- Виды ткацких переплетений, описание и схемы
- Гладкие
- Полотняное
- Атласное и сатиновое
- Саржевое
- Ломаная
- Со сдвигом
- Ромбовидная
- Сложная
- Структурные
- Рогожка
- Твил
- Креповое
- Диагональ
- Вафельная
- Жаккардовые виды
- Главные ткацкие переплетения: полотняное, саржевое и сатиновое
- Ткацкие переплетения и их производные
- Полотняное
- Рогожка
- Саржа – еще одна разновидность переплетений
- Сатин и сатиновое ткацкое переплетение
Виды ткацких переплетений, описание и схемы
Свойства и характеристики текстильных материалов зависят от волокон, применяемых в их производстве, и от видов переплетения нитей утка и основы. Этот показатель влияет на плотность, износостойкость, способность растягиваться, драпироваться, держать форму и на внешние характеристики.
Типы переплетений в тканях классифицируют следующим образом:
- Простые (гладкие).
- Мелкоузорчатые.
- Сложные.
- Крупноузорчатые.
Гладкие
Прежде чем рассматривать виды ткацких переплетений, стоит дать определение волокон, используемых в текстильном производстве. Волокна — нити, изготовленные прядением или химическим способом формирования из натурального, искусственного или синтетического сырья.
Повторяющийся рисунок плетения называют раппортом. Обозначают буквой R. В зависимости от утка или основы ставят индексы “у” или “о” соответственно.
Сдвиг показывает число нитей, удаленных от предыдущего перекрытия. Обозначают литерой S с соответствующими индексами “о” или “у”.
В текстильном производстве применяют основные виды гладких переплетений:
Атласные и сатиновые перекрытия объединяют в одну группу, потому что производятся они идентично и различаются по нити, представленной на лицевой стороне. Данную группу называют атласно-сатиновой.
Полотняное
Полотняное переплетение характеризуется расположением уточных и основных нитей простым способом, чередуя их в шахматном порядке. Формула раппорта выглядит так: RО = RУ = 2.
К основным характеристикам тканей, выработанных данным способом, относятся такие свойства, как прочность, гладкость. Полотна с одинаковыми лицом и изнанкой могут иметь различные показатели плотности и жесткости. На ощупь поверхность гладкая. Производят гладкокрашеные и узорчатые ткани. Рисунок наносят печатным способом.
Методом простого переплетения в текстильной промышленности изготавливают такие виды тканей:
- из хлопка: батист, маркизет, мадаполам, бязь, ситец, миткаль и др.;
- из льняных волокон: костюмные, платьевые, бортовка, парусина;
- из шелковых нитей: крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон;
- шерстяные: сукно.
Таким образом, производят домотканые полотна ручной работы. Для ткачества полотен с рубчиком одна нить должна быть толще. Неоднородность ниток создает ровный поперечный рисунок без сдвига. Ткани, сотканные данным способом, называют ложнорепсовыми. Например, тафта или поплин.
Простые переплетения обусловили тканям прочность. Шахматный порядок нитей демонстрирует устойчивость к разрыву и не склонен к истиранию, выдерживает стирку в горячей воде с применением отбеливателей и пятновыводителей. Поэтому бязь, ситец, лен считаются лидерами в пошиве предметов домашнего обихода и постельного белья.
Метод простого перекрытия считается базовым и используется в качестве основы для сложных схем ткацких переплетений.
Атласное и сатиновое
Отношение раппорта к сдвигу, выраженное дробью R/S, характеризует еще два, очень популярных и востребованных переплетений — атласное и сатиновое. В отличие от полотняных перекрытий в них нитки утка и основы переплетаются реже. Так получают гладкость и блеск лицевой поверхности полотна.
На лицевой стороне сатиновых полотен преобладают уточные нити. Типичный представитель группы — сатин ткут из ниток двойного плетения, произведенных по технологии скручивания волокна, что делает ткань прочной и износоустойчивой.
Атласно-сатиновое переплетение используют в производстве таких материалов: сатин, байка, ластик, атлас, некоторые виды драпа, костюмных и платьевых полотен, креп-сатин, подкладочные и корсетные материалы.
