- Почему эти предложения являются не морфологическим способом образования новых слов?
- РАНЕНЫЙ
- Смотреть что такое РАНЕНЫЙ в других словарях:
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- РАНЕНЫЙ
- Урок русского языка на тему «Основные способы образования слов в русском языке» (6 класс).
Почему эти предложения являются не морфологическим способом образования новых слов?
Не предложения, а слова в предложениях, причём не во всех, а только в двух.
МОРФОЛОГИЯ – это раздел грамматики, основными объектами которого являются слова естественных языков, ИХ ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ и морфологические признаки.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ связаны с добавлением при словообразовании к производящей основе каких-то значимых частей слова или с исключением из производящей основы значимых частей слова.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ – это такие способы, как:
► приставочный;
► суффиксальный;
► приставочно-суффиксальный;
► бессуффиксный;
► сложение, включая аббревиацию.
МОРФОЛОГИЧЕСКИМ СПОСОБОМ образованы слова РАНЕНЫЙ и СЧЁТ во 2-м и 3-м предложениях из Вашего списка:
► РАНЕНЫЙ – при помощи суффикса -ЕН- от глагола РАНИТЬ, суффиксальный способ словообразования;
► СЧЁТ – бессуффиксным способом от глагола СЧИТАТЬ (чередование (Е, Ё//И в корне).
Но есть способы словообразования НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ, то есть не связанные со значимыми частями слова. Их два:
► переход из одной части речи в другую;
► слияние двух слов (иногда более) в одно слово.
НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИМ СПОСОБОМ образованы слова РАНЕНЫЙ и НАСЧЁТ в 1-м и 4-м предложениях из Вашего списка:
► существительное РАНЕНЫЙ образовано путём перехода отглагольного прилагательного РАНЕНЫЙ в класс существительных;
► предлог НАСЧЁТ образован путём СЛИЯНИЯ непроизводного предлога НА с существительным СЧЁТ.
.
Источник
РАНЕНЫЙ
корень — РАН; суффикс — ЕН; окончание — ЫЙ;
Основа слова: РАНЕН
Вычисленный способ образования слова: Суффиксальный
Слово Раненый содержит следующие морфемы или части:
- ¬ приставка (0): —
- ∩ корень слова (1): РАН;
- ∧ суффикс (1): ЕН;
- ⏰ окончание (1): ЫЙ;
Смотреть что такое РАНЕНЫЙ в других словарях:
РАНЕНЫЙ
РАНЕНЫЙ, -ая, -ое. Имеющий рану. Р. боец. Перевязка раненых (сущ.).
РАНЕНЫЙ
раненый 1. м. Тот, кто получил ранение. 2. прил. Имеющий рану (1), получивший ранение.
РАНЕНЫЙ
раненый 1. прил. injured, (оружием) wounded 2. как сущ. м. injured man*, casualty, (оружием тж.) wounded man*, мн. (the) injured, casualties, (оружие. смотреть
РАНЕНЫЙ
раненый См. калека. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. раненый подстреленный, травматизированный, увечный, травмированный, укушенный, искалеченный, изуродованный, поцарапанный, пораненный, поврежденный, легкораненый, царапнутый, изувеченный, обезображенный, калека, инвалид Словарь русских синонимов. раненый прил., кол-во синонимов: 20 • варедный (1) • зацепленный (12) • изувеченный (19) • изуродованный (31) • инвалид (21) • искалеченный (21) • калека (17) • легкораненый (2) • недобиток (2) • обезображенный (9) • поврежденный (70) • подстреленный (3) • пораненный (19) • поцарапанный (14) • рассеченный (19) • травматизированный (4) • травмированный (10) • увечный (14) • укушенный (8) • царапнутый (11) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: варедный, зацепленный, изувеченный, изуродованный, инвалид, искалеченный, калека, легкораненый, недобиток, обезображенный, поврежденный, подстреленный, пораненный, поцарапанный, травматизированный, травмированный, увечный, укушенный, царапнутый. смотреть
