Партия 2017 г. Марксизм. Рабовл-й способ произ-ва
Партия 2017 г. Марксизм и рабовладельческий строй. Рабовладельческий способ производства.
Этот материал будет выполнен в форме конспекта ( с рассуждениями по теме). При прочтении что-то из вопроса прояснится дополнительно, ибо основная позиция проекта уже сформирована. Возможно, что по результатам дополнительной работы она получит уточнения. Объём материала о рабовладельческом строе, взятом с ресурса «Энциклопедия марксизма» довольно объёмный и структурированный. Хотелось в один шаг обработать, но уже беглый просмотр материала изменил намерение. Придётся работать в полной структуре материала и по всему составу мелких вопросов и разъяснений. Предварительная позиция проекта: рабовладельческий строй или широкое распространение рабства в отдельных регионах являются результатами функционирования власти — её агрессивного саморазвития, по своему существу рабовладельческий строй не является и прогрессивной формой развития, зато в нём в предельной форме проявляется отторжение человеческого от самого человека. Рабовладение предстаёт в форме властного ограничения неотъемлемых прав человека и принуждения его к каторжному труду. надо разбираться с нюансами.
Итак, энциклопедия марксизма.
Рабовладельческий строй
Рабовладельческий строй пришёл на смену первобытно-общинному строю и представлял собой первую в истории человеческого общества общественно-экономическую формацию, основанную на эксплуатации человека человеком.
( Действительно, рабовладение представляет механизм эксплуатации людей в прямом смысле: в структуре жизненного времени рабочая составляющая увеличивается до физического предела, соответственно, социальная — опускается до физиологического минимума и сам человек в состоянии раба предстаёт почти как средство производства)
Будучи первой формой эксплуатации, рабство являлось открыто насильственным принуждением к труду производителей — рабов, находившихся в собственности владельцев средств производства — рабовладельцев и использовавшихся в их хозяйствах для производства прибавочного продукта.
(Особенность марксистов, сводить воедино властно-организационные и производственные отношения , отсюда просматривать прибавочный продукт- не выплаченную заработную плату и делать такое обстоятельство принципиально-негативным фактором почти всех способов производства. Не совсем корректно и к форме и к содержанию. Категорически осуждая рабовладение, проекту, между тем, придётся внимательно рассмотреть структуру стоимости в ситуационных аспектах изменения при переходе продукции из сферы производственных отношений в сферу организационно-властных. не сложно понять, что производственные отношения формируют себестоимостью, властно-организационные — стоимость.)
Рабовладельческое общество явилось первым в истории классовым обществом. С появлением рабовладельческого общества вся история человеческого общества стала историей классов: рождения и формирования одних, разложения и гибели других, историей непримиримой классовой борьбы.
Содержание (скрыть)
1.;Возникновение рабовладельческого способа производства
Рабство возникло на поздней ступени развития доклассового общества, когда имущественное неравенство и частнособственнические отношения стали наиболее действенным стимулом классообразования.
Все эти условия стали складываться ещё в период разложения первобытнообщинного строя.
Начальной, наиболее примитивной формой рабства было так называемое
патриархальное рабство, когда рабы входили во владевшую ими семью как бесправные её члены, жили обычно под одной крышей с хозяином и выполняли такую же работу, что и остальные члены семьи.
В условиях рабовладельческого способа производства рабовладелец и члены его семьи полностью освобождаются от участия в процессе труда, и производство осуществляется исключительно силами рабов.
(Мне кажется, что у людей, которые выдумали такое определение как «рабовладельческий способ производства» политический цинизм был качеством мышления. Такой строй выступает у них как как норма определённого исторического времени и форма прогрессивного развития. Это ничто иное как ересь политологического формата)
Рабовладелец живет за счёт эксплуатации рабов и присвоения результатов их труда. Начинал складываться и развёртываться процесс своеобразного первоначального накопления различного рода богатств в виде денег, рабочего скота, земли, орудий труда и рабочей силы рабов у рождающегося класса рабовладельцев.
По словам Фридриха Энгельса, «прежде чем рабство становится возможным, должна быть уже достигнута известная ступень в развитии производства и известная ступень неравенства в распределении. ( Очередной пример несусветной чуши, и с ней все согласны, догм как ы эти повторяют как классику политэкономии, которую рассаживали в головы десятков миллионов человек — её и разносили по всему миру как высокое знание.)