Саржевое 
Ткани с наличием диагонального рубчика с углом наклона в зависимости от сдвига, производятся способом саржевого перекрытия. Угол составляет 45 градусов. В процессе ткачества выполняют асимметричный сдвиг на 1, 2 или 3 нити.
Традиционным способом производят саржевые полотна, в которых рубчик направлен сверху вниз, слева — направо. Бывают также полотна обратного направления. Данный способ является обратным саржевым переплетением.
Полученные саржевым плетением ткани демонстрируют свойства: плотность, в отличие от других главных переплетений — большая толщина и вес, способность растягиваться, особенно по диагонали, мягко драпироваться. Гладкие, стойкие к истиранию, они уступают остальным видам в показателях прочности. Но это не критично.
Примеры материала: саржа, смесовые полушерстяные и полушелковые, подкладочные.
Усиленная саржа имеет широкие косые полосы, благодаря этому рисунку повышается износостойкость материала. Так производится шотландка, бостон, шевиот, бумазея, габардин и др.
Существуют подвиды полотен с саржевым переплетением. Они составляют ассортимент тканых материалов.
Ломаная
Ломаная саржа представляет полотно с рисунком “елочкой”. Для данного типа характерно применение обратного саржевого плетения. Примеры тканей: шеврон, различные виды платьевых и костюмных материалов.
Со сдвигом
Подвид саржевого вида со сдвигом — видоизмененный вариант ломанного. Выполняется по аналогии с ним, но со сдвигом раппорта по основе или утку. Используется для производства материала под названием грибсон. Такой способ переплетения называют обратно сдвинутым. Выполняют на базе саржевого с соотношением раппорта к сдвигу ¼; 2/2; 2/3.
Ромбовидная
Ромбовидные полотна вырабатываются на базе саржевых переплетений с соотношением к сдвигу ¼; 2/2. Их называют также крестовидными или лозанжем. Фактура ткани формируется раппортом из ромбов разной величины. Примеры: декоративные и платьевые.
Сложная
Сложная или стеганая саржа — это упругое полотно высокой прочности, характеризующееся наличием рельефных полос разной ширины. Изготавливается на базе раппорта ½, 2/2. Примеры материалов: декоративные, плательные.
К другим видам саржи относятся зигзагообразная (с переменным наклоном нити основы и утка), теневая (с переходом тени), криволинейная (меняющая угол наклона рубчика). Примеры тканей: декоративные и платьевые.
Структурные
К структурным видам относят производные основных с использованием нитей разных по толщине. Основа или уток для создания рельефа или рисунка удваивается по толщине в 2 – 3 раза. Несмотря на структуру полотна, оно мягкое и прочное. В зависимости от происхождения использованных волокон могут меняться показатели жесткости.
Репс относится к материалам, производным от простого (полотняного) переплетения. Материал подразделяют на три группы: основной и уточный репс, полурепс. Такое деление зависит от того, какая нить создает утолщение.
На поверхности репса образуется поперечный рубчик; на ткани, выработанной уточным репсовым плетением — продольный.
Полурепс может быть как уточным, так и основным. В технологии пролурепса используют раппорты с настилами различной величины.
С помощью данного способа производят файдешин, фланель из х/б сырья, платьевые и костюмные вид шерсти, шелковый и хлопковый репс.
Рогожка
Еще одним представителем подвида простого переплетения является рогожка. Перекрытие нитей производят с усилением утка и основы в раппорте. Поверхность полотен имеет структуру в виде чередующихся в шахматном порядке крупных квадратов. Оксфорд и двунитка — типичные представители рогожки.
Твил 
Твил — ткань, выработанная саржевым переплетением, где нити основы, а также утка демонстрируют соотношение 2/2. Особенность материала в том, что в процессе производства используют скрученные нити. История возникновения связана с Шотландией, где ее производство было обусловлено желанием создать теплую одежду, защищающую от холодных ветров.
