Использование нетрадиционных художественных техник в обучении дошкольников
Татьяна Щербина
Использование нетрадиционных художественных техник в обучении дошкольников
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).
О роли рисования в гармоничном развитии ребенка сказано уже немало. Рисуя,ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия рисованием вызывают у детей большой эмоциональный отклик. Вот почему так важно найти наиболее эффективные методы и приемы в работе с детьми.
Придавая особое значение разнообразию художественных техник и материалов, известный художник-педагог Я. Башилов сравнивает их с музыкальными инструментами. «Как плохой инструмент не стимулирует к определенным достижениям в музыке, так и бедный изоматериал не дает ребенку соответствующих импульсов в работе».
О завораживающих свойствах художественных материалов, об их притягательной силе для маленького ребенка, можно говорить очень много. Среди множества факторов, оказывающих определенное воздействие на характер замысла в детском рисунке, существенную роль играет своеобразие художественных техник и материалов: цвет, фактура, форма, способствующие созданию адекватного этим свойствам художественного образа.
Очень часто несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунках задуманное, адекватно изобразить предметы окружающего мира, и как следствие, затрудняет развитие познания. Ребенку-дошкольнику гораздо легче освоить метод рисования тычком, ладошкой, тампоном и т. д., нежели овладеть методом изображения предметов при помощи линии.
ПЕДАГОГИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ПОДМЕТИЛИ,ЧТО:
1. Овладение нетрадиционными способами рисования позволяют детям самостоятельно решать многие изобразительные задачи.
2. Развивает пространственное мышление.
3. Учит детей свободно выражать свой замысел.
4. Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
5. Учит детей работать с разнообразным материалом.
6. Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия.
7. Развивает творческие способности.
8. Развивает уверенность в собственных силах.
9. Развивает навыки мелких движений пальцев, кисти рук.
10. Развивает чувство фактурности и объемности.
11. Способствует формированию положительных черт характера как аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, активность, усидчивость.
В своей работе в этом направлении я пользуюсь методиками и рекомендациями следующих авторов:
И. А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»;
А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования»;
Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования».
СВОЮ РАБОТУ СТРОЮ НА СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПАХ:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации- обеспечивает развитие каждого ребенка.
Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности. Дети рисуют то, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.
Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, изображения.
Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении темы, без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
В работе с детьми по использованию нетрадиционных художественных техник решается ряд задач:
-Познакомить детей с разнообразными художественными материалами и их свойствами.
-Развивать умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной задаче.
-Учить использовать разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности.
-Воспитывать самостоятельность, инициативу, эстетический вкус.
-Развивать воображение, зрительную память, гибкость и быстроту мышления.
Работа с детьми может осуществляться в различных формах: на занятиях, в индивидуальной работе, в совместной деятельности педагога с детьми и как самостоятельная художественная деятельность детей.
Работа по ознакомлению с нетрадиционными техниками осуществляется поэтапно.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ с детьми по овладению любой художественной техникойвключает в себя следующие этапы:
1 этап-Знакомство с художественной техникой.
2 этап-Упражнения в художественной технике.
3 этап-Самостоятельный перенос знаний и умений в творческую деятельность.
Как правило, на первом этапе проходит первое знакомство с новой техникой, детям сообщаются новые знания о материалах, инструментах и способах изображения. Здесь же ребенку предоставляется возможность экспериментировать с материалом, самостоятельно изучить его свойства и признаки, экспериментирование с материалом вызывает у ребенка положительные эмоции.
На втором этапе дети непосредственно упражняются в использовании нетрадиционных техник (материалов, инструментов, в способах их применения). Отработка навыков в использовании различных материалов происходит на занятиях с различной тематикой. Таким образом, дети получают возможность прочно освоить данную технику. Упражнения детей в применении способов действий, направлены на репродуктивный способ познания и формирование обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений.
Как правило, данному этапу отводится 2-3 занятия в зависимости от сложности техники.