А для того чтобы рабский труд стал господствующим способом производства целого общества, требуется ещё гораздо более значительное повышение уровня производства, торговли и накопления богатств… Принуждение человека к подневольной службе, во всех его формах, предполагает, что принуждающий имеет в своём распоряжении средства труда, с помощью которых он только и может использовать порабощённого, а при существовании рабства — сверх того — жизненные средства, необходимые для поддержания жизни раба» . (Ода рабству, которую написал Энгельс.)
Главным средством присвоения и концентрации богатств и рабочей силы рабов были захватнические, грабительские войны, ставшие своеобразным промыслом, дающим пленников и материальные ценности. Одним из важных факторов, стимулирующих процесс классообразования, было скотоводство, т. к. оно легче, чем земледелие, давало устойчивый прибавочный продукт, что приводило к накоплению такого продукта сначала у племени в целом, а затем у отдельных семей внутри племени (скот был всеобщим эквивалентом обмена в древности). Большую роль в установлении рабовладельческого способа производства сыграло развитие товарно-денежных отношений, в условиях роста которых складывалась другая форма порабощения — долговое рабство. Эксплуатация человека человеком принимает всё более жестокие формы. Рабы принуждаются к труду под страхом смерти, физического уничтожения. Возрастают масштабы рабовладельческих хозяйств и количество применяемой рабочей силы.
Рабовладельческое хозяйство завоёвывает господствующее экономическое положение. Новые формы хозяйства, основанные на применении труда рабов, побеждают старые формы благодаря более высокой производительности труда. ( Всё перепутано — это насильственное присвоение жизни человека. Присваивается и работника как деятельного выражения жизни вместе с результатом. Присвоение и дало накопление. Всё вместе — производная властно-экономического насилия, не более того. )
С делением общества на классы между ними начинают складываться новые по своему характеру общественно-экономические отношения. Отношения сотрудничества и взаимопомощи, типичные для первобытно-общинного строя, сменяются отношениями вражды, ожесточённой и непримиримой классовой борьбы между угнетёнными и угнетателями.
Возникает политика, выражающая в концентрированном виде экономические интересы рабовладельцев. Появляется рабовладельческое государство как аппарат насилия, подавляющий сопротивление эксплуатируемых и защищающий интересы рабовладельцев.
( Полагаю, что не государство появляется, а рабовладение начинает признаваться в качестве определённого вида отношений. Теория о политических классах – очередной вымысел политологического плана. В действительности есть социум как совокупность живущих людей и власть над ним, сформировавшаяся по отдельным территориям. Захват властью территории равнозначен и захвату социальной среды. Социум стратифицируется по доходности и имущественному состоянию, властные лица — по занимаемому уровню в во властной иерархии – в государственном и экономическом устройстве. Да, власть организована, но никакой другой организации, которую можно представить, как политический класс, просто нет. Соответственно нет и классовой борьбы. Вся политическая борьба представляет собой конкуренцию за право получения власти отдельными группами людей. Насилие в этом процессе всестороннее. Власть использует насилия для самоутверждения и самосохранения, поражая людей в экономических и социальных правах. Экономическое поражение – снижение доходности и материального обеспечения жизни, социальное — формирование тяжёлых условий жизни и общественного начала в организации жизни. От Рабовладельческого строя до социализма и суверезма — правило одно и другого быть не может. Все формации, так или иначе обозначены, но представляющие этапы в истории власти и формы её превалирования в социальной и экономической среде основаны на цивилизационной системности властного уложения. При крайнем социальном ухудшении населения происходят восстания. В случае успешного проведения, его организаторы становятся новой властью. Каждая власть, превалирующая над социумом, живёт общими для власти интересами и понятиями, в соответствие с ними принимаются и законы.)
Источник
Экономика
Рабовладельческий способ производства
Рабовладельческий способ производства — первый в истории человечества общественный способ производства, основанный на антагонизме классов (см. Классы общественные) и эксплуатации человека человеком. Основными антагонистическими классами при рабовладельческом способе производства были рабовладельцы и рабы. Кроме того, существовали свободные крестьяне, ремесленники и купцы.