РАНЕНЫЙ
-ая, -ое.Имеющий рану, получивший ранение.Все селения, в районе которых стоял отряд, были заполнены ранеными бойцами. Вс. Иванов, Пархоменко. Случаи, . смотреть
РАНЕНЫЙ
ра́неный прил., употр. сравн. часто 1. Раненым называют того, кто получил ранение. Раненый лейтенант, боец. | Раненый фехтовальщик. | Раненый лось. |. смотреть
РАНЕНЫЙ
I ра/неныйприл. Раненых солдат вылечили. II ра/неный Р. ра/неного Синонимы: варедный, зацепленный, изувеченный, изуродованный, инвалид, искалеченный. смотреть
РАНЕНЫЙ
1. ра́неный, ра́неная, ра́неное, ра́неные, ра́неного, ра́неной, ра́неного, ра́неных, ра́неному, ра́неной, ра́неному, ра́неным, ра́неный, ра́неную, ра́неное, ра́неные, ра́неного, ра́неную, ра́неное, ра́неных, ра́неным, ра́неной, ра́неною, ра́неным, ра́неными, ра́неном, ра́неной, ра́неном, ра́неных, ра́нен, ра́нена, ра́нено, ра́нены, ра́ненее, пора́ненее, ра́неней, пора́неней 2. ра́неный, ра́неные, ра́неного, ра́неных, ра́неному, ра́неным, ра́неного, ра́неных, ра́неным, ра́неными, ра́неном, ра́неных (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: варедный, зацепленный, изувеченный, изуродованный, инвалид, искалеченный, калека, легкораненый, недобиток, обезображенный, поврежденный, подстреленный, пораненный, поцарапанный, травматизированный, травмированный, увечный, укушенный, царапнутый. смотреть
РАНЕНЫЙ
1) Орфографическая запись слова: раненый2) Ударение в слове: р`аненый3) Деление слова на слоги (перенос слова): раненый4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть
РАНЕНЫЙ
1) сущ. м. blessé m2) прил. blessé раненый боец — soldat blesséсерьезно раненый — grièvement blesséСинонимы: варедный, зацепленный, изувеченный, изуро. смотреть
РАНЕНЫЙ
yaralı, yaralanan тж. → сущ., месть ра́неные? — yaralananlar oldu mu?Синонимы: варедный, зацепленный, изувеченный, изуродованный, инвалид, искалеченны. смотреть
РАНЕНЫЙ
1) прил. verwundet, verletzt 2) в знач. сущ. м Verwundete sub m Синонимы: варедный, зацепленный, изувеченный, изуродованный, инвалид, искалеченный, ка. смотреть
РАНЕНЫЙ
прил.injured; wounded сущ. injured (wounded) manбыть смертельно раненым — to be fatally (mortally) injured (wounded)Синонимы: варедный, зацепленный, и. смотреть
РАНЕНЫЙ
прил.1) 受伤的 shòushāngde, 负伤的 fùshāngde2) в знач. сущ. м 受伤的人 shòushāngde rén; 伤员 shāngyuánСинонимы: варедный, зацепленный, изувеченный, изуродованный. смотреть
РАНЕНЫЙ
раненыйפָּצוּעַ זו”ת* * *חבוטמוכהנעלבנפגעפגועפצועפצעСинонимы: варедный, зацепленный, изувеченный, изуродованный, инвалид, искалеченный, калека, легкор. смотреть
РАНЕНЫЙ
прл(м) ferido (m)Синонимы: варедный, зацепленный, изувеченный, изуродованный, инвалид, искалеченный, калека, легкораненый, недобиток, обезображенный, . смотреть
РАНЕНЫЙ
• смертельно раненый• тяжело раненыйСинонимы: варедный, зацепленный, изувеченный, изуродованный, инвалид, искалеченный, калека, легкораненый, недобито. смотреть
РАНЕНЫЙ
прил., м. ferito m легко / тяжело раненый — ferito leggero / grave раненый в ногу — ferito alla gamba Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: варедный, зацепленный, изувеченный, изуродованный, инвалид, искалеченный, калека, легкораненый, недобиток, обезображенный, поврежденный, подстреленный, пораненный, поцарапанный, травматизированный, травмированный, увечный, укушенный, царапнутый. смотреть