Третий этап включает в себя творческие занятия, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов на основе полученных знаний. Тематика этих занятий разнообразна, она побуждает детей к поиску наиболее выразительных средств для изображения своего замысла. На этом этапе происходит самостоятельный выбор ребенком средств для выражения своего замысла. Ребенку предоставляется большой выбор материалов и инструментов для адекватного воплощения образа.
Успех любого обучения и воспитания во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, побудить их к творческой деятельности, вызвать интерес, способствовать развитию самостоятельности, инициативы.
В своей деятельности мы используем широкоизвестные методы по классификации М. Н. Скаткина и И. Я.Лернера:
Объяснительно-иллюстративный метод как правило используется на первом этапе обучения детей нетрадиционным художественным техникам, когда педагог, используя разные средства, сообщает детям готовую информацию (объясняет детям как называется данный вид техники, как называется материал, как правильно пользоваться инструментом и т. д.).
Репродуктивный метод в основном используется на 2-ом этапе, когда ребенок не только усваивает информацию, но и учится действовать по образцу (например, сначала воспитатель показала как работать жесткой кистью, затем потренировались на отдельном листе бумаги, после этого создается образ с помощью данного приема). Таким образом, создаются условия для формирования умений и навыков путем упражнений. Действуя по предложенному образцу, дети приобретают умения и навыки использования знаний.
Частично-поисковый и исследовательский методы предполагают, что ребенок самостоятельно находит различные варианты для решения поставленной задачи, он выбирает материал и инструменты для выполнения данной работы, использует полученные знания (например, для того, чтобы изобразить пушистого цыпленка, ребенок сам выбирает инструмент, которым он будет работать).
В настоящее время в современной педагогике самый актуальный вопрос сегодня — вопрос о развивающем обучении. Именно поэтому методы и приемы в работе с детьми должны носить развивающий характер.
При использовании данных методов ребенок становится активным участником педагогического процесса, а не созерцателем и слушателем, он становится в ситуацию свободного выбора (темы, содержания, материала, способов и др., он учится сравнивать, анализировать, обобщать.
Практически на каждом занятии используется художественное слово, загадки, стихи, отрывки из детских произведений, которые помогают более тонкому, образному восприятию.
Метод проблемных вопросов ставит ребенка в ситуацию, когда ему необходимо подумать, проанализировать что-то, сравнить, что способствует активизации мыслительных процессов у ребенка.
Метод творческих заданий способствует развитию творческого воображения, фантазии, нестандартного мышления, уход от шаблонов, позволяет запустить у ребенка механизм обдумывания.
«Сказочная педагогика» — также один из действенных методов развивающего обучения. Самый любимый детский жанр — это сказка, поэтому использование сказочного сюжета на протяжении всего занятия, цикла занятий позволяет детям «входить» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации, способствует увлеченности деятельностью.
Очень часто на занятиях используется прием «оживления окружающего мира»,
который способствует развитию у ребенка образного восприятия, воображения, когда знакомые предметы (карандаш, кисточка) наделяются признаками живого, умеют разговаривать, переживать, радоваться.
Такой метод как нарочитая ошибка взрослого побуждает ребенка к самостоятельным суждениям, позволяет педагогу оценить степень осознанного овладения ребенком материала.
Особое внимание в своей работе мы уделяем оценке детских рисунков. Ведь интерес ребенка к рисованию во многом базируется на положительной оценке их творчества со стороны взрослых.
В педагогической практике нельзя забывать, что дети творят соответственно собственным потребностям, а не на показ, и неверно ориентировать их только на результат, подменяя поиск образцом, творчество-исполнением, желание-принуждением. В оценке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творчество ребенка, а не послушное репродуцирование. Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребенок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушаются творческие права ребенка, неверно ориентируется его художественная деятельность и наносится ущерб его целостному личностному развитию. Это необходимо понимать и помнить всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.
«Бабочки» (монотипия) Уважаемые коллеги,я работаю педагогом доп образования по ИЗО в дет саду полтора года, за это время стараюсь сделать свои занятия увлекательными.