Материал хорошо окрашивается, и сохраняет яркость цвета. Его название по ошибке во времена герцога Виндзорского путали с твидом. И по характеристикам эти две ткани схожи. Если изначально твил изготавливали из хлопковых волокон, то сегодня чаще встречаются смешанные варианты.
Производят из хлопка (твил-сатин), в смеси с полиэстером, с эластаном (твил-стрейч). Полотна имеют фактурную поверхность и благородный блеск.
Креповое
Технология производства креповых тканей основана на применении комбинированных переплетений. Поверхность материала имеет мелкозернистую фактуру. Перекрытие нитей производят на основе полотняного в различных комбинациях. Так на поверхности ткацкого полотна выполняют дополнительные перекрытия, разбросанные в определенном порядке.
Помимо прочности и привлекательного внешнего вида, креповые полотна удобны в шитье. Край среза не осыпается. Изделия хорошо сохраняют форму, не вытягиваются и не деформируются.
Диагональ
Диагональ — ткань, полученная способом саржевого переплетения. На лице присутствует мелкий ровный рубчик, расположенный диагонально под углом 45 градусов.
К свойствам плотной материи относятся: устойчивость на разрыв и истирание, способность сохранять форму в изделии, практичность. Ткань тянется в диагональном направлении, не дает усадку при стирке, долговечна.
Вафельная
Вафельная ткань — фактурный текстильный материал, используемый в изготовлении домашнего текстиля, с характерным рельефным рисунком в виде углубленных ячеек с бортиками. Переплетение на базе саржевого ромбовидного с раппортом ¼.
Отлично впитывает влагу, не оставляет на протираемой поверхности ворсинок, обладает массажным эффектом. Изготавливают из хлопка, реже — из льняных волокон.
Жаккардовые виды
Жаккардовые полотна отличаются тем, что рисунок на них производится не с помощью печати, а выполняется на этапе переплетения нитей. Окрашенные в различные цвета нити участвуют в ткачестве. В результате получают полотна с двусторонним орнаментом.
Текстильные полотна с жаккардовым переплетением легкие и прочные, не тянутся, сохраняют форму, не подвержены выгоранию и линьке, выглядят очень дорого и презентабельно. Стоимость данного материала высока. Но и прослужит изделие из жаккарда не один год. При правильном уходе такие вещи не теряют первоначальной привлекательности десятки лет.
Ткани это мое все! Я училась в Московском Государственном Текстильном институте имени А. Н. Косыгина, на кафедре материаловедения и товарной экспертизы. Работала на швейном производстве технологом и вот я в декрете, жду ребеночка:). Благодаря знакомству я стала автором статей о тканях и безумно этому рада! Надеюсь вам нравится мой труд!
Источник
Главные ткацкие переплетения: полотняное, саржевое и сатиновое
Внимательно рассмотрите любое изделие из ткани. То, что можно увидеть только при увеличении – это и есть ткацкое переплетение! Вы не сможете не заметить: существует железная последовательность чередования вертикальных и горизонтальных нитей. От метода их переплетения зависит разнообразие полученных тканей.
Нити основы (вертикальные) проходят параллельно друг другу и располагаются вдоль края ткани. На ткацком станке они сильно натянуты и создают скелет ткани. Уточные нити (нити утка) тянутся перпендикулярно основным нитям и кромке ткани. Уток ныряет сквозь нити основы, формируя узор ткани. Последовательность, при которой нити основы переплетаются с нитями утка, называется ткацким переплетением. А периодически повторяющийся в ходе переплетения рисунок получил название раппорт.
Ткацкие переплетения и их производные
Бесчисленное многообразие материй, существующих в мире на сегодняшний день, созданы на основе трех ткацких переплетений – их называют главными или фундаментальными – полотняного, саржевого и сатинового.
Полотняное
Это самое простое и распространенное переплетение, которым создаются множество хорошо известных тканей – бязь, ситец, перкаль, муслин, фланель, батист и многие другие. При полотняном переплетении нити основы перемежаются с нитями утка в шахматном порядке. Узор ткани предельно прост: уточная нить попеременно пересекает основную и сразу уходит под другую. Следовательно, раппорт состоит из 4 нитей: 2 уточные нити и 2 основные. Лицевая и изнаночная стороны выглядят идентично. Поверхность готового полотна гладкая и матовая. Из-за жесткой структуры материал сильно мнется.