РАНЕНЫЙ
раненый 1. прил. verwundet, verletzt 2. в знач. сущ. м Verwundete sub mСинонимы: варедный, зацепленный, изувеченный, изуродованный, инвалид, искалечен. смотреть
РАНЕНЫЙ
ра’неный, ра’неная, ра’неное, ра’неные, ра’неного, ра’неной, ра’неного, ра’неных, ра’неному, ра’неной, ра’неному, ра’неным, ра’неный, ра’неную, ра’неное, ра’неные, ра’неного, ра’неную, ра’неное, ра’неных, ра’неным, ра’неной, ра’неною, ра’неным, ра’неными, ра’неном, ра’неной, ра’неном, ра’неных, ра’нен, ра’нена, ра’нено, ра’нены, ра’ненее, пора’ненее, ра’неней, пора’неней. смотреть
РАНЕНЫЙ
р’аненый 1, прил.Синонимы: варедный, зацепленный, изувеченный, изуродованный, инвалид, искалеченный, калека, легкораненый, недобиток, обезображенный, . смотреть
РАНЕНЫЙ
såret, tilskadekommenСинонимы: варедный, зацепленный, изувеченный, изуродованный, инвалид, искалеченный, калека, легкораненый, недобиток, обезображенн. смотреть
РАНЕНЫЙ
1) сущ. м. blessé m 2) прил. blessé раненый боец — soldat blessé серьёзно раненый — grièvement blessé
РАНЕНЫЙ
sebesültСинонимы: варедный, зацепленный, изувеченный, изуродованный, инвалид, искалеченный, калека, легкораненый, недобиток, обезображенный, поврежден. смотреть
РАНЕНЫЙ
раненый сущ.муж.одуш. (1)мн.род.народные черты, приезд государя, обоз раненых, рассказ о битве Бородинской.1812.
РАНЕНЫЙ
раненыйverwundetСинонимы: варедный, зацепленный, изувеченный, изуродованный, инвалид, искалеченный, калека, легкораненый, недобиток, обезображенный, п. смотреть
РАНЕНЫЙ
сущ. ранены, муж., паранены, муж.противник потерял ранеными тысячу человек — праціўнік страціў раненымі (параненымі) тысячу чалавек прил. ранены, па. смотреть
РАНЕНЫЙ
РАНЕНЫЙ раненая, раненое. Имеющий рану, получивший ранение. Раненый Дубровский лежал на походной кровати. Пушкин. В палате лежало несколько раненых бойцов. || в знач. сущ. раненый, раненого, м. Раненый человек. Повозки с ранеными.
РАНЕНЫЙ
раненый подстреленный, травматизированный, увечный, травмированный, укушенный, искалеченный, изуродованный, поцарапанный, пораненный, поврежденный, легкораненый, царапнутый, изувеченный, обезображенный, калека, инвалид
РАНЕНЫЙ
Ударение в слове: р`аненыйУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: р`аненый
РАНЕНЫЙ
Ранены, противник потерял ранеными тысячу человек — праціўнік страціў раненымі (параненымі) тысячу чалавек ранены, паранены, раненый боец быстро поправлялся — ранены (паранены) баец хутка папраўляўся. смотреть
РАНЕНЫЙ
человек, получивший открытое повреждение в результате воздействия механического поражающего агента, чаще стрелкового или холодного оружия, боеприпасов . смотреть
РАНЕНЫЙ
раненый — человек, получивший открытое повреждение в результате воздействия механического поражающего агента, чаще стрелкового или холодного оружия, боеприпасов взрывного действия.
Источник
Урок русского языка на тему «Основные способы образования слов в русском языке» (6 класс).
Русский язык. 6 класс. Урок № 6.
§ 6. Основные способы образования слов в русском языке.
Цель: сформировать представление об основных способах образования слов в русском языке.
познавательные : познакомиться с основными способами образования слов в русском языке.
регулятивные : развивать произвольное внимание, абстрактное мышление, долговременную зрительную и слуховую память, моторную и слуховую память.