Проект «Волшебные отпечатки» Проект «Волшебные отпечатки» Подготовила: Ильина Галина Сергеевна Воспитатель МДОУ д/с КВ №8 «Сказка» Семинар для педагогов 13 нояря 2013.
Источник
Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста
Надежда Виноградова
Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста
Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми, как средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников
Автор: Виноградова Надежда Федоровна
Организация: ГБДОУ детский сад №111
Населенный пункт: г. Санкт- Петербург
Проблеме эффективности дошкольного образования и, в частности, вопросу организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста уделяется большое внимание в педагогической теории и практике, чему свидетельство множество работ и специальных исследований, посвященных данной тематике.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что постоянные изменения в дошкольном образовании, введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, новых программ, постоянно требуют от воспитателя новых форм организации образовательного процесса, которые были бы целесообразны и эффективны в современных условиях и были бы интересны детям.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры, среди которых имеются характеристики познавательного развития ребёнка на уровне завершения дошкольного образования: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. С учетом объективных изменений, происходящих в стране, надо признать, что проблема развития нетрадиционных форм образовательной деятельности дошкольников как одной из форм познавательной активности, выдвигается на передний план.
В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формыорганизации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использоватьпо своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо. Широко используется в современном дошкольном образовании метод проектов, экспериментирование (опыты, коллекционирование.
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.
Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка, в процессе чего основополагающие законы природы выводятся ребёнком самостоятельно, как результат постановки опыта, проведённого наблюдения.
При грамотно организованной исследовательской деятельности, у детей уже в детском саду, перед поступлением в 1 класс, будут сформированы интеллектуальные умения.
Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
В мини — лаборатории (центре науки)могут быть выделены зоны:
— для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.);
— для выращивания растений;
— для хранения материалов (природного, «бросового»);
— для проведения опытов;
— для неструктурированных материалов (стол «песок — вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т. д.).
Приборы и оборудование,которые могут быть размещены в мини — лаборатории:
Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал, мельницы.
Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.
Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т. п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п.).
Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт.
Структура поисковой деятельности.
Принятие от взрослого или самостоятельное выдвижение детьми познавательных задач;
Выдвижение предположений (гипотез) о причинах явлений и способах решений познавательной задачи;
Отбор способов проверки возможных путей решения познавательной задачи;
Непосредственная проверка выбранных способов решения познавательной задачи;
Анализ полученных фактов и формирование выводов;
Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования.
Стимулы для положительной мотивации деятельности дошкольников.
Внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
Познавательный мотив (почему так).
Путешествие по карте, путешествие по «Реке времени».
Работа по схемам, планам, моделям.
Просмотр мультимедийных презентаций, мультфильмов.
Опыт –основной метод исследований. Это научный процесс, целенаправленное воздействие, при успешной реализации которого поддерживается или опровергается гипотеза.
Экспериментирование — метод исследования, осуществляемый для подтверждения гипотезы.
По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.)
Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Фронтальный метод – это, когда эксперимент проводят сами дети.
Отличие опыта от эксперимента:
Последовательность: эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить ее на практике.
Множественность: эксперимент – единичное исследование, опыт – множественное.
Результат – эксперимент заранее представляет, что должно получиться; опыт – может получиться что-то неизвестное.
Наблюдение – метод познания, при котором наблюдатель изучает свойства объекта и фиксирует их. Вмешательство в естественную среду минимально.
Путешествие по карте.
Задача – освоение пространственных схем и отношений.
— обсуждение и выбор пункта назначения,
— обозначение возможного маршрута, предположение, что можно встретить на пути;
— изучение растительного и животного мира, ландшафта, жизнедеятельности человека;
— составление схемы движения, анализ, что встретили.
Задача – освоение временных отношений (от прошлого к настоящему).