Возникновение рабства имело предпосылки, коренившиеся в развитии производительных сил в первобытном обществе: повышение производительности труда людей до такой степени, что стал создаваться прибавочный продукт; упрочение частной собственности на средства производства и имущественного неравенства. Сложился рабовладельческий способ производства к тому времени, когда в материальном производстве начали использовать рабов как основную, массовую производительную силу, произошел раскол общества на классы рабов и рабовладельцев, возникло государство как орган власти рабовладельцев. Высшего своего развития рабовладельческий способ производства достиг в Древней Греции и Древнем Риме.
Ряд народов миновал эту формацию, перейдя из первобытнообщинного строя непосредственно в феодальный. Производственные отношения рабовладельческого строя основывались на собственности рабовладельцев на средства производства и основных тружеников — рабов. Рабы были собственностью одного хозяина или коллективного владельца (общины, храма, государства). Они подвергались открытой эксплуатации путем внеэкономического принуждения. Рабовладельцы распоряжались жизнью рабов, отбирали у них не только прибавочный продукт, но и часть необходимого продукта.
Ряды рабов пополнялись главным образом в результате войн и частично за счет разорившихся крестьян и ремесленников. Хозяйство носило в основном замкнутый, натуральный характер, однако развивавшееся разделение труда и обмен привели к зарождению товарного производства. Прибавочный продукт, создаваемый каждым отдельным рабом, был незначительным. Но общая масса прибавочного продукта при эксплуатации большого количества рабов и исключительной дешевизне их труда была относительно велика. Рабовладельцы не занимались непосредственно производительным трудом, вели паразитический образ жизни. Отдельные представители этого класса занимались математикой, астрономией и другими науками, их практическое применение способствовало в некоторой степени развитию производства.
Рабовладельческий способ производства по сравнению с первобытнообщинным был прогрессивной ступенью общественного развития. Он обеспечил некоторый прогресс в производстве новых орудий труда, при нем расширилась кооперация труда, развивались производительные силы, было положено начало выделению науки, искусства как особой деятельности. В дальнейшем рабовладельческий строй превратился в тормоз развития общества. Рабы не были заинтересованы в раз-питии производительных сил, их эксплуатация не обеспечивала часто даже простого воспроизводства.
Рабовладельческое общество носило в себе глубокие антагонистические противоречия, которые подготовили его гибель. Это прежде всего основное противоречие этого общества — между рабами и рабовладельцами — и связанные с ним противоречия между крупным производством рабовладельцев и мелким хозяйством свободных тружеников, между умственным и физическим трудом, городом и деревней. Яркой формой противоречий рабовладельческого способа производства является классовая борьба между рабовладельцами и рабами, трудящимися и эксплуататорами. Она расшатывала рабовладельческий строй. Завоевания извне ускорили его гибель. На смену рабовладельческому способу производства пришел феодальный способ производства.
Опубликовано 25 июля 2012 14:35:16.
Источник
Производительные силы рабовладельческого общества
Технический базис рабовладельческого способа производства составляют металлические, сначала бронзовые (Египет, Вавилония), а затем железные орудия производства, например соха с железным сошником, а затем и железный плуг, влекомый животным (древняя Греция и Рим).
Рассматривая период разложения первобытного общества и возникновение рабовладельческого способа производства, Ф. Энгельс писал: «Железо сделало возможным полеводство на крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных пространств; оно дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из известных тогда металлов. Все это не сразу; первое железо бывало часто мягче бронзы. Каменное оружие поэтому исчезало лишь медленно; не только в песне о Гильдебранде, но и в сражении при Гастингсе в 1066 г. пускались еще в ход каменные топоры. Но прогресс продолжался теперь неудержимо, с меньшими перерывами и быстрее. Богатство быстро возрастало, но как богатство отдельных лиц; в ткачестве, в обработке металлов и в других ремеслах, все более и более обособлявшихся друг от друга, развивалось во все возраставшей степени разнообразие и искусство изготовления изделий; земледелие стало теперь давать наряду с хлебом, стручковыми растениями и плодами также масло и вино, изготовлению которых научились». (К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, 1948, стр. 295.)
Земледелие, скотоводство, ремесло (включая и добычу железной руды, золота и серебра) — три основных вида производства, характеризующих развитие общественного разделения труда рабовладельческого общества. В сельском хозяйстве на Востоке (Египет, Вавилония) сравнительно широко применялась ирригация (каналы, заградительные дамбы, водоемы, приспособления для подъема воды и т. д.), являвшаяся там важнейшей технической основой земледелия. В рабовладельческих обществах наряду с хлебопашеством широко культивировались садоводство (виноградарство, оливковые рощи) и огородничество.
Основными сельскохозяйственными орудиями в древней Греции и Риме являлись сначала соха, а затем плуг с железным сошником (без отвала), деревянная борона, деревянный или каменный каток, железный серп; в качестве тягловой силы использовались скот и рабы. В Греции существовала мельница с двухконусным жерновом, приводимая в действие ослом ила волом. В Риме во II в. н. э. были известны водяная мельница, двухпольный севооборот, искусственное удобрение, применявшиеся в латифундиях.
В античной Греции и Риме получили широкое развитие крупные сельскохозяйственные имения — латифундии, основанные на широком использовании труда рабов. Рядом с такими рабовладельческими латифундиями существовало и самостоятельное сельское хозяйство крестьян, которые все более и более разорялись и попадали в кабалу и рабство к крупным землевладельцам и кредиторам-ростовщикам.
Техника рудных предприятий в древней Греции и Риме была еще примитивна. Добыча руды велась сначала открытым способом, позже и закрытым, из шахт большой глубины. В качестве орудий для разбивки руды применялись ручной молот, клин и кайло. Переноска руды и доставка ее наверх производились преимущественно ручным способом. Руда размалывалась в ступах и мельницах и плавилась в специальных печах. Главной производительной силой были рабы.
В ремесленном производстве, как и в сельском хозяйстве, наряду с крупными мастерскими, основанными на применении труда иногда очень большого количества рабов, существовали и небольшие предприятия, на которых работало всего по нескольку свободных ремесленников. Но и в ремесле свободный труд все более и более вытеснялся трудом рабов, хотя этот процесс здесь совершался медленнее, чем в сельском хозяйстве.
Существовали мастерские с зачатками разделения труда: наиболее грубая и тяжелая работа выполнялась рабами, отделочная художественная обработка продукта производилась свободными ремесленниками. Ксенофонт, характеризуя развитие ремесла в Греции в начале IV в. до н. э., писал: «. в крупных городах. один делает только мужские башмаки, другой — только женские. В отдельных случаях один только шьет башмаки, другой только кроит для них кожу, или один только кроит платье, другой лишь соединяет вместе куски материи. Неизбежно, что тот, кто выполняет наиболее простую работу, выполняет ее наиболее совершенно. То же самое относится и к поварскому искусству». (См. К. Маркс, Капитал, т. I, 1949, стр. 374—375.)
Но эти зародыши своеобразных мануфактур не были типичными для античности; наиболее характерным было разделение труда не внутри мастерской, а между представителями различных видов ремесла: строителями, кожевниками, обувщиками, ткачами, плотниками, оружейниками, кузнецами, гончарами, ювелирами, мастерами по выделке предметов роскоши из слоновой кости и т. п.
Железные орудия труда, применявшиеся ремесленниками, были многообразны и специализированы. Тут наряду с простыми орудиями и инструментами уже видное место занимали элементарный, примитивный токарный станок и кузнечный мех.
Наибольшее развитие античная техника получила в области военного дела и в кораблестроении, в развитии военного и торгового флота. Так, знаменитая триэра, применявшаяся я военно-морском флоте греков в V в. и в эпоху эллинизма, сменяется затем пятиярусным кораблем-пентерой. Подобные корабли, снабженные боевыми башнями, таранами, метательными аппаратами, строились на специально оборудованных верфях. Большие суда типа корабля «Сиракузы», принадлежавшего сиракузскому тирану Гиерону, вмещали до 3—4 тыс. тонн груза. На каждом из таких кораблей могло разместиться до 600 воинов.
Развитие корабельного дела, а также строительство многоэтажных домов, дворцов, вилл, храмов, различных общественных зданий свидетельствуют о сравнительно высоком уровне строительной техники в античном мире.
Важнейшим показателем степени развития производительных сил в эпоху рабства является образование городов с населением в десятки и сотни тысяч человек, что в предшествующую эпоху не было возможно.
Источник