коммуникативные : воспитывать любовь и уважение к предмету, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, наблюдательность, уважение к общечеловеческим ценностям.
Словообразование – раздел науки о языке, который изучает способы образования слов.
Способы образования слов:
При ехать ехать
мячик мяч
За морский море
Переход переходить
5. Сложение основ:
Луноход Луна, ходить.
6. Сложение слов:
Диван-кровать, парнишка-боец, ракета-носитель.
7. Переход из одной части речи в другую:
Ванная комната ванная.
вуз высшее учебное заведение.
МГУ Московский государственный университет.
Словообразовательная цепочка — это ряд однокоренных слов, показывающий последовательность их образования.
Водянистый водяной вода.
Задание № 1: распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:
(1) Каменщик, (2) зашел, (3) прибрежный, (4) диван-кровать, (5) ванная, (6) парнишка-боец, (7) зимний, (8) перебежка, (9) столовая, (10) рассмешить, (11) ракета-носитель, (12) моржовый, (13) подснежник, (14) новенький, (15) приехать.
Ключ (см. презентацию):
сложение основ и слов
переход одной части речи в другую
Задание № 2: из данного перечня выпишите только те слова, которые образованы приставочным способом:
Слова для справок: (1) березовый, (2) слёт, (3) Ленинград, (4) тишина, (5) рассвет, (6) подснежник, (7) сбить, (8) моржовый, (9) вертолет, (10) столовая, (11) приговаривать, (12) вечнозеленый, (13) вздох, (14) подгруппа, (15) прохожий, (16) сверхмощная, (17) загородный, (18) меч-рыба, (19) стенгазета, (20) рабочий, (21) платочек, (22) выдумать.
сложение основ и слов
переход из одной части речи в другую
Задание № 3: а) от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:
(1) газета — газетчик; летчик, наводчик, переводчик.
(2) мяч — мячик; мячик, шарик, топорик.
(3) почет — почетный; грамотный, знатный, платный.
(4) рад — радость; внешность, бледность, жалость.
(5) день — денёчек; замочек, мешочек, платочек.
(6) садовый — садовник; печник, ученик, лесник.
(7) сказка — сказочка; лавочка, саночки, баночка.
(8) умный — умненький; беленький, серенький, тоненький.
Задание № 4: распределите слова в две колонки: 1) слова, образованные приставочным способом, 2) слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):
(1) Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать.
Задание № 5: назовите способ образования слов, выделенных жирным шрифтом:
(1) Славный – бесславный, (2) двор – дворец, (3) барабан – барабанщик, (4) беру – разберу, (5) дно – бездонный, (6) выходить – выход.
(1) Славный – бес/славный (приставочный),
(2) двор – двор/ец (суффиксальный),
(3) барабан – барабан/щик (суффиксальный),
(4) беру – раз/беру (приставочный),
(5) дно – без/дон/н/ый (приставочно-суффиксальный),
(6) выходить – выход (бессуфиксный).
Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложное слово:
(1) Вода, проводить; (2) ловить, рыба; (3) копать, земля; (4) строить, самолеты; (5) газ, проводить; (6) лед, колоть; (7) общий, жить; (8) атом, ходить; (9) буря, ломать; (10) путь, шествовать; (11) луна, ходить; (12) вода, падать.
(1) Вода, проводить — водопровóд.
(2) ловить, рыба — рыболов.
(3) копать, земля — землекоп.
(4) строить, самолеты — самолетостроитель.
(5) газ, проводить — газопровóд.
(7) общий, жить — общежитие.
(8) атом, ходить — атомоход.
(9) буря, ломать — бурелом.
(10) путь, шествовать — путешествие.
(11) луна, ходить — луноход.
(12) вода, падать – водопад.
Задание № 7: к каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию (в полученных словах выделите суффиксы):
(1) Барабан, (2) табун; (3) трактор, (4) журнал; (5) программа, (6) артиллерия; (7) учить, (8) воспитать.
(1) Барабан – барабан/щик, (2) табун – табун/щик, (3) трактор – трактор/ист, (4) журнал — журнал/ист, (5) программа – программ/ист, (6) артиллерия – артиллер/ист, (7) учить – учи/тель, (8) воспитать – воспита/тель.