— выбор временного отрезка;
— признаки временного отрезка;
— растительный, животный мир, жизнедеятельность человека в то время;
— заполнение карты, «ленты времени», «Дневника путешествия во времени».
Коллекционирование — «систематизированное собирание однородных предметов, представляющий научный, художественный, литературный интерес».
Задача – освоение родовых отношений, поиск сходств и различий между объектами в ходе рассуждений, поиск возможных оснований для группировки.
Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка — это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если мама и папа поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное занятие — коллекционирование.
Коллекционирование – один из способов развития познавательной активности детей.
Наблюдение – основа чувственного познания мира.
Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира.
Классификация наблюдений и экспериментов.
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
— опыты с растениями;
— опыты с животными;
— опыты с объектами неживой природы;
— опыты, объектом которых является человек.
2.По месту проведения опытов:
— в групповой комнате;
— в лесу, в поле и т. д.
3.По количеству детей:
— индивидуальные (1—4 ребенка);
— групповые (5—10 детей);
— коллективные (вся группа).
4.По причине их проведения:
— поставленные в ответ на вопрос ребенка.
5.По характеру включения в педагогический процесс:
— эпизодические (проводимые от случая к случаю);
— кратковременные (от 5 до 15 минут);
— длительные (свыше 15 минут).
7.По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
— многократные, или циклические.
8.По месту в цикле:
— заключительные и итоговые.
9.По характеру мыслительных операций:
— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
10.По характеру познавательной деятельности детей:
— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
— решение экспериментальных задач.
11.По способу применения в аудитории:
Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Классификация экологических игр:
Классификация экологических игр.
При классификации экологических игр необходимо учитывать следующие принципы:
тематического распределения содержания;
формы организации и меры регламентации;
По специфическим характеристикам выделяются творческие игры и игры с правилами,которые в свою очередь делятся на подгруппы:
Игры с правилами:
По тематическому распределению содержания существует следующая классификация:
игры на тему «Живая природа»;
игры на тему «Неживая природа».
По формеорганизации и мере регламентации выделяют:
самостоятельную игровую деятельность ребенка;
совместную с педагогом игровую деятельность.
По направленности действий:
игры с перевоплощением;
Экскурсии — один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.
По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.
Содержание экскурсий, структура.
индивидуальное, самостоятельное наблюдение детей,
игры детей с собранным материалом,
заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.
Метод наглядного моделирования.
В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются и интенсифицируются процессы восприятия этой информации. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным и динамичным. Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования (реального, математического, наглядного, символьного, мысленного). Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности человека любого возраста.
Метод наглядного моделирования (макетирования) развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия.
Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Метод проектов. Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.
Работа с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
прогулки с участие родителей;
изготовление макетов, газет, наглядных пособий; демонстрация детьми результатов опытов, проведенных с родителями дома (изготовление мыла и др.);
участие родителей в создании познавательно-развивающей среды в группе.
Итак, специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В заключение хочется процитировать слова К. Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста «Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста» «Человек по натуре своей – художник. Он.
Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.
Использование нетрадиционных форм работы с родителями по правовому воспитанию. «Сказочный суд» (фотоотчет) Сегодня вашему вниманию будет представлена одна из нетрадиционных форм работы с родителями на тему «Защита прав и достоинств ребёнка» –театральное.
Использование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗ Приступая к работе по развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать у него сильный плавный ротовой выдох. При.
Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста «Ангелок» Доброго времени суток! Вновь я с вами, мои друзья и гости странички! Сегодня хочу представить вашему вниманию работы моих самых маленьких.
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста «На катке» Усидеть сегодня дома Я, конечно же, не мог. Прихватив коньки с собою, Я примчался на каток. На коньках я словно птица Как стрела бегу.
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми подготовительного возраста «Гроздь винограда» Коллеги, представляю вашему вниманию рисунок «Гроздь винограда», который мы выполнили с детьми подготовительного возраста в нетрадиционной.
Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии,.
Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: — познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; — совершенствовать педагогическое мастерство; — способствовать.
Источник