Самым древним видом ткани, в основе лежит простое полотняное плетение, является миткаль. Она была создана несколько тысячелетий назад. Миткаль практически не изменилась с тех давних пор и является чем-то вроде полуфабриката, пригодного для изготовления другой текстильной продукции.
В хлопчато-бумажной промышленности полотняное переплетения используют в основном для выработки постельных, плательных, рубашечных и технических тканей.
Простота полотняного переплетения предопределяет небольшое количество его производных.
Один из вариантов полотняного переплетения – репс. Репс получает способом удлинения перекрытий: уточных или основных. Например, одна нить утка перекрывает 2 или 3 нити основы. Ткань, полученная таким способом имеет характерный горизонтальный (основной репс) или вертикальный (уточный репс) рельефный рубчик. Репс может быть с постоянным или переменным рубчиком.
Однако рубчик на ткани можно получить и другим способом: достаточно в этом случае использовать более толстые нити утка. Такое плетение называют «ложный репс». А ткань, полученная таким способом – поплин.
Рогожка
Еще одна разновидность полотняного переплетения – рогожка. В этом случае 2 нити утка перекрывают 2 нити основы.
Есть еще фасонная рогожка. В этой разновидности используются элементы полотняного и репсового плетения, благодаря чему на ткани получают простой геометрический узор.
Саржа – еще одна разновидность переплетений
При саржевом переплетении нить утка перекрывает нити основы не через одну, а через три, уходит под четвертую нить, перекрывая три последующие. Каждый из далее идущих рядов сдвигается на одну вертикальную нить. Особенностью тканей, изготовленных с саржевым переплетением, является выраженный диагональный рельеф с лицевой стороны. Наклон диагоналей зависит от сочетания плотности нитей по утку и основе.
Саржевым переплетением вырабатывают хлопковые, льняные, полушерстяные и шерстяные ткани – саржа, шотландка, тик, твид, бостон. Все они отличаются большей мягкостью и пластичностью по сравнению с тканями, выделанными полотняным переплетением.
Сложная саржа
Существует множество разновидностей саржевого переплетения. Среди них: усиленная саржа, многополосная, ломаная, теневая саржа, ромбовидная (лозанж), обратная, сдвинутая, криволинейная.
Теневая саржа
Криволинейная саржа
Сатин и сатиновое ткацкое переплетение
Сатиновое переплетение создает ткани, в которых уточная нить перекрывает четыре нити основы и во всех последующих рядах идет сдвиг на две вертикальные нити. Длинные настилы уточных нитей придают сатину (ткань с сатиновым плетением) особую гладкость и мягкий шелковистый блеск. Именно за это качество полюбился сатин производителями постельного белья. В повседневной жизни сатин очень комфортен. Постельное белье из сатина можно не гладить: после стирки высушенный комплект достаточно просто разровнять и разгладить руками.
Сатиновым плетением вырабатывают самую известную ткань из хлопка – сатин. Модификация сатинового плетения – атлас, которым вырабатывают ткани из шелка. В атласе уток и основа меняются местами: если повернут схему сатинового плетения на 90 градусов, как раз и получается рисунок атласного плетения. Это эффектные ткани, лицевая сторона которых гладкая и блестящая.
Сатин (слева) и атлас (справа)
Производных сатинового и атласного переплетений ничуть не меньше, чем саржевого. Это многочисленные усиленные сатины и атласы, теневые, квадратные, отклоненные.
Всего три главных переплетения, а какое разнообразие производных и видов тканей они дают! И с усложнением каждого типа мы постепенно переходим в класс мелкоузорчатых и комбинированных переплетений, где почти полностью стираются признаки главных ткацких переплетений, которые были взяты за основу. А там уже недалеко до жаккарда и дамаста. Но все это темы для следующих рассказов о ткацких переплетениях.
Источник