Задание № 8: от данных существительных суффиксальным способом образуйте прилагательные:
(1) Интерес, (2) учеба, (3) гигант, (4) стихия, (5) магистраль.
(1) Интерес – интерес/н/ый, (2) учеба – учеб/н/ый, (3) гигант – гигант/ск/ий, (4) стихия – стихий/н/ый, (5) магистраль – магистраль/н/ый.
Задание № 9: восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:
(1) Давний .
недавно; (2) теннис
.
теннисистка; (3) велосипед
.
велосипедистка; (4) блистать
.
блистательность; (5) разделить
.
разделительный.
(1) Давний . (недавний)
недавно;
(2) теннис . (теннисист)
теннисистка;
(3) велосипед . (велосипедист)
велосипедистка;
(4) блистать . (блистательный)
блистательность;
(5) разделить . (разделитель)
разделительный.
Задание № 10: в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?
(1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал.
(2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется.
(3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко.
(4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
(1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (Прилагательное — существительное).
(2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (Существительное – прилагательное).
(3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (Прилагательное — существительное).
(4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм. (Существительное – прилагательное).
Упражнения №№ 36, 38.
Морфемика и словообразование
Задание № 1: распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:
(1) Каменщик, (2) зашел, (3) прибрежный, (4) диван-кровать, (5) ванная, (6) парнишка-боец, (7) зимний, (8) перебежка, (9) столовая, (10) рассмешить, (11) ракета-носитель, (12) моржовый, (13) подснежник, (14) новенький, (15) приехать.
Задание № 2: из данного перечня выпишите только те слова, которые образованы приставочным способом:
Слова для справок: (1) березовый, (2) слёт, (3) Ленинград, (4) тишина, (5) рассвет, (6) подснежник, (7) сбить, (8) моржовый, (9) вертолет, (10) столовая, (11) приговаривать, (12) вечнозеленый, (13) вздох, (14) подгруппа, (15) прохожий, (16) сверхмощная, (17) загородный, (18) меч-рыба, (19) стенгазета, (20) рабочий, (21) платочек, (22) выдумать.
Задание № 3: а) от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:
Задание № 4: распределите слова в две колонки: 1) слова, образованные приставочным способом, 2) слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):
(1) Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать.
Задание № 5: назовите способ образования слов, выделенных жирным шрифтом:
(1) Славный – бесславный, (2) двор – дворец, (3) барабан – барабанщик, (4) беру – разберу, (5) дно – бездонный, (6) выходить – выход.
Морфемика и словообразование
Задание № 1: распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:
(1) Каменщик, (2) зашел, (3) прибрежный, (4) диван-кровать, (5) ванная, (6) парнишка-боец, (7) зимний, (8) перебежка, (9) столовая, (10) рассмешить, (11) ракета-носитель, (12) моржовый, (13) подснежник, (14) новенький, (15) приехать.
Задание № 2: из данного перечня выпишите только те слова, которые образованы приставочным способом:
Слова для справок: (1) березовый, (2) слёт, (3) Ленинград, (4) тишина, (5) рассвет, (6) подснежник, (7) сбить, (8) моржовый, (9) вертолет, (10) столовая, (11) приговаривать, (12) вечнозеленый, (13) вздох, (14) подгруппа, (15) прохожий, (16) сверхмощная, (17) загородный, (18) меч-рыба, (19) стенгазета, (20) рабочий, (21) платочек, (22) выдумать.
Задание № 3: а) от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:
Задание № 4: распределите слова в две колонки: 1) слова, образованные приставочным способом, 2) слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):
(1) Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать.
Задание № 5: назовите способ образования слов, выделенных жирным шрифтом:
(1) Славный – бесславный, (2) двор – дворец, (3) барабан – барабанщик, (4) беру – разберу, (5) дно – бездонный, (6) выходить – выход.
Морфемика и словообразование
Задание № 1: распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:
(1) Каменщик, (2) зашел, (3) прибрежный, (4) диван-кровать, (5) ванная, (6) парнишка-боец, (7) зимний, (8) перебежка, (9) столовая, (10) рассмешить, (11) ракета-носитель, (12) моржовый, (13) подснежник, (14) новенький, (15) приехать.
