На графике движения поездов могут быть приняты и другие обозначения и типы линий для обозначения специальных поездов, резервных локомотивов, поездов с двойной тягой и т.п.
Для построения графика движения поездов по исходным данным необходимо использовать полученные в п. 2 значения времени хода поездов по перегонам заданных тяговых плеч. Решая в курсовой работе конкретную задачу по определению необходимого количества локомотивов для пассажирского движения, график движения поездов следует строить условно с таким расчетом, чтобы отправление и прибытие поездов на конечные пункты были более или менее удобны пассажирам.
Построение графика можно начинать практически из любой точки и из любого конечного пункта. К условно принятому времени отправления пассажирского поезда прибавляется время хода его по перегону с учетом участковой скорости и определяется время прибытия на конечный пункт. Соединив эти две точки прямой линией, получают изображение нитки хода поезда на графике. Аналогично строится нитка хода обратного поезда.
В Приложении А приведен пример графика движения поездов на участке обращения с тяговыми плечами АГ= . км и АД= . км, время хода по перегонам принято. ч . мин по плечу АГ и . ч . мин по плечу АД; время оборота локомотивов по станциям принято: по ст. А – 0 ч 30 мин, по ст. Г – 1 ч 40 мин, по ст. Д – 0 ч 30 мин.
При построении графика движения пассажирских поездов в курсовой работе необходимо определить интервал движения поездов для заданного размера движения.
Интервал движения поездов, i, час, определяется по формуле
, (7)
где n – число пар поездов.
Ведомость оборота локомотивов учитывает время работы локомотивов с поездами и время оборота локомотивов по станциям оборота ив основном депо. В ведомости оборота, таким образом, учтено все время, которое затрачено всеми локомотивами при обслуживании всех пар поездов за сутки. Если сумму всех элементов этого времени разделить на 24 часа, можно определить, сколько локомотивов потребуется для обслуживания заданного числа пар поездов в сутки на заданном участке. Форма ведомости оборота и порядок ее заполнения показаны в Приложении Б.
Поезда в ведомости располагают последовательно в порядке их прибытия и отправления на станцию основного и оборотного депо, начиная с 0 часов. Вносят время в пути для каждого поезда, время простоя каждого поезда на станциях. Графически изображают линии связи между поездами, которые указывают последовательность обслуживания поездов локомотивом.
4. Определение показателей использования ТПС
Источник
Определение эксплуатируемого парка графическим и аналитическим методом.
Эксплуатируемый парк локомотивов определяется для каждого вида движения в зависимости от объема перевозок и качественных показателей использования локомотивов. Для определения эксплуатируемого парка в грузовом движении существуют два метода.
Графический метод потребности локомотивов основывается на составлении сначала ведомости оборота локомотивов по основному депо на станции А и в пунктах оборота Б и В, которые заполняются по графикам движения поездов, а потом на его основе составляется график оборота локомотива в последовательном порядке; начиная с первого оборота наносится время хода локомотива от станции до станции и на каждую из этих линий наносится номер поезда.
Эксплуатируемый парк локомотивов аналитическим путем определяется исходя из размеров движения поездов на обслуживаемых депо участка и коэффициентом потребности локомотивов на пару поездов:
Где, Nэкс – эксплуатируемый парк локомотивов;
k – коэффициент потребности локомотивов на 1 пару поездов;
k =
Где, Тоб – время обслуживания локомотивом 1 пары поездов
Тоб = 2 + 5.20 + 40+ 7.40 + 1+ 7.40 + 40 + 5.20 = 30ч20ми
k = = 2
Nэкс = 50 ∙ 2 = 100
Графическим методом используя график оборота локомотивов определили, что эксплуатируемый парк составил 64 локомотива. Из этого следует что графический метод в отличие от аналитического более точен.
Определение измерителей использования локомотивов.
Для характеристики объема работ и качества использования локомотивов, планирование и финансирование расходов, а также для оценки эксплуатационной работы локомотивов и локомотивного хозяйства и его линейных предприятий, применяют систему количественных и качественных показателей.
Количественный показатель – это пробеги локомотивов в километрах; время работы локомотивов в локомотивочасах; объем перевозок в тоннакилометрах брутто.
Пробег локомотива во главе поезда за год определяется по формуле:
Где, ∑2Lуч – длинна участка обращения локомотива туда и обратно;
365 – количество дней в году.
∑MSгл = 1040 ∙ 50 ∙ 365 = 18980000 ткмбр
Время работы локомотивов определяем по формуле:
Tл =
Тл =
Где, ∑MSгл – годовой пробег локомотива во главе поезда.
Объем перевозок определяется по формуле:
∑P1об = 18980000 ∙ 7300 = 138554000000
Определяем суточный пробег локомотива по формуле:
Где, L — длинна участка
Sсут = 2∙520 = 1400км
Определяем месячный пробег локомотива по формуле:
∑MSмес = 30.4 ∙ 1040 ∙ 50 = 1580800км
Качественные показатели
К качественные показатели использования локомотивов относятся: полный оборот локомотивов, эксплуатируемый парк локомотивов с учетом коэффициента потребностей, среднесуточный пробег, техническая скорость и среднесуточная производительность локомотивов.
Полный оборот локомотива определяется по формуле:
Sлок = 2 ∙ ( ) ∙ n
Sлок = 2 ∙ (210 + ) ∙50 = 21510
Полный оборот локомотива определяется по формуле:
Tоб.лок = ( ) + tосн. + tоб.
Где, tосн – время стоянки локомотива в основном депо (2ч)
tоб – время стоянки локомотива в оборотном депо (1ч)
Tоб.лок = ( ) + 2 + 1 = 29ч
Обобщающим показателем комплексно характеризующим качество использования локомотивов является производительность локомотивов:
Источник
2.4.2 Расчет потребности локомотивов графическим способом.
Графические методы определения потребности в локомотивах при-меняются при оперативном планировании для участков обращения. Расчет ведется по графику оборота локомотивов или по ведомости оборота локомотивов. В основе графика оборота и ведомости оборота локомотивов лежит график движения поездов или расписание движения поездов.
Важным документом при расчетах потребности локомотивов по графикам оборота локомотивов и движения посадов является ведомость работы локомотивов на определенном участке. Для разработки ведомости оборота локомотивов предварительно необходимо выполнить следующие работы и расчеты:
точно определить пункты смены локомотивных бригад и очертить их участки работы в границах тяговых плеч участка;
определить места размещения пунктов экипировки локомотивов и проведения ТО-2 с учетом принятого способа работы локомотивов:
разработать нормативы времени на проведение экипировки;
разработать нормативы времени на проведение ТО-2;
разработать нормативы времени оборота локомотивов но станции основного депо;
разработать нормативы времени оборота локомотивов по станциям оборотных дело;
составить графики технологических операций оборота локомотивов по станциям с учетом времени на приемку и сдачу локомотива бригадами.
Все перечисленные работы необходимо выполнить, учитывая принятые способы организации работы локомотивных бригад и способы обслуживания поездов локомотивами.
На основании графика движения поездов составляется расписание движения поездов по станциям оборота локомотивов, и составляются ведомости оборота локомотивов в соответствии с разработанными нормативами по установленным формам.
2.5 Организация труда и отдыха локомотивных бригад.
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона «Трудовой кодекс Российской Федерации»
Положение распространяется на отдельные категории работников железнодорожного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением поездов, осуществляющих свои трудовые обязанности в пути или пределах обслуживаемых участков инфраструктуры железнодорожного транспорта , выполняющих работу по перевозке грузов и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров, а также работников, обеспечивающих непрерывность перевозочного процесса и безопасность движения поездов.
В соответствии со статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность рабочей недели, работа с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы (смены), время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.
Общее количество сверхурочных часов работы для каждого работника не должно превышать двадцати четырех часов в месяц и в соответствии со статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации 120 часов в год.
Продолжительность рабочего времени при сменной работе устанавливается работодателем с учётом мнения представительного органа работников, но не более 12 часов.
Работа более двух календарных дней подряд в период ночного времени (с 22 часов до 6 часов) не допускается.
Время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов.
Время начала работы — время явки работника к постоянному месту работы, время окончания работы — время освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей в часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка.
Работа локомотивных и кондукторских бригад организуется по именным графикам сменности или по безвызывной системе. В других случаях, а также в случаях нарушения работы по графикам сменности, локомотивные и кондукторские бригады назначаются на работу по вызову. Способы вызова устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад более 7 часов при шестидневной рабочей неделе, но не более 12 часов, при работе с двукратным обращением локомотивных бригад с проездом мимо основного пункта.
Продолжительность непрерывной работы машинистов поездного движения, обслуживающих локомотивы без помощников, не может превышать 7 часов.
Для локомотивных бригад запрещаются поездки более двух календарных дней подряд в период с 0 часов до 5 часов местного времени. Это требование не распространяется на локомотивные бригады, возвращающиеся из пункта оборота локомотивов или пункта подмены локомотивных бригад в качестве пассажиров.
Работникам локомотивных и кондукторских бригад выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются в различные дни недели равномерно в течение месяца путем добавления 24 часов к расчетному времени отдыха, положенному после очередной поездки в рабочей неделе. В соответствии со статьей 110 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не должна составлять менее 42 часов. Продолжительность ежедневного непрерывного отдыха не может сокращаться, если по расчёту она получается больше установленной.
После двух ночных поездок подряд не допускается предоставление сокращённого междусменного отдыха. Междусменный отдых менее 16 часов (для бригад пригородных поездов – 12 часов) не допускается.
Работникам локомотивных бригад предоставляется отдых в пункте оборота (подмены), когда время непрерывной поездки (в оба конца) превышает установленную продолжительность непрерывной работы. Продолжительность отдыха (не более одного за поездку) должна составлять не менее половины отработанного времени, но не менее трех часов и не должна превышать времени работы с момента явки в основной пункт работы локомотивных бригад до сдачи локомотива в пункте оборота (подмены).
Источник