Задание № 2: из данного перечня выпишите только те слова, которые образованы приставочным способом:
Слова для справок: (1) березовый, (2) слёт, (3) Ленинград, (4) тишина, (5) рассвет, (6) подснежник, (7) сбить, (8) моржовый, (9) вертолет, (10) столовая, (11) приговаривать, (12) вечнозеленый, (13) вздох, (14) подгруппа, (15) прохожий, (16) сверхмощная, (17) загородный, (18) меч-рыба, (19) стенгазета, (20) рабочий, (21) платочек, (22) выдумать.
Задание № 3: а) от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:
Задание № 4: распределите слова в две колонки: 1) слова, образованные приставочным способом, 2) слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):
(1) Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать.
Задание № 5: назовите способ образования слов, выделенных жирным шрифтом:
(1) Славный – бесславный, (2) двор – дворец, (3) барабан – барабанщик, (4) беру – разберу, (5) дно – бездонный, (6) выходить – выход.
Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложносокращенное слово:
(1) Вода, проводить; (2) ловить, рыба; (3) копать, земля; (4) строить, самолеты; (5) газ, проводить; (6) лед, колоть; (7) общий, жить; (8) атом, ходить; (9) буря, ломать; (10) путь, шествовать; (11) луна, ходить; (12) вода, падать.
Задание № 7: к каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию (в полученных словах выделите суффиксы):
(1) Барабан, (2) табун; (3) трактор, (4) журнал; (5) программа, (6) артиллерия; (7) учить, (8) воспитать.
Задание № 8: от данных существительных суффиксальным способом образуйте прилагательные:
(1) Интерес, (2) учеба, (3) гигант, (4) стихия, (5) магистраль.
Задание № 9: восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:
(1) Давний .
недавно; (2) теннис
.
теннисистка; (3) велосипед
.
велосипедистка; (4) блистать
.
блистательность; (5) разделить
.
разделительный.
Задание № 10: в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?
(1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложносокращенное слово:
(1) Вода, проводить; (2) ловить, рыба; (3) копать, земля; (4) строить, самолеты; (5) газ, проводить; (6) лед, колоть; (7) общий, жить; (8) атом, ходить; (9) буря, ломать; (10) путь, шествовать; (11) луна, ходить; (12) вода, падать.
Задание № 7: к каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию (в полученных словах выделите суффиксы):
(1) Барабан, (2) табун; (3) трактор, (4) журнал; (5) программа, (6) артиллерия; (7) учить, (8) воспитать.
Задание № 8: от данных существительных суффиксальным способом образуйте прилагательные:
(1) Интерес, (2) учеба, (3) гигант, (4) стихия, (5) магистраль.
Задание № 9: восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:
(1) Давний .
недавно; (2) теннис
.
теннисистка; (3) велосипед
.
велосипедистка; (4) блистать
.
блистательность; (5) разделить
.
разделительный.
Задание № 10: в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?
(1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложносокращенное слово:
(1) Вода, проводить; (2) ловить, рыба; (3) копать, земля; (4) строить, самолеты; (5) газ, проводить; (6) лед, колоть; (7) общий, жить; (8) атом, ходить; (9) буря, ломать; (10) путь, шествовать; (11) луна, ходить; (12) вода, падать.
Задание № 7: к каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию (в полученных словах выделите суффиксы):
(1) Барабан, (2) табун; (3) трактор, (4) журнал; (5) программа, (6) артиллерия; (7) учить, (8) воспитать.
Задание № 8: от данных существительных суффиксальным способом образуйте прилагательные:
(1) Интерес, (2) учеба, (3) гигант, (4) стихия, (5) магистраль.
Задание № 9: восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:
(1) Давний .
недавно; (2) теннис
.
теннисистка; (3) велосипед
.
велосипедистка; (4) блистать
.
блистательность; (5) разделить
.
разделительный.
Задание № 10: в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?
(1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник